kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по русскому языку «Изучение сложноподчиненных предложений по классификации В. А. Белошапковой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В русской синтаксической науке в настоящее время остро стоит вопрос об изучении СПП (сложноподчиненных предложений). В разное время учеными-языковедами было выдвинуто три принципа классификации СПП. Первая классификация, всем известная, основана на уподоблении СПП в целом простому предложению, придаточные части членам предложения. Среди придаточных выделяли: подлежащные, сказу емные, дополнительные, определительные и обстоятельственные. Данная классификация была выдвинута в середине XIXвека Ф.И.Буслаевым. Основанием для уподобления придаточной части тому или иному члену предложения служила синтаксическая функция соотносительного слова в главной части при его наличии. А при его отсутствии придаточная часть уподобляется тем или иным членам предложения по их синтаксической связи и смысловым отношениям с главной частью (по синтаксической позиции, занимаемой ими по отношению к главной части). Например: Тот, кто написал письмо, не признался, (подлежащное).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по русскому языку «Изучение сложноподчиненных предложений по классификации В. А. Белошапковой» »

Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

КГУ « Целинная СШ»






Статья


«Изучение сложноподчиненных предложений по классификации В. А. Белошапковой»









Подготовила: Абилова Салтанат Аликовна - учитель русского языка Целинной средней школы

2015год








В русской синтаксической науке в настоящее время остро стоит вопрос об изучении СПП (сложноподчиненных предложений). В разное время учеными-языковедами было выдвинуто три принципа классификации СПП. Первая классификация, всем известная, основана на уподоблении СПП в целом простому предложению, придаточные части членам предложения. Среди придаточных выделяли: подлежащные, сказу емные, дополнительные, определительные и обстоятельственные. Данная классификация была выдвинута в середине XIXвека Ф.И.Буслаевым. Основанием для уподобления придаточной части тому или иному члену предложения служила синтаксическая функция соотносительного слова в главной части при его наличии. А при его отсутствии придаточная часть уподобляется тем или иным членам предложения по их синтаксической связи и смысловым отношениям с главной частью (по синтаксической позиции, занимаемой ими по отношению к главной части). Например: Тот, кто написал письмо, не признался, (подлежащное).

Недостатками данной классификации языковеды считают: неоднородность конструкций относимых в один разряд и признак, который положен в основу классификации, не существен для организации сложного предложения, т.к. он не определяет структурных особенностей предложения и характера отношений между частями предложения. Отсюда одинаковые, однородные по формальной организации и значению предложения отнесены к разным типам.

До середины 60-х г. XXвека в школьных учебниках была представлена данная функционально-семантическая (логическая) классификация.

Н. Питерсон, А. Пешков, В. Булаховский выдвигают свою классификацию, основанную на формально- грамматическом принципе. СПП делились на типы по средствам главной и придаточной частей.

Здесь выделяли два типа СПП:

а) предложения с союзными словами - относительное подчинение;

б) предложения с союзами (союзное подчинение).

Таким образом, по значению СПП делились на причинные, следственные, временные и т. д. То есть анализ СПП по этой классификации сводился к анализу средств связи. Недостаток данной классификации: формальная организация и значение СПП определяется не только по значению союзов и союзных слов, но и другими конституирующими его признаками, т. е. постоянными. Тем более, что в некоторых типах СПП ядро структуры составляют не союзы и союзные слова, а другие конститутивные признаки.

Существует и третья классификация СПП, которой мы посвятили основную часть статьи. Эта классификация структурно - семантическая: учитывает и значение, и строение сложного предложения. Она считается самой поздней в синтаксической науке. Эта классификация связана сименами В.А.Белошапковой, Л. Ю. Максимова, В.В. Бабайцева. Здесь принципиальным был вопрос: « К чему относится придаточная часть?», а не « Что заменяет придаточная часть?».

Но, по мнению языковедов, это отнюдь не означает, что уже создана полная и последняя классификация СПП. Несколько классификаций позже создано на основе этого принципа, но они существенно отличаются друг от друга. В одной - большее внимание уделяется формальной характеристике (В. А. Белошапкова.В.В. Виноградов), а в другой семантическим характеристикам (А.М.Земский, С. Е. Крючков).

Наиболее упорядоченной и понятной из всех предложенных классификации мы считаем классификацию Веры Арсеньевны Белошапковой, хотя некоторые языковеды так не считали. Она своеобразно разработала свою классификацию. Немногие знакомы с ее классификацией. Она отличается от нашей традиционной классификации, которую используют учителя-языковеды в школе при изучении СПП. В.А. Белошапковой принадлежат крупные труды в области синтаксиса. Подробное описание классификации СПП можно найти в учебнике «Современный русский язык» (2000г., Москва под ред. В. А Белошапковой).

В чем же суть классификации СПП В.А.Белошапковой? Сейчас мы попытаемся показать преимущество этой классификации СПП. Все СПП в классификации делятся на расчлененные и нерасчлененные. Расчлененные СПП - СПП, в которых придаточная часть относится ко всей главной части (или ее предикату) и прикрепляется к ней семантическими союзами. Семантические союзы - союзы, имеющие одно, присущее им значение. Среди расчлененных СПП выделяет предложения с детерминантной и корреляционной связью. Среди предложений с детерминантной связью выделяет четыре типа:

1. Предложения обусловленности:

а) причинные: «А так как мне бумаги не хватило, я на твоем пишу черновике».

б) условные: «Если не спится,т походи по молодой траве».

в) целевые: « Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало».

г) уступительные: «Женя сидела на палубе, хотя в воде было холодно» д) следствия: « Голос его был не громок, так что он не мог нас

заинтересовать».

2. Временные предложения: «Пока я шел по шоссе, автомобили догоняли меня».

3. Сравнительные предложения: «Речка блестит, словно одета серебром».

4. Предложения соответствия: «Чем дольше в лес, тем больше дров».

Предложения с корреляционной связью составляют, по словам В.А. Белошапковой- «небольшой цельный внутренний класс». Эти предложения организуются любым союзным словом с вмещающим значением. Придаточная часть прикрепляется к главной союзным словом, как правило,постпозитивно, а при осложнении главной части обособленным оборотом интерпозитивно. Например: «Тайга заметно влияет на психику человека, что заметно было по моим спутникам».

СПП нерасчленной структуры, по В.А.Белошапковой, - СПП, в которых придаточная часть относится к слову или словосочетанию в главной части и прикрепляется к этому слову или словосочетанию посредством синтаксического (ассемантического) союза или союзного слова.

СПП нерасчленной структуры делятся по В.А.Белошапковой на два вида:

1. С присловной связью:

а) присубстантивные и прикомпаративные (с распространением слова как части речи); например, «Мысль, которая не давала ему спокойно жить в последнее время, улетучилась куда-то», тб) изъяснительные (с распространением слова как носителя лексического); например, « Мысль, что мы опаздываем, еще больше подхлестывала нас». По традиции эти предложения - СПП с придаточными определительными.

2. С корреляционной связью:

а) отождествительпый тип допускает любое Т01 (здесь В. А. Белошапкова вводит свое обозначение ТСМ, - местоимение, соотносительное слово, союз, имеющие лексическое значение и является членом предложения; и Т02 лексически опустошенное не является членом предложения); в качестве союзных средств возможны только относительные местоимения, соответствующие по значению соотносительным словам. Например, «Там, где в прошлом году была рожь, теперь лежал в рядах скошенный овес». ТО\ —«там, где».

б) фразеологический тип (ограничен круг соотносительных слов и союзных средств; они содержат соотносительные слова с определительным (качеств, и колич.) значением; в качестве союзных средств выступают ассемантические союзы: что,чтобы союзы, выражающие, по словам Белошапковой, значение ирреального сравнения. Например, «В душу мою вторгся такой ураган радости, что я чуть было не задохнулся».

в) вмещающий тип с ТОг

(максимально ограничен круг соотносительных слов и максимально широк круг союзных средств); в роли союзных средств выступают все соотносительные местоимения, кроме что, ассемантическиесоюзычто и чтобы. Например, «Дело в том, что дети не успевают делать уроки по всем предметам». Т02 «в том, что».

Таким образом, мы видим, что в СПП показан характер анафорической функции соотносительных слов.

Предложения отождествительного типа строятся на оснсве прямой соотнесенности между соотносительными словами и союзнымисредствами, а также отождествления их семантического наполнения (ТОО).

В предложениях фразеологического типа соотносительное слово хотя и связано со всей придаточной частью носит все-таки опосредованно — косвенный характер связи.

Вмещающее предложение с соотносительным словом (ТОг), которое допускает и относительный и союзный способ связи. ТОгвбирает себя все содержание придаточной части и включает его в главную часть,как единый его компонент ее семантико - синтаксической структуры. В предложениях фразеологического типа фиксированный порядок частей, а в предложениях отождествительного и вмещающего типа отмечается гибкость частей. В.А.Белошапкова предлагает и свою схему разбора СПП: 1 .Грамматическая основа (количество)

2. Способ связи

3. Средства связи: союзы, союзное слово

4. Главная часть и придаточная часть (опорное слово, соотносительное слово, контактная рамка, расчленАнерасчлен.).

5. Разбор каждой части.

Таким образом, как вы уже заметили, классификация СПП В.А. Белошапковой существенно отличается от традиционной. На наш взгляд В.А. Белошапкова очень серьезно подошла к изучению СПП. Она в своей классификации учла и семантику и структуру предложений, что не наблюдается в традиционной классификации. Данная классификация актуальна в наше время, так как сейчас происходит плодотворный процесс лексиколизации слов. На наш взгляд, в определении типа придаточных части у СПП необходимо опираться на лексическое наполнение части, что способствует четкому ограничению типов придаточных. В той классификация, которая помещена в школьных учебниках и по которой учащиеся учатся определять тип СПП, большее внимание уделяется структуре СПП. Трудность изучения СПП по данной классификации заключается в том, что учащиеся относят к одному типу придаточных предложений совсем разные по семантике предложения, опираясь лишь на значения союзов и союзных слов, не учитывая при этом семантическое наполнение частей и значение соотносительных слов.

Итак, из всего выше сказанного нами, классификация СПП по В. А, Белошапковой ясно и точно разграничивает типы придаточных типа придаточных предложений. Учащиеся, на наш взгляд, легко и безошибочно укажут тип придаточного предложения, применив способы определения типов придаточных, преложенные В. А. Белошапковой.

Абилова Салтанат Аликовна учитель русского языка Целинной СШ













3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Абилова Салтанат Аликовна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства