kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль культурологической драматизации как формы игровой технологии для достижения высокого уровня развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать как материал для публикации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль культурологической драматизации как формы игровой технологии для достижения высокого уровня развития речи»

Развитие речи учащихся с использованием игровой технологии

Роль культурологической драматизации как формы игровой технологии для достижения высокого уровня развития речи.

Всё стали звучать вопросы, связанные с развитием речевой компетенции учащихся. И это не случайно, потому что речь-это сложнейшая человеческая деятельностью. Для того, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо научить его увидеть, услышать, пронаблюдать, осмыслить, нафантазировать, а так же слушать и слышать; прежде всего выучивается говорить тот,кому есть что сказать,поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому творчеству и адекватному восприятию чужой речи.

Сформировать мышление можно,если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений, отделять в высказывании главное от второстепенного,аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие высказывания;отстаивать ту или иную точку зрения

Работа по данной технологии,я выделяюосновные виды учебной деятельности.

1.Работа со зрительной опорой

Использую картины, фотографии, комиксы. Простейшим примером могут быть рисунки ХерлуфаБетструпа в уч. 5 кл. под редакцией Ладыженской. Это комиксы. Они задают тему разговора и сюжет. Дети сочиняют и зарисовывают свои комиксы самостоятельно.

Девочка пятиклассница сочиняла следующее: 1)картинка: автобус,в котором едет много людей,настроение у всех хорошее: кто-то улыбается, некоторые разговаривают между собой, есть люди с закрытыми глазами; 2) картинка рассказывает о том,что из одной большой сумки,находящейся рядом с молодым мужчиной,исходят какие-то звуки. Люди здесь выглядят испуганными и многие устремились к выходу; 3) автобус стоит,водитель находится на расстоянии и рядом с ним милиционер,перепуганные люди кружком ещё дальше; 4) Милиционер в автобусе осторожно открывает сумку, а из неё ласково смотрит чудесный рыжий пёс; 5)Все люди в автобусе смеются,а из сумки выглядывает голова пса,смело озирающаяся по сторонам.

Затем на уроке предлагают следующие виды работ:

1. Устный диалог,в котором каждый участвующий играет роль одного из персонажей комикса. При этом работа оценивается по следующим критериям: а) сумел ли ученик индивидуализировать речь героя,показать речевыми средствами его характер; б) являются ли реплики психологически достоверными:может ли человек так мыслить и говорить в подобной ситуации, на сколько хорошо слышит реплики своих визави,являются ли его предложения, действительно,ответами на то,что он слышит или они содержательно не связаны с услышанным,насколько интересно,ярко,остроумно,лаконично он говорит,использует ли разнообразную лексику,литературна и грамотна ли его речь. После изучения в 6 кл.басен И. А.. Крылова задание было сочинить рассказ на одну из моралей басен.

Ученик, слабый при чём,нарисовал дома с отцом,но, самое главное,попросил, чтобы в их устном диалоге был автор (сильный ученик). Получился опять комикс. Так разыгрывается каждый как спектакль

2. устный рассказ по комиксу( это монологическая работа по плану,предлагаю деформированный текст). Работают средние ученики.

3. Письменный рассказ(дети читают свои истории,эмоции учитываю,советую слабым ученикам). Но письменными работами не увлекаюсь, т. к. это снижает мотивацию детей.

Всё это помещаем в классный альманах.

Творческие работы(сочинения на основе личных впечатлений:

1. музыкальные

2.читательские

3. жизненные

4. фантазийные



Когда у ребёнка есть личные впечатления переживания ему всегда есть что сказать.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ: дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, н-р. Из произведения «Зима» А. Вильвальди или др., а затем пишут сочинения или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе,слушая музыку?». В старших классах возможно высказывание на тему: «Что я чувствовал,слушая эту музыку?»

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ: делаю это по произведению, которое прочитано в классе. Н-р по региональному компоненту,потому что произведения малочисленны.

ЖИЗНЕННЫЕ: пишут то,что произошло или с ним или с родителями,друзьями,знакомыми и т.д.

ФАНТАЗИЙНЫЕ:дети любят мечтать. Кто –то о чем-то реальном,н-р., о поездке на море, в Москву, а некоторые видят себя в космосе,сказках,в древности,представляют роботов учителей, летающие тарелки. Важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребёнка. Вот почему ситуация, когда ребёнок пишет и говорит только для учителя и как говорит учитель не является нормальной. Все дети разные, поэтому важно, чтобы рост ребёнка шёл в сравнении только с его достижениями.

3. Устные дискуссии.Целью таких занятий является то, чтобы научить ребёнка слушать,слышать,формулировать свою точку зрения и аргументировать её.

Темы дискуссий должны быть интересными и в то же время хорошо знакомыми

Н-р., изучая художественные произведения в старших классах,невозможно добиться 100% прочтения объёмного произведения. Решила провести урок-суд над Обломовым(10 кл.). слабому ученику(который реализовывает себя только на сцене)я предложила роль деятельного Штольцаит.д. получилась интересная дискуссия. Важно было распределить роли. Больше всего ребята дискутируют на внеклассных мероприятиях и классных часах.

4.Языковые игры«На одну букву.», «Одним словом»-их использование помогает сделать уроки живыми,весёлыми, отдохнуть от тяжёлых для детей видов работы.

5. Пересказ художественного текста от имени героя

Все известна поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»(5 кл.). Девочки рассказывают от имени Людмилы,а мальчики от имени Черномора. Ребёнку трудно понять точку зрения другого человека. Этому учит такая работа.

6.Театрализованные сценки.

На многих уроках используют такую работу. Любой текст, где есть диалоги и прямая речь можно брать для театрализации. Удачны уроки, когда изучаем драматургию.Ребята заучивают целые сцены,отрывки с энтузиазмом. Практикую сценки без заранее написанного текста, но с заданными героями или сюжетом. В 5-6 кл.использую куклы, игрушки.

Результатом использования игровой технологии является,прежде всего, высокий уровень речевой мотивированностиу детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств,у них развивается чувство языка,слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания,места и т. п.

Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учёбе по другим предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно,они критичны к тому,что слышат от других,и одновременно достаточно объективны,стремятся понять точку зрения другого человека. Хочется думать, что к нам ребята на занятия идут с удовольствием.

7. Игра « Лови ошибку» Преднамеренно искажаю факты, предлагаю найти неверное в содержании, в речи, в описании. В сильных калссах предлагаю найти комплекс ошибок


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Степашкина Наталья Константиновна

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324483


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства