Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС Лапина Галина Николаевна МОУ СОШ №2 им. Н.А.Заболоцкого, пос, Сернур, республика Марий Эл На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная деятельность. Одна из актуальных проблем преподавания русского языка и литературы в школе – проблема повышения интереса к изучаемому предмету. «Корень учения горек»,- говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры, никто не спорит, но меняются времена и нравы. Прошли те времена, когда педагог ассоциируется человеком с плёткой. Сегодня учитель - это, прежде всего, наставник, сотрудник и единомышленник. Как же в данное время заставить ребёнка учиться? Современная школа должна не только сформировать у учащихся определённый набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам: во – первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться; во – вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; в – третьих, это, конечно, устаревшие методики, Аспекты методики познавательного интереса включают три момента: привлечение учащихся к целям и задачам урока; возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала; включение учащихся в интересную для них форму работы Активизация познавательной деятельности включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс, успешность. Уровни развития учебной познавательности: Отрицательное отношение к учению. Нейтральное отношение к учению. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению, Положительное отношение к учению. Активное, творческое отношение к учению. Личностное, ответственное отношение к учению Активизация учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением ученика к ней. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении учащихся к объекту познания. “Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли” К.Д. Ушинский Условия для проявления познавательной деятельности: создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе; создание “ситуации успеха” для каждого учащегося; компетентность в данном вопросе; право выбора заданий; включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы; использование инновационных методов обучения; использование проблемных ситуаций; мониторинг успешности. Успешность процесса обучения зависит прежде всего от желания учащегося овладеть основами науки. А проблема состоит в том, как пробудить у ученика желание учиться, если оно есть, то как его сберечь? Желания определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных мотивах, поэтому проблема активизации поведения и деятельности человека является актуальной и сложной на современном этапе. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы одноклассников; заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым учащимся непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения познавательной задачи; создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий и др. Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Задачи учителя для развития мотивации при изучении русского языка: создание благоприятных условий, система подготовки обучающихся, направленная на положительный результат; расширение и углубление знаний благодаря различным уровням обучения (углубленному и профильному); развитие самосознания старшеклассников через внедрение инновационных форм и методов работы. Учеными давно уже доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Никогда не научится грамотно говорить и писать тот, кто только идеально выучил правила. Но ученик, проявивший интерес к закономерностям языка, готов к решению не только заданий по аналогии, но и нестандартным. Причем познавательный интерес поможет ему и при изучении других предметов не только в школе. Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастёт в глубокий и стойкий интерес. По мнению ряда ученых, в том числе Аняновой И.В. [4], использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса: компьютеризация и информатизация образования – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, способ повышения эффективности обучения. ФГОС второго поколения ставят владение информационными технологиями одним из важных умений педагога и учащегося [11], что создает совершенно новый стиль мышления, иные подходы к оценке и решению учебных проблем По мнению учителей-современников Архиповой Н.П., Бахтияровой Е.М., А.В. Даринского [3, 5, 12] компьютерные технологии предоставляют учителю возможность организовывать групповую и индивидуальную виды работ на уроке. Можно использовать различные тренажеры, тесты, презентации, таблицы, графики, схемы, дистанционное обучение и многое другое. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы способствует: Методика преподавания богата формами и методами работы, помогающими раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал ребенка: творческие мастерские; факультативы, кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; творческие конкурсы, интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); мозговая атака; синквейн; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; медиапроектроекты; дидактическая игра; лингвистические карты; исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания. Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. По большому счёту наша главная цель – это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика к будущей профессии. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с художественным словом, с книгой, с текстом. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать компьютер, всегда возникают вопросы целесообразности его применения на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Используя на своих уроках компьютер уже несколько лет, я получила ответы на эти и многие другие вопросы. Я применяю компьютер на уроках, во – первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса; овладение навыками литературного языка; знание лингвистических и литературоведческих терминов; знание фактического материала по биографии и творчеству писателей; Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником. Конечно, машина не может полностью заменить учителя, но зато хорошо может помочь, освободив его от большей части рутинной работы, при подготовке карточек, схем, тестов. Используя Интернет – ресурсы, можно найти любую информацию для урока. Считаю, что целесообразно применять компьютер как в начале урока, так и на уроках закрепления, обобщения знаний, уроках контроля, на зачётных уроках, тестировании. Я использую как готовые пакеты контролирующих программ ( RUS 5 –9), программ – тренажёров ( «Фраза», «Буква потерялась»), ЦОР «Репетитор» по русскому языку и литературе, а также на уроках литературы, при подготовке презентаций, использую Интернет – ресурсы. Ученики с помощью компьютера реализуют свои творческие возможности: набирают тексты своих творческих работ. Учатся их редактировать. Создают сборники стихов, сочинений, делают компьютерные рисунки к прочитанным произведениям. Старшеклассники давно используют компьютер для презентаций и оформления своих проектов, докладов, рефератов, помогают учителю делать дидактический материал для уроков: схемы, карточки, тестовые задания. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы активизирует мыслительную деятельность, повышает эффективность усвоения материала. Приёмы применения компьютерных технологий: 1. Вовлечение учащихся в дистанционные викторины, конкурсы способствуют самостоятельной и ответственной работе с информационными источниками. Итогами такой работы становятся детские проекты, буклеты, презентации, web-сайты, фильмы. Учащиеся могут получать и дополнительное дистанционное образование. 2. Общение с другими участниками сети Интернет. 3. Организация проектов по интересующей теме. Например, можно предложить домашнее задание – подготовить проект на заданную тему, этот проект может быть подготовлен группой школьников, сопровождаться цитатами, доказывающими представленный материал, плакатом, на котором представлена схема излагаемого материала, стенгазетой. Работа в группах для учащихся всегда интересна и увлекательна. Примером такой деятельности может служить проект по творчеству Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, В.В.Высоцкого, «Обособленные члены предложения», «Как писать сочинение-рассуждение на ОГЭ» 4. С помощью ИКТ можно повысить грамотность учащихся. Электронные словари и справочники позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке. 5. На уроках литературы, при изучении нового материала используются библиографические сведения, проводятся виртуальные экскурсии по музеям, показываются учащимся фото, иллюстрации, картины из жизни писателя, поэта, видеофрагменты, что повышает заинтересованность обучающихся предметом. 6.В помощь учителю есть множество материалов, которые можно использовать на уроке – электронные энциклопедии («Кирилл и Мефодий»), готовые ЦОР, в том числе и собственные, электронные презентации, флэш - анимации, аудиофрагменты, электронные тренажеры, фильмы, музыкальные CD-диски, материалы сети Интернет. 7. Электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. 8. Одна из форм, позволяющая реализовать интеллектуальные интересы ученика - исследовательская работа. Исследуя выбранную проблему, ученик приобретает навыки работы с научной и справочной литературой, учится культуре умственного труда. Кроме того, данный вид работы помогает развивать творческие способности ребенка. Но важно помнить, что исследовательской, проектной деятельности надо учить, постепенно усложняя задачу. В средних классах это могут быть сообщения, ответы на проблемные вопросы, поисковую деятельность организует, естественно, учитель. В старших классах работу выполнят сами учащиеся, учитель лишь направляет их деятельность. Итогом работы может стать реферат, проект, исследовательская работа. Незаменимый помощник – компьютер. 9. С помощью ИКТ осуществляется и проверка учебного материала посредством компьютерных тестов, особенно, если это он-лайн тесты (Интернет-тесты), учащийся сразу видит свой результат и может посмотреть допущенные им ошибки, соответственно в тетрадь и дневник вносится запись, какие правила необходимо повторить. После повторения, ученик может выбрать именно ту тему, которая вызвала затруднения и пройти тест на закрепление материал 10. Викторины, интеллектуальные игры актуальны для любой возрастной категории. Использование Интернет-ресурсов даст возможность провести это мероприятие в актовом зале или конференц-зале динамично и красочно. 11. Акции. Они проводятся как заранее подготовленные праздники ( например, к юбилеям писателей и поэтов), пробуждают интерес к предмету, и оказывают массовое воздействие на учащихся. Содержание этого вида внеклассной работы весьма разнообразно: листовки, агитбригады, памятки, поздравления с использованием презентаций, школьного радио. 12. Посещение библиотеки. Библиотечные выставки нашего посёлка могут заинтересовать учащихся. По окончанию экскурсии дается задание написать отзыв, эссе, сделать презентацию. 13. Проектная деятельность. Отличительной чертой проекта является поиск информации, ее обработка и доказательство гипотезы с помощью эвристических или экспериментальных методов. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат [20]). Например, проекты «История моей фамилии», «Мое имя». 14. Выразительное чтение, использование аудио. Выразительное чтение способствует более глубокому восприятию текста и риторическому развитию учащихся. Воспитывается культура речи. Данные навыки необходимы в любой профессиональной деятельности будущих выпускников. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока-семинара, урока – практикума, урока- виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, активизирует интерес к изучаемому материалу. Интернет даёт возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является эффективным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения. Таким образом, максимальное использование средств ИКТ на уроках русского языка и литературы учащимися 5-11 классов совместно с учителем повышает не только уровень познавательной активности, но и улучшает показатели обученности, мотивацию учащихся и качество знаний. Библиографический список 1 Акиф Л. М. Проблема формирования познавательной активности учащихся // Вестник ТГПУ, 2012. – №5. – С.197-202.. 2. Архипова Н.П. Уроки литературы с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. - М: Глобус, 2010. – 341 с. 3. Анянова И.В. Современная технология учебного занятия. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008. – 253 с. 4. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии. – 2001. – №2. – С.7-12. 5. Буткин Г.А., Володарская И.А. Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Наука, 1980. – С.67-78. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс,1996. – С.281-283. 7. Горшкова О. О. Самостоятельная работа как фактор формирования познавательной активности студентов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. – №41. – С.31-34. 8. Даринский А.В. Методика преподавания гуманитарных дисциплин. – М.:, 1996. – 391с. 9. Исакова И. Литературное произведение: теория и практика анализа. – Русский язык илитература для школьников. 2008. – № 2. – С.11-17. 10. Ильин В. Как увлечь книгой? Учитель учителю. Санкт-Петербург. Бизнес-школа «Взмах», 1995 11. Концепция модернизации российского образования (минобрнауки.рф). 12.Левитов Н.Д. Профессиональные и учебные интересы 8-ков. Сборник «Способности и интересы»/Под ред. Левитова Н.Д. и Крутецкого В.А. – М: АПН РСФСР. – 1990. – 281 с. 13.Полат Е.С. Метод проектов на уроках. http://center/fio.ru/do/news.asp 14.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Учпедгиз, 1986. – 353 с. 15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды // Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. |