kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарно-орфографическая работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у учащихся умения замечать новые слова и объяснять их правописание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарно-орфографическая работа»

Словарно-орфографическая работа с применением этимологического анализа как методического приема

В последние годы в школе возрос большой интерес к методике проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка. Хотя в школе произошла модернизация образовательных программ и форм ученической деятельности, но вопрос о необходимости проводить словарную работу был и остается одним из самых актуальных.

В словаре-справочнике М.Р. Львова словарно-орфографическая работа определяется следующим образом: «Словарно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее» [Львова 1988, с. 215].

Этимологический анализ как один из основных методических приемов для проведения словарно-орфографической работы стал рассматриваться недавно. Этимологический анализ способствует расширению кругозора учащихся, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка. Е.И. Никитина пишет: «Этимологический анализ на помощь памяти приводит могучие силы сознательной интеллектуальной деятельности ученика, изучение трудных слов превращается в сознательный процесс, а это во всех отношениях и намного ценнее механического запоминания» [Никитина 1974, с.109].

Известный методист Н.Н. Китаев изучал различные приемы правописания непроверяемых орфограмм и пришел к выводу, что «приём этимологического анализа является одним из наиболее продуктивных, так как помогает учащимся осознать правописание непроверяемого слова» [Никитина 1974, с.55].

Методист Н.А. Подшибякина пишет: «Работая над этимологией слова, учитель не должен ослаблять внимания к фактам современного русского языка. Следует систематически проводить работу по разграничению современных и исторических элементов в слове. Необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, что при морфологическом и словообразовательном разборе нужно исходить из фактов современного русского языка. Например, в слове смородина, образовавшемся от древнего смород, в настоящее время суффикс -ин -не выделяется. Он является частью корня, так как слова смород в современном русском языке не существует» [Подшибякина 1985, с.104].

Наиболее основательной современной работой, посвящённой использованию этимологического анализа при изучении трудных слов, является книга И.В. Прониной «Изучение трудных слов с применением этимологического анализа». В работе подчёркивается единство орфографического и семантического аспектов словарной работы, которое достигается благодаря использованию этимологического анализа: «Благодаря этимологии ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой стороне слова» [Пронина 2000, с.12].

И.В. Пронина подчёркивает: «Этимологический анализ – эффективный приём обогащения словаря учащихся» [Пронина 2000, с. 12].

Методист П.Л. Покровский сформулировал основные приёмы проверки написания слов с непроверяемыми орфограммами на основе этимологического анализа:

«1)сопоставление трудного слова непосредственно с той основой, с тем корнем, от которого оно образовано или к которому оно восходит. К этому приёму прибегают в тех случаях, когда в современном русском языке отсутствует этимологический родственник: беседа, величина, витрина.

2)сопоставление слова современного русского языка с однокоренными словами других славянских языков. Например: багрянен, багровый, багряный. Все эти слова восходят к старославянскому слову багрь.

3)сопоставление трудных в орфографическом отношении слов с однокоренными словами того иностранного языка, который ученик изучает» [Левушкин, с.45-46].

Н.А. Подшибякина исследовательским путём установила, что при использовании этимологического анализа на уроках русского языка должна прослеживаться система «от простого к сложному», т. е. от слов с прозрачной внутренней формой к словам с затемнённой. Такая последовательность позволяет осуществлять дифференцированный подход к усвоению учащимися значения слова. Методист отмечает «Первоначальная работа со словами, имеющими простую этимологию, позволяет сформировать у учеников, допускающих большое количество орфографических ошибок, способность видеть признак, лежащий в основе названия слова, развивать умение проводить смысловой анализ слова. Имея эту базу, такие дети хорошо воспринимают в дальнейшем и затемнённые, и дальние этимологии» [Подшибякина, с.24].

Н.А. Подшибякина определяет общие требования к отбору лексики для этимологического анализа: «При отборе лексики для этимологического анализа обязательно должен учитываться психовозрастные особенности учащихся …». У учащихся 5 – 6 классов пока еще преобладает действенно – образное мышление. Именно этот факт зачастую мешает отделить грамматическое значение слова от лексического. Применение этимологического анализа и его элементов позволяет привить интерес к урокам русского языка, путем занимательных упражнений, развить языковое чутье, расширять кругозор сделать запоминание более легким, расширить словарный запас ученика. И все это будет происходить на наглядной и научной основе».

Если история и происхождение слова прочно дойдут до сознания подростка, то он будет гораздо легче и увереннее употреблять его и в устной и в письменной речи. А ведь именно с этого начинается работа над формированием связной речи.

Учебная деятельность неукоснительно требует от ребёнка запоминания. Психологи говорят о том, насколько поразительна память ученика на сказки, рассказы, истории.

Элементы этимологического анализа и исторические комментарии об истории слов похожи на сказки и истории. Поняв, с помощью этимологического анализа, как образовалось словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию.

Таким образом, можно сделать вывод, что такое явление, как этимологический анализ, на уроках русского языка в средней школе является вполне теоретически и практически обоснованным.

Применение этимологического анализа в средней школе способно существенно улучшить орфографическую грамотность учеников, так как в основе этимологии лежит не только механическое запоминание, но и наглядное, образное и логическое мышление учащегося.

В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением. Школьный учебник не разъясняет их правописание, ограничивается лишь советом запомнить предлагаемый перечень слов, что вызывает значительные трудности у учащихся, во-первых, ввиду их многочисленности, а во-вторых, как известно из психологии, механическое запоминание ослабляет учебную мотивацию и затрудняет получение знаний. И конечно, не стоит упоминать, что такое обучение является не интересным для подростков.

Применение этимологического анализа в средней школе способно существенно улучшить орфографическую грамотность учеников, так как в основе этимологии лежит не только механическое запоминание, но и наглядное, образное и логическое мышление учащегося.

Если в словарно-орфографическую работу на уроке русского языка внести систематическое применение этимологических справок, то это научит школьников замечать новые слова и разъяснять их значение.

Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся.

Этимологический анализ как методический прием может быть использован при проведении словарно-орфографической работы на уроках изучения устаревшей лексики, заимствованной и исконной лексики в 5 и 6 классах

На основании анализа лингвистической и методической литературы по проблеме использования этимологического анализа в школьной практике обучения русскому языку в рамках исследования была поставлена задача – представить систему заданий, направленных на закрепление знаний, умений и навыков учащихся, связанных со словарно-орфографической работой с опорой на этимологический анализ для учащихся 6 классов.

Для решения поставленной задачи были составлены задания, в которых использовались слова с непроверяемыми орфограммами. Вначале учащимся могут быть предложены задания, в которых даны непроверяемые слова с прозрачной внутренней формой. К таким словам относятся земляника, снегирь, медведь и др.

Задание: разгадать загадку

На землице, на кусте
Ягодка красуется.
Каждый, кто в лесок вошел,
Ягодкой любуется.

Чёрненькая пуговка
Прячется от солнца,
Вот начнём мы сборы –
Вмиг заполним донце.

Ответ: черника

Учащимся было предложено подумать над тем, почему эту ягоду назвали черникой.

Слово черника произошло от слова черный. Ягоду назвали так потому, что у неё черный цвет. Далее учитель попросил детей доказать правописание слова черника.

Слово черника пишется с гласной Е в первом слоге. Его можно проверить словом черный.

На доске и в тетрадях учащимися была сделана следующая запись:

черника – чёрный.

Далее учащимся предлагалось самим привести примеры названий ягод, происхождение которых ясно из их написания. Учащиеся назвали такие ягоды, как земляника, голубика, рябина,малина.

На следующем этапе учащиеся знакомились со словами с затемнённой этимологией. Это такие слова, в которых носителям языка непонятна связь формы и значения. Учащиеся должны привести в пример названия ягод, у которых внутренняя форма затемнена. Например, арбуз, вишня.

Арбуз – слово заимствовано из татарского, а восходит к персидскому харбуза, буквально означающему – «ослиный огурец».

Вишня – слово заимствование из немецкого, куда слово, в свою очередь, попало из позднелатинского.

Словарно-орфографическая работа со словами с затемнённой этимологией может проводиться следующим образом:

1. Работа с орфографическим словарем

Задание: найти в орфографических словариках слово (напримерберёза). Обратите внимание на написание слова (первую букву в нём). Таким образом, учащиеся запоминали зрительный образ слова.

2. Работа с толковым словарем

Уточнение лексическое значения слова в случае необходимости (обращение к толковому словарю).

Берёза – лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями.

3. Беседа об этимологии слова для осознания причины написания слова.

Берёза – общеславянское слово. Общеславянское *berza восходит к индоевропейскому *bherəg'-, суффиксальному  производному от *bher- - «светлый, ясный», образованного от того же корня (bhe-), что и белый. Дерево названо по белому цвету коры.

Таким образом, учащиеся проверяют и запоминают написание слова.

4. Подбор родственных слов. Для осознания семантической связи изучаемого слова с другими словами и, как следствие, запоминание его правописания, подбираются слов, которые один исторический корень.

Задание: подобрать слова, родственные слову космос

Каким прилагательным можно назвать корабль, который бороздит простора космоса? (космический)

Как называют людей, которые совершают полет в космос? (космонавт)

Называемые слова записывались в словарики учащихся.

5. Сравнительный анализ родственных слов.

Очень важно развести в сознании детей исторический и современный состав слова. Для этого можно провести сравнительный анализ, разбирая их по составу.

Задание: найдите общий корень у родственных слов – исцелить, целовать, целина, целковый:

Целинане подвергшаяся обработке, никогда не паханная земля.

Исцелить – избавить от болезни, недуга; вылечить.

Целовать – прикасаться губами к кому-, чему-либо.

Целковый – серебряная монета достоинством в один рубль.

Эти исконные по происхождению слова имеют общий корень цел- «целый».

Для знакомства с этимологиями заимствованных и исконных слов, можно использовать следующие виды работ:

1. Рассказ, содержащий ответ на проблемный вопрос:

Что общего между словами виза и визит?

Оба слова имеют основу виза. Обращение к этимологическому словарю говорит, что совпадение в словах  и они состоят между собой в родстве.

Слово виза  происходит от французского visa «виза, разрешение», далее из праиндоевропейского *weid- «знать, ведать; видеть».

Слово визит заимствовано в Петровскую эпоху из французского языка, где visite производное от visiter «посещать, посещение», восходит к праиндоевропейскому *weid- «знать, ведать; видеть».

2.Составление этимологического словаря.  На основе этимологических справок, которые дает учитель или самостоятельно выясняют учащиеся, составляются этимологические словари  («Занимательная этимология», «Из истории слов» и т.д.), в которые записываются сведения из истории только что проанализированных на уроке слов. Записи в словариках могут выглядеть следующим образом: корабль (кора, короб), среда (середина), берёза (белый), четверг (четвертый)Такие простые и лаконичные записи делаются в целях запоминания учащимися написания слов с непроверяемыми орфограммами.

3. Игра «Верно ли?», разработанная О.Н. Лёвушкиной:

Данная игра помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Учителем подбираются несколько слов с интересной этимологией. Например:

Верно ли, что…

1) слова берёза  и белый восходят к одному и тому же историческому корню? (Верно)

2) слово газета образовано от слова газ?

(Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит «сорока» – изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении «первичное, бесформенное состояние мира»)

3) слова касса и кассета восходят к одной исторической основе capsa «ящик, сейф»? (Верно)

4) слова работа и ребята восходят к одному и тому же историческому корню?

(Верно. Они происходят от одного корня раб)

4. Диктант с обоснованием.

Учащиеся записывают трудные слова под диктовку учителя, предварительно объяснив их написание. Выполняя это задание, учащиеся вспоминают слово или его исторический корень, к которому восходит данное, и записывали сначала его, а потом уже диктуемое слово. Например, (целый) исцелить, (год) погода, (кара) карандаш, (раб) работа, (виза) визит.

Этот вид диктанта способствует закреплению в сознании детей сведений о происхождении «трудных» слов, развитию навыка писать слова, которые вызывают затруднения, предварительно подобрав проверочное слово.

5. Самодиктант.

Задание: вспомнить и записать как можно больше слов:

1) в составе которых исторический корень – виза -:

(виза, визуальный, визажист, визит)

2) имеющих в своём составе исторический корень - кор - (от кора).

(корабль, кораблик, кораблестроитель, корабельный, корыто, короб, коробка, корица, коричневый)

Выполняя данное задание, учащиеся составляют этимологические гнезда.

Составление этимологического гнезда оказалось очень интересным и полезным для учащихся при обучении орфографии, так как обращало их внимание не только на смысловую общность этимологически родственных слов, но и на графический облик корня и его вариантов, на наличие «проверяемых» написаний для слов.

6. Аукцион «трудных» слов.

Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.

Назвать слова с полногласием -оло-:

(волочить, полотно, полон, молочный, волосы, молодой, оболочка, болото, холод и др.). Опираясь на знание этимологии, такая работа развивает внимание учащихся, так как дети не должны повторять уже названных слов.

7. Сочинение-миниатюра.

Учащимся предлагалось из предложенного списка изученных слов выбрать одно и написать маленькое сочинение на тему: «Почему это слово так называется?»

8. Этимологические упражнения.

1) Скажите, от каких слов образованы слова ребенок, дитя.

2) Определите, на какой признак предмета указывает его название.

Черника, малина, подорожник, земляника, картина.

3) В словах аквариум, аквапарк, акваланг,  есть общая часть – аква- в переводе с латинского это «вода». Запишите слова, соответствующие данным значениям:

 Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде – акварель.

Спортсмен, плавающий с аквалангомаквалангист.

Драгоценный камень зеленовато-голубого цвета – аквамарин.

Предложенные виды работы и задания способствуют закреплению полученных знаний об этимологии слов, умения членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, навыка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения), знаний о правописании словарных слов. Использование этимологического анализа на уроках русского языка предполагает об­ращения к истории народа. В результате знакомства с этимологией слов в сознании учащихся постепенно накапливаются дополнительные, экстралингвистические знания о культуре народа-носителя языка, что способствует формированию культуроведческой компетенции.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словарно-орфографическая работа

Автор: Перфильева Ольга Ивановна

Дата: 08.06.2018

Номер свидетельства: 472690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства