Курс русского языка в профессиональных колледжах имеет повторительно-обощающий характер. Материал по данной теме пройден учащимися в объеме школы. Однако знания и навыки у большинства из них остаются на низком уровне. Между тем специфика учебы в колледже требует их постоянного совершенствования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ»
СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
I
Курс русского языка в профессиональных лицеях и колледжах имеет повторительно-обобщающий характер. Материал по данному предмету пройден учащимися в объёме школы. Однако знания и навыки по русскому языку у большинства из них остаются на низком уровне. Между тем специфика учёбы в колледжах требует их постоянного совершенствования.
Одной из актуальных проблем преподавания русского языка в учреждениях профессионального образования является развитие пунктуационных навыков.
Школа достигла определённых успехов в формировании пунктуационных навыков у студентов, вместе с тем, уровень их у учащихся весьма невысок: пунктуационных ошибок в работах студентов в 2-3 раза больше, чем орфографических.
Для того, чтобы достичь успехов в обучении студентов колледжей пунктуации, необходимо повысить эффективность работы по пунктуации в школе. Для этого ещё в школе приемлемы следующие методические пути:
1. Формирование у учащихся пунктуационной зоркости;
2. Обучение школьников последовательности пунктуационного действия;
3. Развитие у учащихся умения видеть смысловое членение готовых предложения
и текста в процессе их записи или создание собственных предложений и текста.
II
Наиболее часто допускаемые пунктуационные ошибки
В своём докладе я попыталась рассмотреть принципы методики обучения пунктуации студентов среднего профессионального образования, а также пути исправления типичных пунктуационных ошибок.
Всё многообразие пунктуационных ошибок, которые допускают студенты в работах. Можно разделить на 4 группы:
Отсутствие нужных знаков
Лишние знаки
Употребление не того знака, который требуется в данном случае
Постановка знака не на то место, где требуется
Каждый из названных типов ошибок может быть представлен в многочисленных вариантах.
К первой группе ошибок относятся следующие:
1. Отсутствие запятой перед союзом И,соединяющим предикативные части
предложения;
2. Отсутствие запятой, необходимой для отделения придаточного предложения
от главного;
3. Отсутствие знаков (запятой, двоеточия, тире), необходимых для отделения
предикативных частей при бессоюзном их соединении;
4. Отсутствие запятой при однородных членах;
5. Отсутствие запятых (или одной запятой) при обособленных членах
предложения.
Ко второй группе можно отнести следующие:
запятая между союзом И, соединяющим два деепричастных и причастных
оборота;
Двоеточие и тире в предложениях с однородными членами при отсутствии
обобщающих слов;
Наиболее типичные ошибки третьей группы следующие:
а) Тире вместо двоеточия или двоеточие вместо тире при обобщающем слове;
б) запятая вместо тире при обобщающем слове в предложениях с однородными
членами;
в) Запятая вместо точки с запятой;
г) Двоеточие вместо точки с запятой между двумя предикативными частями, не
находящимися в причинной зависимости или не передающими
последовательности событий;
д) Запятая вместо двоеточия или тире в бессоюзных сложных предложениях, части
которых находятся в отношении причины, следствия или раскрывают их
содержание;
е) тире или скобки для выделения вводных предложений и наоборот, запятые
вместо скобок или тире
ё) Точки и тире вместо запятой и тире после слов автора, разрывающих прямую
речь и наоборот.
Первая группа, как правило, составляет половину общего количества ошибок. Это говорит о том, что студенты обнаруживают полное незнание конкретных вопросов пунктуации и синтаксиса.
Остальные группы ошибок обусловлены неполными, неточными и непрочными знаниями синтаксиса и связанных с ним пунктуационных правил.
Лишние знаки – тоже один из самых распространенных видов пунктуационных ошибок. Очень часто в этих случаях студентов подводит интонация, служащая далеко не всегда надёжным ориентиром для правильной постановки знаков препинания.
Одна группа ошибок не изменяет ни смысла предложения, ни его смыслового оттенка.
Другая группа пунктуационных ошибок влечёт за собой изменение смыслового оттенка предложения. Например, если пишущий под диктовку в предложении «Усталые и голодные, охотники едва добрели до деревни» - не поставит запятую после определения – усталые и голодные, то он изменит смысловой оттенок предложения.
III
Причины пунктуационных ошибок
Среди причин пунктуационных ошибок, допускаемых студентами, можно выделить следующие:
Недостаточно глубокие и прочные знания тех разделов синтаксиса, с которыми связаны пунктуационные правила.
Незнание пунктуационных правил: студенты не помнят правила, хотя и понимают их, или не понимают правила, хотя и помнят их.
Недостаточно развито логическое мышление: студенты не умеют отграничивать родовые и видовые понятия, категории времени, места, причины и т.д.
Отсутствие достаточно развитого речевого слуха:студенты не точно воспринимают на слух строй и смысл каждого предложения, что приводит к ошибкам даже при хорошем знании пунктуационных правил и умений их применять.
Постановка знаков препинания не в процессе письма, а после написания. Студенты не понимают, и, следовательно, не учитывают основного назначения пунктуации – членения текста на части, которые имеют значение для выражения мысли и чувства в акте письма: нарушают естественный нормальный ход письма.
Причиной пунктуационных ошибок является то, что в школе на уроках русского языка не проводится регулярно анализ предложений разных типов, строения и состава.
Это наводит на мысль, что в школах недооценивается роль наблюдений над интонацией при изучении синтаксиса и пунктуации. Изучение синтаксиса и пунктуации по школьной программе начинается в самом конце 6 класса. Поэтому, в процессе обучения пунктуации происходит перерыв почти в два года, и при таком положении все приобретённые в начальных классах навыки рассеиваются, в результате чего осложняется изучение основного курса синтаксиса и пунктуации.
При выяснении причин, в результате которых появились ошибки, обнаруживается, что во многих случаях на появление ошибок влияют синтаксические особенности текста. Количество пунктуационных ошибок может зависеть от структуры предложения, порядка синтаксических конструкций и членов предложения, а также способа выражения его членов.
Так, например, односоставные предложения ясно выявляются только тогда, когда выступают самостоятельно.
Из числа сложноподчинённых наибольшее затруднение у студентов вызывают предложения с придаточными, стоящими в середине главного после союза И.
Среди бессоюзных сложных предложений особенно трудными для наших студентов оказываются такие предложения, в которых на стыке частей находятся выделяемые конструкции, например: «Я подошёл к калитке по мокрой траве, испытывая тревогу; кто же рассмотрит трактор в таком непроглядном тумане?»
Многие пунктуационные ошибки студенты являются результатом неумения производить логико-грамматический анализ текста. Это проявляется в следующем:
а) в непонимании смысла отдельных слов и словосочетаний;
б) в неразличении характера смысловых признаков отдельных членов
предложения;
в) неумение студентов производить смысловой анализ проявляется в
неразличении смысловых отношений между частями, вошедшими в состав
предложения.
Неумение студентов производить грамматический анализ проявляется в следующем:
В смещении синтаксических категорий и конструкций;
В смещении морфологических категорий (причастий и существительных).
Некоторые пунктуационные ошибки являются следствием применения студентыами «ложных правил», которые возникают под влиянием различных факторов:
а) неправильного осмысливания и заучивания пунктуационных правил;
б) ошибочных обобщений, которые делают студенты в результате выполнения
упражнений;
в) упрощения формулировок, которые иногда дают отдельные учителя.
Причиной пунктуационных ошибок студентов является то, что большинством учащихся слабо усвоены в школе некоторые разделы программы по русскому языку.
Студенты , непрочно усвоившие в школе такие понятия, как понятие о простом предложении, о членах предложения, о полных и неполных предложениях, о простом предложении с двумя главными членами, о сложноподчинённом и сложносочинённом предложении и т.д., допускают пунктуационные ошибки.
IV
Работа над пунктуационными ошибками
Основными методами работы над пунктуационными ошибками являются: анализ предложения, составление схемы предложения, пунктуационный разбор, расстановка знаков препинания, составление и запись примеров.
Особое внимание следует обратить на разграничение синтаксических единиц. Это, прежде всего, распространённые придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты, слова автора внутри прямой речи.
При разборе предложений, в ходе работы над пунктуационными ошибками основное внимание должно быть уделено формированию навыков опознаванию в речи соответствующих синтаксических явлений и установление их границ.
Если студент умеет составлять схему предложения, это означает, что он понимает его вид и структуру. Но это умение есть лишь у 40% , если учесть, что в группе 25 студентов. Умение составлять схемы предложений облегчает усвоение пунктуации, поэтому оно является важным методом работы над пунктуационными ошибками.
Следующий этап работы над пунктуационными ошибками – объяснение расставленных знаков препинания. Здесь основным методом является пунктуационный разбор. В процессе такого разбора студенты кратко объясняют, почему нужно поставить тот или иной знак препинания.
Эффективный метод работы над пунктуационными ошибками – расстановка знаков препинания. Этот метод целесообразен тогда, когда студенты проделают другие виды работ над ошибками – анализ предложения, составление его схемы и пунктуационный разбор. Для упражнений в расстановке знаков препинания отбираются варианты предложений, в которых студенты чаще всего допускают ошибки.
Расстановка знаков препинания и работа над ней на уроках русского языка в колледже проводится в такой последовательности:
Сначала студенты опознают соответствующую синтаксическую конструкцию (называют её в тексте, который читает преподаватель, или в учебнике).
Затем записывают диктуемое (или данное в учебнике) предложение,
расставляя знаки препинания.
После этого упражнение проверяется. Так записывается два или три
предложения. Для контроля преподаватель диктует несколько предложений.
Результаты работы проверяются при просмотре тетрадей студентов.
Заключительный этап работы над пунктуационными ошибками – дописывание предложений или составление и запись студентами своих примеров. Основными из них являются: составление предложений по схеме, дописывание к предложениям недостающих частей, составление предложений по опорным словам.
В первом случае работа проводится так: преподаватель чертит на доске схему предложения нужной конструкции; студенты составляют по этой схеме предложения; наиболее удачные из них записываются в тетрадь; затем эта работа выполняется самостоятельно.
Во втором случае может быть использовано такое предложение: в левой части доски преподаватель записывает основной текст, а в правой (вперемежку)- те синтаксические единицы, которыми необходимо дополнить данные предложения. Студенты списывают текст, внося в него нужные добавления и расставляя знаки препинания.
Третий вариант – составление и запись предложений заданной конструкции с использованием опорных слов. Это вид работы целесообразно увязать с практическим повторением трудных орфограмм (безударных гласных, удвоенных согласных) и т.д.
V
Виды упражнений по пунктуации для студентов колледжа
Все виды пунктуационных упражнений можно поделить на две основные группы: упражнения аналитического характера и упражнения синтаксического характера.
К упражнениям первой группы относятся: пунктуационный разбор, чтение учителем примеров с последующим объяснением студентов, какие и почему следует поставить в них знаки препинания на письме; письмо по памяти, установление границ и смысловых отношений между отдельными членами предложения и между простыми предложениями в сложном.
К упражнениям второй группы можно отнести следующие: расстановка знаков препинания в текстах, напечатанных без знаков препинания; подбор студентами примеров предложения на данное правило; составление и запись учащимися предложений с данными учителем словами; работа со схемами, составление предложений по картине; диктанты, изложения, сочинения; стилистические упражнения, связанные с пунктуацией и т.д.
Приёмы и упражнения по пунктуации должны представлять собой определённую систему. Наиболее активно в эту систему входят следующие приёмы и упражнения:
Объяснение постановки знаков препинания в данном тексте. Этот приём,
применяемый во всех группах, можно использовать при изучении всех
правил пунктуации. Объяснение знаков может вестись устно или письменно.
Расстановка знаков препинания в текстах, напечатанных без них. Целью
такого упражнения является тренировка учащихся в членении (смысловом и
грамматическом) текста, выделении в нём определённых элементов речи,
согласно заданию, и в определении того, каким знаком следует обозначать
членение. Этот вид работы тоже может проводиться устно или письмен.
Исходя из опыта работы в Баксанском колледже «Агро», можно утверждать, что большинство студентов приходят в колледж без знаний и навыков по выполнению таких работ, как изложение, сочинение. Их написание составляет для учащихся большую трудность. Тем более для них является трудным расстановка знаков препинания в сочинении. При написании диктанта студенты не умеют расставить знаки препинания и почти полностью опираются на интонацию учителя.
Обилие орфографических и пунктуационных ошибок студентв объясняется главным образом тем, что в колледж приходят, в основном, учащиеся со слабыми знаниями школьных предметов и в частности, по русскому языку.
Лучшим средством активизации мыслительной и речевой деятельности студентов при обучении русскому языку, и в частности, пунктуации, является организация их самостоятельной работы. Выполнение различных упражнений по пунктуации, работа с карточками задания по пунктуации обеспечивает самостоятельную работу учащихся.
Пунктуационная грамотность – показатель общей и речевой культуры человека.
Навыки пунктуации относятся к сложнейшим, так как они связаны с процессами речи и мышления.
Анализ успеваемости студентов позволяет сделать вывод о том, что тематическое планирование по русскому языку для учреждений профессионального образования следует подвергнуть некоторой переработке. Учитывая, что большинство преподавателей – словесников проводят уроки по обобщению изученного материала, в тематическом планировании должно быть отражено повторение разделов синтаксиса при одновременной работе над морфологией и пунктуацией.