kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Речь пятиклассника и возможности обогащения её синтаксического строя в свете реализации ФГОС ООО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Впервые понятие  образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона «Об образовании». Особое внимание в нем   было уделено компетенции. Что же такое компетенция? Компетенция – это способность применять знания, умения, приобретённые навыки, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определённой широкой области.

Подразумевается компетенция обучающегося  и компетенция педагога.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Согласно ФГОСу  Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося (ученика, студента).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Речь пятиклассника и возможности обогащения её синтаксического строя в свете реализации ФГОС ООО» »

Статья «Речь пятиклассника и возможности обогащения её синтаксического строя в свете реализации ФГОС ООО»


Выполнила: Титоренко Галина Степановна,

преподаватель русского языка и литературы

Государственное бюджетное образовательное

учреждение СОШ №448

Санкт-Петербург

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона «Об образовании». Особое внимание в нем было уделено компетенции. Что же такое компетенция? Компетенция – это способность применять знания, умения, приобретённые навыки, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определённой широкой области.

Подразумевается компетенция обучающегося и компетенция педагога.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Согласно ФГОСу Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося (ученика, студента).

ФГОС ООО утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.

«В плане действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 г.г. обязательный переход всех ОУ на новые образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО, введён и осуществляется с 01.09.2015г.

5-е классы вошли в проект апробации введения ФГОС ООО в 2013 – 2014 учебном году.

Главная цель введения ФГОС общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Новое в ФГОС:

1) опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования;

2) ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов (по химии, математике, русскому языку), но прежде всего, на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, т.е. умение общаться между собой, проявлять лидерские качества, проектировать свою образовательную деятельность, самостоятельно искать и обрабатывать необходимую информацию, публично презентовать свою работу и личный опыт;

3)новый стандарт вводит коллективный договор.

Это значит, что если раньше главным ответчиком за результат был ребёнок, то теперь заключён трёхсторонний договор между родителями, ОУ и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны.

Главная задача ОУ - предоставить обучающемуся качественное образование. Введение новых стандартов во многом может изменить школьную жизнь наших учеников. Речь идёт о формировании организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде. Новые программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника.

Так как отличительной особенностью нового стандарта является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, важно не просто передать ребёнку знания, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности: «Научить учиться!». Так, на ступени основного общего образования

(5 – 9 классы) у обучающихся должны быть сформированы умение учиться и способность к организации своей деятельности, а это:

а) умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности;

б) планировать свою деятельность;

в) осуществлять её контроль и оценку;

г) взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Оцениваться будет не то, что запомнил ребёнок, а то, как он понял изученный материал и может ли применить его в различных ситуациях. Немаловажную роль в развитии личности школьника играют уроки русского языка и литературы, где ребёнок может раскрыться как личность. Наряду с традиционными отметками за устные и письменные работы у учеников появляется возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих портфолио или портфель достижений учащегося. Это могут быть рисунки (учащиеся 5 -7 классов очень любят выражать свои мысли в рисунках или в иллюстрациях к прочитанному произведению), сочинения, особенно по наблюдениям, отзывы о просмотренных спектаклях, о посещаемых музеях, об экскурсиях, аудио-, видеоработы, газеты, презентации к уроку или «отчеты» о школьных, городских мероприятиях или домашних праздниках. Работы могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Сегодня одна из волнующих многих тем – речь обучающего и её развитие.

Сегодня, когда изобилуют в речи наших учеников, и не только учеников, односложные фразы и неполные предложения, короткие СМС, учителю русского языка и литературы, как никакому другому, нужно «бороться» за чистоту и богатство лексики обучающегося, правильность и уместность речи. Необходимость специального обучения детей в школе правилам речевого общения становится всё более очевидной.

Важнейшими условиями реализации нового стандарта являются:

- деятельностный характер процесса преподавания русского языка;

- синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

- развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

- формирование навыков чтения;

- привитие любви к чтению;

- и главное: формирование представления о родном языке как о форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Рассмотрим одну из богатейших тем русского языка «Сложное предложение».

Каждому учителю–словеснику известно, что пятиклассники в своих письменных работах используют синтаксические конструкции, ещё не изученные на уроках русского языка. К примеру, такую синтаксическую конструкцию как сложное предложение. В 5 классе учащимся даётся понятие о сложном предложении, состоящем в основном из двух частей, а в сочинениях они часто пытаются выразить свои мысли с помощью более сложных конструкций. К сожалению, в большинстве случаев такие попытки оказываются неудачными. И дело тут не в том, что в определённом возрасте дети ещё «не доросли» до той или иной сложной конструкции, просто в их речевой памяти нет необходимого запаса синтаксических моделей для выражения конкретной мысли, в то время как потребность в таких моделях есть, и обусловлена она непрерывно усложняющимся мышлением ребёнка. Недостаточный запас моделей синтаксических конструкций обедняет синтаксический строй речи обучающихся и ведёт к речевым ошибкам и недочётам. Приведу небольшие отрывки из сочинений учащихся 5 класса - не с целью классификации ошибок, а для того, чтобы показать, как пятиклассник пытается рассказать о том, что его взволновало, что произвело на него впечатление, и, увы, терпит неудачу:

«Однажды я пошла в лес с подружками. Вдруг девочки начали говорить, как они в прошлом году видели лося, и что написали об этом сочинение, что лось не испугался людей и тихо ушёл в лес».

«Мы приехали к морю, там ходили волны. Они как гривы белых лошадей. Мы с братом когда вошли в воду, они все разбежались. А которые остались, становились всё меньше и меньше»

« Когда мы пошли в музей с мамой, то там мы видели много картин, которые выставили недавно и которые были очень красивы».

Нельзя не почувствовать, как велико желание ребёнка высказать свою мысль, как мучительно карабкается он по лабиринтам родного языка, нагромождая в итоге завалы, которые не в силах сам преодолеть. Причём завалы эти обнаруживаются чаще всего в ключевых моментах высказывания, когда сообщается самое важное, интересное. Попытка ребёнка сформулировать мысль с помощью сложных синтаксических конструкций естественна, так как синтаксический строй речи является одним из важнейших показателей уровня осмысления человеком связей и отношений, существующих в реальном мире. Мышление ребёнка постоянно усложняется и требует адекватного выражения в речи.

Большое количество речевых ошибок в структуре сложного предложения доставляет учителям много хлопот. Работа над такими ошибками - дело трудоёмкое, требующее часто индивидуального подхода, поэтому не так уж редко педагоги попросту советуют учащимся избегать сложных конструкций, которые к тому же влекут за собой дополнительные пунктуационные ошибки. Следуя такой логике, избегать усложнённых конструкций приходится как минимум, до 9-го класса, так как в 6 – 7 – 8 классах сложное предложение в качестве самостоятельной темы не входит в школьную программу по русскому языку. Собственно здесь и есть два пути: или помочь школьнику освоить те речевые средства, которые необходимы для формулирования мысли, или до поры до времени обходить их, заведомо снижая уровень речи.

Конечно, большое значение для развития речи имеет языковая среда, окружающая ребёнка, чтение художественной литературы, но даже при условии, что среда эта идеальна, между восприятием чужой речи, пусть самой хорошей, и построением своей собственной есть определённая дистанция, которую учащемуся нелегко преодолеть. Отсутствие целенаправленной и систематической работы со сложным предложением в младших и средних классах отрицательно сказывается на синтаксическом строе речи обучающихся.

На уроках развития речи в 5 – 6 классах учитель должен определить, с какими сложными предложениями могут работать школьники, из каких критериев исходить, определяя уровень сложности этих конструкций. Пятикласснику трудно работать со сложными предложениями, состоящими из четырёх и более частей, - ему трудно осмыслить их грамматическую структуру. Но как видно из приведённых примеров, в письменной речи учащихся предложения такой сложности есть, и они появились в силу необходимости сформулировать мысль. Следовательно, точкой отсчёта уровня сложности синтаксических моделей, которые необходимо упорядочить и закрепить в языковой памяти младших школьников, должна быть речь самого ребёнка, соотнесённая с уровнем его мышления, а не только его способность к постижению законов языка. Именно динамика отношений мышления и речи является движущей силой речевого развития ребёнка. Усложняющееся мышление стимулирует развитие речи, которая в свою очередь оказывает влияние на мышление. Психологический механизм этого процесса выявлен С.Л. Рубинштейном: «Определённый уровень развития мышления является предпосылкой каждого дальнейшего шага в речевом развитии ребёнка. Но речь в свою очередь оказывает определённое влияние на умственное развитие ребёнка, включаясь в процесс формирования его мышления».

Из сказанного следует, что в работе по развитию речи учителю необходимо постоянно ориентироваться на зону ближайшего речевого развития ребёнка.

Спонтанное появление тех или иных конструкций, пусть ещё не совершенных, в речи пятиклассника как раз и является сигналом из этой зоны. При работе над синтаксическим строем речи нет необходимости углубляться в лингвистические связи и отношения. В эту деятельность прежде всего должна быть включена эмоциональная сфера психики. Многое должно идти через игру, максимально приближённую к естественным условиям общения, наглядность, уникальную способность детей к усвоению живых речевых моделей, их врождённое чутьё к родному языку. Важно, чтобы учащиеся увидели связь между мелодикой предложения и его структурой, умели строить конструкции в соответствии с речевой ситуацией, объединять предложения в сложное синтаксическое целое, научились точно и ярко выражать свои мысли.

Несколько слов о моделировании синтаксиса языка и синтаксического строя речи. Известно, что язык определяется как система знаков. Речь же прежде всего – процесс, а конкретнее – процесс общения посредством языка. Речь связана с субъектом, его психикой. Исходя из определений языка и речи, можно сказать, что моделирование в языке – один из методов осмысления его структуры, познание объективных законов и логических связей; в речи же моделирование – прежде всего процесс, динамика которого связана с переходом языковой единицы в речь. Этот процесс развивается циклично: от жесткой регламентации до свободного использования модели. Такую модель лингвисты называют пульсирующей, а сам процесс – пульсацией. И регламентация и свобода необходимы, чтобы, с одной стороны, закрепить в языковой памяти ребёнка определённые языковые модели, а с другой – развивать его живую речь. Каждый последующий цикл должен быть более высокой ступенью по отношению к предыдущему, так как он ориентирован на зону ближайшего речевого развития школьника. В цикле лингвистика выделяет следующие этапы:

- моделирование учащимися синтаксиса языка в пределах актуальной зоны синтаксического строя собственной речи;

- диагностирование синтаксического строя в зоне ближайшего речевого развития;

- построение синтаксических моделей, ориентированных на зону ближайшего речевого развития;

- использование синтаксических моделей, ориентированных на зону ближайшего речевого развития, в процессе регламентированной речевой деятельности;

- свободное использование новых синтаксических конструкций в речевой деятельности (врастание их в структуру живой речи).

Вся работа строится на известных учителю приёмах и уже привычных детям:

1) использовать цветные мелки на доске, карточки, схемы на интерактивной доске, презентации:

- нарисовать конструкцию сложного предложения, разобрать её;

- нарисовать конструкции некоторых сложных предложений из своих сочинений;

- найти такие же конструкции в художественном тексте и изобразить их;

2) познакомить обучающихся с такими синтаксическими моделями, которыми они не могут пользоваться свободно, но способны строить по ним речь с помощью учителя.

Например:

  1. (Если…), (если…), (если…), [ ] , [ ].

  2. [ ], (как…), но [ ], (чтобы…).

  3. [ ], и [ ] ,и [ ], (что…).

  4. [ ], (чтобы…), [ ], (чтоб…).

Схемы изображаются на доске (интерактивной доске). Учитель читает заранее подобранные предложения, а ученики определяют, какому из них соответствует та или иная схема, одновременно слушая и запоминая варианты хороших речевых моделей.

3) Далее учащиеся выполняют задания:

- по данным схемам построить свои предложения;

- переконструировать предложения из своих домашних сочинений.

При выполнении такого задания необходимо следить, чтобы обучающиеся, как минимум, строили предложения в пределах нормы, исправлять неудачные варианты лучше с помощью класса.

Следует отметить, что пятиклассники справляются с подобного рода упражнениями легко. И если такая работа проводится систематически, то очень скоро на построение схемы будут уходить секунды.

Очень важна в данном виде работы роль союзов и союзных слов, которые являются ориентирами, выполняющими смыслообразующую функцию. В своей речи пятиклассники часто используют сложные предложения с союзным словом «который». На первый взгляд это одни из самых «простых» сложных предложений. Но и тут часто сталкиваемся с ошибками подобного рода: « Я прочитал книгу, в которой говорится о пирате, который…, который…». Не зная о причастных оборотах, дети могут составлять такого рода предложения, но потренировавшись в классе, произнося такие предложения вслух, ребята сами исправят ошибку.

1.Санкт-Петербург – город, который стоит на островах.

2.Санкт-Петербург – город, в котором я родился (живу, учусь).

3.Школа, в которой я учусь, находится во Фрунзенском районе.

- « Найти в своей домашней библиотеке или в интернете книги, в названия которых входит союзное слово «который»» - будет заданием на дом.

На следующих уроках можно потренироваться в построении предложений с союзами и союзными словами «если», «потому что», «чтобы», «что», « где», « когда».

Дети не сразу поймут различие между союзами и союзными словами «что», «когда», «где», поэтому в таких предложениях можно только отметить это слово как средство связи, не называя части речи.

Со временем дети уже не будут задумываться над самой конструкцией, как не задумываются, например, над употреблением слова в определённом роде и падеже в устной речи, хотя, конечно, внутренняя работа по отбору лексики, синтаксических конструкций идёт. Но этот отбор в значительной мере совершается автоматически на уровне «правильно – неправильно». Целенаправленная же творческая деятельность по отбору речевых средств, включая синтаксические конструкции, идёт уже на уровне «хуже – лучше». Это и является показателем того, что определённые синтаксические модели прочно закреплены в языковой памяти ребёнка.

Таким образом, уделяя на уроках русского языка и литературы несколько минут на построение сложных предложений, мы включаемся в систему работы по развитию речи, используя метапредметный подход, а это:

- промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета;

- образовательная деятельность обучающегося;

- формирование и развитие у учащегося предметных базовых способностей;

- наличие совместной деятельности учителя и ученика;

- использование способа переоткрывания знания на разных этапах обучения и на разном учебном материале;

- наличие рефлексорной деятельности.

Использование сложных предложений в работе не должно стать основной целью урока. Выбор предложений той или иной синтаксической конструкции должен сделать сам обучающийся.

По окончании работы со сложным предложением целесообразно провести рефлексию:

-Я узнал сегодня на уроке о том, что…

- Меня удивило, что…

-Мне кажется, что…

- Мне было трудно, потому что…

Использование синтаксических средств должно быть систематической частью работы над развитием речи учащихся. Только при таком условии она даст положительный результат.

Использованная литература:

1.Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др. Книга для учителя.- М.: Просвещение.

2.Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Развивайте дар слова. - М.:Просвещение.

3.А.А.Ивин. Искусство правильно мыслить. -М.:Просвещение.

4. Проект ФГОС ООО.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Титоренко Галина Степановна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236561


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства