Просмотр содержимого документа
«Система оценки компетентностного уровня учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»
«Систему оценки компетентностного уровня учащихся, Пути преодоления пробелов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку».
Автор:
Степашкина Наталья Константиновна.
Учитель литературы
МБОУ СОШ №5г. Лермонтова Ставропольский край
Система учета индивидуальных пробелов в знаниях, место и время работы над пробелами( индивидуально для каждого ученика) , формы оперативного контроля за уровнем знаний и умений обучающихся при наличии полной и оперативной обратной связи.
Методы выявления пробелов в знаниях обучающихся.
* Устный опрос, беседа.
* Систематический анализ самостоятельных и контрольных работ.
* Проведение интерактивных тестов.
* Работа с карточками по определенным темам изученного.
* Подробный анализ уроков – тренингов.
* Систематический анализ мини – тренингов и блиц – опросов с учетом времени выполнения.
* Анализ работ.
Особенности выполнения анализа в данной системе.
Первичный анализ в виде таблиц по каждой работе с выделением общего качества выполнения работы и индивидуальных ошибок каждого обучающегося класса.
Составление карты индивидуального контроля
* Составление карты индивидуального контроля, отражающей положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося по литературе. В карте отмечены только задания, которые ученик выполнял самостоятельно. Есть система условных знаков.
* - словарный диктант
* - самостоятельная работа(устные и письменные ответы)
* - контрольная работа
* Карта ведется
Форма отчета
по работе со слабоуспевающими обобучающимися
План индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися
Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ____________
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации(индивидуально)
v Индивидуальные дополнительные занятия.
v Дифференцированные задания.
v Дифференцированный контроль
v Консультации для родителей
v Создание ситуации успеха
Составление общего сводного графика контроля качества выполняемых работ обучающимися класса.
Работа по ликвидации выявленных пробелов и недостатков.
* Наглядное отображение полученных результатов на демонстрационных экранах.
* Общие и индивидуальные консультации с родителями по теме: «Как помочь ребенку хорошо учиться».
* Включение в уроки фронтального разбора особо трудных заданий.
* Организация выполнения работы над ошибками устно и письменное с использованием справочного материала.
* Подготовка дифференцированных индивидуальных заданий для некоторых обучающихся: карточки, доклады, сообщения и другие задания.
* Разработка и проведение нестандартных уроков закрепления и обобщения изученного с обязательным присутствием родителей.
* Использование дидактических игр по определенным темам.
* Использование средств ТСО: просмотр фильмов, предметных презентаций и т.д.
* Проведение индивидуальных дополнительных занятий со слабыми обучающимися. При необходимости составление индивидуального плана работы с ребенком и выполнение его.
Организацию работы по ликвидации пробелов в знаниях подразделяю на этапы:
I этап. Выявление ошибок (тесты, устные и письменные задания)
На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
Тетрадь учета ошибок(она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.
II этап. Фиксирование ошибок
Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг ликвидации пробелов со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.
III этап. Анализ допущенных ошибок
Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником — в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.
IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях
Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.
•Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.
•Работа над ошибками проводится после каждой письменной повторный зачет — после неудовлетворительной отметки.
•Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если работы пропустил).
V этап.
Устранение пробелов в знаниях
Анализ работы в классе.
•Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.
•Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).
•Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).
Анализ работы в классе.
•Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.
•Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).
•Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).
VI этап. Меры профилактики
Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.
•При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.
•Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели
Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как:
* обучение в сотрудничестве
* активизация познавательной деятельности
* осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д.
* компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения.(выявление пробелов в знаниях).
Методика преподавания литературы с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:
v повысить темп урока;
v увеличить долю самостоятельной работы обучающихся;
v проверить усвоение теоретических знаний у всех обучающихся;
v углубить степень отработки практических умений и навыков;
v вести дифференцированную работу с каждым учеником;
v выявить пробелы в его грамотности;
ПРИЧИНЫ ПРОБЕЛОВ
* пропуски занятий по болезни;
* слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
* задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
* педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
* неблагополучная семья;
* проблема «улицы».
Рекомендации по реализации дидактической модели «Урок ликвидации пробелов в знаниях и умениях»
Урок-ликвидация пробелов в знаниях требует серьезной предварительной работы преподавателя по анализу учебных проблем школьников. Учитель, помимо изучения проблем, которые он наблюдает при исследовании работы ученика по выполнению тестовых заданий он-лайн, должен пристально исследовать уровень освоения метапредметных навыков, а также наблюдать развитие творческо-исследовательского потенциала обучающихся. В связи с этим учитель при построении «урока-ликвидация пробелов в знаниях и умениях» должен обратить особое внимание на выполнение обучающимися заданий с открытыми ответами.
Цели:
* ликвидация пробелов у обучающихся в обучении ЛИТЕРАТУРЕ;
* создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Задачи:
* создать благоприятную атмосферу на уроке;
* своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях;
* изменить формы и методы учебной работы на уроках литературы, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого ИКТ.
* освободить обучающихся от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
* ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности.
Инструкция для обучающихся по организации работы во время урока-ликвидации пробелов в знаниях включает в себя:
* сообщение обучающимся цели предстоящей работы;
* разъяснение формата работы обучающихся на уроке: индивидуальный режим, когда каждый обучающийся получает индивидуальное задание, либо распределение по группам для выполнения разноуровневых заданий также в индивидуальном режиме;
* указание на материал Интернет-уроков, который целесообразно повторить перед началом работы;
* рекомендации по организации учебной деятельности (количество времени на подготовительную работу, количество времени на выполнение тестовых заданий, количество времени на самоанализ деятельности);
* критерии оценивания заданий с открытыми ответами
* рекомендации по индивидуальной рефлексии и самооценке
* рекомендации по составлению самостоятельно избранных обучающимся заданий
Весьма продуктивным элементом урока ликвидации пробелов в знаниях является самостоятельное составление обучающимися мини-контрольных для самих себя по материалам тестовых заданий Интернет-урока.
* В завершающей части урока учитель, видя результаты выполненных заданий, полученные обучающимися в режиме он-лайн, должен немедленно выявить пробелы у каждого ученика, одновременно порекомендовав им самостоятельно определить, какие разделы темы обучающимся освоены недостаточно.
* Весьма продуктивным элементом урока ликвидации пробелов в знаниях является самостоятельное составление обучающимися мини-контрольных для самих себя по материалам тестовых заданий Интернет-урока.
* В завершающей части урока учитель, видя результаты выполненных заданий, полученные обучающимися в режиме он-лайн, должен немедленно выявить пробелы у каждого ученика, одновременно порекомендовав им самостоятельно определить, какие разделы темы обучающимся освоены недостаточно.
«Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся на уроках литературы с помощью ИКТ».
Автор:
Степашкина Н.К.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ№5 г. Лермонтов
Как добиться наибольшей эффективности работы по ликвидации пробелов в знаниях?
Для этого продумываю систему учета индивидуальных пробелов в знаниях, место и время работы над пробелами, продумываю формы оперативного контроля за уровнем знаний и умений обучающихся при наличии полной и оперативной обратной связи.
Методы выявления пробелов в знаниях обучающихся.
* Устный опрос, беседа.
* Систематический анализ самостоятельных и контрольных работ.
* Проведение интерактивных тестов.
* Работа с карточками по определенным темам изученного.
* Подробный анализ уроков – тренингов.
* Систематический анализ мини – тренингов и блиц – опросов с учетом времени выполнения.
* Анализ творческих работ.
Особенности выполнения анализа в данной системе.
Первичный анализ в виде таблиц по каждой работе с выделением общего качества выполнения работы и индивидуальных ошибок каждого обучающегося класса.
Составление карты индивидуального контроля
* Составление карты индивидуального контроля, отражающей положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося по литературе. В карте отмечены только задания, которые ученик выполнял самостоятельно. Есть система условных знаков.
* - словарный диктант
* - самостоятельная работа(устные и письменные ответы)
* - контрольная работа
* Карта ведется с 5 класса по 8 класс.
Форма отчета
по работе со слабоуспевающими обобучающимися
План индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися
Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ____________
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
v Индивидуальные дополнительные занятия.
v Дифференцированные задания.
v Дифференцированный контроль
v Консультации для родителей
v Создание ситуации успеха
Составление общего сводного графика контроля качества выполняемых работ обучающимися класса.
Работа по ликвидации выявленных пробелов и недостатков.
* Наглядное отображение полученных результатов на демонстрационных экранах.
* Общие и индивидуальные консультации с родителями по теме: «Как помочь ребенку хорошо учиться».
* Включение в уроки фронтального разбора особо трудных заданий.
* Организация выполнения работы над ошибками устно и письменное с использованием справочного материала.
* Подготовка дифференцированных индивидуальных заданий для некоторых обучающихся: карточки, доклады, сообщения и другие задания.
* Разработка и проведение нестандартных уроков закрепления и обобщения изученного с обязательным присутствием родителей.
* Использование дидактических игр по определенным темам.
* Использование средств ТСО: просмотр фильмов, предметных презентаций и т.д.
* Проведение индивидуальных дополнительных занятий со слабыми обучающимися. При необходимости составление индивидуального плана работы с ребенком и выполнение его.
Организацию работы по ликвидации пробелов в знаниях подразделяю на этапы:
I этап. Выявление ошибок (тесты, устные и письменные задания)
На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
Тетрадь учета ошибок(она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.
II этап. Фиксирование ошибок
Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.
III этап. Анализ допущенных ошибок
Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником — в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.
IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях
Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.
•Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.
•Работа над ошибками проводится после каждой письменной повторный зачет — после неудовлетворительной отметки.
•Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если работы,пропустил).
V этап.
Устранение пробелов в знаниях
Анализ работы в классе.
•Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.
•Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).
•Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).
Анализ работы в классе.
•Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.
•Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).
•Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).
VI этап. Меры профилактики
Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.
•При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.
•Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели
Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как:
* обучение в сотрудничестве
* активизация познавательной деятельности
* осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д.
* компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения.(выявление пробелов в знаниях).
Методика преподавания литературы с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:
v повысить темп урока;
v увеличить долю самостоятельной работы обучающихся;
v проверить усвоение теоретических знаний у всех обучающихся;
v углубить степень отработки практических умений и навыков;
v вести дифференцированную работу с каждым учеником;
v выявить пробелы в его грамотности;
ПРИЧИНЫ ПРОБЕЛОВ
* пропуски занятий по болезни;
* слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
* задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
* педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
* неблагополучная семья;
* проблема «улицы».
Рекомендации по реализации дидактической модели «Урок ликвидации пробелов в знаниях и умениях»
Урок-ликвидация пробелов в знаниях требует серьезной предварительной работы преподавателя по анализу учебных проблем школьников. Учитель, помимо изучения проблем, которые он наблюдает при исследовании работы ученика по выполнению тестовых заданий он-лайн, должен пристально исследовать уровень освоения метапредметных навыков, а также наблюдать развитие творческо-исследовательского потенциала обучающихся. В связи с этим учитель при построении «урока-ликвидация пробелов в знаниях и умениях» должен обратить особое внимание на выполнение обучающимися заданий с открытыми ответами.
Цели:
* ликвидация пробелов у обучающихся в обучении ЛИТЕРАТУРЕ;
* создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Задачи:
* создать благоприятную атмосферу на уроке;
* своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях;
* изменить формы и методы учебной работы на уроках литературы, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого ИКТ.
* освободить обучающихся от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
* ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности.
Инструкция для обучающихся по организации работы во время урока-ликвидации пробелов в знаниях включает в себя:
* сообщение обучающимся цели предстоящей работы;
* разъяснение формата работы обучающихся на уроке: индивидуальный режим, когда каждый обучающийся получает индивидуальное задание, либо распределение по группам для выполнения разноуровневых заданий также в индивидуальном режиме;
* указание на материал Интернет-уроков, который целесообразно повторить перед началом работы;
* рекомендации по организации учебной деятельности (количество времени на подготовительную работу, количество времени на выполнение тестовых заданий, количество времени на самоанализ деятельности);
* критерии оценивания заданий с открытыми ответами
* рекомендации по индивидуальной рефлексии и самооценке
* рекомендации по составлению самостоятельно избранных обучающимся заданий
Весьма продуктивным элементом урока ликвидации пробелов в знаниях является самостоятельное составление обучающимися мини-контрольных для самих себя по материалам тестовых заданий Интернет-урока.
* В завершающей части урока учитель, видя результаты выполненных заданий, полученные обучающимися в режиме он-лайн, должен немедленно выявить пробелы у каждого ученика, одновременно порекомендовав им самостоятельно определить, какие разделы темы обучающимся освоены недостаточно.
* Весьма продуктивным элементом урока ликвидации пробелов в знаниях является самостоятельное составление обучающимися мини-контрольных для самих себя по материалам тестовых заданий Интернет-урока.
* В завершающей части урока учитель, видя результаты выполненных заданий, полученные обучающимися в режиме он-лайн, должен немедленно выявить пробелы у каждого ученика, одновременно порекомендовав им самостоятельно определить, какие разделы темы обучающимся освоены недостаточно.