Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД у учащихся на уроках русского языка
Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД у учащихся на уроках русского языка
Кластер (“гроздь”) – графический прием систематизации материала, выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
Так же кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Не секрет, что наши дети сталкиваются с рядом трудностей при изучении школьного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД у учащихся на уроках русского языка»
Тема самообразования «Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД у учащихся на уроках русского языка».
На данном этапе изучения темы я взяла прием «составление кластера».
Кластер (“гроздь”) – графический прием систематизации материала, выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
Так же кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Не секрет, что наши дети сталкиваются с рядом трудностей при изучении школьного материала.
Например на уроках русского языка у детей наблюдается трудности при работе с правилом. Им трудно вычленить основную мысль и запомнить ее.
Как раз в данном случае приходит на помощь кластер.
Рассмотрим пример кластера при работе над темой ««Однородные члены предложения. Знаки препинания при них». В 9 классе.
Последовательность действий логична и проста:
- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Данный прием позволяет: (в плане развития коммуникативных УУД)
Охватить избыточный объем информации;
Учить перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;
Учить осуществлять речевой контроль;
Учить извлекать основную информацию из различных источников;
Развивать диалогическую и монологическую речь;
Обогащать словарный запас;
Экономить время.
Кластер помогает развивать такие УУД, как:
Коммуникативные УУД:
1)Формирование диалогической и монологической формы речи;
2) Обогащение словарного запаса.
3)Совершенствование навыка объяснять свою точку зрения.
4)Формирование умения слушать и понимать других;
5) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
В начале была выбрана тема формирование коммуникативных УУД, но в процессе изучения данного вопроса выяснилось так же что развиваются познавательные УУД:
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6)формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7)формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Планы на 2014-2015 год
На следующий год я планирую закрепить полученный результат, собрать материал, разработать больше уроков с использованием данного приема.
Так же в сентябре я планирую взять новую технологию «Синквейн».
Адаптировать ее для детей с ОВЗ, включить в уроки.
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто.
Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом
- получается у всех.
Правила написания синквейна таковы:
- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Пример синквейна:
русский язык
живой,удивительный
учит, объясняет, творит
Берегите наш родной язык!
Познание
Надеюсь в новом учебном году нам удастся достичь задуманного!