kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спецкурс "Тренинг по пунктуации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс по углублению и систематизации знаний пунктуационных правил поможет  обобщить и углубить материал по данной теме, закрепить устойчивые навыки постановки знаков препинания в сложных предложения самой разной структуры и подготовит учащихся к государственной итоговой аттестации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс "Тренинг по пунктуации"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Балахнинская средняя общеобразовательная школа













«ТРЕНИНГ ПО ПУНКТУАЦИИ»



ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ- 1 ГОД













СОСТАВИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ЛАПЧУК ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА



п. БАЛАХНИНСКИЙ

2017



  1. Пояснительная записка.

Очень важно знать пунктуацию, так как без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. В распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Правильная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил, но и проникновения в секрет их использования.

Главное в обучении русскому языку - практическая направленность обучения, позволяющая старшеклассникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов в формате ОГЭ.

Курс по углублению и систематизации знаний пунктуационных правил актуален в связи с предстоящей государственной итоговой аттестацией, он поможет учащимся качественно подготовиться к экзамену по русскому языку. Учебная программа курса «Тренинг по пунктуации» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом полного среднего образования, определяющим требования и содержащим рекомендации по обучению русскому языку в основной школе. Программа курса рассчитана на обучающихся 9 классов, изучающих русский язык на базовом уровне.

Особенность изучаемого курса заключается в том, что учащиеся могут обобщить и углубить знания пунктуации, закрепить устойчивые навыки расстановки знаков препинания в сложных предложениях самой разной структуры, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в формате ОГЭ и позволит избежать досадных ошибок. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению пунктуационных заданий формата ОГЭ. Материал охватывает систему пунктуации, но преимущественное внимание уделяется трудным случаям. Контроль знаний осуществляется через тесты, тренажёры и практические работы и оценивается зачёт/незачёт.

Основная цель курса обобщение, углубление и систематизация знаний по пунктуации. Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

  • Обучающая расширение знаний учащихся по определенным темам, изученным ранее, обучение умению самостоятельно обобщать, классифицировать, сравнивать и систематизировать материал;

  • Развивающая развитие пунктуационной грамотности учащихся, умения применять теоретические знания на практике; расширить общелингвистический и культуроведческий кругозор учащихся;

  • Воспитывающая воспитание  стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни, интереса к предмету, осознания необходимости изучения пунктуации;

  • Практическая – овладение навыками пользования различными источниками получения информации (интернет, словари, справочная литература) для решения пунктуационных задач.

Основными видами деятельности обучающихся выбраны лекции,

практикумы и тренинги, необходимые для эффективной подготовки ребят к ОГЭ.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
  • учащиеся должны владеть пунктуационной грамотностью в объёме, достаточном для свободного владения русским языком в учебных и иных целях;
  • систематизировать полученные знания;
  • уметь применять их на практике.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
  • результаты тренировочных контрольных тестов;
  • участие во Всероссийской интеллектуальной олимпиаде
« Русский медвежонок»;
  • мониторинги знаний школьного и муниципального уровня;
  • олимпиады школьного и муниципального уровня;
  • государственная итоговая аттестация

Программа курса предусматривает работу по следующим этапам:

I. справочно-ознакомительный ( лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой);

II. тренировочный (практикумы, тестовые задания, тренажёры);

III. контролирующий (диктанты, тесты);

Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариантного дидактического материала, обучением школьников способам применения пунктуационных правил, своевременным формированием у учащихся опорных умений и навыков, применением упражнений предупредительного характера, незнакомых учащимся случаев употребления знаков препинания в текстах упражнений. Программа направлена на формирование теоретических и практических навыков учащихся по пунктуации, поэтому при отборе предложений иллюстрирующих особенности вариантов той или иной пунктограммы используются тесты, насыщенные изученными пунктограммами. Использование такого дидактического материала позволит учителю организовать повторение, а учащиеся приучаются одновременно обнаруживать несколько трудностей, распределять внимание между несколькими задачами, переключаться с одного способа действия на другое.


  1. Содержание изучаемого курса

9 класс

Тема занятия 1

Нормы пунктуации в русском языке.

Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. (1ч)

Тема занятия 2

Основные правила применения знаков препинания в тексте(1ч)


Тема занятия 3

Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения(1ч)

Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие - и их нормативное употребление.


Тема занятия 4-5

Функционально-целевое использование пунктуации(2ч)

Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей.


Тема занятия 6

Разговорные конструкции и пунктуация (1ч)

Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.


Тема занятия 7

Разговорные конструкции и пунктуация(1ч)


Тема занятия 8

Смысловое членение речи (1ч)

Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи.


Тема занятия 9

Специфика рекламных знаков препинания (1ч)

Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.




Тема занятия 10

Сложность синтаксиса русского языка (1ч)

Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом - показатель общей культуры пользователя языка.


Тема занятия 11

Тире между членами предложения (1ч)

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Интонационное тире. Соединительное тире.

Тема занятия 12

Тире в неполном предложении(1ч)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами (1ч)

Однородные члены, не соединённые союзами. Однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные приложения. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными или парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах.


Тема занятия 13

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (1 ч)

Обособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.


Тема занятия 14

Знаки препинания в осложнённых предложениях (1ч)

Уточняющие члены предложения. Пояснительные члены предложения. Присоединительные члены предложения.

Тема занятия 15-16

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения (2ч)

Вводные слова и словосочетания. Вводные и вставные предложения. Обращения.

Тема занятия 17

Знаки препинания при повторяющихся словах (1ч)

Запятая при повторяющихся словах. Дефисное написание повторяющихся слов.

Тема занятия 18

Запятая перед как(1ч)



Тема занятия 19

Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных и отрицательных словах (1 ч)

Междометия и частицы. Утвердительные, отрицательные, и вопросительно-восклицательные слова.


Тема занятия 20-21

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях(2ч)

Запятая в сложносочинённом предложении. Точка с запятой в сложносочинённом предложении. Тире с сложносочинённом предложении.

Тема занятия 22-23

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях (2ч)

Запятая между главным и придаточным предложениями. Запятая при сложных подчинительных союзах. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Запятая на стыке двух союзов. Точка с запятой в сложноподчинённом предложении. Тире в сложноподчинённом предложении. Двоеточие в сложноподчинённом предложении. Запятая и тире в сложноподчинённом предложении.


Тема занятия 24

Знаки препинания при сравнительных оборотах (1ч)

Цельные по смыслу выражения. Сравнительный оборот.

Тема занятия 25-26

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (2ч)

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении.


Тема занятия 27

Знаки препинания при прямой речи (1ч)

Прямая речь после слов автора. Прямая речь перед авторскими словами. Авторские слова внутри прямой речи. Прямая речь внутри авторских слов. Знаки препинания при диалоге. Абзацы при прямой речи. Пунктуационное и графическое оформление текста.


Тема занятия 28

Знаки препинания при цитатах (1ч)

Кавычки при цитатах. Многоточие при цитатах. Знаки препинания при ссылке на автора и на источник цитаты. Прописные и строчные буквы в цитатах.

Тема занятия 29

Знаки препинания в газетных заголовках (1ч)

Тема занятия 30

Употребление кавычек (1 ч)

Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении. Названия литературных произведений, органов печати, предприятий и т.д. Название орденов, медалей. Название фабричных марок машин, сортов растений, пород животных.

Тема занятия 31

Сочетания знаков препинания (1ч)

Запятая и тире. Вопросительный и восклицательный знаки. Кавычки и другие знаки. Скобки и другие знаки. Многоточие и другие знаки. Последовательность знаков при сноске.

Тема занятия 32

Комбинированные знаки препинания (1ч)

Собственно факультативные знаки. Альтернативные знаки. Вариативные знаки.

Тема занятия 33

Итоговая контрольная работа по теме «Особенности русской пунктуации»(1ч)


Тема занятия 34

Анализ контрольной работы(1ч)



  1. Учебно-тематический план (34 ч).

Пунктуация

34 часа, 1 час в неделю.

тема

Кол-во

часов

форма

Дата

1

Нормы пунктуации в русском языке

1


Лекция



2

Основные правила применения знаков препинания в тексте

1


лекция



3

Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения.

0,5

0,5

лекция

практикум


4-6


Функционально-целевое использование пунктуации.

1,5

1,5

практикум

тренинг


7

Разговорные конструкции и пунктуация.


1

практикум


8


Смысловое членение речи.



1

практикум

групповой

тренинг


9

Специфика рекламных знаков препинания.


1

практикум



10

Сложность синтаксиса русского языка

1


лекция


11


Тире между членами предложения

0,5

0,5

лекция

тренинг


12

Тире в неполном предложении

0,5

0,5

Лекция

тренинг


13

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

0,5

0,5

Тренажёр

тест


14

Знаки препинания в осложнённых предложениях

0,5

0,5

лекция

тест


15-16

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения

1

1

групповой

тренинг

тест


17

Знаки препинания при повторяющихся словах

0,5

0,5

лекция

тест


18

Запятая перед КАК


1

практикум


19.

Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных и отрицательных словах


1

анализ текста


20-

21

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

1

1

лекция практикум

тренинг


22-23

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

1,5

0,5

анализ текста

тренинг


24


Знаки препинания при сравнительных оборотах

0,5

0,5

лекция

тест


25-

26

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

0,5

1,5

практикум


27

Знаки препинания при прямой речи


1

тренинг


28

Знаки препинания при цитатах


1

практикум


29

Знаки препинания в газетных заголовках


1

исследование


30

Употребление кавычек


1

тренинг


31

Сочетания знаков препинания


1

анализ текста


32

Комбинированные знаки препинания.


1

Анализ текста


33

Итоговая контрольная работа по теме «Особенности русской пунктуации».


1

анализ текста


34

Анализ контрольной работы


1




  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
  • памятки

  • алгоритмы

  • контрольно-измерительные материалы по пунктуации.

  • тренажёры

  • тесты

  • презентации


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н.. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. М., «Просвещение», 2008.

  2. Бенцианова Э.Ш. Сборник диктантов по пунктуации. М.,«Просвещение», 2004.

  3. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н. Секреты пунктуации. М., « Просвещение, 1995 .

  4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.,«Просвещение», 2000.

  5. Казакова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса. М.,«Дрофа», 2013.

  6. Никеров А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся. М., «Просвещение», 1985.

  7. Петкевич Л.А. Русский язык. Весь школьный курс в таблицах. М.,«Современная школа», 2008.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. М., «ОНИКС 21 век», 2002.

  9. Светлов М., Крючков С. Упражнения по русскому языку. Синтаксис и пунктуация. М., «Айрис», 2000.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
    1. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. М., «Просвещение», 1997.

    2. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. «Основные правила русской пунктуации для школьников и абитуриентов». М., «Дрофа» 2007.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Спецкурс "Тренинг по пунктуации"

Автор: Лапчук Ольга Валентиновна

Дата: 29.10.2017

Номер свидетельства: 435174


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства