Сокращение текста – важное условие успешной работы над сжатым изложением.
Сокращение текста – важное условие успешной работы над сжатым изложением.
Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. А, во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.
В статье рассматриваются приёмы сжатия текста, а также разные типы заданий, направленных на сжатие текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сокращение текста – важное условие успешной работы над сжатым изложением. »
Воробьева Ю.В.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»
Сокращение текста – важное условие успешной работы
над сжатым изложением.
Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. А, во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.
Типы заданий, направленных на сжатие текста.
1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти).
2. Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях.
3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте и др.
Задание:Найдите в тексте поясняющие конструкции, однородные члены и исключите их.
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.
(Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.)
Какой приём сжатия использован?
Задание:Сократите текст, исключив однородные члены предложения.
Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремиться разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чувствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.
Задание:Сократите текст, исключив однородные члены предложения при обобщающем слове.
Навряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность сын воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным; теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая улыбка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё воспринималось как посягательство на его достоинство.
Задание:С помощью обобщения сократите текст до одного сложного предложения.
Исходный текст№ 1 1) Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.(Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.)
Исходный текст № 2
Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно…
Исходный текст № 3
Я оделся, зажёг фонарь и пошёл в сельскую больницу за доктором. Больница была далеко в лесу. Чёрный ветер нёс с порубки запах опилок. Была поздняя ночь, даже не лаяли собаки.
Задание:Исключите лишние подробности, обобщите излагаемые факты.
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было горе: был тяжело болен ребёнок. И в жару, и в бреду он часто плакал и всё просил дать ему какие – то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что делать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохи, а до больницы, до доктора тридцать вёрст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
(Пятый день несло вьюгой. В холодном доме плакал больной ребёнок и в бреду просил дать ему красные лапти. Мать тоже плакала от страха и беспомощности: муж в отъезде, а до больницы тридцать вёрст.)
Задание:Исключите детали, обобщите излагаемые факты, замените прямую речь косвенной.
Стукнуло в прихожей, - Нефед принёс соломы на топку, свалил её на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приоткрыл дверь, заглянул:
- Ну, что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Всё какие – то красные лапти просит!
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть вёрст!
- Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.
(Стукнуло в прихожей, - это Нефед принёс соломы на топку. Он заглянул в комнату и спросил барыню, не полегчало ли ребёнку. Услышав, что ребёнок, верно, не выживет, что он все время просит красные лапти, Нефед решил идти в Новоселки, чтобы там купить лапти и покрасить их фуксином в красный цвет, раз душа ребёнка того желает. Барыня пыталась остановить его, однако Нефед сказал, что он пойдёт.
Задание:Используя текст, сформулировать все микротемы. а также передать их основное содержание.
Задание:С помощью исключения (обобщения, упрощения) сократите текст.
Текст №1. Книга - друзья, самые задушевные собеседники, самые лучшие советчики в жизни. Книги, о которых знаешь, что к ним вернёшься не раз, будешь читать снова и снова – любимые книги. Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и, может быть, не хотите. Власть книги огромна.
Текст №2.В первом батальоне нашего полка был знаменитый связист. Фамилии его я уже не помню, звали же Лёшкой. Маленький, худенький, с детской шеей, вылезающей из непомерно широкого воротника шинели, он казался совсем ребёнком, хотя было ему не меньше семнадцати – девятнадцати лет. Особую детскость ему придавали нежно – розовый цвет лица, совершенно непонятно как сохранившийся после многонедельного сидения под землёй, и глаза – живые, выразительные, совсем не взрослые глаза.
Текст №3. Дома застать Володьку невозможно. Он или в лугах сено копнит, или в лесу у речки, или с кистями в своей мастерской, пропахшей нафталином, скипидаром и красками. Володька работает в заповедном музее таксидермистом. Есть такая профессия: делать чучела из птицы или зверья. Володькины работы стоят в музее: лось, олени, филин, барсук и несчётно всякой лесной мелкоты.
В следующем упражнении даются различные способы сокращения информации, важно практически овладеть этими приемами.
Упражнение. Географические названия
Цель этого упражнения - показать, как зависит выполнение сжатого изложения от точности понимания исходного текста.
I. Прочитайте текст.
(1) Имена рек - старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли. (2) Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на место, все время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места. (З) Бывало по-разному. (4) То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшаяся в малое озерко: воды озера сливались с могучим потоком, растворялись в нем без следа. (5) То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в ее песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для поселков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников. (7) Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9) Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: ее имя так же длинно, как она сама; оно течет вместе с нею через области и страны; поди замени его на всем протяжении его пути! (10) Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11) Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12) Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они все живут. (По Л. Успенскому) (212 слов)
II. Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
1. О чем говорится в этом тексте?
а) о страхе древних людей перед богами;
б) о переселении древних людей;
в) о названии рек;
г) о завоевательных войнах древности.
2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?
а) почти невозможно установить их происхождение; б) они почти никогда не менялись;
в) многие из них по значению связаны со сменой времен года;
г) в них отражена история древних междоусобиц.
3. Какой(-ие) тип(-ы) текста использует(-ют)ся в этом тексте?
а) рассуждение;
б) повествование и описание;
в) описание;
г) рассуждение и повествование.
4. Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение № 1)?
а) от названий рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озер;
б) названия рек занимают особое, почетное место в ряду других географических названий;
в) названия рек невозможно перевести на другой язык;
г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племен.
5. Закончите план этого текста.
1) Названия рек - __________. 2) Древние люди боролись за __________.
3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия____ 4) Два предположения о том, почему они ______
6. Найдите в тексте контекстные синонимы к слову «река»:
(Ответ: поток, великие водные дороги)
7. Дополните этот фрагмент примерами из текста.
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («__________» из предложения № 6), подчеркнутый анафорой синтаксический параллелизм (предложения № 4 и _________),__________(«как шумная река»). Слово разговорного стиля («__________» из предложения № 9) придает тексту интонацию доверительно-непринужденной беседы.
III. Напишите сжатое изложение.
(1)Имена рек - старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли. 1. (Запишите главную часть первого предложения.)
2. Древние люди, пытаясь найти (какое?) __________ место для __________, (что делали?)__________. 3. Пришельцы, захватывая __________, меняли названия почти всех __________, но всегда сохраняли (что?)__________. 4. Мы не знаем, почему __________. 5. Может быть, они _______________________________. 6. Может быть, реку трудно __________, потому что она протекает через __________. 7. Так или иначе названия рек сохраняются __________, переходя от __________к_______ .
Задание:Прослушайте текст, напишите сжатое изложение, сократив текст вдвое.
Исходный текст.
Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то, что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.
Ещё очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.
Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, - ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках.
Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнём здесь, под кустиком». «Лучше побежим,- предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу».
Геракл, который был сначала обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.
В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (176 слов).
Приёмы сжатия данного текста:
1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны);
2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й,5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).