Статья "Коррекционно-развивающая работа на уроках чтения"
Статья "Коррекционно-развивающая работа на уроках чтения"
Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило; затрудняются выделить главное в учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования навыка беглого, сознательного и выразительного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Коррекционно-развивающая работа на уроках чтения" »
Коррекционно-развивающая работа
на уроках чтения
К нам в школупоступают дети с различными нарушениями, некоторые из них имеют сложную структуру дефекта. Поэтому свою работу с классом, по формированию навыка чтения, я начала с диагностики учащихся. Результаты диагностики позволили выявить причины, негативно влияющие на процесс формирования навыка чтения.
Причины недостаточной сформированности
навыка чтения учащихся.
Психологические Педагогические
1. низкий уровень синтеза звукобуквенных элементов;
2. недостаточность зрительного анализа букв в слове, слов;
3. неустойчивость произвольного внимания;
4. малый объём восприятия;
5. низкий уровень развития процессов мышления .
1. недостаточное знание букв алфавита;
2. затруднения в артикуляции;
3. высокая автоматизация навыка чтения, торопливость при чтении;
4. общее недоразвитие речи,
5. маленький словарный запас;
6. слабая познавательная активность
Исходя из этого, я наметила основные направления работы:
развитие эмоционально-личностной сферы;
развитие отдельных сторон психической деятельности, интеллектуальных и мыслительных процессов;
совершенствование движений и сенсорного развития;
ликвидация пробелов в знаниях.
Упражнения, проводимые на занятиях, непродолжительны по времени, проводятся короткими порциями, но с большой частотой.
Рассмотрим основные из них.
Любой урок у нас начинается с того, что дети открывают книгу, 3 -5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Во время чтения могут даваться различные команды: от чтения про себя - команда « Глазки», жужжащее чтение-команда « Пчелки», и чтение в максимально ускоренном режиме – «Молния». Продолжительность каждой команды до 20 сек.
В начале каждого урока проводится в течение 30 секунд артикуляционная гимнастика. Используется материал пословиц и скороговорок. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановке голоса и дыхания. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, поэтому используются в качестве разминки перед чтением.
Для увеличения скорости и осмысленности чтения, стимулирования результатов учащихся проводятся самозамеры. В классе у каждого ученика есть читательский дневник, в который он ежедневно записывает прочитанное за день: автор, название книги, количество страниц и раз в неделю делает самозамер незнакомого текста и сравнивает результаты. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как ученик видит свой рост и видит, что чтение приносит ему успех.
Другое очень важное упражнение - зрительные диктанты по Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором, имеются 6 предложений.
Особенность этих предложений в том, что если первое предложение в 1 наборе состоит из 2 слов «Тает снег», то последнее предложение содержит 46 букв.
При проведении диктантов на доске вывешиваются 6 предложений из одного набора, далее высвечивается по одному предложению, ребята в течение определенного времени( для каждого предложения дается свое время для запоминания) читают молча и стараются запомнить. По истечении времени учитель убирает предложение и предлагает записать его по памяти и так со всеми предложениями.
В период обучения грамоте можно использовать вместо зрительных диктантов упражнение «Фотоглаз». За определённое время ученик должен сфотографировать столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово. Цель этого упражнения развитие поля чтения, зрительного восприятия слова.
Пример: Приготовились! Внимание! Фотографируем! Приготовили ладошки, если услышите слово, которое сфотографировали, прошу вас хлопать в ладоши.
Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты хорошие.
У каждого ученика в классе есть книга«Практическое пособие для обучения детей чтению» О.В. Узоровой, Е.А.Нефедовой, что позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого ребёнка, обеспечивает возможность самостоятельной работы учащихся.
Упражнения подбираются дополнительно к материалу, имеющемуся в учебниках. Они носят предупреждающий характер и включают слова тех слоговых структур, которые представляют для детей наибольшую трудность. Эта работа имеет коррекционную направленность, подбирается индивидуально с учетом возможностей каждого ученика. В противном случае учащиеся со слабо сформированным навыком чтения при получении большого или трудного, непосильного задания вовсе отказываются от работы, совсем перестают читать.
6. Добиваться активной работы детей на протяжении всего урока позволяет чередование видов чтения:
чтение в парах сменного состава по карточкам;
чтение за диктором;
чтение цепочкой, по рядам и т п.
7.Большое внимание на занятиях я уделяю уточнению и обогащению словарного запаса учащихся, развитию лексической стороны речи.
В классе есть симпатичная коробочка, в которой мы собираем слова, значение которых нам непонятны. Ребёнок приносит карточку со словом, объясняет его значение, все вместе составляем предложения с данным словом. В этой работе помогают родители, работа с толковым словарём.
Использование на уроке мультимедиа позволяет сэкономить до 30% времени, а приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше (Г.А. Бордовский, И.Б.Горбунова, Е.А.Филиппов и другие)
Поэтому я провожу на уроке упражнения на подбор слов схожих и противоположных по смыслу, с последующей проверкой при помощи инновационных технологий. Слайд 2
Назови слова противоположные по смыслу.
Кислый - ….
Медленно - ….
Горячий - ….
Подбери похожее по смыслу слово.
Сырость -….
Портфель - ….
Трудолюбивый - …
Назови подходящие по смыслу слова
Холод - зима, тепло - …
Помидор –красный, огурец -…
Кровать – лежать, стул - …
Рыба – чешуя, кошка –
Раздели слова на группы, дай название каждой группе слов, подчеркни слова каждой группы одним цветом. Слайд 3
8.Проводятся упражнение, развивающие оперативное поле зрения и память. Слайд 4
Учащиеся смотрят на точку в центре, и читают слоги.
"Пирамида". Фиксируем взгляд на буквах центральной линии, распознаём одновременно и буквы, расположенные в расходящихся рядах.
Х П О
М Я Ч
С М И
Т А Б
Ф Ы В
А П Р
На более позднем этапе обучения проводится игра «Найди пропажу», которая также способствует расширению фиксационного поля и содержит игровой момент.
На столе рассыпаны тексты. Требуется найти в них данное предложение. По команде «Найди и подчеркни», каждый ученик берёт статью и скользит по тексту в поисках данного предложения. (Пример: Найдите и подчеркните предложение: НА ФАБРИКЕ НЕОБЫКНОВЕННО ЧИСТО.)
9.Одна из причин, тормозящих у детей формирование навыка чтения – отсутствие антиципации. Упражнение "Угадай"- способствует развитию смысловой догадки. Слайд5
Варианты:
а)Карточки с предложениями.
Мы с папой сегод … (-ня) пош … (-ли) в ки… (-но).
б) Карточки с текстами.
Око… нашей дерев… есть небольш… лесок. Летом ребя… собирают там яго…. За грибами мы ход… в боль… лес за рек… . Там живёт лес…. Хоро… отдохнуть в его лесн… домике.
Проверка – после чтения.
Чтение является сложным психофизиологическим процессом, который осуществляется деятельностью различных анализаторов (зрительного, речедвигательного, речеслухового), различных мозговых систем.
Психологами установлено, что развитие навыка беглого чтения тесно связано с развитием ВПФ. С этой целью использую в своей работе упражнения развивающие зрительное восприятие, произвольное внимание, память, логическое мышление.
Найди слова в строчках.
М О З А Я Ц Р Ы З Е О А Л
А М К Е Ю М Я Ч К Т Р У Ф Э М К Б Я С О К Ф Ю Н Т
Постепенно аналогичные задания усложняются
Игра «Найди названия городов» Слайд 6
Назови обобщающим словом. Слайд7
Малина, клубника - ….
Сапоги, ботинки - ….
Пила, отвертка - …
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов -…
Найди в каждом ряду лишнее слово. Объясни.
Дождь, снег, лужа, град.
Гнездо, нора, муравейник, курятник.
Россия, Германия, Сочи, Франция.
Назови только верные высказывания.
После утра наступает вечер.
На яблоне выросло много ягод.
Весной на поля прилетели грачи.
Составь из одного слова десять Слайд 8
Найди всех животных Слайд 9
Найди вторую часть пословицы. Слайд 10
При солнышке тепло, а неученье – тьма.
Ученье – свет, а потехе час.
Делу – время, при матушке – добро.
прочитай и отгадай загадку. Слайд 11
Работа с пословицами проводится в занимательной, развивающей форме. Найди способ прочитать пословицу. Слайд 12
Отгадываем ребусы (вначале этого зашифрованное слово, позже -предложение), Слайд 13
После изучения каждого раздела по литературе, на обобщающих уроках дети разгадывают кроссворды, что помогает закрепить и ещё раз повторить изученный материал. Слайд 14
Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, приносит положительные результаты. У школьников появляется интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что не обеспечивает научение ребенка быстрому чтению. В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык синтетического способа у слабочитающего ребенка.
Учебники по чтению не содержат специализированных упражнений, обеспечивающих совершенствование навыка для того или иного способа чтения, что способствовало бы плавному переходу ребенка от одного способа к другому.
Не надо надеяться, что автоматизация навыка у детей произойдет сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяженность длится от 1 года до 3 лет. А в случае возникновения трудностей он может растянуться до 5-8 лет и более.
Школьная программа не дает нам такой возможности. Необходимо определите уровень сформированности навыка чтения у ребенка, т.е. способ, которым он читает, и организовать дополнительные коррекционно-развивающие занятия по чтению.
Для эффективного коррекционного воздействия необходимо: раннее выявление нарушений, коррекционное обучение с целью предупреждения прямых и отсроченных последствий дефекта и нарастание педагогической запущенности. Содержание и направленность коррекционной работы должны предусматривать не только ликвидацию первичного дефекта, но и предупреждение возможных проявлений его отсроченных последствий. Помимо этого, в ходе коррекционного обучения целесообразно проводить работу по формированию полноценных учебных навыков.
Практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы общеобразовательной школы при соответствующей коррекционно-развивающей работе.
ЛИТЕРАТУРА:
Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М.,1953.
Корнев А. Я. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.,1997.
Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М. 1999.
Лалаева Р.И.Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2001.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб.,1995.
Цыпина Я. А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. М., 1994.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной школы. М., Просвещение, 1991 г.