kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система оценки компетентностного уровня учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа носит практический характер, содержит рекомендации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система оценки компетентностного уровня учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

«Систему оценки компетентностного уровня учащихся, Пути преодоления пробелов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку».


Автор:

Степашкина Наталья Константиновна.

Учитель литературы

МБОУ СОШ №5г. Лермонтова Ставропольский край


Система учета индивидуальных пробелов в знаниях, место и время работы над пробелами( индивидуально для каждого ученика) , формы оперативного контроля за уровнем знаний и умений обучающихся при наличии полной и оперативной обратной связи.

Методы выявления пробелов в знаниях обучающихся.

*      Устный опрос, беседа.

*      Систематический анализ самостоятельных и контрольных работ.

*      Проведение интерактивных тестов.

*      Работа с карточками по определенным темам изученного.

*      Подробный анализ уроков – тренингов.

*      Систематический анализ мини – тренингов и блиц – опросов с учетом времени выполнения.

*      Анализ работ.

Особенности выполнения анализа в данной системе.

Первичный анализ в виде таблиц по каждой работе с выделением общего качества выполнения работы и индивидуальных ошибок каждого обучающегося класса.

Составление карты индивидуального контроля

*      Составление карты индивидуального контроля, отражающей положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося по литературе. В карте отмечены только задания, которые ученик выполнял самостоятельно. Есть система условных знаков. 

*          - словарный диктант

*          - самостоятельная работа(устные и письменные ответы)

*           - контрольная работа

*      Карта ведется

Форма отчета

  по работе со слабоуспевающими обобучающимися

План индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися

ФИО учителя_______________________________________

Фамилия Имя ученика (класс)________________________

 Предмет  __________________________________________

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ____________

 

 

Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации(индивидуально)

v Индивидуальные дополнительные  занятия.

v Дифференцированные задания.

v Дифференцированный контроль

v Консультации для родителей

v Создание ситуации успеха


Составление общего сводного графика контроля качества выполняемых работ обучающимися класса.

Работа по ликвидации выявленных пробелов и недостатков.

*      Наглядное отображение полученных результатов  на демонстрационных экранах.

*      Общие и индивидуальные консультации с родителями по теме: «Как помочь ребенку хорошо учиться».

*      Включение в уроки фронтального разбора особо трудных заданий.

*      Организация выполнения работы над ошибками устно и письменное с использованием справочного материала.

*      Подготовка дифференцированных индивидуальных заданий для некоторых обучающихся: карточки, доклады, сообщения и другие задания.

*      Разработка и проведение нестандартных уроков закрепления и обобщения изученного с обязательным присутствием родителей.

*      Использование дидактических игр по определенным темам.

*      Использование средств ТСО: просмотр фильмов,  предметных презентаций и т.д.

*       Проведение индивидуальных дополнительных занятий со слабыми обучающимися. При необходимости составление индивидуального плана работы с ребенком и выполнение его.

Организацию работы по ликвидации пробелов в знаниях подразделяю на этапы:

 

I этап. Выявление ошибок (тесты, устные и письменные задания)

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.


Тетрадь учета ошибок(она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.

II этап. Фиксирование ошибок

Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг ликвидации пробелов со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником — в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

•Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

•Работа над ошибками проводится после каждой письменной повторный зачет — после неудовлетворительной отметки.

•Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если работы пропустил).

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

Анализ работы в классе.

•Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

•Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

•Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

Анализ работы в классе.

•Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

•Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

•Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

•При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

•Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

•Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели

Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как:

*      обучение в сотрудничестве

*       активизация познавательной деятельности

*       осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д.

*       компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения.(выявление пробелов в знаниях).

Методика преподавания литературы с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:

v повысить темп урока;

v увеличить долю самостоятельной работы обучающихся;

v проверить усвоение теоретических знаний у всех обучающихся;

v углубить степень отработки практических умений и навыков;

v вести дифференцированную работу с каждым учеником;

v выявить пробелы в его грамотности;

ПРИЧИНЫ ПРОБЕЛОВ

*      пропуски занятий по болезни;

*      слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

*      задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

*      педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

*      неблагополучная семья;

*      проблема «улицы».

 

Рекомендации по реализации дидактической модели 
«Урок ликвидации пробелов в знаниях и умениях»

Урок-ликвидация пробелов в знаниях требует серьезной предварительной работы преподавателя по анализу учебных проблем школьников. Учитель, помимо изучения проблем, которые он наблюдает при исследовании работы ученика по выполнению тестовых заданий он-лайн, должен пристально исследовать уровень освоения метапредметных навыков, а также наблюдать развитие творческо-исследовательского потенциала обучающихся. В связи с этим учитель при построении «урока-ликвидация пробелов в знаниях и умениях» должен обратить особое внимание на выполнение обучающимися заданий с открытыми ответами.

Цели:

*     ликвидация пробелов у обучающихся в обучении ЛИТЕРАТУРЕ;

*     создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.

Задачи:

*     создать благоприятную атмосферу на уроке;

*     своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях;

*      изменить формы и методы учебной работы на уроках литературы, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого ИКТ.

*      освободить обучающихся от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

*      ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности.

Инструкция для обучающихся по организации работы во время урока-ликвидации пробелов в знаниях включает в себя:

*      сообщение обучающимся цели предстоящей работы;

*      разъяснение формата работы обучающихся на уроке: индивидуальный режим, когда каждый обучающийся получает индивидуальное задание, либо распределение по группам для выполнения разноуровневых заданий также в индивидуальном режиме;

*      указание на материал Интернет-уроков, который целесообразно повторить перед началом работы;

*      рекомендации по организации учебной деятельности (количество времени на подготовительную работу, количество времени на выполнение тестовых заданий, количество времени на самоанализ деятельности);

*      критерии оценивания заданий с открытыми ответами

*      рекомендации по индивидуальной рефлексии и самооценке

*      рекомендации по составлению самостоятельно избранных обучающимся заданий

Весьма продуктивным элементом урока ликвидации пробелов в  знаниях является самостоятельное составление обучающимися  мини-контрольных для самих себя по материалам тестовых заданий Интернет-урока.

*      В завершающей части урока учитель, видя результаты выполненных заданий, полученные обучающимися в режиме он-лайн, должен немедленно выявить пробелы у каждого ученика, одновременно  порекомендовав им самостоятельно определить, какие разделы темы обучающимся освоены недостаточно.

 

*      Весьма продуктивным элементом урока ликвидации пробелов в  знаниях является самостоятельное составление обучающимися  мини-контрольных для самих себя по материалам тестовых заданий Интернет-урока.

*      В завершающей части урока учитель, видя результаты выполненных заданий, полученные обучающимися в режиме он-лайн, должен немедленно выявить пробелы у каждого ученика, одновременно  порекомендовав им самостоятельно определить, какие разделы темы обучающимся освоены недостаточно.

«Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся на уроках литературы с помощью ИКТ».

Автор:

Степашкина Н.К.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ№5 г. Лермонтов


Как добиться наибольшей эффективности работы по ликвидации пробелов в знаниях?

Для этого продумываю систему учета индивидуальных пробелов в знаниях, место и время работы над пробелами, продумываю формы оперативного контроля за уровнем знаний и умений обучающихся при наличии полной и оперативной обратной связи.

Методы выявления пробелов в знаниях обучающихся.

*      Устный опрос, беседа.

*      Систематический анализ самостоятельных и контрольных работ.

*      Проведение интерактивных тестов.

*      Работа с карточками по определенным темам изученного.

*      Подробный анализ уроков – тренингов.

*      Систематический анализ мини – тренингов и блиц – опросов с учетом времени выполнения.

*      Анализ творческих работ.

Особенности выполнения анализа в данной системе.

Первичный анализ в виде таблиц по каждой работе с выделением общего качества выполнения работы и индивидуальных ошибок каждого обучающегося класса.

Составление карты индивидуального контроля

*      Составление карты индивидуального контроля, отражающей положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося по литературе. В карте отмечены только задания, которые ученик выполнял самостоятельно. Есть система условных знаков. 

*          - словарный диктант

*          - самостоятельная работа(устные и письменные ответы)

*           - контрольная работа

*      Карта ведется с 5 класса по 8 класс.

Форма отчета

  по работе со слабоуспевающими обобучающимися

План индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися

ФИО учителя_______________________________________

Фамилия Имя ученика (класс)________________________

 Предмет  __________________________________________

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ____________

 

 

Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

Индивидуальные дополнительные  занятия.

Дифференцированные задания.

Дифференцированный контроль

Консультации для родителей

Создание ситуации успеха


Составление общего сводного графика контроля качества выполняемых работ обучающимися класса.

Работа по ликвидации выявленных пробелов и недостатков.

*      Наглядное отображение полученных результатов  на демонстрационных экранах.

*      Общие и индивидуальные консультации с родителями по теме: «Как помочь ребенку хорошо учиться».

*      Включение в уроки фронтального разбора особо трудных заданий.

*      Организация выполнения работы над ошибками устно и письменное с использованием справочного материала.

*      Подготовка дифференцированных индивидуальных заданий для некоторых обучающихся: карточки, доклады, сообщения и другие задания.

*      Разработка и проведение нестандартных уроков закрепления и обобщения изученного с обязательным присутствием родителей.

*      Использование дидактических игр по определенным темам.

*      Использование средств ТСО: просмотр фильмов,  предметных презентаций и т.д.

*       Проведение индивидуальных дополнительных занятий со слабыми обучающимися. При необходимости составление индивидуального плана работы с ребенком и выполнение его.

Организацию работы по ликвидации пробелов в знаниях подразделяю на этапы:

 

I этап. Выявление ошибок (тесты, устные и письменные задания)

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

 

 

Тетрадь учета ошибок(она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.

II этап. Фиксирование ошибок

Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником — в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

•Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

•Работа над ошибками проводится после каждой письменной повторный зачет — после неудовлетворительной отметки.

•Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если работы,пропустил).

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

Анализ работы в классе.

•Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

•Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

•Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

Анализ работы в классе.

•Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

•Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

•Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

•При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

•Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

•Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели

Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как:

*      обучение в сотрудничестве

*       активизация познавательной деятельности

*       осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д.

*       компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения.(выявление пробелов в знаниях).

Методика преподавания литературы с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:

v повысить темп урока;

v увеличить долю самостоятельной работы обучающихся;

v проверить усвоение теоретических знаний у всех обучающихся;

v углубить степень отработки практических умений и навыков;

v вести дифференцированную работу с каждым учеником;

v выявить пробелы в его грамотности;

ПРИЧИНЫ ПРОБЕЛОВ

*      пропуски занятий по болезни;

*      слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

*      задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

*      педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

*      неблагополучная семья;

*      проблема «улицы».

 

Рекомендации по реализации дидактической модели 
«Урок ликвидации пробелов в знаниях и умениях»

Урок-ликвидация пробелов в знаниях требует серьезной предварительной работы преподавателя по анализу учебных проблем школьников. Учитель, помимо изучения проблем, которые он наблюдает при исследовании работы ученика по выполнению тестовых заданий он-лайн, должен пристально исследовать уровень освоения метапредметных навыков, а также наблюдать развитие творческо-исследовательского потенциала обучающихся. В связи с этим учитель при построении «урока-ликвидация пробелов в знаниях и умениях» должен обратить особое внимание на выполнение обучающимися заданий с открытыми ответами.

Цели:

*     ликвидация пробелов у обучающихся в обучении ЛИТЕРАТУРЕ;

*     создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.

Задачи:

*     создать благоприятную атмосферу на уроке;

*     своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях;

*      изменить формы и методы учебной работы на уроках литературы, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого ИКТ.

*      освободить обучающихся от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

*      ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности.

Инструкция для обучающихся по организации работы во время урока-ликвидации пробелов в знаниях включает в себя:

*      сообщение обучающимся цели предстоящей работы;

*      разъяснение формата работы обучающихся на уроке: индивидуальный режим, когда каждый обучающийся получает индивидуальное задание, либо распределение по группам для выполнения разноуровневых заданий также в индивидуальном режиме;

*      указание на материал Интернет-уроков, который целесообразно повторить перед началом работы;

*      рекомендации по организации учебной деятельности (количество времени на подготовительную работу, количество времени на выполнение тестовых заданий, количество времени на самоанализ деятельности);

*      критерии оценивания заданий с открытыми ответами

*      рекомендации по индивидуальной рефлексии и самооценке

*      рекомендации по составлению самостоятельно избранных обучающимся заданий

Весьма продуктивным элементом урока ликвидации пробелов в  знаниях является самостоятельное составление обучающимися  мини-контрольных для самих себя по материалам тестовых заданий Интернет-урока.

*      В завершающей части урока учитель, видя результаты выполненных заданий, полученные обучающимися в режиме он-лайн, должен немедленно выявить пробелы у каждого ученика, одновременно  порекомендовав им самостоятельно определить, какие разделы темы обучающимся освоены недостаточно.

 

*      Весьма продуктивным элементом урока ликвидации пробелов в  знаниях является самостоятельное составление обучающимися  мини-контрольных для самих себя по материалам тестовых заданий Интернет-урока.

*      В завершающей части урока учитель, видя результаты выполненных заданий, полученные обучающимися в режиме он-лайн, должен немедленно выявить пробелы у каждого ученика, одновременно  порекомендовав им самостоятельно определить, какие разделы темы обучающимся освоены недостаточно.






























Систему оценки компетентностного уровня

учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

















Автор:

Степашкина Наталья Константиновна.

Учитель русского языка литературы

МБОУ СОШ №5г. Лермонтова

Ставропольский край



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Степашкина Наталья Константиновна

Дата: 10.05.2016

Номер свидетельства: 325091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства