«Формирование читательской компетентности через партнерство семьи и школы»
МОУ «Школа №80 г. Донецка»
Мамченко Наталья Ивановна
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит Донецкой Народной Республике стать конкурентно-способным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решений этих стратегических задач важнейшими качествами жизни становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решение, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течении всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы-раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высоко технологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. В первую очередь, необходима общая модель предоставления образовательных услуг. Современные руководители детских учреждений - это люди, стремящиеся получить максимальный эффект с минимальными затратами времени. Соответственно, они предъявляют жесткие требования к качеству образовательных услуг. Эффективные и доступные методы подачи информации, квалифицированные преподаватели, комфортная психологическая атмосфера – это то, что нужно современным педагогам, участвующим в семинарах и образовательных программах. Более того, думаю, что в будущем станет распространенной практика приглашения российских и зарубежных педагогов непосредственно в школы для обучения руководящих кадров в соответствии с конкретной спецификой передового опыта. Задачей школ в этом случае будет являться обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами, руководителем и родителем. От чего зависит эффективность работы по новым стандартам? Согласно Государственного образовательного стандарта, мы – педагоги, должны развивать различные компетентности обучающихся на своих уроках, способствовать формированию УУД. Так, как я преподаватель русского языка и литературы, хочу поделиться информацией о формировании читательской компетентности через модель партнерства семьи и школы.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Именно в 5-х классах, при переходе в среднее звено, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор, новомодные гаджеты отняли у детей время и желание читать. Это и определило главную направленность работы школьной библиотеки. В этом учебном году глава Республики А.В.Захарченко провозгласил годом чтения, реализуя ГОС и концепцию «Школы-семьи» цель своей педагогической работы вижу в создании условий для развития читательского интереса у школьников. Под читательской компетентностью я предлагаю понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
В условиях растущей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных произведениях. В результате у учащихся не формируется в достаточной степени навыков для обработки больших объемов специализированной информации. В целом, существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимого сегодня уровня читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать ее недостатки. В результате, значительная доля выпускников, окончивших общеобразовательную школу, оказывается не готовой к эффективному освоению все усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний.
Хочу привести высказывания Е.И. Кузьмина: «И если сегодня родителей и учителей не вовлекать в чтение, то не читающие взрослые читать детей не приучат». Поддерживая эти слова, структуру работы по формированию читательской компетентности полагаю структурировать следующим образом:
Структура читательской компетентности
На базе МОУ «Школа№80 г. Донецка» в рамках концепции «Школы-семьи» я разрабатывала программу «Я – личность», в которой есть творческий продукт – создания проекта «Семейное чтение в рамках ГОС». В течении года наш коллектив его совершенствует. На своих руках я применяю следующие технологии для формирования читательской компетентности:
«Семейная книга на уроке» Предлагаемая методика ориентирована на активное использование межпредметной интеграции в привлечении детей и их родителей к вдумчивому чтению лучших образцов детской литературы; обогащение предметного содержания материалом произведений художественной литературы; развитие творчества и познавательной активности, как обучающихся, так и их родителей через чтение произведений художественной литературы. Я подготавливаю задания для выполнения которых необходимо внимательно прочитать предлагаемую книгу проекта. Проводятся уроки с использованием содержания данной книги в логике предметного содержания дисциплины. Ученики оформляют Маршрутную карту участника, с указанием всех предметов, заданий, результатов работы совместно с родителями. Оформляется выставка - презентация по итогам проекта. Обучающиеся и родители активно принимают участие в данной работе.
«Семейное чтение» целью мероприятия является пропаганда ценности совместного чтения детей и родителей. Популяризация успешного опыта. Привлечение внимания к достойным произведениям отечественной и зарубежной литературы.
Авторская технология «OUTBOOK». Ее основная цель состоит в просмотре видео материала на основе сюжета книги, выявления родителями и обучающимися, сходств и отличий в оригинале произведений и в документальной хронике. Это достаточно новый вид работы, изначально, не все родители были готовы сотрудничать, но познавательный интерес и успешная мотивация способствовали привлечению семей, обучающихся к партнерству. 1.2.Формирование читательской компетентности через модель партнерства семьи и школы.
Воспитание в семье - первооснова развития ребенка как личности. Статья 41 закона «Об образовании» ДНР возлагает на родителей ответственность за создание условий для развития природных способностей детей. Семья должна обеспечить им условия для интеллектуального и духовного развития. Главная задача семьи – подготовка детей к жизни, получение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Таким образом, семья относится к первым из наиболее важных воспитателей ребенка.
Вопросами семейной педагогики занимались как выдающиеся деятели XVI – XVII в. Ф. Рабле, Ж.- Ж. Руссо, так и педагоги А. Макаренко,
В. Сухомлинский. с проблемой «школа и семья» связана и теория семейного воспитания, популярная в 70-80гг. ХХ столетия.
Семья в партнерстве со школой создает тот важный комплекс факторов воспитательного воздействия, который определяет эффективность учебно-воспитательного процесса. «Высший пилотаж» такого взаимодействия, если семья понимает миссию школы и принимает участие в ее реализации.
Литература как учебный предмет обладает мощным воспитательным потенциалом. Литературные произведения дают представление о семейных традициях, образе жизни и укладе семей литературных героев, взаимоотношениях старшего и младшего поколений, семейных обрядах. Акцентируя внимание на отдельные эпизоды, проблемы художественного произведения, можно воспитать компетентного семьянина.
Комплексный подход к решению данной проблемы предполагает ряд мероприятий, таких как организация «Клуба семейного чтения», подготовку квалифицированных читателей (родителей и детей); проведение встреч с писателями, поэтами, творческими людьми. Родители и учитель литературы в данной ситуации становятся партнерами.
Приоритетные направления сотрудничества учителя литературы и родителей можно представить таким образом:
Участие в конкурсе
«Мама,
папа и я –
читающая семья»
КОМПЕТЕНТНЫЙ СЕМЬЯНИН
Организация внеклассной деятельности по предмету
Организация экскурсий по литературным местам
Организация
«Клуба семейного чтения»
Организация и проведение литературных встреч, фестивалей…
Организация взаимодействия с родителями
Обеспечение взаимодействия с библиотеками
Апробация инновационных технологий
Классное и внеклассное чтение
Проведение уроков литературы
Материальная
поддержка мероприятий,
экскурсии
Участие в работе
«Клуба семейного
чтения»
Создание семейной
библиотеки
Обеспечение
литературой
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
РОДИТЕЛИ
1.3.Модель формирования читательской компетентности через партнерство семьи и школы.
В заключении хочется сказать, что компьютер сегодня отнимает у детей время и желание читать. Но можно сделать так, что именно компьютер стал помощником учителя в формировании читательской компетентности. Использование возможностей сети Интернет, электронных изданий, сайтов традиционных библиотек, появление цифровых библиотек, электронных литературных форумов способствует формированию новых читательских приоритетов и ценностей. Главное, надо найти правильное разумное применение этим возможностям.
Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи Донецкой Народной Республики.