статья " Введение в основы логики, как один из компонентов в системе гимназического образования"
Статья " Введение в основы логики, как один из компонентов в системе гимназического образования"
Современная светская школа имеет глубокие исторические корни в христианской культуре. Российская гимназия сформировалась в лоне православной образовательной традиции, где духовно-нравственное образование полагалось в основу всей системы обучения.
20 лет тому назад в России началось возрождение гимназического образования. Если верна поговорка, что новое – это хорошо забытое старое, то можно сказать, что современная гимназия – это хорошо забытая прежняя российская общеобразовательная школа, дававшая общее (среднее) универсальное образование.
Сохраняя свои лучшие образовательные и воспитательные традиции, современная российская школа не должна ограничиваться воспитанием лишь двух типов граждан – производителей и потребителей. Свободный гражданин мыслит, творит, верит, помогает, сострадает, защищает, жертвует, а не только производит и потребляет.
Возрожденная российская гимназия призвана способствовать скорейшему обновлению российской школы в целом. Долг, совесть, справедливость, милосердие – эти категории общеобразовательная школа должна вспоминать не только на уроках литературы, разбирая классические произведения.
Изучение различных источников по истории гимназического образования в России показало нам, что гимназия в российской образовательной традиции – это школа, которая дает подрастающему поколению российских граждан не только целостное и гармоничное общее образование, готовя их для поступления в российские университеты и другие высшие учебные заведения, но и вместе с общим образованием гимназия дает своим воспитанникам и нравственное образование, то есть добротное духовное и гражданское воспитание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья " Введение в основы логики, как один из компонентов в системе гимназического образования" »
Введение в основы логики, как один из компонентов в системе гимназического образования"
Гимна́зия (от греч. «gymnasion» – помещение для гимнастических упражнений, спортзал) — государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений» [12]. В первом значении гимназия встречается в древних городах Греции, Египта, Сирии. Мальчики 7 – 13 лет учились в школах «грамматиста» и «кифариста». Учителя назывались дидаскалы (от лат. «дидаска» – я учу). В школу мальчиков сопровождал одйин из рабов, называвшийся педагогом (от лат. «пайс» – ребёнок и «агогейн» – вести). В гимнасий поступали после палестры юноши 16 лет из знатных рабовладельческих семей и до 18 лет занимались в нем гимнастикой, получали литературное, философское и политическое образование, для того, чтобы подготовиться к участию в управлении государством. В древнегреческой, а потом в древнеримской империи характер обучения в гимназиях постоянно менялся. Культура тех времён превозносила физическое образование над общим. Аристотель писал о необходимом бесплатном физическом образовании, обязательном физическом образовании девушек, издал множество общеобразовательных учебников, по которым обучали до середины XVIII в. Его учитель Платон обращал внимание правительства на гармоничное развитие, в котором большая часть образования должна состоять из общих наук, оставляя физической культуре менее половины времени. Гимназии существовали двух типов Александрийская и Спартанская, в первой преобладало общеобразовательное обучение граждан и в гимназиях второго типа преобладало физическое воспитание и военное дело даже для девушек. В гимназиях вели свои беседы философы, риторы, учёные и др. В каждом греческом городе была одна или несколько гимназий. Наиболее известные из них: Дромос в Спарте; три афинские гимназии Академия, Ликейон (где учили Платон и Аристотель); Кранейон в Коринфе; гимназии в Неаполе, Таренте, Эфесе, Никее и других городах. Развитие христианства отрицало языческую культуру древней Греции, отрицало физическое развитие. Однако физическое развитие людей всех времён до XX века было основным, так как влияло на здоровье, армию. Рядовым гражданам, а также завоёванным странам заниматься физической культурой было запрещено.
В Средние века название «гимназия» было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Основным предметом преподавания был латинский язык. В гимназиях изучались лучшие латинские писатели «Золотого века», много внимания уделялось трудам Цицерона. Гимназия, как среднеучебное заведение, ведет свое начало с XVI века. В Средние века название гимназии было также известно, особенно с XII века, со времени образования университетов, но оно, в воспоминание о греческих философских гимназиях, присваивалось университетам. Среднеобразовательными заведениями до XVI века, из которых образовались гимназии, были школы: монастырские, орденские и домовые, устроенные по образцу древнеримских школ. Предметами преподавания в них были: грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, и три собственно философских (в древнем смысле этого слова) предмета — логика, физика и этика. Из них грамматика, логика (диалектика) и риторика составляли trivium (тривиум) — школу, которую необходимо было пройти всякому образованному, по тогдашнему времени, человеку. Остальные предметы составляли quadrivium (квадривиум) – вторую ступень школьного образования, после которой следовало обыкновенно специально-богословское образование. Обучение в них начиналось с латинской грамматики (обыкновенно изложенной стихами) и велось почти все время на латинском языке. Метод обучения был формальный, механический. Наряду с этими школами с начала XIII века стали возникать городские школы (преимущественно в Германии и Италии), из которых некоторые впоследствии также преобразовались в гимназии. Всю сумму преподаваемых в них наук составлял, в большинстве случаев, trivium и главным предметом был латинский язык.
2. История гимназического образования в России
История гимназий в России ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701 году в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии. Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703 года гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705 года в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед. При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, а в 1711 году уже 77. Впоследствии, в 1715 году она была переведена в Петербург и преобразована в курсы иностранных языков с несложной программой.
Начало перелома в деле гимназического образования в России было положено в XVIII веке. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название Академической. Основной задачей гимназии, по Уставу 1733 года, была подготовка к военной и гражданской службе. Главными предметами в гимназии были латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. С 1758 года управление гимназией перешло к М.В. Ломоносову. В своем «Проекте регламента Академической гимназии при Московском университете» (1758 г.) М.В. Ломоносов писал: «Гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам. Правила и примеры прилежания, постоянства и честности, в особенности же – внушения страха Божия как начала премудрости, столь же необходимы в гимназии, как и ежедневная пища. Это может быть с желаемым успехом приведено в исполнение и введено в круг обычной жизни не иначе как при помощи твердо установленных основных правил и точного их соблюдения. Когда закон не исполняется, он бесполезен: сила законов не в их множестве, а в точном их усвоении» [4].
В 1805 году из-за отсутствия учеников Академическая гимназия была закрыта. По инициативе М.В. Ломоносова в 1755 году при Московском Университете была создана вторая гимназия, получившая название Университетской. Целью гимназии была подготовка к поступлению в университет. Она состояла из двух отделений: для дворян и разночинцев. Каждое отделение содержало четыре школы. Школа первая – «российская» имела три класса: грамматика, стихотворство, красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков; школа вторая – «латинская» имела два класса: грамматика, синтаксис; школа третья – «научная» имела три класса: арифметика, геометрия и география, философия; школа четвертая – европейские и греческий языки. Время обучения в гимназии засчитывалось в срок службы. В 1812 году гимназия сгорела в Москве при пожаре.
В 1803 году Александр I приказал в каждом городе открыть гимназию на базе главных губернских училищ. В его правление были основаны или возобновлены почти все дореволюционные русские университеты: Казанский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Харьковский.
По Уставу 1804 года целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Были запрещены телесные и нравственные наказания. Изучались:математика, история, география, статистика, философия, изящные науки, политэкономия, естественная история, технология, коммерческие науки, латинский, французский, немецкий языки, рисование.
В 1805 году комитет при главном управлении училищ, разработал и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. Несмотря на положения Устава, в гимназиях царила зубрёжка, реальных знаний она не давала.
Содержание данного Устава многих не устраивало. Во-первых, дворяне не хотели, чтобы их дети учились вместе с разночинцами, во-вторых, изучение предметов было поверхностным из-за отсутствия хорошо подготовленных учителей, и программа обучения была еще не освоена. По указанию министра народного просвещения графа С.С. Уварова в 1811 году была проведена очередная реформа, в ходе которой были сделаны изменения в учебном плане: введен Закон Божий, русский язык, логика, исключены политэкономия, мифология, коммерческие науки, эстетика, философия. Основной целью гимназии по-прежнему была подготовка к поступлению в университеты.
В 1819 году для всех гимназий России был введен единый учебный план, который практически перечеркнул реформу 1804 года: был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль в преподавании стала отводиться религии. Учебный план содержал следующие дисциплины: Закон Божий и чтение священного Писания, греческий, латинский, немецкий и французский языки, географию и историю, статистику, логику и риторику, математику, статику и начало механики, физику и естественную историю, рисование. В перечень предметов некоторых гимназий входили танцы, музыка и гимнастика. Обучение длилось семь лет.
Следующий этап развития гимназии связан с царствованием Николая I. 8 декабря 1828 года «Комитет устройства учебных заведений» составил новый Устав, согласно которому, первые три года занятия проходили по общей программе, а с четвертого делились на обучающие и необучающие греческому языку. Классы с греческим языком были оставлены только в гимназиях при университетах, в остальных же гимназиях они был исключены, из-за невозможности найти хороших преподавателей, в то время как французский язык был обязательным. Уроки длились полтора часа. Преподавали математику, географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий, французский, латинский и греческий языки.
Согласно новому Уставу выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же при поступлении на службу.
Также согласно Уставу были введены должности инспектора, наблюдавшего за порядком в классах и хозяйством, и почетного попечителя, надзиравшего вместе с директором за гимназией. Были созданы Педагогические Советы, образованные из преподавателей, для руководства учебной и воспитательной работой. В каждом классе был надзиратель (из числа учеников). Нарушающих тишину и порядок надзиратели записывали на специальный листок бумаги и эти «рапортички» отдавали учителю, который вызывал виноватых, читал им нотацию и ставил в угол. «Считаю нужным сообщить, – вспоминает Я.П. Полонский, – что когда меня выбрали старшиной, иногда злоупотреблял в свою пользу правом удаляться из класса; когда я плохо знал урок и боялся, что меня вызовут и спросят, я медлил с возвращением в класс: я знал, что если по списку выберут меня, а меня не окажется на месте, то вызовут кого-нибудь другого… Меня на это признание никто не толкал, но, почём я знаю, может, оно и пригодится какому-нибудь педагогу в доказательство, как было безнравственно и нерационально назначать в надзиратели одного из учеников» [8].
При Николае I была введена гимназическая форма: «Сюртук синий однобортный с белыми медными пуговицами, воротник малиновый, с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, фуражка синяя солдатская с малиновым околышем» – для разночинцев. Для благородных гимназистов полагался «университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги» [9].
В 1837 году была установлена система испытаний при переходе из класса в класс. По окончании гимназии выдавался аттестат. В 1843 году было разрешено заканчивать гимназию без сдачи экзамена по латинскому языку. Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для изменения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения была увеличена плата за обучение. Это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: сократили число часов на математику, а греческий язык был вообще исключен из учебных планов.
В первой трети XIX века в обществе сложилось мнение о необходимости приближения гимназического образования к реальной жизни. Стремясь удовлетворить потребности населения, 21 марта 1849 года в России была проведена новая реформа гимназического образования. Курс стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого, все классы разделялись на юридическое, готовящее для чиновной службы, и латинское отделение – для поступления в университет. В 1852 году изменяются учебные планы гимназии: греческий язык сохранялся лишь в 9 гимназиях из 69, уменьшается объем преподавания математики. Все гимназии делятся на 3 типа: с углублённым изучением древних языков, законоведения и гимназии естественнонаучного цикла. Время обучения длилось 8 лет (9 – 10 лет с подготовительным классом).
В 1864 году был введен новый Устав, по которому гимназии стали делиться на классические иреальные. Классическиегимназии подразделялись на обучение с одним и двумя древними языками. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета. Без экзаменов принимались в учительский институт, имели право сразу приступить к работе в качестве учителя в учебные заведения императрицы Марии, воспитателями в гимназии и прогимназии. Согласно этому Уставу, была провозглашена всесословность гимназии. Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии – четыре года. Продолжительность урока – 75 минут, а с 27 сентября 1865 года – 60 минут. В число предметов введены были гимнастика и пение, изучение законоведения прекратилось. В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы. Телесные наказания были категорически отменены. Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ для всех гимназий России. 30 июля 1871 года был утвержден новый Устав гимназий и прогимназий, по которому признавались лишь классические гимназии с двумя древними языками. Согласно нему вводилась логика, но исключались естественная история, космография заменяласьматематической географией, сокращалось количество часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Была введена система классных наставников, и на преподавателей были возложены воспитательные функции. Обучение в гимназии длилось восемь лет. 15 мая 1874 года был утвержден «Устав реальных училищ ведомства Министерства Народного Просвещения». По этому уставу реальные гимназии были переименованы в реальные училища. Обучение, начиная с пятого класса, проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому.
В связи с революционными событиями 1905 года Министерство ввело новый учебный план, согласно которому реальные училища получали более общеобразовательный характер. Педагогическим советам было разрешено отступать от действующих правил, комплектовать библиотеки книгами, отступая от списка Ученого комитета. Разрешались повторные экзамены с выдачей нового аттестата. 15 марта 1907 года Министерством был издан указ о переводных экзаменах из класса в класс. В 1910 году министром просвещения был представлен проект, в котором он предложил единый тип школы – гимназию. Устанавливалось три типа гимназии: с двумя древними языками, с одним древним языком, без древних языков, но с двумя новыми языками.
Система гимназического образования пережила вместе со страной взлёты и падения, а после Октябрьской революции декретом ВЦИК от 16 октября 1918 года гимназии были упразднены как вид учебного заведения, средняя общеобразовательная школа стала единообразной. Трудно было в то время предположить, что гимназию вновь ожидает возрождение.
3. Современное гимназическое образование
Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных изменений. Эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания. Школа определяет будущее России и является непременным условием ее возрождения, поэтому успех реформы в обществе во многом зависит от образовательной политики, ее последовательности и результативности.
С 1 сентября 2011 года первые классы образовательных учреждений России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Введение ФГОС предусмотрено Законом РФ «Об образовании» и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Не существует отдельных образовательных стандартов для школ, для гимназий, для лицеев. Стандарт всюду один и всюду государственный. И понимается он как минимум содержание обучения, высший уровень которого в каждой школе устанавливает само учебное заведение.
Гимназия в современном мире дает универсальное, многостороннее образование, благодаря чему ребенок имеет больше шансов проявить свой личностный потенциал. Ее задача гуманная – обеспечить обучающемуся возможность выбирать, куда, в какое учебное заведение идти дальше. Обычно под гимназическим образованием понимают единство трех компонентов: это гуманитарная направленность, расширенные и углубленные программы, высокий уровень знаний учащихся. Дети, окончившие гимназию, отличаются широчайшим кругозором и огромными познаниями в истории, литературе, политике, иностранных языках. Можно сказать, что эти дети знают «все». Они являются отличными собеседниками и умеют отстаивать свою точку зрения.
Конечно же, между школой и гимназией существуют заметные отличия. Гимназия является элитным учебным заведением, которое плюс к базовым знаниям дает ребенку возможность более интересного, многостороннего, универсального развития. Именно в гимназии ребенок может понять свои личные интересы к какой-либо науке, стороне знаний. Здесь он сможет более объективно оценить свой потенциал и в будущем выбрать профессию по своим личным интересам.
Сегодня гимназия, как одна из форм углубленного образования, есть почти в каждом городе. В Ленинск-Кузнецком городском округе их насчитывается только две. МБНОУ «Гимназия № 18» и МОУ «Гимназия № 12». Все они работают по программам повышенной сложности и дают гимназистам всестороннее образование.
Мы, как ученицы гимназии № 18, хотим познакомить вас с нашим учебным заведением.
Гимназия № 18 образовалась на базе школы № 18 в 1999 г. Гимназия является экспериментальной площадкой по введению профильного обучения в старшей школе по направлениям: социально-гуманитарное (с набором профильных предметов – русский язык, литература, история, обществознание), физико-математическое (с набором профильных предметов – алгебра, геометрия, физика, информатика), естественнонаучное (с набором профильных предметов – химия, биология, алгебра, геометрия) [11].
Профильное обучение вводится на III ступени общего образования, в 9 классах проводится гибкая профилизация, предпрофильная подготовка.
В рамках внешнего сетевого взаимодействия для реализации профильного обучения гимназия осуществляет связь с высшей школой, целенаправленно организуя привлечение образовательных ресурсов КемГУ, КузГТУ. Формы взаимодействия с вузами разнообразны: подготовительные курсы КемГУ, чтение спецкурсов КемГУ (биология, история, физика, химия), КузГТУ (физика, математика, наглядная геометрия, введение в специальность); участие в НПК «Эрудит» КемГУ, в конкурсах (СУЭК), олимпиадах (вузовская КемГУ, Московский горный университет); экскурсии в вуз и на предприятия горной промышленности; стипендии одаренным детям КемГУ.
90 % выпускников гимназии поступают в высшие учебные заведения в соответствии с профилем. Таким образом, созданная система профильного обучения в гимназии дает достаточно высокий и устойчивый результат выпускников, поступивших в вузы, которые выбирают специальность обучения в соответствии с профилем.
Основные направления воспитательной системы гимназии: нравственное, патриотическое, гражданское, физическое воспитание; развитие интеллектуальных способностей, развитие детско-юношеского движения и ученического самоуправления.
Гимназия успешно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования, с учреждениями науки, культуры и спорта. Ежемесячно в гимназии выходит газета «Внутренний голос», в которой все, начиная от фотографий и статей, заканчивая версткой, выполнено самими учащимися.
На базе гимназии организованы городские ресурсные центры. В соответствии с программой деятельности ресурсного центра осуществляется проведение лекториев, семинаров – практикумов, организуются консультации для педагогов города по руководству исследовательской деятельностью учащихся. Гимназисты успешно выступают на городских и областных научно – практических конференциях, принимают участие во Всероссийских конкурсах научно – исследовательских и проектных работ.
Гимназия № 18 накопила огромный опыт в личностно-ориентированном образовании и воспитании гимназистов, создании авторских программ, экспериментальных площадок.
Заключение
Современная светская школа имеет глубокие исторические корни в христианской культуре. Российская гимназия сформировалась в лоне православной образовательной традиции, где духовно-нравственное образование полагалось в основу всей системы обучения.
20 лет тому назад в России началось возрождение гимназического образования. Если верна поговорка, что новое – это хорошо забытое старое, то можно сказать, что современная гимназия – это хорошо забытая прежняя российская общеобразовательная школа, дававшая общее (среднее) универсальное образование.
Сохраняя свои лучшие образовательные и воспитательные традиции, современная российская школа не должна ограничиваться воспитанием лишь двух типов граждан – производителей и потребителей. Свободный гражданин мыслит, творит, верит, помогает, сострадает, защищает, жертвует, а не только производит и потребляет.
Возрожденная российская гимназия призвана способствовать скорейшему обновлению российской школы в целом. Долг, совесть, справедливость, милосердие – эти категории общеобразовательная школа должна вспоминать не только на уроках литературы, разбирая классические произведения.
Изучение различных источников по истории гимназического образования в России показало нам, что гимназия в российской образовательной традиции – это школа, которая дает подрастающему поколению российских граждан не только целостное и гармоничное общее образование, готовя их для поступления в российские университеты и другие высшие учебные заведения, но и вместе с общим образованием гимназия дает своим воспитанникам и нравственное образование, то есть добротное духовное и гражданское воспитание.