kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС.»

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС.



Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальной школе. Основа грамотности учащихся – это усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. В современной начальной школе программой по русскому языку для каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых правилами не проверяется. Эти слова называются словарными. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражнения, задания, выполняемые на всех этапах урока. И одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно и правильно будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

      Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным – задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. И чтобы научиться решать такие орфографические задачи необходимо не только знать правила, но и уметь его применять на письме. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.

      В своей работе при обучении письму словарных слов применяю следующие методы и приемы:

  • Метод языкового анализа, который включает приемы звуко-буквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания;

  • Приемы зрительного запоминания- это зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику;

  • Использование таблиц, карточек, перфокарт;

  • Выделение орфограмм цветным  мелом или стержнем на доске и в тетрадях;

  • Различные виды слуховых диктантов;

  • Составление словосочетаний и предложений с трудными словами, включая их в письменные и устные творческие работы;

  • Занимательные формы работы(загадки, ребусы, игры, шарады, кроссворды) ученики решают их или сами составляют.



В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.

На каждом уроке русского языка учитель отводит время. Одной из основных образовательных задач школьного курса русского языка является обучение орфографии, т.к. орфографическая грамотность – показатель культуры письменной речи. По общему признанию ученых, соблюдение единых норм орфографии помогает письменному общению и облегчает его. В качестве основных орфографических умений и навыков выделяют следующие: 1) нахождение в словах орфограмм; 2) написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями; 3) обоснование орфограмм; 4) нахождение и исправление орфографических ошибок.

В числе перечисленных орфографических умений важнейшим является нахождение орфограмм в словах на «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты. В учебниках русского языка «словарных слов» очень много, но все они даются разрозненно, бессистемно. При изучении таким образом написание слов у учеников в памяти не остаётся, при повторении ребёнок затрудняется вспомнить, какую же букву надо писать. Поэтому все слова надо давать не по отдельности, а группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству, контрасту, или по грамматическим темам. И изучать одну группу слов необходимо каждый день в течение учебной недели.

Словарные слова разделяю на несколько групп:

а) школьные принадлежности;

б)прилагательные, глагол, наречие,

в) растения, животные, птицы и т.д.

г) слова на правила: парные согласные, непроизносимые согласные , удвоенные согласные.

Д) вежливые слова.

Е)  устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них "опасного" при письме места;

Постоянное обращение к словарю способствует созданию навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. Словарь является постоянным спутником ученика в повседневной работе на уроках.

Учителя начальной школы знают, как трудно дается младшим его школьникам освоение этих слов, учащиеся моего класса не являются исключением, они так же допускают много ошибок при написании словарных, поэтому тема методической разработки мной выбрана не случайно.

Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Поэтому я на ряду с традиционными приемами работы со словарными словами использую новые более сложные упражнения направленные на активизацию словесно -логического мышления, усиление речевого действия учащихся, осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания

Языковой материал по каждому слову включает такие разделы:

  1. Толкование слова;

  2. К истокам слова;

  3. Однокоренные слова;

  4. Сочетаемость слов;

  5. Синонимы, антонимы;

  6. Когда так говорят – фразеологизмы;

  7. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты.

  8. Разгадывание ребусов, кроссвордов.

  9. разгадывание слова с непроверяемыми буквами.- по наборам рисунков и по их первым буквам.

Игра «Угадай - ка».

Детям предлагается уадать слово по согласным буквам:
КРНДШ,КРВ,ВРБЙ,МСКВ,РБТ

Игра «Собери слово».

Р П А Т А Д
Е Т Ь Л
Н (Тетрадь, пенал).

Игра «Поиск».

Детям предлагается игра со словарём: найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные (сахар, карандаш, вечер, берег...).

Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова го (горох, город, горизонт).
И, наоборот, можно дать конец слова:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
(...суда, ...тух, ...рёза, ...сква).

Игра «Ступеньки».

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву больше. ЗАЯЦ ПЕТУХ СОБАКА МЕДВЕДЬ

Игра «Расшифруй слово».

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово: 2 10 13 6 20 33 2 13 16 12 16
(билет) (яблоко)
О О
О О
о О
О О
О О



Приведу один из вариантов работы над словарным словом при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.

1.Предлагаю рассмотреть картинку с изображением предмета, или отгадать загадку, выделить слова из текста.

2. Учащиеся произносят слово, определяют ударение в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку звуки.

3. Чтение слова орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

4.Предлагаю решить орфографическую задачу: какую букву надо писать.

5.Подбор однокоренных слов и выделение в них корня,

6. С однокоренными словами составляются предложения.

.жёлтый, -ая, ое, Имеющий окраску одного из основных цветов спектра.

Однокоренные слова. Жёлтый, жёлтенький, желтоватый, желтизна, желтеть, желтить.

Сочетаемость слов. Песок жёлтый, жёлтая сумка, жёлтый лист, стать жёлтым.

Синонимы Жёлтый, золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, соломенный, яичный.

Предложения, тексты. 1)Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.Бунин) 2) Луна , как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. (А.Пушкин)

Коллектив,-а, м.р. Группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами. Научный коллектив, Школьный коллектив.

Однокоренные слова. Коллективный, коллективизм, коллективистка.

Сочетаемость слов. Дружный, творческий, научный, рабочий, танцевальный, ученический.

Антонимы. Коллективный- индивидуапьный

Пословицы и поговорки. В коллективе- сила.

У коллектива большая сила.



Железо

Когда так говорят? – фразеологизмы Куй железо, пока горячо. Действуй, пока есть для этого благоприятные условия

Появление ошибок, как известно, легче предупредить, чем потом над ними работать. Поэтому один из путей повышения грамотности - запоминание написания наиболее употребительных слов с непроверяемыми орфограммами .Учителю, взявшему установку на предупреждение ошибок в словарных словах, следует включать данные слова во все виды работ, направленных на повышение грамотности, вовлекать учащихся в творческую работу по сознательному запоминанию орфограмм, используя для этого всю активную сущность ребёнка, все виды памяти.

.

Систематическое использование описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями, поможет учащимся лучше усваивать орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.

А каждый учитель знает: чем больше слов усвоят учащиеся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.

Важно на доступном объёме слов «открыть» детям прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи должен решать сначала словарь учебника, а затем через какое-то время у учеников появляется потребность в словаре большего объёма.

Если на ранних этапах обучения ребёнку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей и сможет сам добывать необходимые знания. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах.

Главный критерий отбора словарей на урок – словарь должен соответствовать возрасту - т.е. это учебные словари, изданные специально для начальной школы. В начальной школе учащиеся должны знакомиться со следующими словарями:

  1. “Словарь русского языка” С. И. Ожегова;

  2. “Орфографический словарик” П. А. Грушникова;

  3. “Словарик синонимов и антонимов” М. Р. Львова;

  4. Фразеологический словарик “Учусь понимать образные выражения” Г. М. Ставской;

  5. Толковый словарь “Что это? Кто это?” в 2-х частях А. А. Бондаренко, И. В. Гурковой;

  6. “Школьный словообразовательный словарь русского языка” А. Н. Тихонова и др.

Желательно, чтобы словари постоянно находились в классе, и дети могли свободно пользоваться ими не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

При работе со словарями важно научить детей поисковому, просмотровому чтению, совершенствовать навык чтения, пользоваться справочным аппаратом словаря, прежде всего указателями слов, алфавитными индексами.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что словарная работа на всех уроках, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей на уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая.

Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи и сформирует необходимые УУД.

В личностных УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и один из способов решения новой задачи.

В регулятивных УУД – умение различать способ и результат действия.

В познавательных УУД – умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

В коммуникативных УУД – возможность адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешить его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры.

Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС.

Автор: Глушкова Ольга Геннадьевна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства