3. Виды предложений по цели высказывания_______________________7-8
4. Предложения с однородными членами__________________________8-14
5. Список использованных источников и литературы________________ 14
Пояснительная записка
Представленный дидактический материал для учащихся 5 класса написан к учебнику Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, в двух частях. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Москва «Просвещение» 2012 год. Материал содержит задания по разделу «Синтаксис. Пунктуация». Предлагаемое пособие является систематизированным набором заданий, основное назначение которых дополнить практическую часть учебника и помочь учителю в осуществлении дифференцированного обучения учащихся.
Содержание карточек нацелено не на расширение изложенных в учебнике сведений, а на усиление практической направленности, на закрепление знаний, умений и навыков пятиклассников.
Задания предназначены как для классной, так и для домашней работы. Они могут предлагаться всем ученикам в качестве дополнения к системе упражнений учебника или отдельным ученикам для осуществления дифференцированного подхода.
Синтаксис. Пунктуация.
1.Словосочетание.
Карточка 1
Спишите, обозначая Х главное слово в словосочетании. Какой частью речи оно выражено?
Слушать внимательно, написать аккуратно, читать книгу, восхищаться рассветом; начало четверти, контрольная работа, домашним заданием, с правильным ответом, с интересной статьей.
Карточка 2
Из данных слов составьте словосочетания. Обозначьте грамматическую связь.
Перед (вечерней зарей), летним (аромат), в березовой (роща), участвовать (соревнования), восхищаться (подвиг), встретится (подруга), стремиться (знания), отправиться (экскурсия).
Карточка 3
Замените существительные глаголами и запишите по образцу. Задайте вопрос к зависимому слову и определите падеж.
Образец.
х х
Выполнение (чего?) задания (род.п.) – выполнить (что?) задание (вин.п.)
Проверка диктанта, написание сочинения, обдумывание задачи, начало работы, вручение награды, слушание музыки, изучение материала, изучение лексики.
Карточка 4
Замените глаголы именами существительными. Обозначьте падеж зависимых имен существительных. Укажите глагольные, а затем именные словосочетания.
Сначала выпишите слова , а потом словосочетания. Обозначьте в словосочетаниях главные слова.
Утро, осеннее утро, проснуться утром; белые березы, березы, березовая роща;
Листья, резные листья, листья клена; оправиться в путь, дальний путь, путь; цветы, осыпались цветы, последние цветы.
Карточка 9
Прочитайте. Определите, в каком столбике даны словосочетания, а в каком приводятся сочетания главных членов предложения(подлежащего и сказуемого).спишите. подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.
Океан бушевал. Слабый ветерок.
Яхта содрогнулась. Чувствовалась сырость.
Моросит дождь. Громко гремел
Ползут тучи. Слышал песню.
Раздавался стук. Трель соловья.
Карточка 10
Выпишите из данных предложений словосочетания. Обозначьте в словосочетаниях главное слово, определите, какой частью речи оно выражено.
Осенним ясным утром старый огородник услышал возле дома песню скворца. Забавная песня! То в ней слышится звучная флейта иволги, то щебетании ласточки, то серебряная трель жаворонка.
Карточка 11
Выпишите из данных предложений словосочетания. Обозначьте в словосочетаниях зависимое слово, определите, какой частью речи оно выражено.
На опушке леса я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими полный мешок и оправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные случаи.
2. Предложение
Карточка 1
Из данных слов составьте предложения. Озаглавьте получившийся текст. Запишите.
Русский, хорош, лес, зимний.
Сугробы, деревьями, под, глубокие.
Берез, согнулись, от, молодых, стволы, инея.
Покрыты, зеленые, шапками, ветви елей, белыми, снега.
Карточка 2
Прочитайте. Предложения расположите так, чтобы восстановился текст стихотворения.
Пробирается медведь ,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Сквозь лесной валежник
Карточка 3
Прочитайте текст. Все ли понятно в нем? В каких предложениях надо заменить слова? Постройте текст правильно. Спишите.
Витя и Петя нашли в кустах гнездо. В гнезде были птенцы. Они хотели их взять. Вдруг налетели вороны. Они стали их клевать. Они убежали. Не надо разорять птичьи гнезда!
Карточка 4
Прочитайте. Из данных слов каждой строчки составьте предложения. Озаглавьте рассказ. Спишите.
Оля, автобусе, Варя, в, ехали, и.
Они, в, классе,учились, пятом.
Старушка, автобус, вошла, в.
Своё, старушке, Варя, место, уступила.
Карточка 5
Прочитайте. Из данных слов каждой строчки составьте предложения. Озаглавьте рассказ. Спишите.
На, солнышко, лёд, речке, взломало.
Понеслись, речку, в, ручейки, звонкие.
Птицы, юга, с, летели
Примеряли, летние, звери, шубки.
Карточка 6
Прочитайте. Из данных слов каждой строчки составьте предложения. Спишите.
Жарко в воде.
Воду, солнце, в, прогрело, речке.
Зайчики, воде, в, играют, солнечные.
На, сверкают, дне, раковины.
Карточка 7
Прочитайте. Из данных слов каждой строчки составьте предложения. Озаглавьте рассказ. Спишите.
Любовался, Коля, лесом.
Стояли, деревья, праздничные.
Алым, налилась, земляника, соком.
Коля, собирать, землянику, стал.
Угостил, ягодами, он, сладкими, бабушку свою.
Карточка 8
С помощью знаков препинания определите границы предложений. Прочитайте, следя затем, как к концу предложения понижается голос. Спишите, ставя нужные знаки препинания.
Чудесное осеннее утро березки стоят в золотых сарафанах лес глухо шумит сосны встречают нас лаковым шорохом клены роняют свои резные листья осыпались последние цветы но что это кто нарушил тишину это красавцы журавли отправились в свой дальний путь счастливого пути, журавушки.
Карточка 9
С помощью знаков препинания установите границы предложений. Какие предложения состоят из одного слова, а какие из нескольких? Подчеркните предложения, состоящие из одного слова.
Вечерело быстро сгущались сентябрьские сумерки на высоком небе робко проступали первые звездочки деревья сливались в одну темную массу стояла тишина
Моросит дождь ветер срывает с деревьев омытые дождем листья они падают в грязь низко над землей ползут грязные облака в оврагах дымится туман
Карточка 10
Этот ряд предложений можно назвать текстом? Почему? Спишите, расставляя предложения так, чтобы у вас получился текст. Если вы правильно установите последовательность предложений, то вы узнаете автора и название произведения, откуда взят этот отрывок.
На эту куклу я возлагал большие надежды. У Сони была большая кукла, подарок матери. Ясные дни миновали, а Марусе опять стало хуже. Я решил обратиться к своей сестре Соне. Спрятавшись от няньки в боковой аллее сада, я попросил сестру дать мне куклу на время для больной девочки. Соня сначала прижимала куклу к себе, потом отдала мне. Действие этой фаянсовой барышни на больную Марусю превзошло все мои ожидания. Маруся вдруг опять ожила. Она обещала два – три дня не упоминать о кукле.
Карточка 11
Данный ниже текст прочитайте. Почему трудно понять его смысл? Спишите, расставляя знаки препинания и обозначая начало предложения.
Отчего так опустело небо нет в нем острокрылых ласточек стрижей опустели уютные скворечники собрались скворцы в большие предотлетные стаи в лесу еще пышно и зелено кругом созрели орехи хлопочут белки делают запасы к зиме. (П. Шаповалов)
Карточка 12
Данный текст прочитайте и озаглавьте. Спишите. Ставьте в конце предложений нужные знаки препинания. Соблюдайте абзацы.
С каждым часом ночь холодеет к рассвету воздух уже обжига…т лицо легким морозом полотнища палатки чуть – чуть повиса…т и трава седее..т от первого утренника пора вставать на востоке уже наливается тихим светом заря уже виднею…ся огромные очертания ив, уже меркнут звезды я спускаюсь к реке моюсь с лодки вода теплая, она каже…ся даже слегка подогретой восход…т солнце иней та…т прибрежные пески делаю…ся темными от росы.
К.Г. Паустовский)
Карточка 13
Спишите. Расставьте знаки препинания в конце предложений. Разберите последнее предложение по членам предложения.
Родина
И какая же сверкающая даль как пр…красна светлая наша страна Г…ры, леса, ш…рь – конца – краю нет… Кому не понятна гордость тобой и нежная сыновняя любовь к тебе какой враг может выжеч(…) любовь к тебе
Скорее темные леса твои опрокинутся корневищами в небо, а в…ршинами
вр…стут в землю, чем выжгут из сердец твоихсынов вечную любовь к тебе
Да и как можно выжеч(…), искоренить то, что вошло в кровь человека с молоком его матери
Родина! Необ…ятна ты и величественна, как океан. (По Е. Пермитину)
3. Виды предложений по цели высказывания.
Карточка 1
Прочитайте. Сначала выпишите вопросительные предложения, затем побудительные предложения, потом – повествовательные. После вопросительного предложения в скобках поставьте вопр.
Красочное об…явление зовет на вечер самодеятельности ты придешь, коля как замечательно выступают наши гимнастки я очень люблю художественное чтение отойдите ребята немного в сторону какой это был чудесный номер помогите, мальчики, переставить стол всем все понравилось Анна Васильевна, пойдемте домой
Карточка 2
Прочитайте. Определите границы предложений. Перепишите. В скобках укажите вид предложения по цели высказывания.
Вечер тишина на небе зажигаются первые звездочки река потемнела деревья стали казаться великанами но что это кто нарушил вечернюю тишину чей голос раздался в тиши
Светает запели в роще птицы от зари разливается яркий свет подул свежий ветерок взошло солнышко на траве и кустах заблестели капельки росы как красив на рассвете лес как пахнут поля ржи и пшеницы
Карточка 3
Спишите. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
Бабочка
На влажной земле возле лужицы сидят целой стаей мотыльки. А что это за странный бурый листок между ними Вдруг листок словно раскрывается, опускает вниз два чудесных черных крылышка Бабочка Да какая большая Какая красивая (По Г. Скребицкому)
Карточка 4
Спишите. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
Родина
Что в нашей жизни мы самым любимым зовем Самым зовем дорогим Чью красоту, чей покой мы всегда бережем Что мы прославить хотим Родина Нам дороги думы твои и дела Право на счастье ты нам дала (О. Высотская)
Карточка 5
Спишите. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
За мир
В любом краю любой страны ребята не хотят войны Народ наш поднял властный голос за всех детей, за мир, за труд Ребятам всей земли салют пусть будет мир на свете Пускай счастливыми растут отцам на сену дети
Карточка 6
Прочитайте. Спишите. В конце каждого предложения поставьте нужный знак и с помощью цифры укажите в скобках, какое это предложение: 1 – повествовательное, 2 – вопросительное, 3 – побудительное.
Вы пришли домой из школы и включили радио зазвучала музыка вы занялись своими делами слышите ли вы музыку ее пока слышат ваши уши.
Остановитесь, отложите на минуту свои дела и прислушайтесь нежная тихая мелодия рояль словно жалуется вам тоже стало грустно погрустите немного вместе с музыкой вот теперь вы услышите ее сердцем она трогает вас волнует.
Карточка 7
Спишите. В конце каждого предложения поставьте нужный знак. Первое предложение разберите по членам предложения.
Наступила поздняя осень стоит ненастная погода вчера подул резкий холодный ветер кружатся в воздухе летят разноцветные листья я люблю наблюдать листопад вот на дорожке лежат красные листья осинки бурые листья ольхи улетают последние перелетные птицы
Карточка 8
Спишите. В конце каждого предложения поставьте нужный знак. В скобках укажите какое оно по цели высказывания.
Дуров сказал своему другу Антону Павловичу Чехову что однажды подобрал на улиц… засыпанную снегом голодн…ю собаку она ж…ла у него в труппе цирковых ж…вотных на одном из предст…влений собака убежала с арены потому что узнала своего бывшего хозяина столяра думали ли вы о Дурове когда читали чеховский рассказ «Каштанка» теперь вместе с Каштанкой вам вспоминается и наш знаменитый дрессировщик.
Карточка 9
Составьте предложения, в которых содержались бы просьба или совет:
прочитать повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья»;
рассказать о прогулке в парк (в лес, на речку) ;
написать о каком – нибудь интересном случае из своей жизни;
рассказать о свеем любимом занятии.
Указать , какое предложение по цели высказывания.
Карточка 10
Прочитайте вопросы. Ответьте на них. После каждого предложенияс помощью цифры укажите в скобках, какое это предложение: 1 – повествовательное, 2 – вопросительное, 3 – побудительное.
1.Чем ты любишь заниматься в свободное время?
2.Есть ли у тебя друзья?
3. Как ты проводишь свои выходные?
4.Твой любимый школьный предмет?
5.Какие кружки или секции ты посещаешь?
4.Предложения с однородными членами
Карточка 1
Прочитайте. Выпишите:1) предложения с однородными сказуемыми; 2) спредложения с однородными подлежащими. Подчеркните условными знаками.
Надуваются разбухают почки осин. Ночью сильнее пахнут мята ромашка полынь. Проснулись вкрадчиво понеслись первые звуки лесной симфонии. Зеленеет цветет поет блестит звенит и веселится все живое. Невидимые поют в молодой листве соловьи кукушки скворцы. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Спеют ягоды грибы. Цветут сосна и ель.
Карточка 2
Прочитайте. Выпишите:1) предложения с однородными сказуемыми; 2) спредложения с однородными подлежащими. Подчеркните условными знаками.
Скоро улетят утки трясогузки вальдшнепы. Совы филины и куницы забираются в дупла на дневку. В предрассветном сумраке зайцы лисицы спешат на дневку. До инея цветут в садах георгины астры. Меркнут блекнут полянки.
Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы.По берегам и поймам сочно зеленеют камыши тростники осока. Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.(Д.Зуев)
Карточка 3
Сначала выпишите предложения с однородными главными членами, а затем с однородными второстепенными членами. Расставьте запятые.
Няня натягивает Илюше чулки. Он не дается шалит болтает ногами. Няня ловит его, и они хохочут. Затем начинается кормление его булочками сухариками сливочными. Потом мать отпускает его гулять в сад по двору на луг. В саду образовались прохладные уголки.От дома от деревьев от голубятни от галереи побежали далеко длинные тени. Ни дерево ни вода не шелохнутся. Ребятишки ползают по двору роются в песке. Иногда Илюша просыпается такой добрый свежий веселый. (По И.А. Гончарову)
Карточка 4
Спишите. Расставьте знаки препинания. Укажите, чем выражены однородные члены.
Неутомимая работница
В сельском хозяйстве машины пашут сеют жнут… Машинами обрабатывают дерево строгают сверлят. Машины куют режут металл добывают уголь руду. Машина помогает нам получить больше продуктов питания больше предметов одежды скорее и лучше строить жилье.(По Е.Пермяку)
Карточка 5
Спишите. Расставьте знаки препинания. Укажите, чем выражены однородные члены.
Под покровом лесов берут начало свое полнятся текут великие судоходные реки нашей страны. (По И. Соколову – Микитову).
Карточка 6
Спишите. Расставьте знаки препинания. Укажите, чем выражены однородные члены.
Зайчонок.
Настелил я в охотничью сумку листьев посадил зайчонка принес домой. Дома мы взяли пузырек налили туда молока надели на пузырек соску… Мама выдавила из соски каплю молока помазала зайцу нос. Зайчонок зачмокал засосал. (По Г. Скребицкому)
Карточка 7
Спишите. Расставьте знаки препинания. Укажите, чем выражены однородные члены.
Мы желаем всем на свете мира счастья и тепла! Песня мира и свободы сокрушает правдой ложь на борьбу зовет народы поднимает молодежь. От смерти крови и войны мы защитим планету!
Карточка 8
Спишите. Расставьте знаки препинания. Укажите, чем выражены однородные члены.
Иван – царевич
Иван – царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком. Катится клубочек по высоким горам по зеленым лугам по топким болотам по глухим местам. Долго Иван – царевич по дремучим лесам пробирался в топях болотных вяз и пришел наконец к Кащееву дубу. (Из сказки «Царевна – лягушка»)
Карточка 9
Спишите. Расставьте знаки препинания. Укажите, чем выражены однородные члены. Постройте схему 1 предложения.
Жаворонок
Первые дни жаворонок отдыхал с дороги а сегодня принялся за свою работу. Жаворонок с утра поднимался под облака и пел. Все казалось ему таким замечательным красивым милым! Ведь это была его родина! (По В. Бианки)
Карточка 10
Спишите. Расставьте знаки препинания. Укажите, чем выражены однородные члены. Постройте схему 2 предложения.
Черное Ушко доставлял много удовольствия своими шалостями и веселым характером. Заяц совсем не боялся Еремки и даже заигрывал с ним. Черное Ушко пришел еще раз, но к самой дорожке не подошел. (Д. Н. Мамин – Сибиряк)
Карточка 11
Сначала выпишите предложения с однородными главными членами, а затем с однородными второстепенными членами. Расставьте запятые.
Деревья скалы и ущелья приобретали прич…дливыеоч…ртания. В мутной воде копошатся карасик вьюнки малявки улитки лягушки.Орешника березняка и вязу мой Мишка п…губил несметное число. Сад наполнился шумом смехом. Внезапно луч света скользнул по мостовой по стенам домов.Рыбаки наблюдали море в…тер и тучи. Вода берег туч… сливались в непроницаемый мрак. Вопросы воскл…цания рассказы посыпались наперерыв.
Карточка 12
Выпишите сначала предложения с однородными обстоятельствами, а затем - с однородными дополнениями. Расставьте знаки препинания. Постройте схему5 предложения.
Старый лес зашумел ровно неумолчно. Солнце своими горячими луч…ми ощ…пывает землю кожу на лице и руках. На тр…ве на былинках на соломинках блестели бесчисленные нити осенней паутины. Раскаленные лучи зал…вают круглую клумбу с цветами темную зелень сирени садовые аллеи. На бере…ках осинах липах кленах блестят золотисто – желтые листья.
Карточка 13
Выпишите сначала предложения с однородными обстоятельствами, а затем - с однородными дополнениями. Расставьте знаки препинания. Постройте схему 5 предложения.
Малиновка щебетала четко весело звонко. В поле в л…су врощ… звенели птич…и голоса. Костяника растет в лесах в дубравах. Тени ходили по пням беловатым жидким осинам березам косматым. Покосная пора ч…рует ясными днями пылающим со…нцем ароматом ярких цветов благоухающим сеном беспыльным воздухом ягодами и гр…бами.
Карточка 14
Прочитайте. Сначала выпишите предложения с распространенными однородными членами, а потом – с нераспространенными .
Искры взв…вались падали ш…пели. Костер горел ярко жарко с треском. Ураганный ветер неистово раскачивал д…ревья л…мал ветки сб…вал листья.
Заяц перескочил подош…л к своей старой норе выбрал местечко повыше раск…пал снег лег задом в новую нору уложил на сп…не уши и заснул с открытыми глазами.
Карточка 15
Прочитайте. Сначала выпишите предложения с распространенными однородными членами, а потом – с нераспространенными .
Море шумело пенилось. Тр…скотня кузнечиков дерганье коростеля крик перепела (не) нарушали ночной т…шины. По целым часам я смотрел на свои окна на небо на птиц на аллеи. В…терок поиграл с кленом и дальше полетел. Лес хранит почвенную влагу смягчает климат останавливает ветры преграждает путь пескам.
Карточка 16
Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Однородные члены подчеркните как члены предложения.
Мать встревожилась взгл…нула на гвоздь у двер… . Ни полушубок Гека ни шапка на гвозде (не) в…сели. Мать вышла во двор обошла круго избушку зашла в сени зажгла фонарь загл…нула в темный ч…лан.
Она зв…ла Гека ругала упрашивала но никто (не) отзывался.
Тогда мать заскочила в избу сдернула со ст…ныруж…е достала патроны схватила фонарь и выб…жала во двор. (По А. Гайдару)
Карточка 17
Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Однородные члены подчеркните как члены предложения.
К забору подош…л старик. Нес он в…дро кисть и свернутые в трубку пл…каты. Старик густо смазал клейстером доски прил…пил плакат ра…гладил его оглянулся и п…звал меня. Дядя мой был не слесарем а мастером к…тельного цеха. С удивлением и любопытством поглядывал я на серые от копоти домики на каменные стены заводов.
Карточка 18
Спишите предложения так: 1)с однородными главными членами; 2) с однородными второстепенными членами. Расставьте знаки препинания. Постройте схему 1 предложения.
Меня учила тихонькая пугливая тетка Наталья. Я любил смотреть в глаза ей подолгу не отрываясь не мигая. Саша Яков говорил торопливо тихо захлебываясь словами. Дед бросился к ней (бабушке) сшиб ее с ног выхватил меня и понес к лавке. Я бился в руках у него дергал рыжую бороду укусил ему палец. Он орал тискал меня и наконец бросил на лавку. (М. Горький)
Карточка 19
Спишите предложения так: 1)с однородными главными членами; 2) с однородными второстепенными членами. Расставьте знаки препинания. Постройте схему 3 предложения.
Взрослые хвалили Сашу Якова за послушание за ум. Дядья обращались с Цыганком ласково дружески. О Цыганке за глаза дядья говорили сердито насмешливо. Цыганок засмеялся шелковым ласковым смехом. О выделе детей о покупке дедом нового дома она (бабушка) говорила посмеиваясь. Дядья дедушка поспешно шли во двор. Я просыпался от возни хлопанья дверей криков дяди Михаила. (М. Горький)
Карточка 20
Спишите предложения так: 1)с однородными главными членами; 2) с однородными второстепенными членами. Расставьте знаки препинания. Постройте схему 4 предложения.
Через несколько дней я бабушка и мать ехали на пароходе. Сказки она (бабушка) сказывает тихо таинственно. Улыбка весело обнажала ее белые крепкие зубы. Мать редко выходит на палубу и держится в стороне от нас. Бабушка стряпала шила копалась в огороде. Началась и потекла со страшной быстротой густая пестрая невыразимо странная жизнь. (М.Горький)
Карточка 21
Составьте предложения по данным схемам и запишите их.
О и О, О и О 4) О, О, а О
О,О и О, О 5) О, но О
О : О,О,О 6) О или О
Карточка 22
Составьте предложения по данным схемам и запишите их.
О и О 4) Или О, или О, или О
О, О и О 5) О : О, О, и О
О, а О 6) и О, и О, и О
Карточка 23
Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Постройте схему 3 предложения.
В лесах появились осенние грибы опенки рыжики грузди. Прилетают пернатые гости Севера красавцы снегири нарядные свиристели. Белки готовят на зиму разнообразный корм грибы шишки орехи. Уходят в глубокие места рыбы окуни плотва ерши.
Карточка 24
Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Постройте схему 1 предложения.
На Крайнем Севере
На острова в летнее время слетаются птицы кайры гагары тупики. Они находят в море богатую пищу различных рыб мелких рачков.
На островах созданы научные полярные станции. Там ученые изучают суровую природу Севера погоду воды океана животный мир движение льдов.
(По З. Клепиной)
Карточка 25
Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Постройте схему 2 предложения.
Хорошая пора
Начало осени для л…сных обитателей – хорошая пора. В л…су есть все ягоды грибы орехи. А на опушках п…лянах стоят дикие яблони. Сколько на них яблок! Мален…кие и кислые, как л…мон. Но и но эти фрукты найдутся охотники медведи кабаны зайцы ежи. (По Г. Скребицкому)
Карточка 26
Продолжите предложения. Запишите их. Расставьте знаки препинания.
1)В нашей стране добывают полезные ископаемые : …, …, …, …, ….
2)Полеты в космос организуются для изучения небесных тел : …, …, …, ….
3)В лесах растут различные кустарники: …, …, …, … .