kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар по теме:"Формирование учебных универсальных действий на уроках русского языка и литературы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар по теме: "Формирование учебных универсальных действий на уроках русского языка и литературы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар по теме:"Формирование учебных универсальных действий на уроках русского языка и литературы".»

Отличительной особенностью школьной программы по русскому языку и литературе является значительно большая, чем у многих других предметов, их метапредметная направленность.

На уроках я стараюсь включить каждого ребёнка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста. Независимо от многообразия и специфики типов любой урок должен нести следующие функции и соответствующие им этапы.

Первая функция – введение обучаемых в учебную деятельность, где под учебной деятельностью понимается сформированное умение, навык или способность.

Введение в учебную деятельность предполагает:

а) создание у обучаемых учебной мотивации («мотив» - побудитель к действию, «мотивация» - процесс пробуждения, стимулирования мотивов);

б) осознание и принятие учащимися учебной цели.

Уже доказано, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. При проектировании урока отдаю предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

Таким образом, вначале урока делаю две важные вещи: заинтересовываю обучаемых и делаю так, чтобы они поняли, чему будут учиться. Повторяя или изучая новую тему, я в качестве мотивации привожу примерные задания из сборников ГИА, ЕГЭ (но это в 10 классе).

При повторении темы «Морфология» использую приём «ассоциативный ряд», где учащиеся начинают вспоминать, анализировать известное им.

Часто мотивацией становится проблемный вопрос: Представьте себе несколько домиков. Можно ли, не меняя формы объединить их в общий дом? Это о структуре простых предложений, входящих в состав сложного (в 9 классе).

В своей работе на уроках как русского языка, так и литературы, уделяю огромное внимание работе с эпиграфами - это и изречения, афоризмы, например: Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А.Н. Толстой). Этой фразой подвожу к осознанию умения грамотно строить свою речь на уроке «Стили и типы речи» (а это почти в каждом классе).

На уроке иногда создаю интригу следующей фразой: Глокая куздра будлонула бокра и штеко кудрячит бокрёнка. К концу урока учащиеся чётко формулируют различие между грамматическим значением слова.

Иногда при повторении темы прошлых курсов в начале урока провожу тестирование с целью выявления и осознания пробелов по этой теме для самих учащихся, в первую очередь. Сразу проводим взаимопроверку, самоанализ, за чем следует мотивация и цель, которую они формируют самостоятельно.

На уроке в 6-Б классе я пришла в аудиторию со стопкой словарей и предложила определить тему урока. Путём наводящих вопросов учащиеся пришли к обоснованной теме «Лексикография» - (от греческого lexikos – словарный и grapho – пишу).

На уроках изучения биографии писателей часто эпиграфом беру чью-то фразу об этом писателе, создавая интригу познания: «…историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он всё испытал и во всё проник» (А.С. Пушкин о М.В. Ломоносове).

Вторая функция, которую я должна предусмотреть, создавая сценарий учебного занятия – создание учебной ситуации, т.е. такого действия, в котором будут достигаться учебные цели.

Важнейшую роль в формировании метапредметных УУД играют разнообразные формы и методы работы, которые нацелены на получение результата.

Приём составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чём здесь говорится?» (повесть А.С. Пушкина «Дубровский»).

Использую приём составления граф-схемы, алгоритмов работы над правописанием. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Приём тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста (особенно в работе с критическими статьями в 9-10 классах, Д. Писарев, Н. Добролюбов).

Приём составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

Приём комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Упражнения «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. В процессе такой работы на уроке формируются регулятивные, коммуникативные действия. Можно предложить продолжить произведение, спрогнозировав дальнейшую жизнь героя, учитывая его черты характера. Или в каком месте в произведении вы бы уже поставили точку? (судьба Владимира Дубровского, Дуняши Выриной; «Отцы и дети» Тургенева; в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»; «Евгений Онегин»; «Герой нашего времени»).

После просмотра нескольких фрагментов экранизации произведения я задаю вопрос: Такими вы представляли главных героев, если нет, почему?

Часто на уроках литературы перед изучением нового произведения в качестве домашнего задания предлагаю найти десять интересных фактов из жизни писателя, музеи, памятники этому человеку, что представляет собой вид поисковой деятельности. Практически каждый урок стараюсь провести с использованием ИКТ, что значительно повышает интерес и, соответственно, качество.

Третья функция, которую должна спроектировать, создавая сценарий урока – обеспечение учебной рефлексии.

Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:

- «Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);

- «Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);

- «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);

- «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).

Четвёртая функция – функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности я контролирую изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого учащегося контроль за правильностью выполнения задания означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

«Метапредметы – это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться» (Инна Громыко к.ф.н., разработчик метапредметного подхода). Различие же в: 1) разная частеречная принадлежность; 2) различное написание. Сходство: полное совпадение в звучании. Практическая значимость: совпадение слов в звучании приводит к орфографическим ошибкам.

Задача: установить сходство и различие в парах словосочетаний (Глиняный кувшин – кувшин из глины, ночная тишина – тишина ночи, листья дуба – дубовые листья, золотая медаль – медаль из золота, долго ждать – долгое ожидание, правая стена – стена справа, держаться с достоинством – держаться достойно, идти лесом – идти через лес – идти по лесу, землетрясение в девять баллов – девятибалльное землетрясение…). Цель: расширение понятия синонимия, знакомство со стилистическими функциями синонимичных словосочетаний, отработка навыков определения типов подчинительной связи в словосочетаниях.

Для выявления аналогии языковых единиц предлагаю распределить слова на три группы, дополнить группы своими примерами: пароходный, самолёт, мореплаватель, листопад, юго-запад, северо-восточный, многогранный, самоварчик, русско-английский, левобережный.

  1. Пароходный, северо-восточный, самоварчик;

  2. Самолёт, листопад, юго-запад, русско-английский;

  3. Мореплаватель, многогранный, левобережный.

На уроках в 5-6 классах предлагаю следующие задания:

- найдите как можно больше черт у данных слов, а затем укажите слово, которое можно противопоставить другим по каком-либо признаку:

альбом, циркуль, пенал, портфель, учебник (существительные, мужской род, неодушевлённые, тема «Школа»).

В 7-9 классах работаем над рядами соотношений. Какие примеры не подойдут? Сделайте выводы (глиняный кувшин – кувшин из глины, вишнёвое варенье – варенье из вишни, каменный дом – дом из камня). Не входят в этот ряд примеры типа платье в горошек, волчья ягода и журнальный столик.

И как не вспомнить, готовясь к урокам, слова Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь».





ФОРМИРОВАНИЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ

на уроках русского

языка и литературы



(Из опыта работы Боевой Г.Т.)

16 ноября 2016 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Боева Галина Тимофеевна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 387857


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства