Просмотр содержимого документа
«Сборник компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку для 6 класса.»
КГУ «Костряковская средняя школа»
СБОРНИК
КОМПЕТЕНТНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 6 класса
Составитель: Зубко И А
2015 год
РЕЦЕНЗИЯ
на «Сборник компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку для 6 класса», автор И.А.Зубко, учитель русского языка и литературы КГУ «Костряковская средняя школа»
ООА Федоровского района»
Сборник предназначен для учителей, ведущих уроки русского языка. Актуальность данного сборника не вызывает сомнения, поскольку современное общество предъявляет человеку всё более высокие требования. Основная задача, стоящая перед школой заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы людей с развитыми ключевыми компетенциями. Структурно пособие состоит из пояснительной записки, основного раздела, списка использованной литературы. В пояснительной записке обосновывается отличие КОЗов от обычных заданий по русскому языку, правила построения компетентностно-ориентированных заданий. В сборник включены задания по всем темам, изучаемым в курсе русского языка в 6 классе. При конструировании компетентностно-ориентированных заданий учитывается жизненное пространство каждого человека, его постоянные и временные социальные роли. Ситуационные задания, нестандартные ситуации моделируются на уровнях деятельности, общения и развития по формуле: «я знаю, а теперь и умею». Модельный ответ позволяет организовать рефлексивную деятельность учащихся. Самооценка стимулирует процесс осмысления и формулирования вывода, учащиеся подробно выясняют основания своих знаний и действий, понимают причины неудач и намечают пути их устранения. Именно эти навыки, заложенные в среднем звене, помогают старшеклассникам быть успешными в учебном процессе. Сборник представляет собой логически структурированное и содержательно наполненное практическое руководство, которое может быть использовано как начинающими учителями, так и опытными преподавателями.
Представленный сборник компетентностно-ориентированных заданий рекомендуется для использования в системе образования как результативное подспорье по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способной реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу.
рецензию составила Л.В.Гвиздок,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Коржинкольская СШ»
отдела образования акимата Федоровского района»,
специалист высшего уровня квалификации
первой категории
Пояснительная записка
Данный сборник предназначен в качестве дополнительного дидактического материала на уроках русского языка.
Цель данной разработки – показать эффективность применения компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка в 6 классе. Эта работа актуальна потому, что сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями.
Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки. Компетентностный подход к уроку позволяет акцентировать внимание на развитие ключевых компетенций. Он изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Предложенная система компетентностно-ориентированных заданий направлена на формирование ключевых компетенций учащихся, а именно информационной, коммуникативной, кооперативной, компетенции по решению проблем.
Структура КОЗ выглядит следующим образом.
1. Введение в проблему, стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательная связь с практикой).
2. Формулировка задания:
– текст задания должен начинаться с глагола;
– в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то КАК делать (в зависимости от уровня).
3. Информация, необходимая для решения данной задачи.
4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания, дается модельный ответ).
Стимул компетентностно-ориентированного задания мотивирует учащегося на добросовестную работу. Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося. Модельный ответ позволяет организовать рефлексивную деятельность учащихся. Самооценка стимулирует процесс осмысления и формулирования вывода, учащиеся подробно выясняют основания своих знаний и действий, понимают причины неудач и намечают пути их устранения. Именно эти навыки, заложенные в среднем звене, помогают старшеклассникам быть успешными в учебном процессе. От обычного задания КОЗ отличается тем, что ученику предлагается определенный план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»
Формирование ключевых компетентностей посредством компетентностно-ориентированных заданий позволяет реализовать компетентностный подход на уроках русского языка. Часто одно и то же задание способствует созданию условий для формирования нескольких ключевых компетенций.
Компетентностно-ориентированные задания можно использовать:
- при изучении нового программного материала без предварительного объяснения учителя на основе актуализации раннее полученных знаний и самостоятельного микроисследования обучающихся;
- при изучении темы через укрупненные дидактические единицы или концентрированное объяснение нового материала с последующим расширением границ содержания за счет дополнительных сведений, полученных самостоятельно из учебника или представленных учителем. Компетентностно-ориентированные задания можно применять не только на этапе углубления и обобщения знаний и способов деятельности, но и на этапе контроля, что обусловлено возможностью дифференцировать с их помощью уровень подготовки шестиклассников.
Данный сборник в своей работе могут использовать и опытные, и начинающие учителя русского языка и литературы.
Правописание не с глаголом ………………………………………………………………... 27
Литература…………………………………………………………………………………… 28
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Стимул:Распознай, о какой птице идёт речь в тексте Н.И. Сладкова?
К дереву подлетела небольшая птичка. Сама она пёстрая, на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Прилетела, уселась на сосну, прямо на ствол могучего дерева. Зацепилась за кору острыми когтями, а спину хвостиком подпёрла. Перья на хвосте жёсткие, крепкие. Да это же…!
Какая часть речи помогла отгадать название птицы?
Задачная формулировка.
Произведите анализ текста: какая доля имен прилагательных приходится на
количество всех слов в отрывке?Сделайте количественный анализ частей речи в этом отрывке.
Установите морфологические признаки имен прилагательных в тексте. Сделайте
синтаксический разбор 1 предложения.
Аргументируйте нецелесообразность описания весны без имен прилагательных в
Стимул:Ребята никак не могли решить вопрос: Какие разряды прилагательных непостоянны, в зависимости от значений или оттенков значений, а какие обозначают признак предмета по его принадлежности?
Задачная формулировка.
Используя данные словосочетания, докажите, что прилагательные могут
переходить из одного разряда в другой. Определите разряд прилагательных.
2. Выпишите прилагательные из пословиц в три колонки в зависимости от разряда:
1. Неопытный повар всегда винит печь. 2. Золото, как ни черни, чёрным не станет. 3. Деньги берут за лисий мех, а не за лисью нору. 4. Рыбу соломенной сетью не ловят. 5. Небольшой дождишко – лодырям отдышка. 6. Не верь в доброту волчьего сердца. 7. Никогда кривая дорога не бывает хорошей. 8. По птичьему следу не узнаешь, куда птица улетела. 9. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Качественные
Относительные
Притяжательные
3.Продолжите текст по данному началу. Для характеристики персонажей используйте сложные прилагательные. Определите разряды прилагательных.
В русских народных сказках различные животные наделены человеческими качествами. Лиса в сказках хитрая-прехитрая…
Качественные в относительные: живой ребёнок – живая изгородь, цветное платье – цветные металлы.
Карточка для самопроверки
Качественные
Относительные
Притяжательные
неопытный
лисий (мех)
Лисью (нору)
чёрным
птичьему (следу)
соломенной (сетью)
бабушкиной (избушкой)
волчьего ( сердца)
кривая
хорошей
небольшой
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ИХ ОБРАЗОВАНИЕ
Стимул: Если успешно выполните задание, то сможете правильно употреблять прилагательные в сравнительной и превосходной степени в своей речи, с вами будет приятно общаться.
Задачная формулировка. Предлагаю ребятам иллюстрации с изображением собак, кошек. 1. Задание: сравните кошек по пушистости, собак по лохматости и т.д. Помните, что сравнивать можно по одному признаку. Прочитай теоретический материал параграфа 43, расположенный на стр.194-195 и составь опорную схему:
Степени сравнения
Сравнительная Превосходная
Простая Составная Простая Составная
2. А теперь представьте, что каждый из вас - богатырь, супермен. Вас окружили враги. Вот список качеств, которыми они обладают: Враги храбрые, отважные, упорные, решительные, достойные, крепкие, подвижные, хитрые, быстрые. Поставьте прилагательные в простую и составную сравнительную степень. Запишите в тетрадь.
3.Составь мини - рассказ « Кто у нас в классе самый-самый…».Используй прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ -К- И -СК-
Стимул: Почему слова распределены в два столбика?
Рез...ий Бунтар...ий
Ткац...ий кавказ...ий
Молодец...ий ? февраль...ий
Горняц...ий сибир...ий
Какое правило нужно применить, чтобы без ошибок записать данные строчки?
Задачная формулировка.
1. Запишите схематично или в виде кластера правило «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-».
2. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксами –к- или –ск-.
бедняк – казах -
француз – июнь -
молодец – немец - ткач – пассажир - море – турок - кузнец – село - рыбак – казак - дети – зверь -
3. По карте нашего города найдите и запишите названия улиц, вокзалов, площадей, заводов, имеющие в своем названии прилагательные с суффиксами –К-, -СК-? А в этом вам поможет карта города!
«Готовимся к экзаменам по русскому языку», Фофанская Е.И., Москва НТЦ «Университетский», «АСТ- ПРЕСС», 1997, с.34
Инструмент проверки.
1 задание - 2 балла (полный ответ)
2 задание - за каждый правильный пример 1 балл (16 баллов)
3 задание: 3 балла
Оценка: 21 балл – «5»
20-18 баллов – «4»
17-11 баллов – «3»
10 баллов – «2»
Карточка для самопроверки
бедняк – бедняцкий казах - казахский француз – французский июнь - июньский молодец – молодецкий немец - немецкий ткач – ткацкий пассажир - пассажирский море – морской турок - турецкий кузнец – кузнецкий село - сельский рыбак – рыбацкий казак - казацкий дети – детский зверь - зверский
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
Стимул: На столе стояла небольшая ваза. Эта комната не большая, а маленькая. Почему слово небольшая в первом случае написано слитно, а во втором раздельно? Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать?
Задачная формулировка.
1. Запишите схематично или в виде кластера правило «Правописание не с прилагательными».
2. Запишите словосочетания в два столбика. В первый столбик выпишите словосочетания, в которых употреблены прилагательные с приставкой не-, а во второй – словосочетания, в которых при имени прилагательном есть отрицательная частица не.
(Не)лёгкий диктант, (не)дорогая игрушка, (не)лёгкий, а трудный диктант, (не)брежная запись, книга нисколько (не)интересна, отнюдь (не)единственное решение, (не)весёлый, а грустный день, (не)глубокий овраг, далеко (не)удачный ответ, (не)счастный случай.
3.Самостоятельная работа «Я учитель». Ученик из параллельного класса выполнил домашнее задание и допустил ошибки. Представь, что ты учитель, и исправь неверное написание.
С гор сбегает совсем неширокий ручей. Мы пошли вовсе неближней тропой, а самой дальней. Это была отнюдь не высокая скалистая гора. К полуночи показались огоньки не большой деревеньки. Ближние горы стали туманными, не ясными. Иволги очень не любят неспокойную погоду. Мы перешли через не глубокий овраг. Сквозь голые ветки берёз белело не подвижное небо.
«Подсказки на каждый день», Т.Ю. Угроватова, Москва « ВЛАДОС», 1995, с.150
Инструмент проверки.
1 задание - 1 балл
2 задание - за каждый правильный пример 1 балл (10 баллов)
3 задание: за каждый правильный пример 1 балл (7 баллов)
Оценка: 18 баллов – «5»
17-14 баллов – «4»
13-9 баллов – «3»
8 баллов – «2»
Карточка для самопроверки
Не с прилагательными пишется
Слитно Раздельно
Если не употребляется без не. 1. Если есть противопоставление с
союзом а.
Если можно заменить синонимом. 2. Если к прилагательному относятся
слова: далеко не, нисколько не,
ничуть не, вовсе не, совсем не.
Карточка для самопроверки
Прилагательные с приставкой не
Прилагательные с частицей не
нелёгкий диктант
не лёгкий, а трудный диктант
небрежная запись
книга нисколько не интересна
недорогая игрушка
отнюдь не единственное решение
неглубокий овраг
не весёлый, а грустный день
Несчастный случай
далеко не удачный ответ
Карточка для самопроверки
С гор сбегает совсем не широкий ручей. Мы пошли вовсе не ближней тропой, а самой дальней. Это была отнюдь не высокая скалистая гора. К полуночи показались огоньки небольшой деревеньки. Ближние горы стали туманными, неясными. Иволги очень не любят неспокойную погоду. Мы перешли через неглубокий овраг.
ПРАВОПИСАНИЕ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Стимул:Какой гласный звук мы произносим после шипяших и ц в суффиксах прилагательных под ударением и без ударения?
Тяжёлое, свинцовое небо грозило проливным дождём. Кучевые облака были похожи на волшебные замки из ваты.
Задачная формулировка.
1. Запишите схематично или в виде кластера правило «Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных».
Запомни правописание слова дешёвый, где нет суффикса, сравните: дешевле.
ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Стимул:Ребята писали диктант. В тексте встретились слова: оловянный, деревянный, стеклянный. Надя написала в этих словах две буквы н, а Вера одну букву н. Кто из девочек написал правильно?
Задачная формулировка.
1. Создайте модель алгоритма выбора Н и НН в прилагательных.
2. В первый столбик выпиши прилагательные, у которых в суффиксе одно н, а во второй – с двумя н в суффиксе.
3.Создайте рекламу самой интересной из книг, журналов, прочитанных вами за последний год. В своей рекламе используйте прилагательные с дной и двумя буквами н в суффиксе.
3.Фламинго обитают на озере Казахстана Тенгиз. Представь, что ты сидишь в камышах и наблюдаешь танец фламинго. Напиши об этихптицах мини-сочинение, используя сложные прилагательные.
« Подсказки на каждый день», Т.Ю. Угроватова, Москва « ВЛАДОС», 1995, с.154
Инструмент проверки.
1 задание - 2 балла
2 задание - за каждый правильный пример 1 балл (10 баллов)
3 задание: 3 балла
Оценка: 15 баллов – «5»
14-11 баллов – «4»
10-7 баллов – «3»
6 баллов - «2»
Карточка для самопроверки
Слитно
Через дефис
судоремонтный
ярко-голубой
железнодорожный
физико-математический
вагоноремонтный
юго-западный
древнерусский
тёмно-красный
сельскохозяйственный
плодово-ягодный
РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
Стимул: Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака. Душный жар сменился внезапным холодом… (И.С. Тургенев « Бирюк»)
- Какое природное явление описывает И.С. Тургенев далее?
- Какие слова помогли вам узнать это?
- К какой части речи относятся слова, описывающие природу накануне дождя?
- Смогли бы мы понять о состоянии природы, если бы автор не употребил имён прилагательных в речи?
- Какую роль играют имена прилагательные в художественной речи?
Задачная формулировка.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Т…желый, знойный воздух словно зам…р, горячее лицо искало ветра. Солнце так и било с синего, пот…мневшего неба; прямо перед нами ж..лтело овсяное поле. Немного пониже крестьянская лош…дь ст…яла в р..ке по к…лени и л..ниво обмахивалась мокрым хв..стом изредка всплывала большая рыба, пускала пузыри и тихо погружалась на дно, оставив за собою легкую зыбь. Кузнечики тр..щали в порыжелой тр…ве. Мы с…дели неподвижно, подавленные жаром… (И.С.Тургенев «Малиновая вода»)
2. Определите, из какого художественного произведения данный отрывок. Выпишите словосочетания “прил. + сущ.”, определите разряд прилагательных.
“…В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею…”
3. Написать сочинение-миниатюру о любимом времени года. Описывая пейзаж, употребляйте различные средства выразительности.
Источник информации
«Русский язык», Сабитова З.К., Павленко В.К., «Атамұра», 2011, с. 180
И.С. Тургенев «Бирюк»
А.С. Пушкин «Метель»
Инструмент проверки.
1 задание - 3 балла
2 задание - 2 балла
3 задание: 4 балла
Оценка: 7 -9 баллов – «5»
6-5 баллов – «4»
4-3 балла – «3»
2 балла – «2»
Карточка для самопроверки
Тяжелый, знойный воздух словно замер, горячее лицо искало ветра. Солнце так и било с синего, потемневшего неба; прямо перед нами желтело овсяное поле. Немного пониже крестьянская лошадь стояла в реке по колени и лениво обмахивалась мокрым хвостом; изредка всплывала большая рыба, пускала пузыри и тихо погружалась на дно, оставив за собою легкую зыбь. Кузнечики трещали в порыжелой траве. Мы сидели неподвижно, подавленные жаром…
Карточка для самопроверки
А. С. Пушкин «Метель»
Во мгле мутной и желтоватой, белые хлопья.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск
информации
Стимул
У каждой части речи есть своё «имя». На уроках в 6 классе мы познакомились с существительными, прилагательными. Тема сегодняшнего урока - «Имя числительное».
Задание
Сформулируйте самостоятельно цель урока, опираясь на тему урока и используя фразы-подсказки:
Вспомнить…
Повторить…
Использовать в речи…
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Таблица
Вспомнить
Повторить
Использовать
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск
информации
Задание
- Проанализируйте свое продвижение в изучении имени числительного по следующим показателям: степень вашей осведомленности об изученной части по трем характеристикам: лексическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль; что осталось неосвоенным, почему.
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Таблица
Освоил
Не освоил
ОТЛИЧИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск
информации
Стимул
Числовое значение имеют не только числительные, но и другие части речи. Дима пришёл домой и говорит: «Сегодня у нас была новая тема по русскому языку. Смешно, как в математике – двойки, пятерки, словом, числительные».
Задание
Прав ли Дима, причислив слова «двойка и пятёрка» к числительным? Как отличить числительное от других частей речи? Определите часть речи в словах с числовым значением: два, двойка, второй, двойной, дважды, во-вторых, удвоить, трояк, трёхлетний, пятерня, три, триста, утроить, по трое, втроём, пятак, пятьсот, первоклассник, тройной, пятиэтажный, двадцать.
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Таблица
числительное
два, второй, три, триста, пятьсот, двадцать
существительное
двойка, трояк, пятерня, пятак, первоклассник,
прилагательное
двойной, трёхлетний, тройной, пятиэтажный,
глагол
удвоить, утроить,
наречие
дважды, во-вторых, по трое, втроём
ОТЛИЧИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск
информации
Стимул
Числовое значение имеют не только числительные, но и другие части речи. Многие ребята, да и взрослые путают числительные с другими частями речи, имеющими числовое значение. При этом они утверждают, что не столь это важно.
Задание
Как вы думаете, они правы или нет? Напишите лингвистическую сказку на тему: «Числительное и его родственники – Существительные, Прилагательные, Глаголы, Наречия»
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Лингвистическая сказка
РАЗРЯДЫ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем,
Аспект: планирование и поиск
информации
Стимул
Вам дали алгоритм: 1) Если числительное обозначает целое число, то это количественное числительное со значением целого числа. Например, восемь, двести.
2) Если числительное обозначает дробное число, то это дробное количественное числительное. Например, пять восьмых.
3) Если числительное обозначает несколько предметов как одно целое, то это собирательное количественное числительное. Например, семеро ребят, оба спортсмена.
Задание
Определи разряд количественных числительных:
Три пятых торта, 9 чудес, 3 поросенка, пять целых три десятых, двое медвежат, 28 дней, обе девочки, 24, 5 футбольного поля, одни очки, сто десять слов, трое лисят, две третьих книги, четверо ножниц, 28 стульев, четырнадцать целых восемь десятых километров, девять часов, одна вторая яблока, пятеро зайчат.
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Таблица
целые
дробные
собирательные
9 чудес,
Три пятых торта,
двое медвежат,
3 поросенка,
пять целых три десятых,
обе девочки,
28 дней,
24, 5 футбольного поля,
трое лисят,
одни очки.
две третьих книги,
четверо ножниц,
сто десять слов,
четырнадцать целых восемь десятых километров,
пятеро зайчат.
28 стульев,
одна вторая яблока
девять часов,
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск
информации
Стимул
Числительные делятся на два больших разряда – количественные и порядковые. Саша никак не могла отличить их друг от друга. Подруга ей объясняет: «Ведь это так просто! Задай правильно вопрос».
Задание
Как отличить количественные числительные от порядковых? Выпиши количественные и порядковые числительные вместе с теми словами, от которых они зависят.
Олимпийские игры.
Олимпийские игры были одним из наиболее почитаемых празднеств Древней Греции. 1 состязания происходили в 776 году до нашей эры.
Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года в Олимпии и продолжались 5 дней. Новая истории олимпийских игр началась с 1894 года.
На олимпийских играх проводятся только личные соревнования. Победитель в каждом виде соревнований получает золотую медаль, занявший 2 место – серебряную и 3 – бронзовую. Однако историки, спортивные деятели, журналисты установили счет очкам: за 1 место – 7 очков, за 2 – 5 очков, за третье – 4 очка, за 4 – 3, за 5 – 2, за 6 – 1. Они складывают очки, располагают результаты в убывающем порядке и определяют места.
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Таблица
количественные
порядковые
Один раз
Первые состязания
Четыре года
В семьсот семьдесят шестом году
Пять дней
С тысяча восемьсот девяносто четвёртого года
Семь очков
Второе место
Пять очков
третье место
Четыре очка
Первое место
Три очка
второе место
Два очка
третье место
Одно очко
Четвёртое место
Пятое место
Шестое место
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск информации
Стимул
Вы узнали на уроке алгоритм и освоили его: 1) Если числительное обозначает количество и отвечает вопрос сколько? – это количественное числительное. Например, три друга, сто километров.
2) Если числительное обозначает порядок предметов при счете и отвечает на вопросы какой? Который? – это порядковое числительное. Например, две тысячи седьмой год, восьмое марта.
Задание
Определи разряд числительных:
Двенадцатый номер, в 1909 году, 1 астроном, 12 лет, 715 квартира, 17 книг, восьмой класс, 22 ученика, третий этаж, 69 экземпляров. К шести прибавьте двенадцать. Два и пять будет семь. Мы включили шестую линию конвейера. Это было выступление пятого отряда. Лук семь недугов лечит. Пятое колесо в телеге. На одной неделе семь пятниц. Два медведя в одной берлоге не улягутся. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Таблица
Количественные
Порядковые
1 астроном,
Двенадцатый номер,
12 лет,
в 1909 году,
17 книг,
1 астроном,
22 ученика,
715 квартира,
69 экземпляров.
восьмой класс,
К шести прибавьте двенадцать.
третий этаж
Два и пять будет семь.
Мы включили шестую линию конвейера.
Лук семь недугов лечит.
Это было выступление пятого отряда.
На одной неделе семь пятниц.
Пятое колесо в телеге.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Два медведя в одной берлоге не улягутся.
ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск
информации
Стимул
Представь, что ты на экскурсии в Москве в Храме Христа Спасителя. С тобой в группе туристы-иностранцы, изучающие русский язык и порядковые числительные.
Задание
- Помоги им найти числительные в речи экскурсовода и правильно их записать.
Торжественная закладка Храма состоялась 10 сентября 1839 года. Освещение храма прошло только на 44 год его существования и состоялось 26 мая 1883 года. Работа шла непрерывно. Только кирпичные и каменные работы (уложено 30 миллионов кирпичей) продолжались более 10 лет. В 1860-м завершили все наружные отделочные работы, сняли строительные леса, и Храм впервые явил всю свою грандиозность и величие. Его главное богатство – духовное, ведь он Храм-памятник. А что может быть ценнее человеческой памяти.
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Таблица
10 сентября
Десятого сентября
1839 года
Тысяча восемьсот тридцать девятого года
На 44 год
На сорок четвертый год
26 мая
Двадцать шестого мая
1883 года
Тысяча восемьсот восемьдесят третьего года
В 1860-м
В тысяча восемьсот шестидесятом
ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск
информации
Стимул
Ребята начали изучать новую тему и освоили алгоритм: 1) Если числительное состоит из одного слова и одной основы – это простое числительное. Например, шесть, шестой.
2) Числительное, состоящее из одного слова и двух корней, - сложное числительное. Например, восемнадцать, восемьдесят.
3) Числительное, состоящее из двух и более слов, - составное числительное. Например, сорок один, триста шестьдесят пять.
Задание
Определи строение числительных, распредели их в три столбика. Сорок, пять, сто сорок, шестьдесят, шестьдесят шесть, сто, сто пятьдесят, тридцать, тридцать пять, 90, 400, первый, миллионный, сто сорок первый, двести, двухсотый, один, две тысячи второй.
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Таблица
простые
сложные
составные
сорок
шестьдесят
Сто сорок
пять
тридцать
Шестьдесят шесть
сто
девяносто
Сто пятьдесят
первый
четыреста
Тридцать пять
миллионный
двести
сто сорок первый
один
двухсотый
Две тысячи второй
ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск информации
Стимул
На уроке математики Петя стоял у доски и решал примеры, проговаривая вслух цифры: «Две целых пять десятых отнять одна целая две десятых». Учитель математики сделал Пете замечание.
Задание
Какое замечание сделал Пете учитель? Для чего в речи нужны числительные? Как нужно правильно произносить дробные числительные в математике? Запиши правильно данные примеры:
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Запись в тетради
ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск информации
Стимул
Как-то мама услышала от Артёма, что к нему зайдут «обои» - и Андрей, и Асет. Она рассмеялась и объяснила Артёму его ошибку.
Задание
В чём ошибся Артём? Образуйте словосочетания из числительных, данных в скобках, и существительных. Обозначьте окончания числительных.
Смотреть (оба, обе) глазами; держать (оба, обе) руками; приложить к (оба, обе) ушам; взять из (оба, обе) рук; придерживать (оба, обе) ногами; обнимать (оба, обе) руками; (оба, обе) пятиклассницы и (оба, обе) шестиклассника были участниками шахматного турнира.
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Запись в тетради:
Смотреть обоими глазами, держать обеими руками, приложить к обоим ушам, взять из обеих рук, придерживать обеими ногами, обнимать обеими руками, обе пятиклассницы и оба шестиклассника были участниками шахматного турнира.
ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск
информации
Стимул
На уроке математики Петя стоял у доски и решал примеры, проговаривая вслух цифры: «Две целых пять десятых отнять одна целая две десятых». Учитель математики сделал Пете замечание.
Задание
Решить примеры и грамотно оформить высказывание. Обсудите в группах и определите, как правильно читать: 1 группа - уравнения и буквенные выражения; 2 группа – произведения; 3 группа - разность.
X + 37 = 85
59 = 81 – X
108 – 39 = 69
25 ∙ 6 = 150
905 : 10 = 90,5
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Группа № 1. При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв x, y, z мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято.
Например:
X + 25=50 – сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;
X = 25 – икс равен двадцати пяти;
P – 18 = 20 – разность пэ и восемнадцати равна двадцати;
P = 38 – пэ равно тридцати восьми
Группа № 2. Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже.
Например:
175 ∙ 60 – произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти;
80 ∙ (х + 17) – произведение восьмидесяти и суммы икс и семнадцати.
В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков «+» и «-» говорят сумма и разность.
Например:
32+78 – сумма тридцати двух и семидесяти восьми;
433-96 – разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести
Группа № 3. При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов:
глагол вычесть требует предлога из,
глагол отнять требует предлога от.
Например:
из ста девяноста шести вычесть восемьдесят девять
или
от ста девяноста шести отнять восемьдесят девять
ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск
информации
Стимул
Когда клиенты приходят в банк, им приходится заполнять различные документы, и при заполнении определённых документов нужно цифры записать словами. Часто они допускают ошибки.
Задание
Запишите в исправленном виде неправильно записанные словами цифры: пядесят два, пицот, четыреста девяносто пять, одна тысяча четыресто пятьдесят девить, четыре тысячи двести десить, семисят, восем, тристо, шыдисят, девецот.
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Таблица
52
ПяТЬдесят два
500
пЯТЬСот
495
Четыреста девяносто пять
1459
Тысяча четырестА пятьдесят девЯть
4210
Четыре тысячи двести десЯть
70
семЬДЕсят
8
восемЬ
300
тристА
60
шЕСТЬдИсят
900
девЯТЬСот
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск
информации
Стимул
Вам предстоит выступить с докладом на устном журнале «В мире русского языка».
Задание
Подготовьте данный доклад на тему: «Для чего нужно изучать имя числительное?»
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
Докладили мини-сочинение
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
Компетентности: информационная,
разрешение проблем, коммуникативная
Аспект: планирование и поиск
информации
Стимул
Вам предстоит выступать на школьной Неделе русского языка с сообщением об особенностях имени числительного в русском языке.
Задание
Обсудите в группе и составьте план своего сообщения. Объясните выбранную вами последовательность в планировании.
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Атамура», 2011 г.
Материал урока.
Форма предъявления результатов КОЗ
План сообщения
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Стимул
Дима, ученик 6 класса, встречает своего брата-четвероклассника. Тот вышел из класса очень грустный.
Дима: Рома, что случилось?
Рома: Мы сегодня писали диктант. Там было очень много глаголов. Я не могу узнать их и путаю с другими частями речи. Как же их узнавать?!
Дима: Не расстраивайся, я постараюсь дать тебе несколько советов. Например….
Какие советы мог дать Дима?
Задачная формулировка.
1. В данном предложении найдите глаголы, докажите правильность выбора:
Глокая куздра штеко будланул бокра и кудрячит бокренка.
2. Проведите исследование: найдите все глаголы и слова, похожие на глагол.Можно ли перепутать глагол с другими частями речи?
Великолепная осень стояла в те дни над Москвой. Деревья роняли позолоченную листву на стволы орудий. Орудия и зарядные ящики стояли шеренгами вдоль московских бульваров, дожидаясь отправки на фронт.
Ты переписываешься через интернет с другом из Германии. Он попросил написать, что интересного произошло у тебя вчера.
Задачная формулировка.Прочитайте текст. Определите наклонение глаголов, представленных в данном тексте.
Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьев. Птичек пять-шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались там. Потом выходили из неё и подставляли свои перышки солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из-за этого кусочка. Такой шум подняли.
Пошаговая инструкция:
1. Найдите в тексте все глаголы.
2. Выделите те глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле (изъявительное наклонение).
3. Определите, есть ли глаголы со значением условия (условное наклонение) или просьбы, приказа (повелительное наклонение).
4. Сделайте вывод, глаголы какого наклонения представлены в тексте.
В стране Глаголии жили три наклонения. Самое старшее из них называло себя повелительное наклонение. Средним было изъявительное, а самое младшее – условное.
Старшее наклонение называло глаголы в повелительной интонации. Среднее говорило о них изъявляющее, а младшее наклонение никто не замечал. Повелительное и изъявительное наклонения были очень горды собою и высмеивали условное. И однажды малыш - условное наклонение ушёл из дома. Маленькое условное наклонение бежало и думало о том, что если бы оно было не условным, а каким-нибудь другим наклонением, ему бы лучше жилось на свете. Условное наклонение очень устало и, не заметив, уснуло. И ему приснилось, что оно встретило самый главный глагол Быть. Глагол Быть захотел исполнить желание условного наклонения. Он сказал:
«Я сделаю так, чтобы ты тоже умел изменять глаголы, как твои братья. Но поскольку ты ещё совсем малыш, тебе я дам в помощь частичку Бы. Она будет помогать тебе и отличать тебя от других наклонений. Но у тебя всегда будет прошедшее время, потому что у настоящего и будущего времён есть другая работа. Ты не бойся: твои братья не будут смеяться над тобой, потому что ты самое мечтательное и романтическое наклонение. Запомни это!»
Сказав это, глагол Быть исчез. Условное наклонение проснулось в отличном настроении и увидело перед собой маленькую частичку Бы.
«Так, значит, это был не сон!» - воскликнуло условное наклонение. Оно взяло за руку частичку Бы, и они вместе отправились домой. Там их встретили два брата – наклонения. Они извинились за своё поведение. И все стали жить в мире и дружбе.
Задачная формулировка
Прочитайте внимательно стихотворение. Найдите глаголы и перепишите их. С какой частицей употреблены здесь практически все глаголы? Как вы думаете, для чего в этом тексте постоянно присутствует частица бы?
Три девицы под окном
Пряли поздно под окном.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Карточка для самопроверки
В данном тексте практически все глаголы употреблены с частицей бы. Частица бы здесь обозначает желательность действия.
Инструмент проверки: задание оценивается учителем, в зависимости от степени выполнения его учеником.
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА
Стимул
Очень часто мы слышим фразы: приди, напиши, купи, отрежь, играй. И после таких фраз мы начинаем что-то выполнять. Загадочные, скорее всего, эти слов или, может быть, обладают волшебной силой?
Задачная формулировка
1. Запишите предложения в свои тетради. Выделите глаголы, использованные в предложениях. Что их объединяет?
Иди сюда. Прочтите эту книгу. Иди гулять. Приходите завтра. Возьми мою тетрадь. Принеси журнал. Далеко не ходи. Выучи правило, потом иди гулять. Не ходи туда. Садитесь. Лягте.
Езде на велосипеде учитесь в стороне от уличного движения. Научитесь самостоятельно садиться на велосипед. Не держитесь слишком сильно за руль! Смотрите на метров пять-шесть вперед, а не на колесо. Педали вращайте равномерно, без рывков.
Прежде чем спуститься, прекратите вращение педалей. Когда скорость уменьшится, машина накренится. Опустите в сторону наклона ногу и поставьте ее на землю.
3. Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа:
Возить, резать, купить, читать, сдать.
Карточка для самопроверки к 3 заданию. Вези – везите, режь – режьте, купи – купите, читай – читайте, сдай – сдайте.
Инструмент проверки: задание оценивается учителем, в зависимости от степени выполнения его учеником.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА
Стимул
Познакомьтесь с темой «Спряжение глагола» на страницах учебника. Сделайте таблицу с основными особенностями глаголов 1 и 2 спряжения. Запишите все слова-исключения.
Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте, проверьте выполнение работы, попросите внести коррективы при необходимости.
2. Вставьте пропущенные буквы, глаголы поставьте в форме 3-го л. ед. ч.:
стел_т стро_т кол_т
ненавид_т бор_тся дыш_т
ед_т моч_т се_т
Инструмент проверки: задание оценивается учителем, в зависимости от степени выполнения его учеником.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА
Стимул
Ученик оставил на подоконнике тетрадь с заданием раскрытой. Под воздействием солнечных лучей некоторые буквы в словах выцвели.
Задачная формулировка
Прочитайте предложения. Запишите их по порядку, ориентируясь на таблицу. Вставьте пропущенные буквы.
З..мёр..ший бор шумит среди лазур.., м..тёт в..твями с..неву н..бес. Все н..роды бер..гут традиции св..их пре..ков. В гн..зде гр..ча п..щат наперебой г..лодные пт..нцы. Пек..ри п..кут хле.., п..стухи п..сут ст..да, парикмахеры стригут нас и делают кр..сивые причёски.
№ предложения
Спряжение глаголов
1спряжение
2 спряжение
1.
1
-
2.
-
1
3.
4
-
4.
1
1
Карточка для самопроверки:
1.Все народы берегут традиции своих предков.
2.В гнезде грача пищат наперебой голодные птенцы.
3.Пекари пекут хлеб, пастухи пасут стада, парикмахеры стригут нас и делают красивые причёски.
4.Замёрзший бор шумит среди лазури, метёт ветвями синеву небес.
Инструмент проверки
За каждую правильно вставленную букву +1 балл
За неправильно вставленную букву - 1 балл
За каждое выписанное правильно предложение,
в соответствии с данными таблицы +1 балл
За каждое неправильно выписанное предложение -1 балл
Итоговый балл 26 баллов
РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ И ОСОБО СПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ
Стимул
Известно, что глагол имеет 2 спряжения. Но Петя, ученик 6 класса, выполняя домашнее задание, где необходимо было определить спряжение глагола по его личным окончаниям, долго не мог справиться с данным, казалось бы, несложным заданием.
Задачная формулировка
Проанализируйте данные глаголы (проспрягайте), определите их особенности.
Хотеть, бежать, есть, дать.
Инструкция: найдите материал в учебнике, справочнике и узнайте особенности изменения данных глаголов. К какой группе они относятся.
Карточка для самопроверки: данные глаголы – хотеть, бежать – относятся к разноспрягаемым, есть, дать – к группе особо спрягаемых.
Инструмент проверки: задание оценивается учителем, в зависимости от степени выполнения его учеником.
ГЛАГОЛЫ НА -ТСЯ И –ТЬСЯ
Стимул
Очень часто мы замечаем, что глагол заканчивается на –тся или –ться.
Например: учится – учиться, умывается – умываться. Стоит в этом разобраться, чтобы грамотно писать.
Задачная формулировка
А) Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.
1. Тот, кто труда (не)бои_ся, тот умеет труди_ся. 2. Дело мастера бои_ся. 3. Человек по делу узнае_ся. 4. По труду и честь воздае_ся. 5. Надо труди_ся, (не)надо лени_ся.
Б) Какой темой объединены предложения? Объясните наличие или отсутствие ь (мягкого знака).
Карточка для самопроверки: ь (мягкий знак) пишется в инфинитиве глагола, не пишется у глагола в личной форме.
Инструмент проверки: задание оценивается учителем, в зависимости от степени выполнения его учеником.
СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, -ЕВА-
Стимул
Раньше я был невнимательным и часто делал ошибки. Не скажу, что это меня очень огорчало.
- Подумаешь, важность. Не ту букву написал, - рассуждал я.
Однако сами буквы думали иначе. Они очень возмущались пренебрежительным отношением к ним.
Участв_вал в соревнованиях, уклад_вал чемодан, бесед_вал с мамой, доклад_вал командиру, команд_вал ротой, рассчит_вал на успех.
Б) Сформулируйте правило правописания данных суффиксов.
Карточка для самопроверки: суффиксы -ыва-, -ива- пишутся в глаголах, которые в 1 л. ед.ч. заканчивается на иваю, ываю; -ова-, -ева-, пишутся в глаголах, которые в 1 л. ед.ч. заканчиваются на ую, юю.
Инструмент проверки: задание оценивается учителем, в зависимости от степени выполнения его учеником.
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛОМ
Стимул
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.
Задачная формулировка
1. Спишите, раскройте скобки.
(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.
2. Напишите как можно больше слов с НЕ, которые пишутся с глаголом слитно. Выучите их.
Инструмент проверки: задание оценивается учителем, в зависимости от степени выполнения его учеником.
ЛИТЕРАТУРА
1.Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
3. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www. *****/journal/2005/0910-12.htm.
4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.
5. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.. – М.: 5 за знания, 2005.
6. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
7. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
8. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet. htm. ррррр