kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник заданий для самостоятельной работы студентов по УД "Русский язык" по теме ОРФОГРАФИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Данное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.
В пособие включены справочные материалы (в том числе обобщающие схемы по теме «Орфография), тренировочные упражнения разного уровня сложности, тренировочные и контрольные тесты.
Пособие могут использовать как преподаватели на уроках русского языка при повторении, обобщении теоретического материала и при проверке и контроле знаний, так и студенты в качестве пособия для самостоятельной работы, т.к. оно позволяет осуществлять системное повторение содержания курса по данной теме.
В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык» на изучение данного раздела отводится максимальное количество 18 часов, в том числе 13 часов – на аудиторную и 5 – на самостоятельную работу.
Данное пособие позволит студентам изучить теоретический материал по теме, отработать практические навыки.

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий для самостоятельной работы студентов по УД "Русский язык" по теме ОРФОГРАФИЯ »









































ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

методической комиссией

Название комиссии ______________

Председатель

___________________И.О. Фамилия

____ ____________20___ г.


УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УМР

ГБОУ СПО «Строгановский колледж»

______________ Т.Л. Кузьмина

_____________20_____г.


Составитель: Чазова Т. Н., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «Строгановский колледж», Оханский филиал


Рецензенты:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Сборник заданий № 3 для самостоятельной студентов

по учебной дисциплине «Русский язык» по теме «Орфография».


Данное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.

В пособие включены справочные материалы (в том числе обобщающие схемы по теме «Орфография), тренировочные упражнения разного уровня сложности, тренировочные и контрольные тесты.

Пособие могут использовать как преподаватели на уроках русского языка при повторении, обобщении теоретического материала и при проверке и контроле знаний, так и студенты в качестве пособия для самостоятельной работы, т.к. оно позволяет осуществлять системное повторение содержания курса по данной теме.

В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык» на изучение данного раздела отводится максимальное количество 18 часов, в том числе 13 часов – на аудиторную и 5 – на самостоятельную работу.

Данное пособие позволит студентам изучить теоретический материал по теме, отработать практические навыки.

2



Список литературы:

  1. Александров В. Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. – Челябинск: Взгляд, 2005

  2. Герасименко Н. А., Канафьева А. В. и др. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012.


  1. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение, 2005


  1. Рахимкулова Г. Ф., Черкасова М. Н., Черкасова Л. Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003

  2. Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Издательство «Мир и образование», 2007

  3. Орфографический словарь русского языка.

  4. Интернет ресурсы




















30

I. Безударные гласные в корне слова.

1. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ (См. словарь!)

2. ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ

Честолюбие – честь, сожалеть – жаль

Глаголы сов. вида НЕЛЬЗЯ проверять глаг. несов. вида на –ЫВА/ (ИВА-)

Опоздать – поздний (не опаздывать)

Не путай ОМОНИМИЧНЫЕ корни. Сравни:

Примирять врагов – мир, примерять платье - примерка

3. ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ

И//Е Есть суф-с А пиши в корне И


Собирать – соберу

Удирать – удеру

Замирать – замереть

Запирать – запереть

Блистательный – блестящий

Зажигалка – выжег

Расстилать – расстелить

Вычитание – вычет

Вспомнить – упомянуть

Понимать - понять

О //А Есть суф-с А пиши в корне А


ЛАГ - ЛОЖ - прилагать – приложить


КАС - КОС - касаться – коснуться

Поставь ударение

БЕЗУДАРНЫЕ


О А

ГАР – ГОР ореть) ПЛОВ – ПЛАВ (плавучий)

КЛАН – КЛОН (склонить) ЗОР – ЗАРарница)

ТВАР – ТВОР (сотворить)

ЗАПОМНИТЬ: пловец, пловчиха

ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ

РАСТ (РАЩ) – РОС растение – выращенный – росли

СКАК – СКОЧ проскакать - проскочить

ЗАПОМНИТЬ: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; скачок, скачу.

4

Пр_возмочь болезнь

Пр_даное к свадьбе

Пр_образить жизнь

Пр_восходить всех

Пр_возносить до небес

1

25

13

11

9


3. Исключите лишнее. Определите, от каких из заданных ИС с предлогом можно образовать ИП с приставкой БЕС - , и запишите их.



1. без перспективы

2. без билета

3. без доказательств

4. без конца

5. без цены

6. без дохода

7. без примера

8. без чувств

9. без границ

10. без паспорта

11. без числа

12. без платы

13. без жизни

14. без края

15. без пристрастия

16. без хитрости

17. без греха

18. без корысти

19. без детей

20. без приюта

21. без церемоний

22. без дома

23. без берегов

24. без контроля

25. без причины

26. без шума

27. без жалости

28. без памяти

29. без глаз

30. без цвета

31. без головы

32. без формы

33. без боязни

34. без порядка

35. без крыльев

36. без человечности


Ключ.

1. 1 – 8; 2 – 4; 3 – 13; 4 – 6; 5 – 11; 6 – 14; 7 – 12; 8 – 2; 9 – 16; 10 – 3; 11 – 7; 12 – 10; 13 – 5; 14 – 15; 15 – 1; 16 – 9.

2. Ненастье – это непогода: дождь или снег с ветром.

3. 1; 4; 5; 7; 8; 10; 11; 12; 14; 15; 16; 18; 20; 21; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 35; 36.






28

отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать.

Прик_саться, прик_снуться, прик_сновение, неук_снительно, к_сательная. Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение. Подр_сти, отр_стить, выр_щенный, возр_стной, р_стовщик, зар_сли, отр_сль,

пор_сль, костюм на выр_ст, подр_стковый. Несг_раемый, заг_релый, дог_рать, подг_реть. З_ря, оз_рение. Прекл_нение, скл_нять, покл_ниться, накл_няться. Благотв_рительность, тв_рение мастера.

Пл_вучий, попл_вок, пл_вец, пл_вчиха. Обм_кнуть в воду, пром_кательная бумага, пром_чить ноги, вым_кли под дождем. Подр_внять волосы, ур_внение, р_внина, р_вноправие, выр_вненный, ср_внить, зар_внять.

Ск_кать на лошади, ск_чок, выск_чка, подск_чить.


Упражнение 3. В корне пропущена безударная проверяемая гласная или чередующаяся? Обоснуйте выбор написания.


1)прик…снуться к стеклу,

2) к…сой взгляд,

3) к…саться горячей плиты,

4) к…саться этого вопроса,

5) острая к…са,

6) к…снуться ногами дна реки,

7) к…сательная линия,

8) неосторожные прик…сновения,

9) русая к…са,

10) лучи, к…савшиеся деревьев,

11) к…согор.


Упражнение 4. Спишите, распределяя слова по столбикам:


а) слова с безударной гласной в корне,

б) слова с чередующейся гласной в корне.


Б…гущий, б…льной, ж…леть, м…ролюбивый, нав…рить, поб…дить, разм…гчить, пл…нировать, зв…зда, м…тодика, разд…валка, стр…ховать, б…сиком, загл…нуть, зас…рить, цв…тной, настр…чить, нал…денелый, поб…лить, обн…влённый, загл…дение, кл…ёнка, позв…нить, засв…тить, зан…зить, нагр…вание, г…лодание, уд…вление, пок…яние, ш…птать, ст…рона, ул…вить, запр…щённый, од…рить, настр…ение, опл…тить, сл…мать, ш…рстяной, ш…повник,

6

Задания повышенного уровня сложности.

1. Орфо-домино. К концу игры фишки расположились следующим образом. Замените их соответствующими парами слов, учитывая, что узор фишки демонстрирует общее количество букв в корне и ту безударную гласную, которая пропущена. (Работает правило о правописании гласных в корнях слов). Желаю удачи!



1. Заб_стовать – просв_тить.

2. Посв_щение – насл_ждение.

3. М_новать – согл_шаться.

4. Изв_яние – нав_сать.

5. Прил_пать – укр_шать.

6. Ор_шать – зап_х.

7. Сохр_нять – оп_здать.

8. Зат_иться – препод_вать.

9. Укр_пить – осл_пить.

10. Ут_мленный – исц_лить.

11. Оп_ленный – оск_рбить.

12. Воскл_цать – сотр_сение.

13. Изв_нить – од_левать.

14. Упр_стить – прибл_жать.

15. Погл_щать – б_гровый.

16. Сост_влять – прил_пать.





26

II. Правописание согласных в корне слова.


ЗВОНКИЕ и ГЛУХИЕ согласные

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ согласные

Произносятся ОТЧЕТЛИВО –

перед гласными,

перед Р, Л, М, Н, В

низкий – низок

косьба – косить

насмешка – смешной

СМ. ЧЕРЕДОВАНИЯ: зв.IIзв., глух.IIглух

подружка – подруга

насмешка – смех

РАЗЛИЧАЙ: плод (плоды) – плот (плоты); изморозь (морозы) – изморось (моросит)

ЗАПОМНИ: идти, приду, придешь,

НО! прийти, выйти

В буквосочетаниях: ВСТВ, ЗДН, СТЛ… произносятся ОТЧЕТЛИВО –

перед ГЛАСНЫМИ

яростный – в ярости

опасный – опасен

словесный - словеса

РАЗЛИЧАЙ:

Блеснуть, проблески

Искусный

Косный (отсталый)

Ровесник

Шествовать (шёл)

Участвовать (часть)

Яства (есть)

Блестеть, блестки

Искусство

Костный (кость)

Сверстник

Шефствовать (шефы)

Чувствовать

Явственно (явь)



ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

ПИШУТСЯ

НЕ ПИШУТСЯ

1. В русских словах:

ЖЖ дрожжи, вожжи, жужжать,

можжевельник;

от глагола «жечь»:

жжет, сожжёт, выжженный.

НН одиннадцать

СС ссора, Россия, Белоруссия

1. Сложносокращенные слова:

первая часть – от корня с двойной согласной

корпункт (ср: корреспондент)

грамзапись (ср: граммофон)

2. Иноязычные слова (см. словарь!)

алюминий, гуманизм,

пьеса, галерея…

2. На стыке

рассказ, воззрение, русский

3. Сложносокращенные слова:

на стыке – одинаковые согласные

главврач, роддом

3. Не сохраняются в производных словах (см. словарь!):

кристалл – кристальный

колонна – колонка

тонна – пятитонка

оперетта - оперетка

4. Иноязычные слова (см. словарь!):

аттестат, интеллект,

территория, компромисс

5. Сохраняются в производных словах (см. словарь!):

кристалл – кристаллический

балл – пятибалльный

V.

1. свободное волеиз…явление

2. трех…этажный особняк

3. необ…яснимое волнение

4. кис…ти рябины

5. скинуть с п…едестала

6. кон…юктурное произведение


VIII.

1. со свеч…й в руках

2. подч…ркнутое равнодушие

3. тяж…лый груз

4. дириж…рская палочка

5. окруж…нный вниманием

6. ландыш…вый аромат

VI.

1. бе…численные ряды

2. ра…жигать страсти

3. крепкое …доровье

4. бе…предельность мироздания

5. удалось …близиться

6. литературная бе…вкусица


IX.

1. ц..ничная ложь

2. ц….рковой трюк

3. рац…ональное предложение

4. ц…ганский табор

5. лиц…вой счет

6. куц…й ум

VII.

1. небез…звестный поэт

2. сверх…зысканные манеры

3. непр…одолимый страх

4. беспр…станно повторять

5. непр…ятная история

6. пр…давать значение


X.

1. молодежная радиостанц…я

2. гигантский ц…ферблат часов

3. редакц…я газеты

4. ц…кличность процессов

5. господин Синиц..н

6. кольц..вая дорога


Контрольный опросник. Вариант 2. Укажите буквы на месте пропусков.

Например: I. 1 - а, 2 - … и т.д.


I.

1. обр…мление к рассказу

2. посв…щение в студенты

3. интелл…гентного вида

4. г…лерея писателей

5. испытать разоч…рование

6. от…гощенный заботами


II.

1. напом…нание о прошлом

2. подст…лить соломки

3. возвр…щаться к заботам

4. нелепое препол…жжение

5. выт…рать слезы

6. подр…стающее поколение





24

Тест 1. Отметьте номера слов, в которых пишутся двойные согласные.


1) бал…ада

2) бал… - маскарад

3) бал…юстрада

4) белорус…ка

5) вож…и

6) дискус…ионный

7) дож…ённый

8) жуж…елица

9) зум…ер

10) ил…юстрация

11) импрес..арио

12) искус…твенный

13) искус…ный

14) кар…велла

15) ком..ерсант

16) агрес…ия

17) ал…ейка

18) анаграмм…а

19) гип…опотам

20) дис…ертация


Тест 2. Отметьте номера слов, в которых нет двойных согласных.


1) кал…играфия

2) кар…иатида

3) белорус..ий

4) беликорус…кий

5) великорус…ка

6) конгрес…

7) кристал…

8) ристал…ьный

9) перил…а

10) пер…он

11) тен…ис

12) труп…а

13) труп…ка

14) эс…е

15) ил…ьярд

16) гал…ерея

17) один…адцать

18) рас…а

19) рас…овый

20) трас…а


Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Вижу, вон, малый огонек чуть – чуть бре…жит в темноте, за рекою. 2. Отвратительная пьеса! Нет ни одного лица истинного, все кар…катуры!

3. Она села за фортепьяно, взяла несколько ак….ордов, запела. 4. Мальчик подошёл к отцу и подал ему записку о бал…ах, полученных в школе. 5. На другой стороне пруда виднелась красивая бал…юстрада лодочной пристани. 6. Сквозь дремоту я услышал надоедливое дребе…жание рес…оры. 7. С моря били корабли, поддерживая высадку дес…антного морского полка. 8. Растение сбрасывает ставшие для него бал…астом старые листья. 9. Мотор включен, завертелся пропел..ер, глис…ер стал плавно скользить по воде. 10. Озеро имеет форму эл..ипса, вытянутого с севера на юг. 11. Огромное многокрасочное пан…о украшало правую стену зала. 12. На пер…оне собралось множество людей, провожавших наших футболистов в заграничное турне. 13. Лучшим дес..ертом после обеда отдыхающие считали свежие фрукты. 14. Подобные вопросы должны решаться кол…егиально. 15. Одна за другой на тер…иторию строящегося завода въезжали пятитон…ки, нагруженные кирпичом и цементом. 16. Из того, что я брю…жал здесь и ругался, не делайте вывода, что у нас совсем плохо идет работа.


10



Контрольный тест. Вариант 2. Запишите правильный ответ.


1. Буква Е пишется в слове:

а) уб…рать б) бл…снуть в) расст…лается г) неум…рающий


2. Верно ли, что в корне слова «горелый» пишется буква «О», потому что после корня нет суффикса –А-?:

а) да б) нет


3. Какое слово написано неправильно:

а) излагать б) озоренный в) подрастать г) обмакнуть


4. Безударная гласная, проверяемая ударением, пропущена в слове:

а) уб..рать б) т…ория в) бл…стательный г) ч…столюбие


5. Удвоенная согласная пишется в слове:

а) пье (с,сс)а б) криста(л, лл)ьный в) а(п, пп)атичный г) анте(н, нн)а


6. На месте пропуска буква не пишется в слове:

а) уча…ствовать б) страс…ный в) сверс…ник г) прелес…ный


7. На конце приставок буква «З» пишется перед гласными и согласными:

а) звонкими б) глухими


8. Ошибка допущена в слове:

а) бездарный б) безпощадный в) восстание г) сбиться


9. Удвоенная «С» пишется в слове:

а) ра…поясался б) и…калечить в) ра…чет г) бе…мертный


10. Если приставка совпадает по значению со словом «очень», то пишется:

а) ПРИ - б) ПРЕ -


11. Буква «И» пишется в слове:

а) пр…забавный б) пр…сытиться в) пр…шелец г) пр…пятствие


12. Укажите слово с ошибкой:

а) преодолеть б) преключение в) придорожный г) беспрестанно


22

ЖИ – ШИ

ЧУ - ЩУ

ЧА - ЩА

брошЮра ЖЮль Верн

ИСКЛЮЧЕНИЯ: парашЮт ЖЮли

жЮри (иноязычные)

Упражнение 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте части слова на месте пропусков.

  1. Беч…вка, веч…рка, деш…вый, ж…ваный, ж…лоб, ж…лтый, ж…лудь, ж…лчь, ж…рнов, ж…сткий, зач…т, кош…лка, печ…нка, пощ…чина, прич…ска, пч…лка, пш…нка, расч..ска, реш…тка, сч…т, уч…ба, уч…т, ч…боты, ч…лка, ч..лн, ч..рствый, ч…рточка, чеч…тка, ш…пот, щ…голь, щ…лка, щ…тка.

  2. Тихий ш…рох, говорить общ…, выступать горяч…, боч…нок с водой, искусный ж…нглер, опытный ш…фер, деш…вый товар, двойной ш…в, вертеть трещ…тку, печ…ные яблоки, холщ…вый мешок, мягкая ш…рстка.


Упражнение 2.

Тест 1. Отметьте номера слов, в которых пишется О.


1) бесш…вный

2) беч…вка

3) борж…ми

4) ж…рнов

5) ж…лоб

6) ж…лчный

7) ж…нглер

8) ж…рдочка

9) маж…р

10) ухаж…р

11) молодож…ны

12) обж…ра

13) ож…г (руку)

14) пощ…нина

15) расч..ска

16) реш…тка

17) трущ…ба

18) чащ…ба

19) ш…колад

20) ш…рох


Тест 2. Отметьте номера слов, в которых пишется Ё.


1) щ…лкать

2) электросч…тчик

3) нипоч…м

4) снабж…нный

5) уч…ность

6) отреш…нность

7) прич…м

8) туш..нка

9) ноч..вка

10) танц…р

11) облиц…вывать

12) ч…каться

13) чеч…тка

14) перед рубеж…м

15) сокруш…нно

16) горяч…

17) крюш…н

18) наблюдать за стриж…м

19) стриж…м мальч…нку

20) холщ…вый

Тест 3. Отметьте номера слов, в которых пишется У.

1) брош…ра

2) ощ…пью


3) параш…т

4) щ…чий


5) ж…ри

6) сброш…ровать


16) сощ…ренный

17) оч…титься


Тест 4. Отметьте номера слов, в которых пишется И.

1) ож…вление

2) ш..ньон

3) нач…дить

4) ш…ллинг

5) ш…мпанзе

6) щ…вель

7) ш…фоновый

8) ш…фонер


12

3. ведёш…

4. гореч…

5. горяч…

6. ералаш…

7. жеч…ся

10. июн…ский

11. январ…ский

12. клян…чить

13. кулич…

14. мелоч…

17. острич…

18. сплош…

19. тон…ше

20. явиш…ся


Тест 4. Отметьте номера слов, в которых пишется Ь.


1. вскач…

2. говориш…

3. вояж…

4. залеч…

5. изречеш…

6. любуеш…ся

7. мятеж…

8. назнач…

9. пейзаж…

10. проч…

11. нет стрельбищ…

12. свар…щик

13. бетон…щик

14. тягуч…

15. тянеш…ся

16. держиш…ся

17. несколько крыш…

18. отсроч…ка

19. отсроч…те

20. с…ешьте



Контрольный тест. Вариант 1. Запишите правильный ответ.


1. Буква «О» пишется в слове:

а) ост…новка б) насл…ждение в) об…яние г) зар…ждение


2. Верно ли, что в корне слова «касаться» пишется буква «А», потому что после корня есть суффикс «А»?

а) да б) нет


3. Безударная гласная, проверяемая ударением, пропущена в слове:

а) л…биринт б) просв…щение в) ум…рать г) предл…жение


4. Укажите слово с ошибкой:

а) проскачить б) покаяние в) обнаженный г) обогащаться


5. На месте пропуска пишется одиночная согласная «Л» в слове:

а) ба…ада б) э…егия в) бе…етристика г) ба…отироваться


6. На месте пропуска пишется согласная буква в слове:

а) опас…ный б) бесчу…ственный в) рове…сник г) искус…ный


20

IV. Правописание приставок.


1. НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ

С -, ПОД -, НАД - , ОБ -, В -, ОТ-, ПРЕД -, ПЕРЕ-, НА -.

2. НА - З

перед звонкими согласными,

перед гласными

безвкусица

безаварийный

С - ! сбить, сделать,

сжать

ЗД ! здесь, здоровье,

здание

РАЗ – (РАС-) – РОЗ- (РОС)-

развалить – розвальни

расписать - роспись

Исключение: розыскной

НА - С

перед глухими

согласными


бессильный

бескровный





ЗАПОМНИТЬ:

расчёт

рассчитать

И – Ы после приставок на согласную



играть – сыграть

идейный – безыдейный


ИСКЛЮЧЕНИЯ:

МЕЖ межинститутский

СВЕРХ сверхизысканный

контригра

сложносокр.: пединститут

3. ПРИ –

1. = около

2.приближение, присоединение

3. действие сверху вниз

4. = чуть – чуть, недолго

5. действие, доведенное до конца

6. сопутствующее действие

7. действие в интересах кого-либо

приморский

прислонить

пристегнуть

примять

приоткрыть

прилечь

придумать

пританцовывать

припрятать

присвоить


ПРЕ –

1. = очень, весьма


премилый

преувеличить


2. = ПЕРЕ- («через», «по-иному»)


преступить (закон)

преображать

РАЗЛИЧАЙ!

предать (друга)

претворить (мечту в жизнь)

преклоняться (перед кем-нибудь)

преступить (закон)

пребывать (находиться где-либо)

преемник (последователь)

преходящий (временный)

презирать (не уважать)

придать (значение, силы)

притворить (дверь)

приклонить (ветки к земле)

приступать (к делу)

прибывать (куда-либо)

приёмник (аппарат)

приходящий (кто приходит)

призирать (давать приют)

14




3. Наречие

настежь

прочь

сплошь

Искл.: уж, замуж, невтерпеж

4. Частицы

ишь

лишь

вишь

3. ЧН, ЩН, ЧК, НЩ, НЧ, ЧТ, ЧШ, РЩ


ночной

мощный

точка

каменщик

нянчить

прочти

лучше

сварщик

Ь в неопределенной форме глагола

Разделительные Ъ и Ь

- ТЬСЯ – что (с) делать? (инф.)

- ТСЯ – что (с) делает? (3 лицо)

Он (что делает?) учится.

Он хочет (что делать?) учиться.

С

О

Г

Л.


Е

Ё

Ю

Я

объёмный

предъявить

сверхъестественный

НО! сэкономить

(др. гласн.)

В безличных предложениях

(нет и не может быть подлежащего)

Инояз.


Е

Ё

Ю

Я

субъект

объект

адъютант

инъекция


-ТСЯ


Не спится.

Легко дышится.

Смеркается.

НО! контрудар (др. гласн.)

двух

трех

четырех


Е

Ё

Ю

Я

двухъярусный

НО!

двухэтажный

(др. гласн.)

Ь – в повелительном наклонении

оставь – оставьте

присядь – присядьте

прибавь – прибавьте

познакомь – познакомьте

приготовь - приготовьте





Двуязычный (первая часть – не на согл.)

В остальных

позициях


Е

Ё

Ю

Я

И

пьеса

бельё

вьюга

рьяный

соловьи

ЗАПОМНИ: -ОН (инояз.) медальон, бульон, почтальон, павильон, шампиньон, батальон


18

Тест 3. Отметьте номера слов и словосочетаний, в которых пишется И.

1. пр…бывать в город

2. пр…бывать в неволе

3. пр..емник

традиций

4. радиопр..ёмник

5. пр…данье старины

6. пр…дать форму

шара

7. пр…дать блеск

поверхности

8. пр…творить дверь

9. пр…дать свою

мечту

10. пр…творить планы

в жизнь

11. камень

пр…ткновения

12. пр…ткнуться в уголок

13. пр…зреть бездомного

котенка

14. пр…зирать негодяя

15. пр…ходящий момент

16. пр…ходящая няня

17. пр..терпеться к боли

18. пр…падать к

сильному плечу

19. пр…дел в зраме

20. пр…терпеть лишения


21. пр..дел мечтаний

22. пр..клонить ветки

23. пр..скорбный факт

24. пр..подать урок

25. пр..клонить колени

26. пр…клонить голову

к плечу

27. пр…клонить голову перед мужеством героев

28. пр…светлый образ

29. пр…емлемый вариант

30. пр…емственность

поколений


Тест 4. Отметьте номера слов, в которых пишется Е.


1. пр…неприятный

2. пр…ступник

3. пр..крыть

4. пр..дворный

5. пр…возносить

6. пр… успевать

7. пр…открыть

8. пр…брежный

9. пр..грешение

10. пр…старелый

11. пр..лечь

12. пр…обретать

13. пр…забавный

14. пр…одоление

15. пр…держать

16. пр…лив

17. пр…общить

18. пр…мудрый


Упражнение 2. Распределите слова в два столбика: с буквой Е в приставке и с буквой – И.

Пр…городный поезд, пр…кращение споров, пр…сесть на скамью, пр…ходящий успех, пр…ходящий поезд, пр…бывать в неведении, пр…лагать усилия, пр…клоняться перед красотой, пр…морский бульвар, пр…ступить закон, пр…ступить к занятиям, пр…вилегированное сословие, пр…глушённые голоса, пр…забавный случай, пр…сутствовать на премьере, пр…следовать врага, пр…зидент страны, пр…влекательный вид, несправедливые пр…тензии, седой пр…вратник, пр…красный вечер, пр…бывать на отдыхе, пр…бывать на отдых, сидеть в пр…зидиуме, пр…коснуться к тайне, столовый пр..бор, пр…стижная профессия, пр…знаться в чувствах, пр…даное невесты, отвергнуть


ГБПОУ «Строгановский колледж»

г. Очер

Оханский филиал













Сборник заданий № 3

для самостоятельной работы студентов

по учебной дисциплине «Русский язык»

по теме

«Орфография».

















Оханск, 2013



Содержание


  1. Безударные гласные в корне слова._______ _______________ 4

  2. Правописание согласных в корне слова.___________________ 8

  3. Гласные после шипящих и Ц_____________________________ 11

  4. Правописание приставок________________________________14

  5. Правописание Ъ и Ь знаков _____________________________ 17

  6. Контрольный тест, вариант 1_____________________________20

  7. Контрольный тест, вариант 2 ____________________________ 22

  8. Контрольный опросник. Вариант 1_______________________ 23

  9. Контрольный опросник. Вариант 2_______________________ 24

  10. Задания повышенного уровня сложности__________________ 26

  11. Варианты контрольных работ____________________________29

  12. Список литературы _____________________________________30
























31

Пояснительная записка.

Сборник заданий № 3 для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык» по теме «Орфография» предназначен для самостоятельной работы студентов в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям «Автомеханик» и «Повар, кондитер».

Данное пособие составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык» и позволяет повторить и обобщить знания по следующим темам данного раздела русского языка:

- правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных;

- употребление букв Ъ и Ь;

- правописание гласных после шипящих и Ц;

- правописание приставок на З - / С - и ПРЕ -/ ПРИ -;

- правописание гласных И – Ы после приставок.

В пособие включены справочные материалы (в том числе обобщающие схемы по теме «Орфография), тренировочные упражнения разного уровня сложности, тренировочные и контрольные тесты, варианты контрольных работ.

В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык» на изучение данного раздела отводится максимальное количество 18 часов, в том числе 13 часов – на аудиторную и 5 – на самостоятельную работу.

Данное пособие позволит студентам изучить теоретический материал по теме, отработать практические навыки.

Кроме этого, работа с пособием позволяет реализовывать общие компетенции в ходе выполнения практических заданий: овладевать культурой мышления, обобщением, анализом и восприятием информации, постановкой целей и выбором пути их достижения; развивать способность логически верно строить устную и письменную речь.











3

Варианты контрольных работ.


варианта

Виды работ

1

Тема I, упр. 1; тема II, упр. 1; тема III, упр. 1; IV упр. 1/1; тема V, упр. 1; контрольный тест вар. 1.

2

Тема I, упр. 2; тема II, упр. 2; тема III, упр. 2; IV упр. 1/2; тема V, упр. 2; контрольный тест вар. 2.

3

Тема I, упр. 3; тема II, упр. 3; тема III, упр. 3; IV упр. 1/1; тема V, упр. 3; контрольный тест вар. 1.

4

Тема I, упр. 4; тема II, упр. 4; тема III, упр. 1; IV упр. 1/3; тема V, упр. 4; контрольный тест вар. 2.

5

Тема I, упр. 1; тема II, упр. 1; темаIII, упр. 1; IV упр. 1/1; тема V, упр. 1; контрольный тест вар. 1.

6

Тема I, упр. 1; тема II, упр. 1; темаIII, упр. 1; IV упр. 1/1; тема V, упр. 1; контрольный тест вар. 1.

7

Тема I, упр. 1; тема II, упр. 1; темаIII, упр. 1; IV упр. 1/1; тема V, упр. 1; контрольный тест вар. 1.

8

Тема I, упр. 1; тема II, упр. 1; темаIII, упр. 1; IV упр. 1/1; тема V, упр. 1; контрольный тест вар. 1.

9

Тема I, упр. 1; тема II, упр. 1; темаIII, упр. 1; IV упр. 1/1; тема V, упр. 1; контрольный тест вар. 1.

10

Тема I, упр. 1; тема II, упр. 1; темаIII, упр. 1; IV упр. 1/1; тема V, упр. 1; контрольный тест вар. 1.

















29

Сжимать – сжать

ЗАПОМНИТЬ:

сочетать, сочетание, чета

Смотри ЗНАЧЕНИЕ корня


О А

МОК (= пропускать МАК (= погружать

влагу) непромокаемый в жидкость) обмакнуть

РОВН (ровный, гладкий) РАВН (одинаковый)

уровнять уравнение


ЗАПОМНИТЬ: равнина, поровну, подравнять (ся) (ряды при построении)


Упражнение 1. Правописание безударных проверяемых гласных в корне.

Зап_вать куплет — зап_вать лекарство, отв_рить картошку — отв_рить окно, пол_скать белье — пол_скать котенка, местный ст_рожил — ст_рожил склад, посв_тить себе фонариком — посв_тить себя науке, прим_рять платье — прим_рять поссорившихся, промышленность разв_вается — флаги разв_ваются, ум_лять достоинства — ум_лять о помощи, ч_стота колебаний — ч_стота помещения.

Возр_ждение, восхв_ление, гарм_нировать с чем-либо, загл_денье, высокое загр_ждение, задр_жать от страха, землетр_сение, изнем_гать от усталости, к_лючий, м_рщинистый, насл_ждаться, неисс_каемый источник, обл_котиться о перила, обн_жить пороки, обн_вленный, огл_вление, опл_тить проезд, оп_лчение, отт_пель, оч_ровательная девушка, погл_щение влаги, пож_лой человек, пок_яние, пор_девший, пренебр_жительный, прип_ять деталь, просв_щение, раз_бщенность, разъ_ренный, раск_лить печь, раст_лковать, р_скошный, сож_ление, сокр_щение, спл_ченный, сл_пить из глины, см_риться с обстоятельствами, увл_кательный рассказ, ув_дающие цветы, угн_тение, уд_вляться, уед_ненное место, укр_титель, елочные укр_шения, упр_щенный разбор, уск_рение.


Упражнение 2. Правописание чередующихся гласных в корне.

Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, д_рется, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся,

5

  1. Головоломка. Вставьте гласные в приставки. Если вы употребили букву И, то из заданного к слову числа вычтите 5 единиц, если букву Е, то прибавьте к числу 5 единиц. Замените вновь получившиеся числа буквами (В алфавите поставьте порядковые номера над всеми буквами (от 1 до 33)). Запишите получившееся предложение, которое сложилось из этих букв.

Пр_крепкий сон

Пр_уральская долина

Пр_украсить костюм

Пр_думать рассказ

Пр_красный день

Пр_следовать зверя

Пр_тупиться от ржавчины

Пр_бавка к зарплате

Непр_станно грохотать

Пр_обрести товар

Пр_берегать на зиму

Пр_кратить разговоры

Пр_вратиться в старика

Пр_твориться глухим

Пр_баутка

Пр_готовиться к работе

Пр_вышать власть

Пр_крепить к доске

Пр_брежный район

Пр_лечь поспать

Пр_увеличивать опасность

Пр_пятствие на пути

Пр_слониться к стене

Пр_ломить сопротивление

Пр_сытиться сладким

Пр_ласкать собаку

Пр_одолеть трудности

Непр_рывно болеть

Пр_нудить к работе

Непр_менно сделать

Пр_гореть к сковородке

Пр_сечь разговоры

Пр_морский край

10

11

20

6

14

15

35

11

26

25

21

10

1

22

21

9

11

10

6

10

11

3

10

25

5

18

5

14

20

1

9

14

8

27

зал…зать на дерево, зал…зать рану, зап…вать песню, зап…вать лекарство, ударился оз…мь, созревает оз…мь, посв…тить стихи другу, посв…тить фонарём, а…анн видеть, а…анн данные, ч…стота посещений, ч…стота помещений, пос…деть на лужайке, пос…деть от горя, прим…рять костюм, прим…рять спорщиков, выб…рать, выд…рнуть, бл…стательный, бл…стящий, зан…маться, обж…гание, оп…реться, проб…раться, подн…мать, соч…тание, отм…реть, к…саться, прик…сновение, предл…гать, предл…жить, усл…жнять, изл…гать, з…ря, оз…рять, дог…рать, заг…релый, а…рец, раств…римый, накл…нить, откл…нение, пл…вец, пл…вучесть, вск…чить, ск…чок, обск…кать, р…стение, возр…ст, отр…сль, подр…сток, Р…стов, обм…кнуть в воду руку, плащ пром…кает, зар…внять грядки, ср…внение, ур…внение, непром…каемый зонт.


Упражнение 5. Вставьте на месте пропусков чередующиеся гласные в корнях слов.

Таинственные цветы.

Как-то летом я возвр…щался с озера в деревню. Дорога шла лесом, всё вокруг зар…сло пахучими травами. Заслушавшись пением птиц, я заметил на поляне синие цветы. Зар…сли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой. Я насоб…рал этих цветов. Они были похожи на колокольчики, но у колокольчиков чашечка всегда скл..няется к земле, а у этих чашечки стояли, вытянувшись вверх, словно они раскрылись навстречу з…ре.

Густая пор…сль березняка закрыла от меня дорогу, и я вск…чил на пень, определяя, куда мне надо идти.

Наконец я вышел из леса в поле. Сердце зам…рало при виде красоты утренней природы. На траве бл…стали капли росы, широко расст…лались посевы хлебов.

На полевой дороге мне попались две заг…релые деревенские девушки. Увидев меня с цветами, они точно зам…рли, а потом рассмеялись и начали оживленно разговаривать. Пор…внявшись со мной, девушки сказали: «Спасибо вам, что вы повстречались нам с этими цветами!». А потом покл…нились мне и бросились бежать.

Я предл…гал девушкам взять цветы с собой, но моё предл…жение их ещё больше смешило. Я решил, что девушки шутят надо мной. Но все же было что-то таинственное и удивительное в этом случае, что к..салось этих девушек и чего я не мог понять.

В деревне загадка разъяснилась. Моя соседка сказала: «Вы нашли очень редкие цветы. Есть поверье, что они проносят девушкам счастливую любовь».


7

III.

1. бестелес…ная легкость

2. бесчу…ственное сердце

3. целос…ный анализ

4. живопис…ное место

5. э…зотический пейзаж

6. кристалл…ьная чистота


VII.

1. пред…стория романа

2. пост…нфарктное состояние

3. новейшие пр…образования

4. пр…обладание разума

5. найти пр…станище

6. пр…свистнуть от удивления

IV.

1. не тревож…ся обо мне

2. сотни тысяч…

3. ринуться проч…

4. несведущ… в делах

5. что за роскош…

6. смеёш…ся над собой


VIII.

1. английская ч…порность

2. ноч..вка в лесу

3. сильный ож…г

4. лиш…нный самосознания

5. изящный каблуч…к

6. ш…рох листьев

V.

1. ад…ютант его

Превосходительства

2. в…южный ветер

3. нечто сверх…естественное

4. необ…ятные прсторы

5. комп…ютерная графика

6. общ…ность интересов


IX.

1. ц…плячья душа

2. точная инструкц…я

3. олиц…творение жизни

4. принц…пиальные отличия

5. ц…фровые данные

6. ситц..вое платье

VI.

1. чере…чур мягкий

2. бе…цельность существования

3. …делать по-своему

4. и…живать недостатки

5. бе…просветная глупость

6. во…создать прошлое


X.

1. незрелый крыж…вник

2. оглянуться через плеч…

3. горяч… спорить

4. открыть дверь ключ…м

5. улич…нный во лжи

6. румяные щ…чки






25


Упражнение 1. Перепишите, подберите (в скобках) проверочные слова.


1. В сумерки Никита побежал через двор к лю…ской, откуда на лиловый сне… падал свет двух замер…ших окошек. 2. За большой печью пилил деревя…ку сверчок. 3. Мишка сидел на краю коло…ца и макал в воду кончик варе…ки, надетой на руку. 4. Никита возвращался с моло…бы. 5. Услыхав свое имя, помесь таксы с дворня…кой вышла из-под верстака, где она спала на стру…ках, сла..ко потянулась и побежала за хозяином. 6. Вскоре после обеда гости уехали, чтобы успеть переодеться к сва…бе. 7. К вечеру гроза начала стихать; дождь превратился в изморо…ь. 8. Ударили холода, изморо…ь покрыла деревья.


Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Котел варился посредине, и дым выходил в отвер…тие, сделанное в верху кибитки. 2. Наполненный яг…аш немилосердно резал мне плечо. 3. За столом разместились попарно, то есть мужчины впереме…ку с дамами. 4. Повар хлопает дверцами печки, заглядывает в духовой ящик, внимательно осматривает ко…форки. 5. Он опирается на трость с большим костяным набалда…ником. 6. Парень делает из большой, угловатой деревя…анн…ку. 7. Илья всегда приносил с собой что-нибудь вкусного: баранок, мятных пряников, медовой коври…ки. 8. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо…ь. 9. Бураго пожевал мун…штук папиросы, щурясь от дыма. 10. На полу, впереме…ку с пакетами чая и табака, валялись кожаные перчатки и старинные красивые меховые сапоги. 11. Алексей быстро поднимался по винтовой лес..нице. 12. Я кладу бума…ку в карман стеганки и надеваю варе…ку. 13. Молочная изморо…ь расписывает свои узоры на стеклах окон. 14. По шоссе навстречу мчались велосипедисты, юноши и девушки в ярких фу…болках. 15. Вагон стоял на во…зальных путях. 16. Валентина прошла в диспе…черскую.


Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, подберите по возможности проверочные слова.


1. Никита свис…нул три раза. 2. Заросли сирени с двух сторон балконной лес…ницы пригнулись под снегом. 3. Снег сиял и хрустел. Щипало в носу, и слипались рес…ницы. 4. Всего в обозе было шес…надцать саней. 5. Бездонное небо переливалось, словно по звез…ной пыли шёл ветерок. Разос…лался светящимся туманом Млечный Путь. 6. Свирепеет мороз ненавис…ный. 7. Река была в версте от деревни, извилистая, с чудес…ными берегами. 8. Девочка была невесомой, почти бестеле..ной. 9. Рове…ники годами, близкие родственники, они почти никогда не разлучались.

9

13. После приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я пишется:

а) разделительный Ь б) разделительный Ъ


14. Ъ не пишется в слове:

а) об…явление б) из…ян в) ад…ютант г) с…экономить


15. В окончаниях существительных, прилагательных и на конце наречий после шипящих под ударением пишется:

а) Ё б) О в) Е


16. Укажите слово с ошибкой:

а) печёт б) дешёвый в) плечём г) окружённый


17. Ь после шипящих пишется на конце наречий:

а) уж… б) сплош… в) замуж… г) невтерпеж…


18. Ь не пишется в слове:

а) лиш… б) пытаеш…ся в) из-за туч… г) гореч…



Контрольный опросник. Вариант 1. Укажите буквы на месте пропусков.

Например: I. 1 – а, 2 - … и т.д.

I.

1. испытывать насл…ждение

2. найти ут…шение

3. спящие д…лины

4. выдвинуть г…потезу

5. обн…анне деревья

6. прив…легия сильных


III.

1. уча…ствовать в споре

2. филосо…ский вопрос

3. искус…ный мастер

4. блес…нуть на солнце

5. мой ровес..ник

6. чудес…ная улыбка

II.

1. расст…лается вокруг

2. бл…стательное выступление

3. осторожно прик..саться

4. оз…ренный светом

5. разж…гать страсти

6. сотв…рить себе кумира


IV.

1. гореч… воспоминаний

2. не плач…те, пожалуйста

3. в прохладе березовых рощ…

4. сплош… покрыта

5. взгляд колюч…

6ю большой тираж…


23

  1. Гласные после шипящих и Ц.

О (Ё) – Е после шипящих и Ц


Сущ., прил., наречия


шип.

О

Ц


дружОк – горошЕк

ключОм – пейзажЕм

парчОвый – ландышЕвый

- ЁР свинцОвыйлицЕвой

дирижЁр, горячО – пугающЕ

стажЁр


отглагольные


шип.

Ё



стережЁт (гл.)

ночЁвка ночЕвать (гл.)

увлечЁнно – увлечЁнный – увлЕчь (гл.)

тушЁнка – тушЁный – тушить (гл.)

ожЁг (руку) – гл.

НО! ожОг (на руке) – сущ.

Шип. Ё Ё // Е


шЁпот – шЕптать


решЁтка – решЕто


Рассуждай так:


Ё //Е (безуд.)

КОРЕНЬ?

ГЛАГОЛьное?


ДА

Ё – Е (безуд.)

НЕТ


О – Е (безударн.)

ЗАПОМНИ! Шоколад, шофер, крыжовник,

шов, шоссе, обжора, шорник,

капюшон, жокей, пижон,

шорох, чокаться, рожон,

чопорный, жонглер, чащоба,

шорты, шомпол и трущоба,

трещотка, ранчо и боржом,

Печорин, Щорс и мажордом.

И – Ы ПОСЛЕ Ц

цИ цИрк, цИфра


Ия акацИя, революцИя


Ц Ы лисицЫн, девицЫ, бледнолицЫй

цЫпленок

ИСКЛЮЧЕНИЯ: цЫган

цЫкнуть, цЫц,

на цЫпочках


11

7. Ошибка допущена в слове:

а) ужасный б) айсберг в) путешевствовать г) референт


8. После шипящих в окончаниях глаголов под ударением пишется буква:

а) О б) Ё


9. Буква «О» пишется в слове:

а) окруж…нный б) ноч…вка в) горяч… г) дириж…р


10. Укажите слово с ошибкой:

а) цыганский б) циркуль в) рация г) бледнолиций


11. Ъ пишется в слове:

а) кар…ер б) сер…езно в) ин…екция г) д…явол


12. Ь пишется в слове:

а) нян…чить б) зон…тик в) из…ян г) воз…ми


13. На месте пропуска «Ь» не пишется в слове:

а) роскош… б) береч… в) колюч… г) навзнич…


14. Укажите слово с ошибкой:

а) из-за туч б) настеж в) сплошь г) назначьте


15. Какая приставка указывает на пространственную близость:

а) ПРЕ - б) ПРИ-


16. Удвоенная согласная пишется в слове:

а) ра(с, сс)чет б) бе(с, а)помощный в) и(с, а)черпать г) во(с, а)тание


17. Буква Е пишется в слове:

а) пр…ютить б) пр…открыть в) пр…небрежительно г) пр…велегия


18. Ошибка допущена в слове:

а) межинститутский б) безимянный в) приоритет г) препятствие





21

Тест 5. Отметьте номера слов, в которых пишется Ы.


1) иниц…ал

2) лейкоц…т

3) на ц…почках

4) панц…рь

5) пац…ент

6) пац…фист

7) рец…див

8) ц..клоп

9) лисиц…н домик

10) щипц…

11) ящериц…н хвост

12) ц…ган

13) страниц…

14) тенденц…я

15) ц…стерна

16) ц…трусовые

17) куц…й хвост

18) амортизац…я

19) ц…тадель

20) ц…када


Тест 6. Отметьте номера слов, в которых пишется И.


1) тромбоц…т

2) ц..ц

3) ц…ферблат

4) эрудиц..я

5) дикц…я

6) иниц…алы

7) иниц…атива

8) принц…п

9) скворц…

10) сестриц…н

11) смуглолиц…й

12) Цариц…но

13) ц…нк

14) ц…вилизация

15) ц…нга

16) ц…линдр

17) ц…кнуть

18) ц…пки

19) ц…рюльник

20) ц…пленок


Тест 7. Отметьте номера слов, в которых пишется О.


1) крыльц…

2) молодц…ватый

3) станц…вать

4) станц…ванный

5) сториц….ю воздастся


6) ц…клевание

7) плащ..м

8) анн…

9) ц…котать

10) глянц…м

Упражнение 3. Спишите, вставьте на месте пропусков буквы.

Ч…порный ч…а в ч…рной ш…лковой одеж..нке сидел на ж…стком диване и пил деш…вый желудёвый кофе, изредка ч…каясь со своим отражением в тяж…лом глянц…витом самоваре, стоящ…м на парч…вой скатерти ш…коладного цвета. Ч…а был больш…й обж…ра и, несмотря на изж…гу и больную печ…нку, объедался крыж…вником со сгущ…ным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальц…м, ч…а, молодц…вато встряхнув ч…лкой, пустился танц…вать чеч…тку. Ц…канье его копыт было столь сильным, что в ц…кольном этаже думали, что наверху гарц…вала лошадь. Однако ч…а был не очень искусным танц…ром и, совершив один не совсем удачный скач…к, врезался в самовар и обж…г свой пятач…к, покрытый мягкой ш…рсткой. Ож…г был очень тяж…л. Огорч…нный ч…а куц…й овц…й бросился к боч…нку с моч…ными яблоками и сунул в него обожж…нный пятач…к. «Правду говорят, что небереж…нного Бог не береж…т», - ч…ртыхнулся ч…а ч…ртовской пословицей.

13

Упражнение 1. Спишите, на месте пропусков вставьте при необходимости Ь.

1. Приближалась довол…но скучная пора; стоял ноябр… уж у двора. 2.Нян…а Вар…а, девоч..ка лет тринадцати, качает колыбел… . 3. Дожд… шел порывами, переходя то в ливен…, тов изморос… . 4. Измороз… - похожий на иней снегообразный осадок. 5. В награду любого воз…меш… ты коня. 6. На столе лежала карта Волги, вся исчер…ченная синими и красными знач…ками. 7.Тут самая мален…кая лачужка украшена хитрейшей рез…бою. 8. Не откажите мне в моей прос…бе. 9. Она села за пис…менный столик. 10. На следующий ден… я видел Зинаиду тол…ко мел…ком. 11. Гон…щики приняли старт ран…ним утром.


Упражнение 2.

Тест 1. Отметьте номера слов, в которых пишется Ь.


1. в…едливый

2. из…явить

3. из…ять

4. бел…етаж

5. фортеп…яно

6. ад…ютант

7. н…юанс

8. девят…ю

9. зав…южить

10. интерв…ю

11. ос…миног

12. п…едестал

13. кинос…емка

14. тепло…емкий

15. транс…европейский

16. трет…егодний

17. трех…ярусный

18. четырех…этажный

19. пас…янс

20. шампин…он


Тест 2. Отметьте номера слов, в которых пишется Ъ.


1. без…ядерный

2. вар…ирование

3. кабал…еро

4. в…явь

5. ин…екция

6. из…ян

7. почтал…он

8. мыш…яковый

9. фел…етон

10. меж…языковый

11. раз…единенный

12. с…емочный

13. фельд…егерь

14. четырех…ярусный

15. анн…он

16. анн…чжурский

17. зареч…е

18. об…ятия

19. кон…юктивит

20. раз…езжать


Тест 3. Отметьте номера слов, в которых пишется Ь.


1. ал…труист

2. необходимо

бросит…ся

8. замуж…

9. зареж…


15. наотмаш…

16. настеж…



19

ЗАПОМНИ!

И

Е

привилегия

приключение

приоритет

присутствие

приличный

приверженец

неприхотливый

примитивный

природа

присяга

причудливый

причина

прическа

приказ

придирчивый

преподнести

препятствие

прегрешение

преследовать

знаки препинания

камень преткновения

превратный (изменчивый)

пренебрежение (неуважение)

преобладать

президент

президиум

прельщать

претензия

препарат

претендент

премьера


Упражнение 1.

Тест 1. Отметьте номера слов, в которых пишется З.


1. бе…болезненный

2. бе..трепетный

3. и…зябнуть

4. ра..лагать

5. бе…граничный

6. бе…цензурный

7. и…ключить

8. ра…каиваться

9. бе…жизненный

10. бе…человечный

11. и…следование

12. ра…познавать

13. бе…заветный

14. бе…шабашный

15. и…текать

16. ра…свело

17. бе…мерный

18. ра…задорить

19. ра…топтать

20. и…черпать


Тест 2. Отметьте номера слов, в которых пишется О.


1. р…звальни

2. р…зваливать

3. большая р…зница

4. продавать в

р…зницу

  1. веселый

р…зыгрыш


  1. смешно

р…зыграть

7. р…счерк пера

8. уголовный

р…зыск

9. р…зыскать с

собакой

10. р…злив реки

11. р…списание

уроков

  1. р…зыскной

отдел

  1. р…зыщу

книгу

  1. дать

р…списку


15

пр…тязания, пр…зрительный взгляд, пр…вить хорошие манеры, лишить пр…вилегии, пр…вратиться в посмешище, пр..тендовать на пост, забавная пр…баутка, выглядеть пр…зентабельно, пр…бывать в тревоге, пр…тупленный звук, искусная пр…творщица, пр…даваться мечтам, пр…норавливаться к обстоятельствам, картина без пр…крас, пр…вратно понимать, пр…дать осмеянию, знаки пр…пинания, пр…даваться воспоминаниям, пр…ходящее явление, пр…ручить зверя, пр…чудливый рисунок, сделать пр…вивку, пр…градить дорогу, пр…увеличить опасность, пр…стяжная лошадь.


Упражнение 3. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

1. Бе…численные бе…защитные бе…земельные крестьяне написали во…звание и во…стали против бе…закония, бе…человечных условий и бе…чётного нарушения прав. 2. Бе…спорно, с бе…сонницей бороться бе…смысленно. 3. Подытоживая конференцию, небе…интересно отметить, что сверхинтенсивные и…следования позволили сымитировать редкое явление и…чезновения элементов и показали сверхинтересные результаты, которые превзошли все предварительные ожидания. 4. Р…злив реки мы наблюдали с ра…света. 5. Р…зыскной отдел пр…ступил к р…зыску пр…ступника, который пр…ступил закон, за что он достоин пр…зрения. 6. Пр…старелый пр…зидент компании по производству радиопр…ёмников, будучи в пр…клоном возрасте, подыскал пр…емника, оставив себе все пр…велегии. 7. Клоун, бе…вкусно одетый в сверхизысканный наряд, выглядел чере…чур смешно. 8. В ра…писке, написанной на ра..писании, стояла подпись. 9. Родственники пр…зрели бе…пр…данницу, у которой не было пр…данного.


V. Правописание Ъ и Ь знаков.


Ь после шипящих

ПИШЕТСЯ

НЕ ПИШЕТСЯ

1. Существительные 3 склон. ж.р.

горечь

роскошь

фальшь

2. Глагол

думаешь (2 л. ед.ч.)

порежь, порежьте (повелит. накл.)

беречь, беречься (инф.)


1. Существительные 1,2 склон.

из-за туч_ (1скл., Р.п., мн.ч.)

от пожарищ_ (2 скл., Р.п., мн.ч.)

камыш_ (2 скл., И.п.)

2. Краткие прилагательные

(КАКОВ?)

могуч_

свеж_



17




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Чазова Татьяна Николаевна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107003

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства