Статья "Современные подходы к работе над изложением при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе"
Статья "Современные подходы к работе над изложением при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе"
Данная статья – это не попытка охватить весь круг вопросов затронутой темы. Она является плодом анализа большого количества литературы по проблеме развития речи учащихся посредством написания ими изложений, попыткой осмысления собственного многолетнего опыта работы с детьми. Это и результат непосредственного участия в проведении эксперимента НОКО – работа в качестве председателя муниципальной предметной комиссии по проверке экзаменационных работ учащихся 9-х классов школ города Слюдянки. В связи с введением указанной формы экзамена совершенно очевидно встаёт вопрос о совершенствовании работы учителей русского языка и литературы по подготовке выпускников основной школы к итоговой аттестации в форме НОКО. Изложение в нынешних условиях должно занять в системе учебной работы по русскому языку значительно более важное место.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Современные подходы к работе над изложением при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе" »
Современные подходы к работе над изложением при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе
Автор: Казанцева Ольга Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования.
Место работы: МОУ СОШ №4 г. Слюдянки.
Учитель- человек, который может
делать трудные вещи легкими…
Изложение – один из традиционных видов письменных работ в школе – в последние годы переживает настоящий «бум». Оно стало самой распространенной формой выпускного экзамена. Достаточно сказать, что во всех трех версиях итоговой аттестации в 9-м классе изложение является первой частью экзаменационной работы.
Данная статья – это не попытка охватить весь круг вопросов затронутой темы. Она является плодом анализа большого количества литературы по проблеме развития речи учащихся посредством написания ими изложений, попыткой осмысления собственного многолетнего опыта работы с детьми. Это и результат непосредственного участия в проведении эксперимента НОКО – работа в качестве председателя муниципальной предметной комиссии по проверке экзаменационных работ учащихся 9-х классов школ города Слюдянки. Размышляя о проблемах, связанных с формированием базовых программных умений и навыков девятиклассников в написании изложения, хотелось бы остановиться на ключевых моментах этой работы.
Программа по русскому языку за курс основной школы определяет круг компетенций, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Это языковая, коммуникативная и лингвистическая компетенции, каждая из которых реализуется в процессе решения определенных познавательных и практических задач. Поэтому важное место в этой работе с учащимися занимает совершенствование всех видов их речевых умений. Изложение – традиционная форма учебной деятельности, нашедшая широкое применение практически во всех классах средней школы и получившая закрепление в качестве аттестационной (экзаменационной) работы за курс девятилетнего обучения. Популярность изложения объясняется прежде всего тем, что оно даёт возможность контролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему.
С 2006 года в регионах Российской Федерации в рамках Общероссийской системы оценки качества образования проводится государственная (итоговая) аттестация в новой форме, составной частью которой стало написание девятиклассниками изложения. Объектом проверки при этом стал уровень сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций учащихся 9-х классов. Однако наиболее важным результатом текстовых заданий экзамена стала проверка именно коммуникативной компетенции, понимаемой преимущественно как:
владение разными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо);
умение воспринимать (понимать) чужую речь;
умение создавать собственные аргументированные высказывания на основе прочитанного текста.
В связи с введением указанной формы экзамена совершенно очевидно встаёт вопрос о совершенствовании работы учителей русского языка и литературы по подготовке выпускников основной школы к итоговой аттестации в форме НОКО. Изложение в нынешних условиях должно занять в системе учебной работы по русскому языку значительно более важное место.
Общие методические
подходы к работе с текстом
Учителя-словесники привыкли обучать детей пониманию чужих текстов и созданию своих. С начальной школы мы учим читать, понимать основные мысли текста, делить его на части, составлять план, пересказывать – сначала устно, потом письменно.
Наряду с обычными изложениями, учителя практикуют использование таких заданий, как различные виды трансформации текста: выборочное изложение, сжатое изложение, составление плана, тезисов, конспекта; «перевод» текста в иной функциональный стиль. Таким образом, можно сказать, что с первых лет обучения ведется подготовка к итоговой аттестации по русскому языку – написанию изложения. Однако на завершающем этапе необходимо сосредоточиться на специфике экзамена в формате НОКО. Поэтому сегодня еще раз предлагаю остановиться на изучении круга вопросов, связанных с этим экзаменом по русскому языку, чтобы он оказался успешным и для выпускников, и для их учителей.
Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.
По программе средней школы учащиеся пишут изложения с 1-го класса, поэтому данный вид работы привычен и для девятиклассников, и для учителей. Однако при кажущейся легкости экзамена, многие ученики терпят неудачу из-за принципиально неверной установки на изложение: «Дважды прослушал, запомнил и записал. Главное – без ошибок». Поэтому перед каждым учителем при обучении изложению неизбежно встают несколько вопросов:
Что для моих учеников сложнее: изложение или сочинение?
Для чего пишется изложение? Какие умения мы развиваем, обучая детей воспроизведению чужого текста?
Какие тексты «подходят» для изложения, а какие нет?
Что такое хороший текст для изложения?
Дать ответы на эти вопросы поможет анкета «Семь вопросов об изложении», которую рекомендуется провести в начале учебного года с девятиклассниками:
Нравится ли вам писать изложения?
Что вам труднее писать – сочинение или изложение? Объясните почему.
Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии вам может пригодиться?
Какие тексты вы выбрали бы для изложения: о природе, о любви к родной стране, о выдающихся людях, об исторических событиях, о школе, о проблемах, волнующих подростков, о…?
Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли вам было бы написать изложение?
Какое изложение писать легче – подробное или сжатое?
Что значит «сжать» текст?
Какие трудности вы испытываете при написании изложения
Правильно организованная работа по подготовке к изложению – это прежде всего работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят не полностью. Можно ли поставить изложение на службу пониманию текста? Каковы современные подходы к написанию изложения? Что можно сделать, чтобы изложение из «скучного» жанра, каким оно чаще всего воспринимается учениками, стало эффективным средством их развития?
Изложение как жанр
Для начала выясним особенности изложения как жанра.
Изложение - вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста. Следует сказать, что слова изложение и пересказупотребляются нередко как синонимы, однако термин пересказчаще относится к устной форме воспроизведения текста. Специфика же изложения вытекает из его природы как вторичного текста.
Виды изложений
В методической литературе традиционно выделяют следующие виды изложения:
По форме речи: устное, письменное.
По объему: подробное, сжатое.
По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с дополнительным заданием (дописать начало/конец, сделать вставки, пересказать текст от 1-го–3-го лица, ответить на вопрос и т.п.).
По восприятию исходного текста: изложение прочитанного, зрительно воспринятого текста, изложение услышанного, воспринятого на слух текста, изложение текста, воспринятого и на слух, и зрительно.
По цели проведения: обучающее, контрольное.
Каждому учителю русского языка особенности всех этих видов изложений хорошо известны. Необходимо отметить только, что в 9-м классе не рекомендуется сосредотачивать внимание учеников на каком-то одном виде. Как показала практика подготовки к экзамену, в работе с учащимися должны присутствовать разные тексты и разные виды изложения, чтобы результат был более ощутимым, а работа интересной и привлекательной для школьников. Однако времени на изложение в выпускном классе учебным планом предусмотрено мало, поэтому лучше всего для подготовки подбирать небольшие тексты и тренировать какое-то одно определенное умение. Подбор текстов проблемного характера, увлекательных, умных, расширяющих кругозор, может быть даже и юмористических поддерживает познавательный интерес, создает на уроке благоприятный психологический климат. Лучше всего для этой цели подходят научно-популярные и некоторые публицистические тексты, реже – и только с определенной обучающей задачей – художественные.
Как проводить изложение
В практике учителей-словесников сложилась традиционная методика работы с текстом, обсуждение которой не представляется целесообразным. В работе московских методистов Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. «Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9-11 классах» описана новая методика, которая учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста. В отличие от традиционной методики, во время пересказа дети отмечают не то, что они и так хорошо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст, то есть «запускаются» механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознает, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется со стороны других учеников: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки и т.п. В результате такой совместной деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики научаются пересказу.
Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения - ещё один интересный и действенный подход в современной методике обучения учащихся изложению, также описанный в указанной выше работе. В психологии выделяют разные виды воображения: творческое и воссоздающее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих словесному описанию. Нам всем хорошо известен приём «словесного рисования». Именно воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него сложно представить себе полноценное обучение. Его роль особенно очевидна при работе с художественным текстом. Чтение, когда мысленно переносишься в изображаемые события и «живешь» в них, мысленно «видишь» то, о чём читаешь, – такое чтение «включает» активную работу воображения. Сказанное в полной мере относится к написанию изложения. Задача учителя в этом случае – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого, конечно же, очень непросто, поскольку, как утверждают психологи, воссоздающее воображение у разных детей развито не в одинаковой степени. Только очень немногие (по данным экспериментов - менее 10%) умеют видеть своим «умственным взором» образы, которые созданы автором произведения.
Этот тип заданий авторы (Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А.) называют «Включите воображение». Формулируется оно достаточно просто: «Представьте, что все, о чем вы читаете, вы видите на своем “мысленном экране”. Включайте его при каждой встрече с текстом». В дальнейшем напоминать о необходимости активизации воображения можно коротко: «Включите свой “мысленный экран”, «Постарайтесь мысленно увидеть…», «Пусть поработает ваше воображение» и т.п. Как утверждают психологи, эффективность этого приема подтверждена многочисленными экспериментами. У тех учеников, которым удалось включить воображение, запоминание текста улучшается в четыре-пять раз.
Развитие воссоздающего воображения важно не только само по себе, но и связью с вниманием, запоминанием, эмоциями, самоконтролем, а главное – пониманием. Не увидев мысленно созданную писателем картину, ученик во многих случаях не может не только запомнить, но и понять текст.
Подробное и сжатое изложение
В версии экзамена 2007-2008 учебного года учащимся 9-х классов предлагалось написать подробное изложение, экзамен текущего учебного года предстоит сдавать, написав сжатое изложение. В чём же заключаются особенности этих двух видов изложений? Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности. В сжатом варианте изложения в обобщенной форме должно найти отражение основное содержание текста, при этом отбирается только существенная информация, исключаются подробности, подбираются речевые средства обобщения. Сжатое изложение не требует сохранения стилевых особенностей исходного текста. Однако главные мысли основных микротем автора, логическая последовательность в изображении событий, обстановка, характеры действующих лиц не должны искажаться.
«Матрешки»
Псковский методист Ф.С. Марат предлагает интересный прием работы с учащимися, помогающий ученикам понять особенности подробного и сжатого изложения, Исходный текст он сравнивает с большой матрешкой, подробное изложение – с матрешкой поменьше, сжатое изложение – с остальными матрешками. «Вот эти последние три матрешки – сжатое изложение текста. В одном случае нам, допустим, дали для изложения три минуты (или 30 строк в газете), в другом – две минуты (20 строк), в третьем – минуту (или 10 строк). Так и получились у нас разные по степени сжатия тексты, сжатые изложения, и все мы их создали на основе исходного. Поэтому они чем-то в самом главном похожи друг на друга и, конечно, на первый, исходный текст. Вот эти последние три матрешки – сжатое изложение текста».
Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы и материал в этом случае представляют наибольший интерес?
Способы и приемы сжатия текста
Сжатое изложение требует специальной логической работы. В методической литературе выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста:
1) исключение подробностей;
2) обобщение.
При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяются единичные существенные факты (несущественные опускаются). Затем они объединяются в одно целое, подбираются соответствующие языковые средства и составляется новый текст. Выбор способа сжатия будет зависеть от поставленной коммуникативной задачи и особенностей текста.
В практике работы по формированию умений учащихся сжимать текст существуют следующие типы заданий:
Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).
Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.
Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко передайте основное содержание, так как в телеграмме дорого каждое слово.
В своей работе учителя русского языка часто используют разнообразные памятки, инструкции, задания, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Приведу примеры некоторых из них.
Инструкция «Как писать сжатое изложение»
Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
Найдите среди них главную мысль.
Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
Озаглавьте каждую часть и составьте план.
Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
Обдумайте средства связи между частями.
Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.
Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста
Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чем (о ком) будет идти речь в тексте. После прослушивания текста проверьте свои предположения.
2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), по которому вы будете писать изложение, затем попытайтесь предположить, о чем пойдет речь дальше, какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны…
3. Прочитайте начало двух текстов, рассказывающих об одном и том же, но по-разному. Найдите скрытые в тексте вопросы. Выскажите свои предположения о дальнейшем содержании каждого текста. (Между чтением первого и второго текста дается время для выполнения задания.)
Задания, направленные на умение выделять в тексте главное
Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее самостоятельно.
Найдите главное событие.
Расположите события по степени важности.
Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения. Содержание остальных частей текста передайте сжато.
Задания, направленные на интерпретацию текста
1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что…
2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что…
3. Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события).
4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный.
5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.
Задания, направленные на творческую переработку текста
1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (любимого времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о… .
2. Дополните текст похожими примерами.
3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).
4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, представляющий собой общее рассуждение.
5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.
6. Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите ее подробно. Остальные части текста перескажите сжато.
Однако «диалог с текстом» на этом не заканчивается. Следующим важным этапом является обдумывание текста (размышления, рефлексия). На этом этапе ученик задает себе примерно такие вопросы:
1. Что нового я узнал из текста?
2. Какие факты оказались для меня неожиданными?
3. Что я об этом думаю?
4. Как это соотносится с тем, что я уже знаю?
5. На какие размышления эти факты наталкивают меня?
6. Встречалось ли мне что-либо похожее раньше – в жизни, в литературе, в кино?
7. Какие факты, примеры, случаи я могу использовать в своем сочинении?
Предварительное задание
Если текст изложения посвящен интересному научному факту или актуальной нравственной (социальной, философской и т.п.) проблеме, можно дать предварительное задание: «Найдите интересный материал на заданную тему. Это должна быть такая информация, которая заинтересует вас самих настолько, что ею захочется поделиться с одноклассниками. Когда такой материал будет найден, попробуйте сформулировать один или несколько вопросов, которые будут начинаться словами: «Как ты думаешь?».
Задания такого типа преследуют следующие цели:
- актуализировать прежние знания;
- придать обучению активный характер;
- укрепить веру учеников в свои силы.
Опыт показывает, что наилучших результатов достигают те учителя, которые обучают учащихся пониманию текста, отрабатывают приемы сжатия текста, кропотливо и целенаправленно формируют речевые умения и навыки своих учеников. Творческий подход педагога – вот что самое главное при подготовке учащихся к экзаменационному сочинению в форме НОКО.
Список литературы
1. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Экзамен в новой форме: ГИА – 2009: Русский язык: 9 – й кл.:
Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. М.: АСТ: Астрель, 2009. – 59,(9) с. – (Федеральный институт педагогических измерений).
2. Степанова Л.С., Маслова И.Б., Терентьева А.В. ГИА – 2009: Русский язык: тематические тренировочные задания: 9 – й кл. М.: Эксмо, 2009. – 256 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме): 9 класс).
3. Егорова Н.В. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 - й кл. М.: ВАКО, 2004, 224 с. – (Сам себе репетитор).
4. Безымянная О.М., Лукьяненков С.А. Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста. – 2-е изд., стереотип. М., Глобус, 2007. – 176 с. (Уроки мастерства).
5. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 9 – й кл.: М.: Дрофа, 2002, 192 с.
6. Никулина М.Ю. Изложения: 6 – й кл. М.: Экзамен, 2006. - 287, (1) с. – (Серия: «Учебно – методический комплект»).
7. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: 5-9 – й кл.: . – 9-е изд. М., Просвещение, 2008.
8. Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9-11 классах: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 76с.