kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Систематизация и описание способов внутренней оценки качества преподавания русского языка в работе школьного методического объединения учителей-словесников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главным показателем качества преподавания является внешняя оценка качества образования. Система внутренней оценки качества на школьном уровне даёт возможность совершенствовать учебный процесс в процессе подготовки обучающихся к  ГИА.

Просмотр содержимого документа
«Систематизация и описание способов внутренней оценки качества преподавания русского языка в работе школьного методического объединения учителей-словесников.»

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОПИСАНИЕ СПОСОБОВ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-СЛОВЕСНИКОВ.

Кравченко Н.Н.

Учитель русского языка и литературы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №112 города Донецка».


Аннотация: Главным показателем качества преподавания является внешняя оценка качества образования. Система внутренней оценки качества на школьном уровне даёт возможность совершенствовать учебный процесс в процессе подготовки обучающихся к ГИА.

Ключевые слова: система внутренней оценки качества, диктант, сочинение, изложение, правописные умения, критериальный подход, портфолио.

Одно из главных прав обучающихся - право на качественное образование. Главным показателем качества преподавания русского языка являются результаты ГИА, т.е. внешняя оценка качества образования по данному предмету. Одним из важных факторов в достижении высоких результатов ГИА является система мер по внутренней оценке качества преподавания русского языка на школьном уровне.

Оценка качества преподавания русского языка не ставит своей целью только контроль за деятельностью образовательного учреждения, либо контроль за педагогической эффективностью отдельного учителя в названной сфере.

В частности, система внутренней оценки качества дает возможность администрации и учителям образовательного учреждения совершенствовать учебный процесс, содержание и методы преподавания, а родителям – получать сведения о ходе и результатах обучения своих детей, которые станут подспорьем при принятии решений о помощи ребенку в обучении, а также при выборе дальнейшей образовательной траектории ребёнка. Кроме того, система внутренней оценки качества даёт возможность управления мотивацией обучаемых при изучении русского языка, что представляет системную проблему.

Основой систематизации способов внутренней оценки качества преподавания русского языка в образовательных организациях может служить их деление на инновационные и традиционные. Как те, так и другие широко используются в современных подходах к контролю за качеством обучения русскому языку как родному, так и неродному.

К традиционным способам оценки качества преподавания русского языка для внутренней оценки используются:

- текущий опрос;

- фронтальный опрос;

- комбинированный опрос;

- обобщающий опрос;

- письменная контрольная работа, которая на уроках русского языка может приобретать разные формы и в современной ситуации имеет множество вариантов:

- контрольное списывание с деформированной частью текста (пропущенные орфограммы и пунктограммы);

- разного вида диктанты (проверочный, контрольный, связанный с усвоением какого-либо орфографического или пунктуационного правила, или рассчитанный на проверку усвоения темы или курса какого-либо класса; словарный, предупредительный, подготовленный, выборочный, объяснительный, диктант «письмо по памяти» или «самодиктант», творческий диктант, свободный диктант, диктант с грамматическим заданием).

Главная цель диктантов как способа контроля за усвоением знаний и умений по русскому языку — проверка усвоения правописных умений: умения определить орфограмму и пунктограмму и определить условия их выбора. Диктант проверяет качество усвоения теоретического знания и умения применить его на практике письма. В целях стимулирования интереса учащихся материалом для диктантов могут служить произведения региональных авторов, тексты краеведческой направленности.

Достаточно полно региональный компонент может быть раскрыт в такой форме внутренней оценки качества, как изложения и сочинения. Кроме установления уровня овладения правописными умениями, эти традиционные формы оценки качества позволяют определить уровень сформированности у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий: умения понять текст в целом, найти микротемы текста, последовательно изложить его.

Сочинение, являющееся основным видом творческой работы в школе, в современных подходах становится способом не только оценки качества речи с точки зрения аргументирования выдвинутых тезисов и последовательности изложения мысли, правописных умений, но и способом развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом, формирования гражданственности и патриотизма. Опора на темы по краеведению позволяет стимулировать познавательную активность учащегося, что, положительно сказывается и на его дальнейшей социализации.

При формировании у обучающихся познавательных универсальных учебных действий особую эффективность демонстрирует такая форма внутренней оценки качества, как изложение. Использование текстов из литературы родного края возможно в различных типах изложения: контрольных и обучающих, изложениях с элементами повествования, описания либо рассуждения, работах с полным, сжатым либо выборочным

изложением материала.

Сочинения, предлагаемые в качестве формы внутренней оценки качества обучения русскому языку для образовательных учреждений, можно классифицировать по характеру предложенных тем: 1) репродуктивного характера, когда тема предполагает раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с историей родного края, культурой народа, его населяющего; 2) творческого характера, требующего от учащегося творческой переработки всего фонда полученных знаний и опыта познавательной деятельности. При подготовке сочинения творческого характера учащимся будет полезен опыт, приобретенный ими в ходе проектной деятельности, в том числе на материале краеведческого содержания.

Другим способом классификации сочинений в рамках рассматриваемой модели внутренней оценки качества является их классификация по типам речи: сочинение-описание (например, достопримечательностей родного города, какого-либо обычая своего народа); сочинение-повествование (о значимом событии в истории региона); сочинение-рассуждение (на морально-этическую тему, например, с использованием пословиц ).

По мере развития речевых умений обучающихся включаются более сложные формы сочинений, уже не ограниченные одним типом речи, а включающие все типы речи, чаще всего для доказательства собственного суждения учащегося. Более сложными становятся жанры сочинений: это может быть рецензия на прочитанную книгу, просмотренный фильм с соблюдением требований жанра рецензии.

Сочинение является самым информативным источником оценки качества преподавания русского языка: оно требует значительных трудовых усилий и сформированных на высоком уровне методических умений учителя и не менее значительных усилий со стороны ученика.

Благодаря инновационным подходам к оцениванию сочинения, возникшим в связи с появлением объективированных способов проверки качества обучения, оценка сочинений в школе претерпела изменения. Главным способом проверки сочинений является критериальный подход.

Он позволяет дать интегральную оценку качества преподавания русского языка, так как включает разноаспектные критерии: умение сформулировать тезис, подобрать доказательства, логически выстроить высказывание, показать уровень развития речи и правописных умений. Критериальный подход позволяет сделать процедуру проверки сочинений прозрачной, так как критерии известны обучающимся и родителям, что дает возможность обсудить выставленный по тому или иному критерию балл с учителем.

С одной стороны, такой подход к оцениванию действительно способствует развитию коммуникативных умений обучающихся. С другой стороны, многие педагоги в последние годы придерживаются мнения о том, что следствием критериального подхода к оцениванию сочинений стало появление сочинений однотипных, «сочинений-близнецов», в которых не реализуется творческий потенциал обучающихся в овладении русским языком.

Это противоречие может быть снято, если пользоваться таким способом оценки качества, как разного рода олимпиады и конкурсы. Это один из добровольных способов оценки результата. Учителя русского языка широко пользуются возможностью принимать участие в подобных конкурсах для повышения уровня интереса к изучению русского языка; результаты таких конкурсов учителя включают в свои портфолио при подтверждении или получении категории.

Олимпиады по предметам, в том числе и по русскому языку, проходят в несколько этапов — школьный — районный (муниципальный) –Республиканский, и в силу этого, безусловно, заслуживают внимания в общей контрольно–оценочной системе, особенно при отборе наиболее способных и подготовленных учащихся. Победители заключительного этапа олимпиад имеют возможность освобождения от сдачи ГИА.

Внутренняя оценка качества преподавания русского языка приобрела и современные формы. Среди них портфолио обучающихся (портфолио может отражать успехи обучающихся как в целостном образовательном процессе, так и по отдельным предметам).

Слово «портфолио» в отношении обучения русскому языку используется в своем прямом значении: собрание, совокупность работ репродуктивного характера и творческих работ, которые ученик выполняет в течение учебной четверти, полугодия или года. Задачи портфолио по русскому языку состоят в том, чтобы помочь ученику и его родителям увидеть картину роста успехов по русскому языку, учителю - оценить индивидуальный прогресс в его освоении, продемонстрировать способности школьника практически применять приобретённые коммуникативные умения и универсальные общеучебные умения.

Работы, входящие в портфолио, оцениваются не с точки зрения недостатков и допущенных ошибок, а с точки зрения их достоинств. Оценка характеризует те качества работы обучающегося, которые были согласованы перед её выполнением (именно поэтому в портфолио чаще других попадают работы, выполненные в процессе проектной деятельности). Оценка носит диагностический характер: одновременно показывает достижения и проблемы, над решением которых предстоит работать дальше. Оценка выставляется на основе разработанных критериев.

Содержание портфолио сопровождается индивидуальной диагностической картой, в которую вносятся сведения о характере выполненной работы и баллы по каждому критерию. Такие карты позволяют следить за качеством усвоения знаний и умений как у отдельного ученика, так и целого класса.

Основная идея портфолио - быть не просто способом проверки и оценивания, но научить ученика учиться, обобщать собственный опыт, учиться представлять себя. Идея портфолио нашла многих сторонников в педагогическом сообществе и в условиях последовательного введения ГОС становится популярным способом оценки качества преподавания по предмету, так как позволяет «презентовать» не только успехи ученика, но и учителя.

Таким образом, система внутренней оценки качества преподавания русского языка является необходимым условием, позволяющим повысить уровень практической грамотности обучающихся и качество образования в целом.


Список использованной литературы:

1.Бершадский М. Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования // Народное образование. 2013. № 1. С. 155-161.

2. Болотов В. А., Вальдман И. А. Условия эффективности использования результатов оценки учебных достижений школьников // Педагогика. 2012. № 6. С. 39-45.

3. Борисова Л. В. Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта (5-е классы) // Современная филология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 24-28. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7089/

4. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2009. 224 с.

5. Фомина Н. Б. Оценка качества образования // Новые способы оценивания учащихся: методическое пособие. Ч. 4. М.: Перспектива, 2009. 48 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кравченко Наталья Николаевна

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524583

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства