Просмотр содержимого документа
«Сочинение-эссе на тему: "Трудно ли быть отзывчивым?"»
Сочинение-эссе на тему: "Трудно ли быть отзывчивым?"
ученика 8 класса МКОУ «Малодербетовская СОШ имени К. Д. Убушиевой»
Кавенёва Арсения (руководитель: учитель русского языка и литературы Перекрестова Т. Н.)
Трудно ли быть отзывчивым? Думается, однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, быть отзывчивым – значит отдавать свое время и силы, материальные средства, подчас жертвовать собственным благополучием. А это не так просто, и далеко не каждый человек готов к этому. С другой стороны, по-настоящему отзывчивые люди не думают о себе, для них стремление помочь другому так же естественно, как дыхание, и не требует моральных усилий, борьбы с собой. Отзывчивость можно сравнить со способностью летать: для птицы это легко и просто, ведь она рождена для полета; для других же это трудно или даже вовсе невозможно. Поэтому, наверное, можно утверждать, что все зависит от характера человека. Если он по природе своей альтруист, то проявлять отзывчивость для него нетрудно, если же человек эгоистичен и собственное благополучие для него важнее, то помогать он не станет, разве что посочувствует на словах.
Обратимся к литературным примерам. В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» мы видим учительницу Лидию Михайловну, которая узнала, что ее ученик голодает и играет на деньги, чтобы покупать себе молоко. Сначала она пыталась ему помочь, так сказать, легальными способами: оставляла ужинать, отправила посылку с макаронами и гематогеном. Но мальчик не принял ее помощь. Казалось бы, что еще она могла для него сделать? Писатель показывает, что Лидия Михайловна была готова даже пренебречь этическими нормами поведения учителя ради помощи ребенку и сама стала играть с ним на деньги, естественно, давая ему возможность выигрывать. Понимала ли она, что рискует карьерой и за этот поступок ее могут уволить? Несомненно, она не могла осознавать, какие последствия ее ожидают. Трудно ли было это решение для нее? Думается, нет. Можно предположить, что желание помочь нуждающемуся ученику было естественным и даже единственно возможным для отзывчивой женщины.
Вспомним теперь рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила». Мы видим, как Поликарп Семенович Иудин размышляет о тяжелом положении бедных людей, о том, как легко было бы помочь людскому горю, сделать доброе дело. Однако в то же самое время, когда бедная женщина приносит ему костюм и просит за него семь рублей, ведь у нее больны дети и очень нужны деньги на лекарства, Иудин не собирается поступаться собственной выгодой и приказывает не давать ей больше пяти. Прибыль для Иудина важнее, и пожертвовать хоть самую малость, чтоб кому-то помочь, он не готов. Все, на что он способен, это лишь размышлять: "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..." Для него проявление отзывчивости на деле, а не на словах не только трудно, но даже невозможно.
Таким образом, можно прийти к выводу: если человеку свойственно такое качество, как отзывчивость, то проявлять ее для него нетрудно, даже если приходится чем-то жертвовать ради других; если же человек больше всего печется о себе и своем благополучии, то проявлять отзывчивость для него вовсе невозможно, он, возможно, и посочувствует в душе, но принимать деятельное участие в судьбе нуждающегося не станет.