Курбангалеева С.Р.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29»,
г. Нижнекамска РТ.
CКВЕРНОСЛОВИЕ КАК ЗЕРКАЛО СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Язык в человеческом обществе – основа как проявления отдельной человеческой личности, так и всей общественной жизни. Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной речи, в памятниках разных жанров. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений. Чем совершеннее язык, тем выше уровень культуры и развития народа.
Во всём мире известно, что русский язык – один из самых богатых и выразительных языков. И весьма печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие русские люди отказываются от этого бесценного «клада и достояния» [9] и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью.
Известный ученый и публицист С. Виноградов утверждает, что сквернословие в нынешнее время стало практически нормой для всех социальных слоёв населения. «Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати», – с негодованием пишет автор. «Культурной катастрофой» именует он сложившееся положение. [1] Нельзя не осознавать важность и актуальность этой проблемы. Язык универсален, потому что охватывает весь мир: и тот, который вокруг нас, и тот который внутри нас.
Язык тесно связан с мышлением, сознанием человека. Доктор филологических наук Т.Л. Миронова писала в одной из статей: «Эксперименты показали, как словесное воздействие способно разрушать, искажать генетику живого организма. Любое существо, и человек не исключение, представляет собой принимающую и излучающую антенну. Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся наша личность несет в себе (хотим мы того или нет, это от нас не зависит) отпечаток услышанного и увиденного». [4]
Какой «отпечаток» несёт современная личность от употребления грубых, непристойных слов и выражений, мы можем наблюдать ежедневно. Невооружённым глазом можно увидеть печать деградации на человеке, который «не говорит, а „ плюется словами “. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами - плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность». [2] Эти слова разрушают, словно коррозия, его душу.
Мы уже привыкли, что нецензурная брань в кино, на телевидении может быть заменена пищанием. Жутко ездить в троллейбусе, идти по улице и поравняться с какими-нибудь подростками или студентками. Иногда такое услышишь, что просто ужасаешься!
Особенно опасно сквернословие для детей. Именно дети и подростки в первую очередь попадают под заразу сквернословия: они словно губка впитывают в себя и плохое, и хорошее. Ну, а если вокруг них хороших, добрых, умных, красивых слов мало, то …Можно понять их побуждение к грубости и бранным словам – им хочется быстрее стать взрослыми, тем более – в глазах сверстников, самоутвердиться, подчёркивая своё мнимое превосходство. Как понять бранные слова в устах юношей и девушек? В присутствии сверстников или присутствии взрослых, посторонних им людей?
Конечно, перед педагогом ученик не сквернословит. Но вот я открываю Интернет, читаю того же самого ученика, подающего большие надежды, «Вконтакте» или в «Твиттере» и вижу, как он совершенно свободно может употребить нецензурную брань в своем дневнике. Я ужасаюсь. Причем, он считает, что это совершенно безобидно и говорит: «Но ведь по-другому же об этом не скажешь!» Это признак деградации, падения нравов
Однажды на прогулке Корней Иванович Чуковский был свидетелем того, как мальчишки разожгли костер, от огня прикурили и начали, соревнуясь, непристойно ругаться. Корней Иванович сделал им замечание, но мальчишки продолжали. Корней Иванович выкрикнул: «Бедные вы, бедные! Обворовали вас. Никто-то вам ничего не рассказывал, ничего-то вы на свете не слышали, кроме гнусных слов…» [8]
Основная среда формирования привычного сквернословия – семья; основная причина – культурный вакуум, царящий в ней. Если ребенок слышит речь, состоящую из двух - трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком духовном и умственном развитии ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий.
Сквернословие – это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? Вряд ли. Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека. «Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений» [1]
В наше сложное время, когда общество деидеологизировано, когда нравственные и духовные ценности поменялись, нашим детям, подросткам, молодёжи очень трудно правильно сориентироваться: где хорошее, где плохое; где настоящее, где подделка; где правда, где ложь. Наша задача – дать нужные ориентиры, цели, примеры. В нашем случае – культурный язык и правильную речь.
Одними запретами дело не сдвинуть, ибо запретный плод сладок. Нужно помочь «великому и могучему» русскому языку выжить, сохранить его и сделать так, чтобы он овладел устами детей и внуков. «Надо только ему помочь. Серьёзно, кропотливо, методично, вместе с великой русской литературой «серебряного» и «золотого» веков, с историей, народной культурой, обычаями». [5]
Жаль только, что литература в сегодняшних условиях технического прогресса оказалась у критической черты. Пока же реальный уровень того, что даёт школа, значительно ниже сегодняшних потребностей. И в этом её не вина, а беда, объяснить которую можно просто: не объять необъятного. Именно поэтому возрастает значение домашнего чтения. Каждый сам определяет «круг чтения». Сам подбирает собственную «золотую полку». Очень важно выбрать те книги, которые вели бы человека правильной жизненной дорогой, подталкивали бы к духовному росту, самосовершенствованию. Кто может стать «путеводителем» в мире книг? Помочь в том смогут учителя, прививающие чувство прекрасного, и старшие в семье, которые имеют жизненный опыт и мудрость.
Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. Не нужно тешить себя иллюзиями, что сможем решить проблему в одночасье, приняв какие-то указы, распоряжения об ограничении бранной лексики. Но многое можно сделать в микроколлективе – в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. Роль семьи трудно переоценить в воспитании подрастающего поколения. Все мы родом из детства. Именно в семье закладываются жизненные ориентиры, нравственные ценности, культура поведения и культура общения. Умение говорить ценилось во все времена. В России конца XVIII – начала XIX в. сложилась целая культура светской салонной беседы. Человек, в совершенстве овладевший этим искусством, мог занять положение в обществе, не обладая ни титулом, ни состоянием. В те времена родился афоризм: «Стиль – это весь человек». Времена изменились, но по-прежнему умению говорить придают большое значение. Язык открывает нам безграничные возможности. Владение хорошей и грамотной речью остаётся важным не только для политика и адвоката, журналиста и учителя. Наше впечатление о человеке во многом зависит от его манеры говорить. А то, как мы говорим, определяет, будем ли мы услышаны и правильно поняты. Я хочу закончить своё выступление словами великого русского писателя И.С.Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» [9]
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов, С. Сквернословие [ Текст] // С.Виноградов. Наука и жизнь — 1993 - № 4.
2. Лихачев, Д.С. Записки и наблюдения: Из записных книжек разных лет [Текст]/ Д.С. Лихачев – Москва: Советский писатель,1989 . – С. 416-436
3. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном. [Текст]/ Д.С. Лихачев. Школьная роман-газета – Москва: Карл Гиберт, 1997 . – 96 с.
4. Миронова, Т.Л. Как из нас делают быдло (о технике информационного террора)[ Текст]/ Т.Л.Миронова .– Москва: Люберецкая газета, 2000 . – 48 с.
5. Сергеев, Ю. От бранного слова – к коррозии духа [Текст]/ Ю.Сергеев // Республика Татарстан. - №81-82. – 2002. – 23 апреля //http://www.rt–online.ru
6. Сидоров, В. Как бороться со сквернословием, или Здесь русский мат, здесь Русью пахнет… http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3218/, дата обращения 15.10.2012 Литература
7. Советникова, И.М. Проблема сквернословия в современном обществе [Текст] / И.М. Советникова. Классный руководитель – Москва: Педагогический поиск, 2012 №3.
8. Чуковская, Л.К.. Памяти детства. Воспоминания о Корнее Чуковском [Текст] / Л.К. Чуковская. - СПб.: Лимбус Пресс, 2001. - 206 с.: ил, фото.
9. Русский язык: Справочныематериалы [Текст]:учебное пособие/под ред. Н.М. Шанского. – 5-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 1989. – 8с.
10. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206
11. Великие мысли великих людей. Антология афоризмов [Текст]: в 3-х томах. Том3. 19-20века/- Сост. А. А. Кондрашов. – Москва : Рилол Классик , 1998. - 736с.
12. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский Э68 язык [Текст] – 2-е изд., испр./ Глав. ред. М. Д.Аксёнова. – Москва: Аванта+, 2001. – 704 с.:ил.