Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений как средство формирования звуковой культуры речи обучающихся на уроках русского языка в 1 классе»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Доклад по теме «Формирование звуковой культуры речи обучающихся на уроках русского языка в 1 классе»
методической работы учителя начальных классов
Исполнитель: Намеровская Д.Е.,
Студентка 4А группы
Руководитель: Сосновских Р.В
Камышлов, 2021
Формирование звуковой культуры речи на уроках русского языка в 1 классе.
Намеровская Д.Е., студентка группы,
Научить детей правильной и красивой речи – сложная задача, требующая комплексного подхода, которая приобретает в настоящее время все большую актуальность в системе обучения русскому языку. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Она всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии и филологии[1].
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей, поэтому одной из задач обучения русскому языку как средству общения является совершенствование звуковой культуры речи младших школьников. Правильное звучание речи имеет социальное значение, обеспечивает эффективность, понимание, легкость, быстроту общения, способствует лучшей передаче мыслей и чувств.[5]
По данным мировой статистики количество учеников начальной школы с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года только растет. Это происходит по ряду причин: во-первых, низкий уровень звуковой культуры речи учителей начальных классов; во-вторых, отсутствие в методической литературе научно обоснованной системы формирования звуковой культуры речи учеников (в частности не представлены продуктивные методы формирования произносительных навыков школьников); в-третьих, отсутствие в учебниках русского языка системы упражнений, направленной на формирование звуковой культуры учеников. Для предотвращения этого учителям необходимо использовать наиболее результативные методы и приемы работы на уроках русского языка по развитию звуковой культуры речи младших школьников.
Был рассмотрен ряд понятий, касающихся звуковой культуры и компонентов, которые она в себя включает( культура речи, звуковая культура речи, звукопроизношение, фонематический слух, речевой слух, ударение, орфоэпия и т.д) По мнению исследователей детской речи М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной звуковая культура речи- понятие достаточно широкое, включающая в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора)[3].
Проанализировав психолого-педагогические основы формирования звуковой культуры речи было выявлено, что воспитание звуковой стороны речи учащихся на уроках русского языка направлено на формирование правильного произношения и слово-произношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата. Следовательно, по мнению по Стародубовой Н.А. работу необходимо проводить в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование навыков произношения звуков, слов, чѐткой артикуляции; развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный и ритмический слух)[2].
Для детей, поступающих в школу, в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц (звук, слог, фраза), так как самым трудным для ребёнка является овладение артикуляцией отдельных звуков.
В формировании звуковой культуры речи на уроках русского языка наиболее результативным методом являются специфические упражнения, которые помогают детям на слух определять звуковой состав слова, место ударения в слове, развивают чувство рифмы и ритма, формируют четкую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения. Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, систематичности их проведения.
Подход к описанию методов и приемов по работе над развитием звуковой культуры младших школьников описан методистом, Ладыженской Т.А. Ее подход основан на выделении двух сторон в развитии произносительно-слуховой культуры: формиование слуховых умений и формирование артикуляционно- произносительных умений, в соответствии с этим упражнениями условно подразделяются на два типа:
1) упражнения аналитического типа, направленные на развитие слу- ховой культуры, так как при выполнении этих упражнений осуществляется
переход от непосредственного, нерасчлененного восприятия звукового потока речи к его расчленению и оценке
2) упражнения, направленные на развитие артикуляционно- про-износительных умений, так как эти упражнения предполагают мобилиза- цию всех фонетических знаний и умений для оформления звуковой сторо-ны речи.
При использовании упражнений, направленных на формирование звуковой культуры речи должны использоваться дидактические принципы: доступности, наглядности, повторения и упражнения.
На основе выше изложенного в качестве продукта выпускной квалификационной работы мной была разработан сборник упражнений по формированию звуковой культуры речи обучающихся 1 класса на уроках русского языка [4]
Цель данного сборника заключается в подборе и систематизации упражнений по русскому языку, направленных на формирование звуковой культуры речи младших школьников.
Данный сборник будет включать в себя следующие разделы:
Упражнения аналитического типа, направленные на развитие слуховой культуры речи
Упражнения, направленные на развитие артикуляционно- произносительных умений
Оценку результативности разработанного сборника упражнений , направленных на формирование звуковой культуры речи младших школьников возможно осуществить на основе Диагностика звуковой стороны речи по методике Лазаренко О, которая включает в себя 7 серий проб. Такая диагностика позволяет определить уровень сформированности умения:
умение регулировать темп речи;
умение регулировать ритм речи.
умение изменять высоту голоса;
умение регулировать силу голоса;
умение выделять ударный слог;
умение пользоваться логическим ударением;
интонационная выразительность
Упражнения могут реализоваться в различной последовательности на каждом уроке. У учителя есть возможность переформулировать задание, предложить учащимся выполнить его индивидуально, в паре, группе или при организации фронтальной работы в классе, так же организовать работу в форме физкультминутки или минутки чистоговорения.
Таким образом, при организации учебных занятий по русскому языку, направленных на формирование звуковой культуры речи младших школьников, сборник упражнений будет оказывать действенное влияние на развитие звуковой культуры речи обучающихся. Также стоит отметить, что сборник может быть использован учителями начальных классов как одно из условий успешного формирования коммуникативных универсальных учебных действия у младших школьников.
Список литературы:
Айдаров Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.: Педагогика, 1978.
Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе. //Нач. шк. – 2000. – №4.
Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990.
Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016.