Просмотр содержимого документа
«Словари-наши помощники»
Лингвистические словари – наши помощники.
В наше время, в век научно-технического прогресса в условиях быстрого накопления информации резко увеличивается поток публикаций различных видов по всем отраслям знаний.
Все это неизмеримо повышает значение справочной литературы, предназначенной для удобного получения надёжных сведений научного,прикладного и познавательного характера.
Без словарей, справочников сегодня не обойтись, так как в них спрессованы огромные человеческие знания,расположенные в алфавитном порядке, именно словари «признаны отражать успехи развития общественного устройства, науки,культуры,искусства».
В условиях интенсивного развития русского языка, который обогащается с поражающей быстротой, даже вполне владеющему языком, невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нем. Вместе с развитием языка развиваются и его нормы.Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка, поэтому необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру.
Задачей сегоднешнего дня является активизация методов обучения, освобождение школьника от зубрежки,механического запоминания и воспроизведения различных правил, привитие школьнику сознательного отношения к предмету.Применительно к русскому языку – это значит прежде всего воспитать у школьника чувство родного слова, его форм, его значений, его верного и уместного употребления и на основе этого развить у него свободную, литературно-грамотную речь,как письменную, так и устную.
В этом учителю и ученику помогут многие словари,справочники, энциклопедии.
За многие годы в нашей государстве сложилась система энциклопедической литературы, включая универсальные энциклопедии и словари.Слово «энциклопедия» родилось у древних греков, обозначавших им «круг знаний».Энциклопедия является важным средством самообразования. В ней можно найти различную информацию.
Помощниками обучающихся могут стать и лингвистические словари. В толковых словарях они находят не только значения слов, но и сталкиваются с грамматическими пометами, которые указывают к какой части речи относится слово,показывается морфологическое членение слова на основу и окончание.Все это должно помощь обучающимся осмыслить структуру русского слова, его строение, обогатить свой лексикон.
Работа со словарями синонимов и антонимов также направлена на обогащение лексики школьников и развитие их кругозора. Потребность в этих словарях связана с тем, что далеко не просто пользоваться синонимами в речи.Случается, что не только школьник, но и литературно- грамотный взрослый человек может затрудниться в оптимальном выборе конкретного слова из синонимического ряда в определенной ситуации.Как известно, в синонимах не столько важно то общее, что их объединяет, сколько то частное, индивидуальное, что их разграничивает.При помощи словаря синонимов целесообразно акцентировать внимание школьников как на чертах сходства синонимических слов, так и на имеющихся между ними различиях.
Каждый язык идиоматичен, ему присущи в большей или меньшей степени свои особенности.В частности, это проявляется в наличии фразеологии.Фразеология отличается замечательным достоинством: она придает нашей речи образность, эмоциональность, ярко выражает своеобразие языка,его самобытность.
Речь человека, владеющего фразеологией, не только образна и выразительна, но и строится быстрее и легче:фразеология облегчает конструирование предложений, обогащает речь обучающихся.
Можно порекомендовать школьникам самим составлять словари .Например, при изучении темы диалектных слов- прислушаться к речи окружающих, обратить внимание на интересно звучащие слова,записать их, выяснить значение.Затем эти записи обработать и составить словарик диалектных слов определенной местности.Эта работа пробуждает интерес к языку окружающих и учит следить за своей речью.
Таким образом,любой вид лингвистических словарей, используемых на уроках русского языка и внеурочное время, и формы работы с ними помогают достичь главной цели- развить речь школьника,устную и письменную,вырастить грамотных,образованных людей.