kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Силлабус по предмету "Профессиональный русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Силлабус по предмету "профессиональный русский язык" разработан в помощь преподавателям и студентам высших и средних учебных заведений.Цель создания - формирование у студентов коммуникативные компетенции, достаточные для адекватного профессионального общения в сфере их деятельности; совершенствования языковой, речевой, предметной дискурсивной компетенции, необходимой для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Силлабус по предмету "Профессиональный русский язык"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Казахстанский инженерно-технологический университет


Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин»


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

к.и.н. Шашаев А.К.

______________________

«___»___________2014 г.




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (SYLLABUS) по дисциплине «Профессиональный русский язык»

Специальность: 5В050900 «Финансы»






Форма обучения - дневная

Количество кредитов – 2

Курс - 2

Семестр – 2

Лекции- нет

Практические занятия - 30 часов

Лабораторные работы- нет

СРСП - 15 часов

СРС - 45 часов

Вид контроля: экзамен

Всего: 90 часов







Алматы 2014

Учебная программа дисциплины (SYLLABUS) разработан на основе типовой учебной программы, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан для студентов КазИТУ по специальности: 5В070100 «Биотехнология»


Рассмотрен на заседании кафедры « Социально-гуманитарных дисциплин»

Протокол № 1 г.


Составители: __________ ст. преподаватель Волкова З.В.


Зав. кафедрой ______________ к.и.н. Дюсебаева Г.К.

Начальник учебной части ____________ Изтилеуов М.К.



Одобрен учебно-методическим советом КазИТУ


Протокол № 1



Председатель УМС: _________ к.и.н. Шашаев А.К.






























© Казахстанский инженерно-технологический университет, 2014


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИН (SYLLABUS)


    1. Данные о преподавателе

Преподаватель, ведущий занятия: ст. преподаватель Волкова З.В.

Контактная информация: 300764

Время и место пребывания на кафедре: с 830-1730, 419 каб.


1.2 Данные о дисциплине

Название «Профессиональный русский язык» Количество кредитов: 2 Место проведения: 402



1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса заключается в том, чтобы установить общее и различное в языковых средствах некодифицированных вариантов LSP (Language for Special Purposes – язык для специальных целей) и LGP (Language for General Purposes – язык для общих целей ), отражающий феномены профессиональной деятельности.

Достижению цели способствует решение ряда задач:

  1. Сформировать у студентов коммуникативные компетенции, достаточные для адекватного профессионального общения в сфере их деятельности.

  2. Выявить статус профессионального языка , LSP, в системе общенационального языка.

  3. Совершенствовать языковую, речевую, предметную и дискурсивную компетенции, необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности.

  4. Способствовать формированию межкультурно – коммуникативной компетенции.

  5. Обеспечить формирование навыков, умений компетенций самостоятельной поисково-исследовательской деятельности студентов по приобретению знаний и способности их творческого использования для решения проблемных профессионально- ориентированных задач.

Пререквизиты дисциплины : за исходный уровень владения русским языком принимают конечные требования, предъявляемые к выпуску школ с казахским языком обучения, знакомых с системой русского языка и особенностями реализации языковых единиц в различных ситуациях словесного общения ;

Знания курса «Русского языка», изучаемого на 1 курсе бакалавриата, предполагающего владение необходимым объёмом знаний о функциональных стилях языка, научном стиле речи и его характерных лексических, морфологических и синтаксических особенностях.

Постреквизиты дисциплины: применение полученных умений и навыков учебно-профессиональной деятельности, а также в сфере будущих деловых отношений и межкультурной коммуникации.

Компетенции дисциплины: формирование коммуникативной компетенции, достаточной для адекватного профессионального общения в будущей сфере деятельности;

- совершенствование языковой, речевой, предметной и дискурсивной компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности;

- Совершенствование межкультурно - коммуникативной компетенции;

- осознание общественной и этической ответственности и признание профессионально- этических принципов и норм своей образовательной программы;

- способность организации своей профессиональной деятельности на основе приобретенных знаний.

Актуальная потребность профессионального сообщества – герметизация общения. Профессионализмы выступают ритуальности , идентифицируя общность профессии , являясь показателем принадлежности к профессиональному цеху.

В качестве причины, обусловливающей появление единиц , выделяется и стремление к общению, стремлением к однозначности, стремление к экономии языковых средств и тенденцией к регулярности (Однотипности) внутриязыковых отношений.

Стремление к разнообразию, выразительности речи связано с постоянным расширением в лексике круга синонимических средств, которые позволяют детализировать то или иное понятие, особо подчеркнуть какой – либо его признак, и сделать речь более выразительной .

Выписка из рабочего учебного плана



Курс

Семестр

Кредит

Лекции

Практ.

зан.

СРС

СРСП

ВСЕГО

часов

Форма итогового контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

2

-

30

45

15

90

экзамен










Примечание: Один кредит равен одному академическому часу аудиторной работы студента в неделю (Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам или 100 минутам – для лабораторных занятий);

Л - лекции; ПЗ- практические занятия; СРС – самостоятельная работа студента, СРСП – самостоятельная работа студента с преподавателем.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

2.1 Политика и процедура курса


Студент обязан:

-во время занятий отключать мобильные телефоны;

-регулярно, без опозданий, посещать все виды аудиторных занятий (лекции, практические занятия, лабораторные занятия) и занятия по самостоятельной работе студента под руководством преподавателя (СРСП);

-самостоятельную работу студента (СРС) выполнять в заданном объёме и в установленные сроки с использованием рекомендованной учебной и учебно-методической литературы или других источников в читальных и интернет-залах библиотек;

-строго соблюдать графики сдачи работ(СРСП или СРС)в заданном объёме(незавершенные работы не засчитываются);

- лично присутствовать на итоговом и рейтинговых контролях;

-регулярно читать периодическую литературу на профессиональные темы как в РК, так и за рубежом.


  1. Критерий оценки знаний студентов при итоговом контроле

Количество

баллов

Оценка

в буквенном

виде

в цифровом

эквиваленте

в традиционном

виде

95-100

А

4,0

отлично

90-94

А –

3,67

85-89

В +

3,33

хорошо

80-84

В

3,0

75-79

В –

2,67

70-74

С +

2,33

удовлетворительно

65-69

С

2,0

60-64

С –

1,67

55-59

D +

1,33

50-54

D

1,0

0-49

F –

0

неудовлетворительно

Контроль учебных достижений студентов должен проводиться в форме текущего, рубежного и итогового контроля.

К текущему контролю относится выполнение всех заданий-рефератов, упражнений различного типа в пределах установленного графика СРС в период учебного семестра.

Рубежный контроль предусматривает рейтинговый контроль. Студенты, набравшие РК по дисциплине менее 50%, к экзамену по данной дисциплине не допускаются .

Итоговый контроль (И) – экзамен.


Оценка знаний студентов при итоговом контроле



Количество баллов

Оценка

РК №1 + РК №2

по тестам

экзамена

ВСЕГО

в буквенном виде

в цифровом эквиваленте

в традиционном виде

60

40

100

А+

100

5(отлично)


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1Наименование тем практических занятий и их содержание

Наименование темы

Кол-во часов.

1

Введение в курс. Профессиональная культура и профессиональный язык.

1

2

Языковая норма. Понятие, типы норм.


1

3

Функции профессионального языка

1

4

Профессиональный язык как вариант реализации общенационального языка. Особенности профессиональной речи.


1

5

Базисные концепты профессионального языка. Профессиональная терминология на русском языке.


1

6

Специальный профессионально-ориентированный материал и его использование в заданных профессиональных ситуациях. Типы профессионального дискурса.

1

7

Основы формирования и овладения предметно-языковым материалом.

1

8

Характеристика содержания предметной области по специальности на русском языке. Кейс-стади: «Пресс-конференция», «Экономический форум» и пр.

1

9

Ориентация в текстах на русском языке, монологическое высказывание профессионального содержания.

1

10

Лексика ограниченной сферы употребления. Точность употребления устойчивых словосочетаний

1

11

Культура публичной речи: правильность, уместность, логичность и чистота речи.

1

12

Богатство и выразительность речи.

1

13

Монологическая и диалогическая речь. Профессиональная речь.

1

14

Оратор и его аудитория. Речевой имидж оратора

1

15

Основы ораторского мастерства.


16

Методика подготовки к выступлению. Манеры, поза, жесты оратора.

1

17

Дыхание и голос. Интонационная окраска речи.

1

18

Речевой этикет. Основные группы формул речевого этикета.


1

19

Особенности делового общения. Деловой этикет. Виды делового общения.

1

20

Культура научной речи.



21

Культура профессиональной речи. Официально-деловой стиль как функциональная разновидность литературного языка.


1

22

Основные языковые нормы деловой речи.

1

23

Культура разговорной речи.

1

24

Грамматическая правильность речи.

1

25

Условия успешного общения и причины коммуникативных неудач. Приемы привлечения внимания аудитории. Установление контакта.

1

26

Этический аспект культуры речи.

1

27

Ораторская речь и функциональные стили языка.

1

28

Культура дискутивно-полемической речи.

1

29

Роль полемики в выступлениях. Культура спора.

1

30

Психологические основы делового общения. Формально-логические законы, соблюдение которых необходимо для правильной организации спора.

1



30

3.2Наименование тем самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП), их содержание и объем в часах


График СРС, СРСП



недели

Номер занятий по syllabus

СРС

в том числе СРСП

Тема и вид задания (с указанием страниц литературы)

Срок выдачи и приема задания (нед)


















Тема и вид задания (с указанием страниц литературы)

Срок выдачи и приема задания (нед)

1

2

3

4

5

6

7

8















1-5















П1-6


















Культура речи как научная дисциплина, её цели, задачи, основные аспекты.

ДЛ21[3-5], ДЛ43 [4-6]

Основные жанры речевого общения: беседа, разговор, спор, рассказ, письмо, записка.

ДЛ16 [6-7], ДЛ27[7-8]

Словообразовательные нормы современного русского языка.

ДЛ 17 [8-9]

Типы речи современного русского литературного языка.

Д.Л.[9-10]

Особенности профессионального языка Профессиональная терминология.

Устная и письменная разновидности литературного языка.

Д.л.17[25-28]

Разговорный стиль речи. Невербальные средства общения. Языковые средства и синтаксис разговорного стиля русского языка

ДЛ17[32-36]

.

















1-3

















4-5

Употребление прописной буквы. Правописание окончаний предложного падежа имен существительных.

ОЛ14[5-6]

ОЛ11[7-8]

Правописание –не- с именем существительным.

Правописание наречий.

ОЛ1[9-10]

ОЛ5[10-12]

Правописание суффиксов страдательных причастий. Правописание -не- с наречием.

Правописание гласных после шипящих и ц. Правописание суффиксов действительных причастий –ущ,-ющ,-ащ,-ящ,-вш,-ш-.

ОЛ5[12-14]

ОЛ7[14-16]

ОЛ10[16-18]




















1-4

















4-5

















5-10

















П6-10

Ораторская речь и функциональные стили языка.ДЛ18[36-38]

Морфологические нормы имени существительного: формы рода, варианты падежных окончаний.

Д.Л.16 [36-38]

Публицистический (газетный стиль).

Анализ текстов публицистического стиля. Стилистический анализ текстов публицистического стиля

ДЛ17[42-45]


5-10

6-7

Правописание числительных.

Правила переноса слов.

ОЛ5[14-18]

ОЛ7[19-21]

Правописание –ь- в инфинитиве.

Правописание ться и тся в глаголах.

ОЛ5[22-24]

ОЛ7[26-28]

ОЛ10[28-32]

Гласные ы, и после приставок.

Правописание Ъ

ОЛ11[23-25]

ОЛ14[25-28]

Правописание безударных личных окончаний глагола.

Правописание суффиксов прилагательных –ов/-ев; -к/-ск..

ОЛ11[30-32]

ОЛ14[34-38]

Правописание слов с непроизносимыми согласными

Правописание глаголов сослагательного наклонения.

ОЛ11[38-40]

ОЛ14[42-46]

Правописание глагольных суффиксов (–ыва, -ива, -ва-)

Правописание не, ни с глаголом.


ОЛ11[43-44]

ОЛ14[46-48]




















5-10



















6-10

















11-15

















П11-15


Научный стиль речи и его особенности. Учебно-научный подстиль. Общеупотребительные и специальные термины. Научно-популярный стиль

ДЛ17[48-50].

Лингвистические особенности научного стиля.

Лексико-словообразовательные особенности научного стиля.

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

ДЛ17[52-56]



Термины и способы их образования. Характерные особенности терминов. Явление синонимии, омонимии в терминологии.

ДЛ18[44-48]

Реклама как особая разновидность публицистического стиля.

ДЛ20[70-73]







15

Склонение притяжательных местоимений.

Правописание сложных имен прилагательных

ОЛ11[48-50]

ОЛ14[52-54]

Способы подчинительной связи слов.

Правописание приставок, оканчивающихся на з-.


ОЛ10[52-54]

ОЛ14[56-58]


Правописание гласных в чередующихся корнях.

Правописание союзов зато, оттого и омонимичных им сочетаний за то, от того.

ОЛ10[54-59]

ОЛ14[60-62]

Способы образования видовых пар глагола.

Случаи обособления обстоятельств уступки, выраженных именами существительными с предлогами и деепричастными оборотами.

ОЛ10[62-64]

ОЛ14[68-70]

Правописание падежных окончаний сущ-х в творит. падеже.

Правописание –не- с наречием.

ОЛ10[65-68]

ОЛ14[68-70]
























10-15























11-15



4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ



РАЗДЕЛ 1

1.Чем искусственный знак отличается от естественного?

2. Почему язык – это система знаков?

3. Какие уровни языка можно выделить?

4. Каковы формы существования общенародного языка?

5. Каковы признаки литературного языка?

6. Что понимается под кодификацией языка?

7.Что понимается под культурой речи?

8.Какие три аспекта культуры речи можно выделить?

9. В чем сущность нормативного аспекта?

10. Почему для хорошей речи недостаточно знания норм литературного языка?

11. Какие качества речи относятся к коммуникативным?

12. Что предписывает этический аспект культуры речи?

13.Что изучает акцентология?

14.Каковы основные акцентологические нормы?

15.Что понимается под лексическими нормами?

16.В каких случаях можно говорить о нарушении лексической сочетаемости?

17.Почему слова надо употреблять в точном соответствии с их значением?

18.Что такое плеоназм и каковы причины смысловой избыточности?

19. Что такое речевая избыточность?

20. Функционально-стилевая и эмоционально-экспрессивная окраска слов, их соотношение.

21.Стилистически окрашенная лексика в устной и письменной речи .

22. Фразеологические обороты как средство создания образности и показатели идиостиля.

23.С какими грамматическими категориями связаны морфологические нормы?

24 Какие ошибки связаны с образованием падежных форм существительных?

25. В чем особенность синтаксических ошибок?


РАЗДЕЛ 2

26.По какому признаку литературный язык делится на функциональные стили?

27.Какой признак является определяющим для каждого из функциональных стилей?



РАЗДЕЛ 3

28.Каковы основные языковые особенности научного стиля?

29.Какие требования предъявляются к терминам?

30.Какие выделяются способы и методы создания научного текста?

31.По какому признаку выделяются научные жанры?

32.Что представляет собой конспект?

33.Чем тезисы отличаются от развернутого плана?

34.Какие операции надо проделать, чтобы написать реферат?

35.Условия функционирования, подстили и жанры публицистического стиля, его основные функции.

36.Стилевые черты публицистической речи, их проявление в языковых средствах.



РАЗДЕЛ 4

37.Понятие лингвистической экологии. Культура языка и экология слова.

38.Понятие о речевом этикете. Устойчивые формулы общения.

39.Область применения речевого этикета и сфера употребления его единиц.

40.Функции речевого этикета.

41.Речевой этикет в деловом общении.

42.Речевой этикет и национальная культура.

43.Понятие об ораторском искусстве.

44. Роды и виды ораторской речи.

45. Ораторская речь и функциональные стили языка.

46. Структура ораторской речи.

47.Риторические законы.

48. Оратор и его аудитория.

49.Соотношение понятий «спор», «диспут», «дискуссия», «полемика».

50.Споры в Древней Греции и в современном обществе. Спор как форма организации человеческого общения.

51. Виды споров.

52.Формально-логические законы, соблюдение которых необходимо для правильной организации спора.

53.Доводы в споре. Допустимые и недопустимые уловки ведения спора.






Список рекомендуемой литературы



Основная литература

  1. Русский язык (основной курс): учебное пособие. Абжанова Т.А., Тулемисова К.К. и др. – Алматы: Экономика, 2011.

  2. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К.- Алматы: Казак университеті, 2008.

  3. Минбаева С.М. Практикум по научному стилю речи. Учебное пособие для вузов экономического профиля.- Алматы: Экономика, 2008.

  4. Насырова М.Р. и др. современный экономический русско-казахский толковый словарь-справочник.- Алматы, 2003.

  5. Учебное пособие по русскому языку для неязыковых групп экономических вузов. Лексический материал. Под ред. ИсатаевойС.И., МуртазинойА.У., Тулемисовой К.К., Сапарбаевой А.М.- Алматы: Экономика, 2002.

  6. Словарь иностранных слов. – М.: 1997

  7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М., 1997.

  8. Словарь иностранных слов /Под ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова.- М.: Русский язык, 1983.

  9. Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Практикум по культуре речевого общения. – Алматы, 2008.

  10. Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации,- Алматы: Экономика, 2011

  11. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: 1998.

  12. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений.- М.: 2002.

  13. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: 1999.

  14. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону, 2000.

  15. Дебольский М. Психология делового общения.- М.: 1992.

  16. Костомаров В.Г. Культура речи и стили.- М.: 2001.

  17. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов.- М.:

  18. Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика – А, Раритет, 2004.

  19. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов (Учебное пособие).- М.: Флинта: Наука, 2000.

  20. Курманбайулы Ш. Библиографический указатель литературы по терминологии.- Астана, 2008.

  21. Сулеймен Р. Токсанбай большой экономический русско-казахский словарь.- Алматы, 2008.





Дополнительная литература

  1. Сидорова М.Ю., Савельев В.С., Русский язык и культура речи. – М.:2005.

  2. 2. Ашина А.А. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. – М.:2001.

  3. Нравственные основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.П.Фетисова.- Воронеж 1995.

  4. Папулинова И.Е. Культура невербального общения. – Там- бов,2001.

  5. Поведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели.- Воронеж 1991.

  6. Смирнов Г.Н. этика деловых отношений. – М.:2008.

  7. Степанов С. Язык внешности.-М.:Эксмо,2003.

  8. Титова А.Г. Деловое общение.- М.:2008.

  9. Честара Дж. Деловой этикет.- М.:-С-П.,2000.

  10. Джордж Росс. Переговоры в стиле Трампа. Победа в любой сделке.-М.:-С-П.,2009.

  11. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.:2001

  12. Борисов Е.Ф. экономическая теория:учебник.- М.:Высшее оброзование,2008.

  13. Макроэкономика: Учебное пособие/ под общ. Ред. А.А. Абишаева, К.А.Хубиева.- Алматы: Экономика,2009

  14. Банковское дело Учебник дл студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим спецальностям./Под ред. У.М.Исканова.- алматы: Экономика,2005.

  15. Исакаков У.М., Бохаев Д.Т.,Рузиева Э.А.Финансовые рынки и посредники: Учебник.-Алматы: Экономика,2005.

  16. Кеулимжаев К.К.,Кудайбергенов Н.А. Проризводственный и управленческий учёт. Учётное Пособие.-Алматы: Экономика,2011.

  17. Авров А.П., Аврова Ю.А. Общая теория статистики. Оcновы курса: Учебное пособие.- Алматы,2002

Интернет-источники

1. www.gramota.ru

2. www.kruaosvet.ru

3. www.bilim.kz

4.www.acarcer.ru/professions
5.www.omsk.edu.ru6

6. www.tradition-kz.narod.ru.

7. www.days.peaples.ru









15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Силлабус по предмету "Профессиональный русский язык"

Автор: Волкова Зоя Викторовна

Дата: 04.01.2016

Номер свидетельства: 272131


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства