kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы при подготовке к ВПР по русскому языку в 5-8 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет обучающимся при подготовке к ВПР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы при подготовке к ВПР по русскому языку в 5-8 классах»

Каморникова Ю.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шахтерский УВК с. Степановка»

Система работы при подготовке к ВПР по разделу «Синтаксис»

Выполнение заданий представляет обучающимся возможность совершенствовать навыки и умения,

полученные в ходе изучения материала по русскому языку за курс 5 класса, объективно оценивать

уровень своей подготовки.

ПОВТОРИ И ЗАПОМНИ!


  1. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Запятая ставится между однородными членами,



1. Если они соединены только интонацией перечисления (бессоюзная связь):

Мама купила яблоки, груши, сливы.

, ,

2. Если они соединены противительными союзами а, но, да (=но), зато, однако (запятая

ставится перед союзом!)

Мама купила не яблоки, а груши.

, А

Мама купила яблоки, но нам не отдала.

, НО

Мама купила яблоки, да нам не отдала.

, ДА

3.Если они соединены повторяющимися союзами и и, или или, то то, ни - ни, либо

либо, не то не то (запятая ставится после каждого однородного члена предложения!)

Мама купила и яблоки, и груши, и сливы.

И , И , И

Мама купила яблоки, и груши, и сливы.

, И , И

4.Если они соединены двойными союзами не только но и, как так и, не столько

сколько (запятая ставится перед второй частью двойного союза!).

Мама купила не только яблоки, но и груши.

НЕ ТОЛЬКО , НО И


Запятая НЕ ставится между однородными членами,


Если они соединены одиночными, (неповторяющимися) соединительными или

разделительными союзами и, да (= и), или, либо.

Мама купит яблоки И груши.

И

Мама купит яблоки ИЛИ груши.

ИЛИ

Мама купит яблоки ЛИБО груши.

ЛИБО

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Запятая ставится перед союзом да и, обозначающим добавление к

сказанному раньше. Он хорошо рисовал, да и чертил неплохо.

  1. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, ни

свет ни заря и т. п.


Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания.

Схема.

Примеры.

: , , , ,

Мама купила фрукты: яблоки, груши, сливы.

, , - -

Яблоки, груши, сливы разные фрукты купила мама.

: , , -

Разные фрукты: яблоки, груши, сливы – купила мама.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Спишите его, расставляя пропущенные знаки препинания и составляя схемы предложений с однородными членами.

Быстро пр летело лето. Исчезли цв ты. С каждым днем все меньше и меньше становится на д рев_ях лист ев. Тр ва клонит_ся к з мле и как будто просит снега. Пришла ос нь. Трепетная осинка стоит вся красная б гровая з л тистая. Только озимь переливается зеленым бархатом. Но ветер срывает и это убранство.









  1. Какого стиля получился текст?



  1. Объясните значение слов трепетная, убранство.




  1. Укажите нераспространенные предложения.



2. Спишите, исправляя пунктуационные ошибки. Подчеркните однородные члены

предложения и составьте схемы предложений.

1. Каждая пчелка ношу несет в соты, спускает по капельке мед. 2. Теплый дождь ворвался в лес, долго топал, по тропинке в частый ельничек пролез прошумел в густой осинке. 3. Зацветут, зазеленеют, оживут леса и рощи. 4. Крупный дождь в лесу зеленном прошумел, по стройным кленам, по лесным цветам.












3. Постарайтесь найти в этих предложениях однородные члены, подчеркни их. Составь схемы.

  1. Старый дуб часто навещали синицы, поползни и пищухи.

  2. Скачут в ветвях дуба нарядные сойки и лакомятся желудями.

  3. Густая крона укрывает птиц, жуков, бабочек, ос и паучков.

2. Запятая и восклицательный знак при обращении.

    1. Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

    2. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией: сначала тон повышается, затем понижается.

Например: «Что, царевич, ты не весел?»

    1. При обращении могут быть зависимые слова. Такое обращение называется распространённым. Обращение без зависимых слов – нераспространённое.

Бабушка, приезжай к нам в гости. (Нераспространённое обращение).

Дорогая бабушка, приезжай к нам в гости. (Распространённое обращение).

    1. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.



Знаки препинания при обращении.

  1. Если обращение стоит в начале предложения, то оно отделяется запятой.

Бабушка, приезжай к нам в гости. [O, ].

  1. Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется с обеих сторон запятыми.

Приезжай, бабушка, к нам в гости. [ ,O, ].

  1. Если обращение стоит в конце предложения, то оно отделяется запятой. Приезжай к нам в гости, бабушка. [ ,O].

  2. Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.

Бабушка! Приезжай к нам в гости. [O! ].


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


  1. Выпишите те предложения, в которых есть обращения.


1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.







  1. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

  1. Ветер споет нам про дикие горы.


  1. Мой друг настойчиво добивается цели.


  1. Бабушка рассказывает сказку на ночь.


  1. Ребята пошли на речку._


3. Запятая в сложных предложениях.

Простое предложение состоит из одной части, а сложное - из двух или более частей. В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа. Предложения, в которых две или несколько грамматических основ, называются сложными.

Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.

1) Бессоюзные сложные предложения (БСП) – это такие сложные предложения, в которых части соединены только смыслом и интонацией, а союзы не используются.


На схеме каждая часть заключена в квадратные скобки.

1 2

Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.

[1 ] - [2 ].


  1. Сложносочинённые предложения (ССП) – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываться сочинительными союзами и интонацией.

  2. Части ССП связывают союзы и, а, но, и другие.

  3. На схеме каждая часть заключена в квадратные скобки, союз записывается между скобками.

  4. Обычно между частями ССП ставится запятая.

1 с. 2

Солнца мне не виден свет, и для корней моих простора нет.

[1 ], и [2 ].


Сложноподчинённые предложения (СПП)– это такие предложения, в которых простые предложения объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных союзов, а также интонации.

  1. Сложноподчинённые предложения состоят из главного и придаточного предложений.

2)Части СПП связывают союзы что, чтобы, потому что, если и др. и союзные слова где, когда, который и др.


На схеме главная часть заключена в квадратные скобки, а придаточная – в круглые скобки, при этом союз или союзное слово находится внутри круглых скобок.

Обычно между частями СПП ставится запятая.

1 2

Счастье даётся тем, кто много трудится.

[1 ], (2кто ).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


1. Выделите зелёным цветом сложное предложение.


  1. Иглы сосен гулко и колко устилают низкие пни.


  1. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.


  1. Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.


  1. Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.


2. Прочитай предложения. Спиши их в тетрадь, вставь пропущенные буквы, устно подбери проверочные слова. В каждом предложении подчеркни грамматическую основу.

1. Солнце св..тило ярко и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.















  1. Какие это предложения? Составьте их схемы.

    1. Пришла осень.

    2. Пришла осень и позолотила листья на деревьях.

    3. Пришла осень, и лес надел золотой наряд.



    1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.

Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.



    1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Всю ночь зима вязала(1), плела кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.



4. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Прямая речь – точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал.


Л.Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».

Слова автора Прямая речь

А: «П».

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: прямой речи («Все мы на свете друг другу нужны») и слов автора, которые сопровождают прямую речь (Л.Н. Толстой писал). Слова

автора часто содержат слова-сигналы: глаголы говорения (сказать, спросить, ответить и др.), глаголы мыслительной деятельности (читать, слышать, думать и др.), существительные (слова, восклицание, вопрос, шёпот и др.).



Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.

Схема

Примеры

1) А: «П».

Л.Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».

2) А: «П?»

Л.Н. Толстой спрашивал: «Все мы на свете друг другу нужны?»

3) А: «П!»

Л.Н. Толстой утверждал: «Все мы на свете друг другу нужны!»

4) «П», - а.

«Все мы на свете друг другу нужны», - писал Л.Н. Толстой.

5) «П?» - а.

«Все мы на свете друг другу нужны?» - спрашивал Л.Н. Толстой.

6) «П!» - а.

«Все мы на свете друг другу нужны!» - утверждал Л.Н. Толстой.


Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Слова каждого лица в диалоге называются репликой. Реплики пишутся с новой строки и с большой буквы. Перед репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.

Девочка спросила:

  • Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?

  • Иохим выучил, - ответил Петрусь.

  • Очень хорошо! А отчего ты такой сердитый?

Данная часть диалога соответствует схеме:

  1. А: «П?»

  2. -П, - а.

  3. - П! П?

  4. - П?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


      1. Расставьте в предложениях знаки препинания, где необходимо, исправьте строчну́ю букву на прописную.


  1. Что, Иванушка, невесел, что головушку повесил спрашивает квакушка

  2. И подумал Иван-царевич зря я лягушачью кожу сжёг!

  3. Приплыла к нему рыбка спросила Чего тебе надобно, старче

  4. Спасибо за доброту, Емелюшка поблагодарила щука







    1. Переделайте предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью, запишите их.

Мы встретили в лесу старичка и попросили его показать нам дорогу. Дедушка сказал, чтобы мы шли за ним, а он покажет, где надо будет свернуть. Нам ничего не оставалось делать, как поблагодарить его и воспользоваться его советом.






    1. По предложенным на доске схемам составь предложения.

1. «П?»  а. 2. А: «П!» 3. «П»,  а.










    1. Составь и запиши диалог. Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Прежде всего, надо поздороваться и вежливо позвать к телефону того, кто вам нужен, и с ним тоже поздороваться. Товарищу можно сказать «Привет», взрослому - «Здравствуйте». Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. По окончании разговора не забудь попрощаться.




















СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.


ПОВТОРИ!

Предложение ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ бывает:

  1. повествовательное (содержит сообщение)

  2. вопросительное (содержит вопрос)

  3. побудительное (содержит просьбу, приказ, совет, мольбу)


Предложение ПО ИНТОНАЦИИ бывает:

  1. невосклицательное

  2. восклицательное (произносится с особыми чувствами, эмоциями: восторгом, гневом, страхом и т.д.)


ПО КОЛИЧЕСТВУ ОСНОВ предложение бывает

простое – содержит одну грамматическую основу

сложное – состоит из двух или более простых предложений


ПО НАЛИЧИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ В ОСНОВЕ:

двусоставное – такое, в основе которого есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое

односоставное – такое, в основе которого только один главный член: или подлежащее, или сказуемое


ПО НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ предложения бывают:

распространённые (кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный член)

нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные) Предложение может быть осложнено ОБРАЩЕНИЕМ, ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ и т.д.

Образец синтаксического разбора:


Предл. Прил. Прил. Прил. Сущ.. Гл. Прил. Сущ.



[ ~, ~, ~ = - ].

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Выполнить поэтапно синтаксический разбор предложений.

Предложения:

  1. На празднике дети весело и громко поют песни.

  2. Серенькая кошечка ласково оберегает своих котят.

  3. Порхают бабочки и летают осы.

  4. Ребята во дворе придумали новую интересную игру.

  5. И молва трезвонить стала, дочка царская пропала.

  6. Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна.

  7. Мой брат великолепно танцует и поёт.

  8. Заря догорала, но я не хотел идти домой.

Этап 1: заполнить таблицу:

№ предл.

Число глаголов

Число грамматических основ

Схема грам. основ

Характеристика предл. (простое или сложное)

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

Этап 2: подсчитать, сколько всего в каждом предложении: (если какого-либо члена предложения нет, ставить - )

№ предл.

Подлежащее

Сказуемое

Определение

Дополнение

Обстоятельство

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

Этап 3: заполнить таблицу:

№ предл.

Простое или сложное?

Восклицательное или невосклицательное?

Повествовательное, побудительное или вопросительное?

Распространенное или нераспространённое?

Союзное или бессоюзное?

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

Этап 4: составь схемы 5, 7 и 8 предложений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система работы при подготовке к ВПР по русскому языку в 5-8 классах

Автор: Каморникова Юлия Витальевна

Дата: 09.07.2024

Номер свидетельства: 654026


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства