Статья "Критериально-рейтинговое оценивание предметных результатов на уроках русского языка"
Статья "Критериально-рейтинговое оценивание предметных результатов на уроках русского языка"
В статье показан опыт применения критериально-рейтингового оенивания на уроках русского языка в 5 классе по ФГОС. Показаны некоторые приемы оценивания предметных результатов, представлены таблицы для составления рейтинга, рассказаны достоинства этого метода. Возможно, данный опыт будет полезени использован в практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Критериально-рейтинговое оценивание предметных результатов на уроках русского языка"»
Мечкова Татьяна Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ошьинская средняя
общеобразовательная школа – Базовая школа» Куединского района Пермского края
Критериально – рейтинговое оценивание предметных результатов учащихся на уроках русского языка
В последние годы в российском образовании в связи в переходом на новые стандарты идет процесс переосмысления системы оценки достижений учащихся в школе. Главную роль приобретает формирование ключевых предметных компетенций учащихся.
Оценивание предметных достижений в условиях компетентностного подхода - отдельная, очень важная методическая проблема. По мнению ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты. Такая возможность появляется на уроке при критериально – рейтинговом оценивании учащихся.
Главная задача оценивания – создание системы диагностики и учёта достижений учащихся. Данная система предполагает применение различных методов контроля и оценки (комплексная оценка), особое внимание направлено на личностный прирост достижений ученика.
Учитель при этом должен использовать различные формы конкретных заданий и иметь ясные описания идеально выполненной работы. Он включает учащихся в процесс оценивания, стремясь к переходу на самооценку. Рефлексия должна стать обязательным завершающим этапом любой более или менее крупной работы.
Этот способ оценивания я использую на уроках русского языка при проверке письменных работ. В начале учебного года я разработала рейтинг – лист оценивания достижений класса. В него включены все крупные темы, изучаемые в течение учебного года. Чтобы оценить уровень усвоения знаний по каждой теме используются разные виды письменных работ: тесты, диктанты, самостоятельные работы и другие виды работ.
Рейтинг лист 5 класса выглядит так:
Фамилия учащегося
Темы для изучения
Имя существительное
Работа №1
Работа № 2
Контрольная работа
Балл
Оценка
Балл
Оценка
Балл
Оценка
1.
2.
Приведу пример самостоятельной работы по теме «Правописание наречий». Цель: проверить уровень усвоения знаний и умение применять их практическим путем. Отрабатываются следующие орфограммы:
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, -Е.
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
Буквы Н и НН в наречиях на –О, -Е.
Буквы А и О на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-,С-, В-, НА-,ЗА.
Дефис между частями слова в наречии.
Самостоятельная работа №1
Задание: вспомни о правописании наречий и вставь пропущенные буквы (задания №1,4 и 5); в задании №2 - где возможно, дефис; в здании №3 раскрой скобки и напиши слова верно.
Затемн…, влев…, издалек…, снов…, досыт…;
По молодецки, точь в точь, по весеннему небу, по межвежьи, по своему.;
(не)лепо; (не)хорошо, а плохо; (не)брежно; (не)аккуратно; (не) далеко, а близко;
За каждое правильно записанное слово – 1 балл, максимально можно набрать 25 баллов.
Критерии оценивания:
«5» - от…до…баллов.
«4» - от…до…баллов.
«3»- от…до…баллов.
«2»- от…до…баллов.
После выполнения работы даю ученикам ключ для проверки и шкалу перевода в пятибалльную систему. Таким образом, решается задача включения учащихся в процесс оценивания, ребенок видит, где он допустил ошибку, на что следует обратить особое внимание.
Полученные итоги заносим в лист-рейтинг. Все письменные работы в рамках одной темы имеют одинаковое количество максимальных баллов, что позволяет ученику видеть в сравнении с самим собой уровень знаний. Также лист- рейтинг позволяет учителю сравнить достижения всех учеников класса.
Таким образом, критериально – рейтинговое оценивание помогает формировать у учащихся положительные эмоции к учебному процессу, увидеть уровень прироста знаний. На мой взгляд, данная методика позволяет максимально эффективно оценить уровень сформированности предметных компетенций по изученной теме, как каждого ученика, так и всего класса в целом.
Нужно учесть, что подобное оценивание является постоянным процессом и имеет большую практическую значимость:
- оценивается только работа учащегося, а не его личность; - работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее; - оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали,
- учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей; - повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.