kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сочинения по воображению» (ассоциативные сочинения). Методические рекомендации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К проведению уроков развития речи по теме

«Сочинения по воображению»

(ассоциативные сочинения)

Методические рекомендации

учителя русского языка и литературы

МОУ  «СФМШ № 17 г. Донецка»

Перец Людмилы Леонидовны

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сочинения по воображению» (ассоциативные сочинения). Методические рекомендации.»









К проведению уроков развития речи по теме

«Сочинения по воображению»

(ассоциативные сочинения)

Методические рекомендации

учителя русского языка и литературы

МОУ «СФМШ № 17 г. Донецка»

Перец Людмилы Леонидовны

































Главными определителями умственного

развития становятся те умственные перевороты, которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству говорить, читать и писать.

И.М. Сеченов


К.Д. Ушинский считал развитие речи главным, центральным занятием, вокруг которого группируются все другие виды занятий по русскому языку.

«…развивать в деталях дар слова – значит почти то же самое, что развивать в них логичность мышления».

Учителя русского языка, готовясь к урокам развития речи, ставит перед собой задачи: научить детей правильно и грамотно говорить, сочетать слова и использовать их в речи, логически строить высказывание, связно излагать мысли, постоянно пополнять словарный запас, строить текст так, чтобы все факты и выразительные средства соответствовали основному замыслу высказывания.

Постепенно ученики осознают задачи, поставленные учителем, и стараются совершенствовать свою речь. Но для того, чтобы построить собственный текст, надо уметь воспринимать и оценивать действительность: наблюдать, выделять главное, сформировать своё отношение и мнение.

В начальной школе дети работают при составлении собственного высказывания по определенному плану, предположительному учителем, участвуют в беседе, которая помогает им последовательно, логически, отвечая на вопросы, строить сначала устный, а затем письменный текст. Это и наблюдение за природой, и оценка действий одноклассников или героев изучаемых произведений, и случаев из собственной жизни. В этой работе учителя с учеником появляется понятие содержания работы, язык сочинения,

Формируются умения строить, создавать текст.

Потом эта работа продолжается в средних и старших классах, где ученики, имея начальный опыт, уже сами отбирают языковой материал, подбирают художественные средства, строят текст соответственно формулировки темы.

Но сейчас речь пойдет о другом виде сочинений. Они будут строиться не по чётко регламентируемому плану построения, а по ассоциативному восприятию окружающего мира, по чувствам и понятиям, которые ощущает каждый по-своему.

В этом году в программе 6-го класса появился новый вид работ по развитию речи – сочинения по воображению. Дети – больше выдумщики, они воспринимают мир таким, какой он есть: что-то замечают, чего-то не видят, чему-то подражают. Сочиняя, предположим, сказку, они все равно ориентируются на свой жизненный опыт знакомства с теми волшебными произведениями, которые им уже знакомы. А этот вид работы должен помочь им познать, почувствовать, ощутить, предположить то, чего они еще не знали.

Много лет работая над совершенствованием развития речи учащихся, я практиковала написание сочинений по воображению, по ощущению, по ассоциативным восприятиям.

Началом этой работы было предложение построить ассоциативную сетку на заданную тему. Например, слово «урок». И дети в течении 15-30 секунд называли слова, связанные с этим заданием: ученик, учебник, тетради, задания, примеры, учитель, звонок и т.д. Эти конкретные понятия им близки и знакомы.

Потом в средних классах я предлагала детям другие понятия, которые заставляли их задуматься, поэтому такая работа строилась по следующему плану:

  1. даётся понятие, записывается на доске;

  2. ученики называют те предметы, которые ассоциируются с этим понятием;

  3. потом лишние слова, которые не подходят для составления устного или письменного высказывания, вычёркиваются;

  4. по оставшимся понятиям выстраивается логическая линия последовательности, по которой можно составить план к сочинению или высказыванию;

  5. к данным словам подбираются выразительные средства, составляются словосочетания, составляют план.

Так пошагово учащиеся строят текст, делят его на части, пополняют новыми понятиями и создают только своё, прочувствованное, осознанное, не похожее ни на что другое. Идет процесс не только построения текста, идет развитие логического мышления, стимулирующего развитие определенных способностей: умственных, творческих, языковых, наблюдательных, ощутительных.

На доске или в тетради это будет выглядеть так:


  1. возьмем слово «книга»: (рис.1)

  2. после вычеркивания лишних слов: (рис. 2)

  3. книга – 1. интересная

2. приключенческая

3. читаю по совету учителя

4. знакомство с автором

5. радость от встречи с героем

6. познание нового

7. из библиотеки

  1. составление словосочетаний:

очень интересная книга, книга о приключениях Робинзона Крузо, прочитать посоветовал учитель, пошёл за книгой в библиотеку, узнал об авторе, знакомство с героем и его приключениями, радость от встречи с интересной книгой и героем.

  1. построение плана, разделение текста на композиционные части, подбор художественных средств.


Так работая, ученик сам проходит через все этапы творческого понимания и осознания своей работы. Он - творец! Он радуется тому, что эта, пусть и небольшая, работа создана им.

Есть, например, ещё один вид ассоциативных сочинений - это "вхождение в объект". В детстве каждый ребёнок представляет себя кем-то: девочки - принцессами, мальчики - рыцарями. Да, это игра, но она воспитывает детей, помогает им ощутить себя в новой роли, делает их другими, чем они есть в жизни.

А я ставлю другую цель на таких уроках. Я хочу, чтобы дети научились чувствовать, ощущать, посмотрев на мир другими, чужими, глазами, могли то, что им было до этого неизвестно.

Учитель может рассказать какую-то историю, предложить представить себя кем-то или где-то.

На одном из таких уроков я принесла в класс засыхающий цветок, стоявший на подоконнике. Когда-то его кто-то вырастил, пересадил в красивый цветочный горшочек, принёс в школу, чтобы украсить школьный коридор, любовался им и... забыл. Теперь он сохнет, его листья покрыты пылью, блюдце грязное, на котором он стоит, а земля давно забыла, что такое вода.

После моего рассказа я предложила ученикам написать небольшое сочинение - монолог от имени цветка, прочувствовать его боль, одиночество, вспомнить ощущение радости, когда он поселился в школе и мечтал радовать ребят.

Теперь же, забытый, он стоял одиноко и смотрел в окно, надеясь, что о нём кто-нибудь вспомнит.

Для общего речевого развития важно научить школьников образному видению мира и передаче образности в речи, научить их извлекать из слова его образные свойства, имея при этом в виду, что неисчерпаемые выразительные возможности заключает в себе общеупотребительная лексика, которая из года в год пополняется, улучшается, шлифуется на уроках развития речи.

Чтобы выявить метафорические свойства речи, которые связаны как с общеречевым развитием, так и с умением слышать звуки, ощущать цвет, эмоционально воспринимать окружающую действительность, осмысливать происходящее, надо помочь маленькому человеку понять мир и почувствовать себя частью этого мира.

Каждый ребёнок несёт в себе задатки художника. Наша задача - развитие этих способностей в словесно - образном творчестве. Предложите ученикам написать цветные сочинения, сочинения радости и мечты, полёта и взросления. Пусть каждый из них почувствует себя творцом, ощутит радость творческого порыва, найдёт самые убедительные и нужные слова, чтобы сказать: " Я это умею, и я счастлив ".















Рис. 2

Читаю по совету учителя





Интересная



Автор

Радость от встречи с автором







Из библиотеки





Приключенческая





Познание нового



































Р

Сказка

Интересная

Радость от встречи с героем

ис. 1

Неинтересная

Научная

Автор

Чужая

Читаю по заданию

Из библиотеки

Познание нового

Моя

Приключенческая

Люблю читать

Читаю по совету учителя




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Сочинения по воображению» (ассоциативные сочинения). Методические рекомендации.

Автор: Перец Людмила Леонидовна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392514

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства