Орфографическая зоркость весьма успешно развивается и в процессе выполнения заданий в рамках педагогического приема «Секрет письма зеленой пастой». Во время его проведения школьники оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Секрет письма зеленой пастой».»
«Секрет письма зеленой пастой».
Орфографическая зоркость весьма успешно развивается и в процессе выполнения заданий в рамках педагогического приема «Секрет письма зеленой пастой». Во время его проведения школьники оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.
На уроках русского языка в начальной школе для этих целей применяется несколько методик. Назовем некоторые:
- письмо под диктовку,
- определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;
- списывание текста и выделение орфограммы;
- исправление деформированного текста (текста с ошибками);
- письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;
- классификация слов в соответствии с орфограммами;
- выбор слов из текста с заданной орфограммой;
- постановка пропущенных букв в места орфограмм.
на сегодняшний день существует множество методик формирования орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста. Наиболее интересным методом является системно-деятельностный подход.
Факторы развития орфографической зоркости
В настоящее время существует большое количество методик и психолого-педагогических приемов, с помощью которых развивается орфографическая зоркость, совершенствуются навыки в звукобуквенном анализе, повышается эффективность самоконтроля. При этом ключевую роль в совершенствовании вышеперечисленных процессов играют зрительные, слуховые, рукодвигательные и артикулярные факторы, как пишет А.Н. Козина [20, с. 585].
1. Зрительный фактор. Активизация зрительного фактора происходит в процессе запоминания непроверяемого написания, которого русский язык содержит существенное количество. Учеными-психологами доказано, что даже единожды неправильно написанное ребенком слово запоминается им зрительно, и это способствует запоминанию рукой неверного графического образа слова. Причем этот образ будет настолько устойчив, что для ликвидации ошибки потребуется написать правильный вариант слова значительное число раз. Во избежание подобных случаев целесообразно придерживаться ряда методик и педагогических приемов, среди которых мы хотели бы выделить следующие:
- «дырявое» письмо. В процессе написания, ученику, столкнувшемуся с трудностями в выборе правильного варианта буквы необходимо обратиться за помощью к учителю, словарю. После правильного написания буквы, вызвавшей затруднения, ее целесообразно выделить каким-либо образом (напр., другим цветом пасты).
- проведение «диктанта с обоснованием». Его суть заключается в том, что во время письма под диктовку учителя, школьники, перед написанием продиктованной орфограммы, записывают вначале ее обоснование (напр., проверочное слово, перед тем как записать слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением). Данный метод способствует развитию у детей умения «слышать» орфограмму.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Его значение заключается в том, что, используя ежедневные упражнения в письме, рукой самостоятельно создаются графические образы слов, которые впоследствии будут писаться рукой уже автоматически.
4. Проговаривание. Данной педагогической методике придается большое значение, что можно объяснить следующим фактом. Функционируя в процессе орфографического проговаривания, речевой аппарат создает слово в виде своеобразного запоминательного образа. Многократно повторяя это слово про себя и вслух, школьник более прочно запомнит его верное написание. Наиболее эффективен данный прием при запоминании правильности написания т.н. «трудных слов». Как правило, подобному проговариванию уделяется внимание в течение нескольких уроков.
Отдельно следует выделить такой прием в работе с орфограммами, как комментирование. Оно представляет собой упражнение, подразумевающее, что ученик запись слов и предложений будет сопровождать объясняющими рассуждениями. Следует отметить, что комментирование способствует достижению высокого уровня самоконтроля, т.к. учеником правописание не просто фиксируется, а объясняется [14, с. 111].
Например: «Подлетает». В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю: перелет. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на -ить -, значит, 1-е спряжение, пишу окончание - ет.
В данном примере особого внимания заслуживает тот момент, что при написании слова, учащимся задействована не полная формулировка правила (как приведено в учебнике русского языка), а отдельные слова-комментарии, т.е. естественное течение его мысли во внутренней речи. Однако такое возможно только после усвоения в полном объеме первоначальной формулировки правила.
Помимо этого, комментированное письмо можно по праву считать действенным приемом по профилактике возникновения орфографических ошибок, т.к. в данном процессе ученик приучается сознательно применять правила, тесно связывая теорию и практику. Комментированное письмо способствует развитию мышления, памяти, внимания, речи школьников. У них вырабатывается хорошая дикция, а речь отличается четкостью, лаконичностью и обоснованностью [10].
При орфографическом разборе учителю необходимо акцентировать свое внимание на активизацию зрительного восприятия учеников, сделать его максимально целенаправленным. Сам же процесс анализа орфографии целесообразно проводить с использованием условных обозначений и графических средств, с помощью которых учитель выделяет и саму орфограмму (напр., обводит кружком), и предшествующую (последующую)букву, которая определяет правильность написания данной орфограммы (напр., подчеркивает одной чертой). Также можно применять таблицы памяти, памятки-опоры и т. д.