kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Школьные прозвища и их роль в коммуникативном пространстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по русскому языку. Целью данной работы является исследование антропонимических единиц, представленных прозвищами. В данной работе мы не только исследуем происхохдение, особенности, мотивирование прзвищ, но и на конкретном языковом материале проводим анализ, намечаем пути борьбы с негативно-оценочными, оскорбительными, унижающими прнозвищами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Школьные прозвища и их роль в коммуникативном пространстве »

ВСТУПЛЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена интересом к коммуникативному пространству в современном обществе и языковым единицам (прозвищам), функционирующим в нем. Актуальность темы заключается в том, что прозвища как антропонимическая категория очень устойчивы и постоянны. Рассматриваемая в работе конкретная проблема не имеет однозначного решения в лингвистической и психологической литературе, многие вопросы до сих пор остаются спорными, вызывают разногласия среди ученых

Целью данной работы является исследование антропонимических единиц, представленных прозвищами. В данной работе мы не только исследуем происхождение, особенности, мотивирование прозвищ, но и на конкретном языковом материале проводим анализ, намечаем пути борьбы с негативно-оценочными, оскорбительными, унижающими прозвищами.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие научные и практические задачи:

1. выявить возрастные особенности прозвищ;

2. определить причины, по которым даются прозвища;

3. классифицировать в соответствии с причинами возникновения прозвищ;

4. выяснить пути возникновения прозвищ;

5. рассмотреть психологический аспект существования прозвищ;

6. дать рекомендации по борьбе с негативными прозвищами.

Объектом исследования является изучение антропонимических категорий, составляющих совокупность идентификационных средств выделения человека в социуме на современном этапе его существования, среди которых есть официальные и неофициальные В официальную антропонимическую (антропонимную) формулу входят фамилии, имена, отчества (так называемая формула ФИО) Но в бытовой коммуникации, которая составляет сферу неформального общения, занимающую значительное место в повседневной жизни индивидуума, большую роль играют прозвища дополнительные, неофициальные именования человека, использующиеся для наиболее точной, личностной, оценочной характеристики называемого и выделяющие его в коллективе.

Предметом исследования являются лингвистические, психологические аспекты функционирования прозвищ в коммуникативном пространстве ОШ №5 г. Симферополя.

Выполненные исследования опираются на научные концепции и теоретические разработки ученых-лингвистов по проблемам изучения антропонимических единиц- прозвищ. В работе использовались следующие методы исследования - опрос, анкетирование, интервьюирование, а также статистический, сравнительно-сопоставительный метод обработки языкового материала.



























РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТРОПОНИМИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ – ПРОЗВИЩ




2.1. История вопроса

АНТРОПОНИМИКА (греч. 'человек' + 'имя'), раздел ономастики, изучающий имена людей (антропонимы); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования. Антропонимом называется любое имя собственное, которым зовется человек: имя личное (Иван, Мария / Марья, Ваня, Маня); отчество (Иванович / Иваныч, Савельевич / Савельич, Ивановна / Иванна); фамилия (Иванов, Ивановский, Ивановских); прозвище (Хомяк, Кувшинное Рыло, Тетя Лошадь, Косолапый); псевдоним (Иегудиил Хламида – М.Горький, Казак Луганский – В.Даль); клички (Коняга, Коба).

Вспомним, что говорит Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» о народных прозвищах: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света… ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», часть I, гл. 5.)

В отличие от имён, прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека (не всегда положительно), при этом прозвище не оглашается прямо, так как относится к неофициальной сфере употребления в отличие от имён, отчеств и фамилий, и связаны с образными и эмоциональными переживаниями человека. Прозвища очень интересны и, безусловно, нуждаются в подробном изучении. Ведь в зависимости от того, какие прозвища даются человеку, как относятся к существованию прозвищ, насколько это явление распространено, можно судить об общей культуре отдельного человека и коллектива в целом.

Прозвища – это второе личное имя человека, но дается оно ему без регистрации в юридическом документе: свидетельстве о рождении, паспорте.

Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н.Ушакова (Москва, Альта - Принт 2007г.) даёт определение прозвища: Прозвище – название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица. « А зовут меня Касьяном, а по прозвищу Блоха» (Тургенев).
В энциклопедии русского языка («Дрофа 2007») читаем: « Прозвище - дополнительное неофициальное имя, данное человеку окружающими людьми в соответствии с его характерной чертой или сопутствующим его жизни обстоятельством, по происхождению, по какой-либо аналогии и другим мотивам, например Шурка Сапожник; Стукач( при фамилии Стукачёв); Елена Рыжая; Американка ( побывавшая в Америке)».
В комплексном словаре русского языка под редакцией профессора А.Н. Тихонова (Москва, Русский язык «Медиа 2008») записано: «Название, данное по какой-либо характерной его черте, свойству, синонимы, кличка, прозвание (разговорное) – злое, мягкое, смешное прозвище. Например: Его прозвали Кубарь – прозвище метко очерчивало на жужжание» (Горький). Чехов разговаривал с близкими, заменяя обычные их имена фамильярными кличками. Нередко данное им прозвище оказывалось гораздо точнее, чем то случайное имя, которое у человека было в паспорте. « Что это за человек,- удивлялся он, - если ему нельзя дать никакого прозвища, это совершенно невыразительный человек».
 Как же возникли первые прозвища? Когда?
Обратимся к истории русского языка. Учёные В.В. Иванов и З.А. Потиха в «Историческом комментарии к занятиям по русскому языку в средней школе» (Москва «Просвещение»,1978г.) замечают, что «собственные имена, как правило, не выдумываются, а образуется от нарицательных имён…»,
Л.М. Щетинин в книге « Имена и названия» рассказываето том, что многие фамилии-существительные – нетронутые слепки древних дохристианских и более поздних мирских русских имён. « Среди них, - пишет он, - можно выделить названия конкретных предметов – мирские личные имена далёкого прошлого: Завеса, Капля, Квач, Кваша, Копейка, Корж, Кошель, Латка, Лоза, Пирог, Пух, Рубль, Скребец, Сноп, Соль, Струна, Точка, Труба, Трут, Тяпка, Чашка, Шуба; названия частей тела, выступавшие в качестве прозвищ родоначальников той или иной фамилии: Борода, Брюхо, Губа, Гузка, Зуб, Живот, Колено, Нога, Ноздря, Ножка, Нос, Рука, Ус, Ухо, Шея, Щека. Характерные физические признаки своих обладателей изобличали и прозвища, ныне фамилии: Горб, Плешь, Синяк, Шишка. Многие фамилии происходят от мирских имён, позаимствованных в своё время человеком у животных, рыб, птиц, насекомых, и растений: Бык, Волк, Заяц, Лось, Жеребец, Корова, Кроль, Крыса, Лисица, Медведь, Суслик, Тюлень, Ерш, Линь, Окунь, Сазан, Сом, Щука, Воробей, Ворона, Галка, Голубь, Гусь, Квочка, Кулик, Орёл, Птица, Реполов, Снегирь, Сова, Соловей, Сорока, Чайка, Комар, Муха, Паук, Саранча, Верба, Греча, Дуб, Линь, Лопух, Орешник, Плющ, Ракита, Репа, Рогоза, Сосна. Среди наших фамилий есть названия и грибов: Боровик, Опёнок, Подосиновик, и ягод: Ягода, Ягодка, Калина, Малина, и цветов: орхидея, Фиалка (последние главным образом заимствованы и, следовательно, позднейшего происхождения)».

Прозвище – неофициальное имя человека. В словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.
В истории русских личных имен выделяются три этапа – дохристианский, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка; период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности; и новый этап, в XXвеке, ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имён и активным имя-творчеством.
До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.
Древнерусские имена представляют огромный интерес. Они раскрывают богатство русского народного языка, показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, его доброту и общительность, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков. Прозвища как антропонимическая категория очень устойчивы и постоянны, хотя сами индивидуальные прозвища могут быть сменяемы и не единичны.

. Возрастной пик бытования прозвищ -школьная и студенческая среда. Чем старше человек, тем менее он стремится выделять себя прозвищем.

Прозвище прочно бытует в школьной среде, на улице, бывает очень живучим. Некоторых людей прозвища сопровождают всю жизнь: со школы до старости. Прозвища или клички порой выделяют названных среди других, так как могут быть люди с одинаковыми фамилиями, именами, но нельзя забывать и то, что прозвища чаще всего имеют негативный оттенок.

Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав.

Когда родители выбирают имя ребёнку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.

Имя даётся человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определённый период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, даётся прозвище. Почему это происходит?

Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна.

Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть. Есть довольно популярные прозвища, например, Плакса, Мелкий, Серый. Функции, которые они выполняют при этом:

- выдвижение лидеров микросообщества,

- выделение из группы отвергнутых людей,

- различение детей с одинаковыми именами,

- подчёркивание преемственности по родовой линии,

- поддразнивание и унижение,

- проявление симпатии.

Именно прозвища наименее исследованы среди антропонимов, возможно, потому, что это имена неофициальные, дополнительные идентификаторы личности Важность и значимость изучения прозвищ отметил еще В.К. Чичагов, один из основоположников русской послереволюционной ономастики Он дал классическое определение этому наименованию и предложил классификацию прозвищ. Ученый внес большой вклад в разработку вопроса о разграничении имен и прозвищ в истории языка, но современными прозвищами он не занимался И до настоящего времени вопросы о генезисе прозвищ, их коммуникативном статусе, структурных и семантических моделях хотя и привлекают антропонимистов, но детально не разработаны и не обобщены в том объеме, чтобы можно было говорить о прозвищах как о специальной антропонимической категории с учетом лингвистической, функционально-семантической, социальной и культурологической сторон.


2.2 Происхождение прозвищ

Почему наряду с именами, отчествами и фамилиями существуют в живом языке прозвища? Если исходить из того, что суффикс –ищ- имеет в русском языке увеличительное значение, можно предположить, что прозвище могло дать гораздо более объёмную характеристику человеку, чем его имя.

Учёными доказано, что самые первые прозвища возникли очень давно. Источником их являлись дохристианские, т.е. древнерусские имена, которые после принятия Русью христианства не исчезли бесследно, а перешли в прозвища, а затем на основе прозвищ появились фамилии.

Длительный процесс превращения дохристианских имён в прозвища можно наблюдать в памятниках древнерусской литературы. В «Слове о полку Игореве» неизвестный автор, не раз упоминая брата Игоря, князя Всеволода, называет его постоянно Туром: «И сказал ему Буй Тур Всеволод…», «Яр Тур Всеволод, стоишь ты на поле брани…», «Куда, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые головы половецкие…», «Петь славу Игорю Святославичу, Буй Туру Всеволоду». Буй ( буйный, смелый), Яр (яростный, дерзкий) Тур.Если бы это было просто сравнение как художественный приём, то тогда оно не употреблялось бы так последовательно.. Ведь не может же рядом стоять два древнерусских имени. Значит, скорее всего это прозвище. Красивое, почётное, характеризующее Всеволода как сильного, смелого, дерзкого воина.

То есть, можно предполагать, что в 12 веке прозвища уже существовали в речи. В словаре В.И. Даля слова: «имя», «рекло», «прозвище» - стоят в одном ряду как синонимы.

Рекло (по В.И.Далю) – имя, придаваемое человеку по святцам, кроме крестного; давалось родителями при рождении или при молитвовании, иногда содержалось даже в тайне. Боярин Илья, по реклу Борис Иванович Морозов. Ангельское или крестное имя, рекло, отчество, прозвание (семейное) и нередко ещё прозвище.

Имя – прозвище, данное в семье или народом в прибавку к родному. Ещё одно доказательство того, что прозвища возникли из древнерусских имён и параллельно с ними.

Итак, возраст прозвищ около 9 веков. Они очень подвижны. Они не только могут исчезать, сменяться другими, совсем не связанными с первыми, но и порождать новые.

С прозвищем человек сталкивается с детства. Сейчас, в современной жизни, это именования неофициальные, они не записываются в деловые бумаги, как в древности, и используются, как правило, в небольшом коллективе. В разных коллективах прозвища могут быть различными Современные прозвища - это сложный и уникальный мир, занимающий весьма значимое ономастическое пространство в языковой картине мира индивидуума и широко бытующий в неформальной сфере коммуникации. Многие ситуативные речевые акты сопровождаются употреблением прозвищ, используемых и адресантом, и адресатом для выражения личностной оценки реализующихся коммуникативных отношений.

Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Однако первые в нашей жизни прозвища мы получаем от родителей и близких нам людей. Независимо от культурных условий каждый маленького ребенка называют разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем. Пока ничего не известно о том, как младенец начинает принимать имя как свое собственное. Имена, используемые отцом и матерью по отношению к ребенку, в известной мере различаются. Для отцов характерна скорее формальная манера обращения к детям. Но как возникают прозвища? Исследования, проведенные среди детей, показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ.
Некоторые прозвища описывают качества ребенка: физические, интеллектуальные или свойства характера.

Многие события, совпадения в жизни служат источником возникновения прозвищ.

Наконец, существуют традиционные клички, ассоциируемые с внутренне мотивированными прозвищами, например, либо ассоциируемые с социальной ролью, продиктованной очевидными внешними качествами, например, Толстяк.

В целом система именования оказывает влияние в трех направлениях.

Во-первых, она отмечает тех, кого отвергает детская группа.

Во-вторых, она обозначает сплоченную группу тех, кто обладает привилегией величать друг друга по прозвищам.

В-третьих, имеет место процесс, посредством которого выдвигаются лидеры микросообщества.

Психологами и лингвистами рассматриваются два важных вопроса, чтобы понять значение этих вербальных процессов. Насколько тесно вокруг прозвища группируются качества и в какой мере они принимаются тем, кто носит прозвище? Насколько тесно эти качества группируются вокруг центрального атрибута прозвища, из которого оно и произросло? То есть, в какой мере прозвище Толстяк для упитанного мальчика является его описанием, а в какой - ролью?

По мнению психологов и лингвистов, в каждом дворе есть прозвища Толстяк, Серый, Лысый, т.е. традиционные прозвища. На современном этапе в коммуникационном пространстве подростков функционируют Ботан, Унитаз на подтяжках, Лузер и др.


2.3.Прозвища известных людей

Прозвища имели короли почти всех европейских монархий: Англии, Шотландии, Франции, Германии, Швеции, Дании, Австрии, Чехии и др. Французские короли часто получали прозвища, характеризовавшие их правление или личность. Например: Людовик Благочестивый, Карл II Лысый, Роберт II Набожный, Людовик VI Толстый, Людовик VII Молодой, Людовик IX Святой, Филипп III Отважный, Филипп IV Красивый, Жан II Добрый. Людовик XIV, по прозвищу Король-Солнце.

У историка балета Ф.Боссана читаем: «Именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, но конный балет». На Карусели 1662 года Людовик XIV предстал перед народом в роли Римского Императора с огромным щитом в форме Солнца. Солнце защищает короля и вместе с ним и всю Францию.

Французский король Филипп IV, имел несколько прозвищ: Красивый, Король-Фальшивомонетчик (при чеканке монет он стал снижать содержание в них благородного металла) и Железный Король - сильный, независимый и властный, он не желал делить власть в своем государстве ни с кем, смог сбросить оковы мощного Ордена Тамплиеров. Король Карл VI оказался душевнобольным. В истории он остался под прозвищем Карл Безумный.

Английские короли: Вильгельм I - "Завоеватель" Это был грозный и везучий воин: в многочисленных битвах, в которых он принимал участие, смерть обходила его стороной. Вильгельм II - "Рыжий" Ричард I - "Львиное Сердце", один из самых известных и популярных в народе британских королей, прозвище получил за храбрость и отвагу.

Немецкие короли: Генрих I Птицелов, прозвище "Птицелов" основано на легендарном рассказе о том, что известие об избрании его королем застало Генриха I за ловлей птиц. Оттон I Великий получил своё прозвище ещё при жизни, совершил новый поход в Рим и 2 февраля 962 года принял из рук папы императорскую корону, что положило начало Священной Римской империи. Оттон III имел прозвище "Чудо мира", мечтал о всемирной христианской империи, чтобы весь христианский мир объединился под властью римского императора.

Примеров прозвищ королей можно найти ещё множество, но в России королей никогда не было, только князья и цари. В России существует, однако, фамилия Королёв, она произошла от сказочных и (по другой версии) от карточных королей.

Интересно, что среди друзей А.С.Пушкина были прозвища, достаточно вспомнить знаменитого Кюхлю (от Кюхельбекер). Вот отрывки из писем А.С.Пушкина. В письме к Вяземскому: «Что мой Кюхля, за которого я стражду, но всё люблю?» В письме к Яковлеву: «У Дельвига находились готовые к печати две трагедии нашего Кюхли». Старое лицейское прозвище сопровождало поэта-декабриста всю его жизнь.

Детское прозвище актрисы Кейт Хадсон, дочери Голди Хоун, дословно переводится с английского как Голова-молоток. Одну из самых успешных моделей в мире Жизель Бундхен в школе называли Оли, возможно потому что ее кожа и волосы были цвета оливкового масла. Наоми Кэмпбелл за свое непредсказуемое поведение и яркую внешность получила прозвище Черная Пантера. Джулия Робертс получила вполне заслуженное прозвище Красотка благодаря своей звездной роли в одноименном фильме. К КэмеронДиаз в школе пристало прозвище Скелетина. Губы Дэнис Ричардс школьники обозвали рыбьими.

Звезды, как и простые люди, в свое время имели забавные, а порой и обидные прозвища. Вряд ли кто-то из них отличался особой привлекательностью в подростковом возрасте. Например, Ферджи (Fergie) называли "Фагли" (Fugly), которое образовалось от сложения первой буквы ее имени и английского слова "Ugly" (уродина)

Звезду фильма "Турист" Джонни Деппа (JohnnyDepp) величали "Мистер Вонючка". Уж точно ему не до смеха. Роберт Де Ниро (RobertDeNiro) был назван "Молочным Бобби" (BobbyMilk), так как он много пил молока, когда был подростком.

Однако некоторые знаменитости получили прозвища в сознательном возрасте. Кейт Мосс (KateMoss) стали называть "Веточкой" (LaBrindille), Эль Макферсон (ElleMacpherson) прозвали "Идеальное тело", так как она славилась своими параметрами. И даже дизайнер Карл Лагерфельд (KarlLagerfeld), который скоро выпустит именную линию одежды, обладатель прозвища "Кайзер".










РАЗДЕЛ 2

ШКОЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА И ИХ РОЛЬ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА ПРИМЕРЕ ОШ №5 г. СИМФЕРОПОЛЯ



2.1Анализ отношения учащихся к прозвищам на примере ОШ №5


Учащимся школы была предложена анкета, в которой нужно было ответить на вопросы и выразить свое отношение к прозвищам. Необходимо отметить, что получить объективные и достоверные сведения о бытующих в школьной среде прозвищах довольно непростая задача. Поэтому сбор языкового материала проводился разными способами. Анкета была разработана таким образом, чтобы не нанести психологическую травму тому, кто имеет негативные прозвища. В анкете был отвлекающий вопрос о том, как опрашиваемого называют родители. В числе прозвищ, которые есть в классе называли и свои, не акцентируя внимания, кого так называют. В начальной школе проводилась беседа с учителями, в среднем и старшем звене- опрашивали классных руководителей проводили анкету среди учащихся, проводили устный опрос учащихся выборочно с помощью школьного психолога.

В результате сведения получены от 634 учащихся школы (всего 719 учащихся в школе). Отрицательно относится к прозвищам 521человек, положительно -38, не смогли ответить-75 (рис. 1).

Рис.1. Отношение учащихся ОШ №5 к прозвищам

Зафиксировано 97 прозвищ, бытующих в школьной языковой среде ОШ №5, что составляет около 14% от общего количества учащихся.



2.2 Анализ возрастных особенностей прозвищ

Исследования полученных данных показали, что возникновение, происхождение, существование прозвищ зависит от возраста учащихся.

Так, опрос учителей начальной школы показал, что в начальной школе прозвищ незначительное количество. Чаще всего нейтральные, безобидные, недолговременные. (Ростишка-Ростик, Пирожок-Пирогов, Хомячок-Хомячук, Денч-Денчук). У учащихся 1-х классов прозвища не появились: дети только знакомятся друг с другом. В 1-А классе появилось прозвище Очкарик, но после воспитательной и разъяснительной работы, беседы с психологом того, кого обзывали, прозвище перестали употреблять, хотя , по-нашему мнению, оно вряд ли исчезло.

В количественном отношении больше всего прозвищ зафиксировано у учащихся 5-8 классов, в 9-11 класс употребление прозвищ идет на спад. В 9 классах зафиксировано довольно большое количество прозвищ, но учащиеся употребляют их гораздо реже, чем в начале подросткового возраста. (Рис. 2)

Рис. 2 Количественный состав прозвищ по возрастам.




При исследовании путей возникновения прозвищ, было установлено, что 68 прозвищ,-70%, зафиксированных в ОШ №5 появились на основе фамилий, имен (Табл. 1).

Таблица 1


Фамилия, имя

Прозвище


Кузнецов

Кузя


Хомячук

Хомячок


Денечук

Денч


Дудний

Дудочков


Пирогов

Пирожок


Тетлаус

Санта-Клаус


Скомаровский

Комар


Ростислав

Ростишка


Шемечко

Шема


Чипурин

Чупачупс


Оленева

Олень


Никита

Кеша


Ваня

Вантус


Терещук

Тер


Жаркова

Джегурда


Капешников

Копейка


Пивень

Петух


Вульфович

Вульф


Слезкина

Слезинка


Крыша

Крыжко


Соловец

Солобон


Вершинина

Вершина


Богданюк

Богдан


Тритенко

Тритоша


Гречко

Гречка


Артем Белозеров

Темыч


Влад Горлов

Владос


Королева

Королиха


Медведева

Медведка


Абаулин

Абал


Зайцев

Заяц


Гринь

Мимка

Самый распространённый способ образования – на основе фамилии учеников. Происходит как бы возвращение к тем прозвищам, из которых когда-то возникли эти фамилии.

14 прозвищ- 15% носят явно негативный оценочный характер. Мы считаем, что смогли выявить не все существующие прозвища такого содержания, учащиеся не назвали их. Больше всего такого характера прозвища бытуют в подростковой среде 5-7 классов, хотя встречаются во всех возрастных группах. Это объясняется возрастным желанием подростков выделиться в своей среде, причем путем унижение другого через прозвище, негативное и обидное. В более старшем подростковом возрасте учащиеся подбирают прозвища друг другу, чтобы обозначить принадлежность к особой группе подростков.

Глист-высокая ,худая девочка-10 класс;

Бомж-уч-ся 9 класса;

Скелет

Крыса;

Вонючка;

Горилла;

Крысеныш и др.

9 прозвищ- 10% закрепляют какую-то отличительную черту или носят оценочный характер.

Ня-ученица часто повторяет это слово;

Очкарик;

Минимен-Логвиненко, маленький рост;

Ухо-носят такое прозвище 2 человека по ушам;

Пышечка- Босько Юлия по комплекции;

Гарри Поттер- девочка, по очкам;

Эмарь-по прическе, близко к Эммо;

Малый- по росту;

Жеребец-по оглушительному смеху;

Булочка-Стогнив Владимир, по телосложению;

Скин-Багрец, по короткой стрижке и т.д.

6 прозвищ- 5% мы отнесли к группе, происхождение которых определить не представляется возможным:

Сифон-Кривич Дмитрий;

Крэмб;

Укроп;

Тедди;

Борщ;

Чикатило и т.д.

(Рис.3)

Рис.3 Пути возникновения прозвищ


В результате исследования мы установили, что прозвища бытуют в детском коллективе, употребляются с разной частотностью, взрослые часто о них не знают. На вопрос о существовании прозвищ в классе классные руководители затруднялись ответить, часто не знали о существовании прозвищ. Анкетирование же показывало, что в классе прозвища есть. На основании этого, можно утверждать, что учащиеся не пользуются прозвищами в присутствии взрослых, потому что воспринимают прозвища как отрицательное, негативное явление. Система запретов, с точки зрения психологии, в борьбе с негативными прозвищами не эффективна, т.к. прозвища- объективная реальность.



РАЗДЕЛ 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРОЗВИЩ

В предыдущих разделах мы рассматривали, в основном, языковой аспект прозвищ: происхождение, возникновение, функционирование, особенности и др.

Проблема прозвищ имеет еще и психологический аспект, который является не менее важным и интересным. Нами установлено, что негативно-оценочные прозвища составляют сравнительно небольшой процент от общего количества употребляемых прозвищ (15%). Несмотря на это, психологические травмы наносят именно они, особенно болезненны и небезопасны они в подростковом возрасте. Мы отмечали, что больше всего таких прозвищ появляется в возрастной группе раннего подросткового возраста и определили с чем это связано. Как, например, поступать школьнику, которого обзывают, дразнят жестокие сверстники?

Мы изучили, обобщили, дополнили и разработали рекомендации по психологической помощи тому, кто имеет негативное или обидное прозвище.

Прежде всего, ребенку и его родителям следует ясно и четко понять, что болезненная реакция на обидные прозвища (гнев и, тем более, слезы) - это подарок тем, кто его дразнит. И чем сильнее ребенок будет показывать, что его задевают обидные прозвища, с тем большей охотой и усердием они будут продолжать использовать по его адресу прозвище. К сожалению, есть такие люди, от этого никуда не уйти. Как правило, они «питаются» за счет слез чужих людей, это добавляет им некое превосходство (конечно, по их мнению).

Поэтому, как бы трудно это ни было, следует постараться держать себя в руках. Лучшая реакция на все усилия обидчиков – презрительное равнодушие. Очень скоро им надоест попусту «сотрясать воздух», и они отстанут, переключившись на поиск другой «жертвы».

Можно попробовать найти «отговорки», обыграть ситуацию. (Кто обзывается, тот сам так называется. Картинно поклониться- «Очень приятно, а яПетя»)

Если же невозможно терпеть их выходки – можно попробовать «бить врагов их же оружием». У обидчика (или обидчиков) наверняка есть свои «слабые места». Надо лишь внимательно присмотреться и обнаружить их. Тот, кто привык насмехаться над другими, обычно не ожидает, что сам может оказаться объектом для насмешек, причем весьма острых и едких. Тем сильнее будет потрясение «острословов», когда обзывать начнут уже их.

Следует отметить, что взрослым нельзя самоустраняться от этой проблемы. Ребенку в любом возрасте необходима психологическая поддержка. Это может быть помощь в разъяснении ситуации, выработке алгоритма поведения.

Профилактическая и разъяснительная работа должна вестись и на уровне детского коллектива. Воспитание общей культуры, толерантности, а не просто запрет и наказание- путь борьбы с негативно-оценочными прозвищами.





























ВЫВОДЫ:

1. Прозвище- это языковая единица, которая объктивно существует в социуме и является составляющей коммуникативного пространства.

2. Прозвища являются вторым именем, происхождение их мотивировано, а сами они представляют собой систему, не менее сложную, чем система имён.


3. В отличие от имён, прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека (не всегда положительно), при этом прозвище  не оглашается прямо, так как относится к неофициальной сфере употребления в отличие от имён, отчеств и фамилий, и связаны с образными и эмоциональными переживаниями человека.

4.Установлено, что большинство учащихся ОШ №5 отрицательно относятся к прозвищам, хотя употребляют их или имеют сами.

5. Чаще всего прозвища появляются в раннем подростковом возрасте (5-7 классы). С точки зрения психологии именно в этом возрасте подростки пытаются выделиться среди сверстников. Прозвища -один из способов. Именно в этой возрастной категории зафиксировано большое количество негативно-оценочных прозвищ.

6. Исследования полученных данных показали, что возникновение, происхождение, существование прозвищ имею возрастную зависимость.

7. Самый распространённый способ образования прозвищ– на основе фамилии учеников. Происходит как бы возвращение к тем прозвищам, из которых когда-то возникли эти фамилии.

8 .Результаты исследования дают возможность рекомендовать более внимательно относиться к прозвищам. Проводить разъяснительную и профилактическую работу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Школьные прозвища и их роль в коммуникативном пространстве

Автор: Андронова Галина Георгиевна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 154041


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства