kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль учителя-предметника при организации проектной работы ученика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта проектной деятельности. Доклад о том, что необходимо учитывать психо-физические особенности развития ребенка и с учетом этого строить свою совместную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя-предметника при организации проектной работы ученика»

Роль учителя-предметника при организации проектной работы ученика

В школьном проекте очень высока роль учителя.

В своей работе над проектом я старалась организовать и внимательно проконтролировать каждый этап работы, следить за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной цели, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта.

Кроме того, я считаю, что учитель в заметной степени способствует тому, чтобы неформальное общение учеников между собой, составляющее основу успеха данной формы деятельности учащихся, было направлено на решение учебных задач.

Внедрение в школу проектного метода предполагает, что педагог выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор в оптимальном виде и оптимальной логике, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа знаний.

В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Для этого, я считаю, он как руководитель проекта:

1) должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями;

2) его авторитет должен зависеть не только от знаний собственного предмета, но и от способностей быть инициатором интересных начинаний;

3) обладать широкой эрудицией и высоким педагогическим мастерством.

Зачастую передо мной встают педагогические проблемы, связанные с развитием общеучебных умений и навыков у школьников, которые могут быть решены в рамках проектной деятельности.


Основные умения

1. Рефлексивные умения:

- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения

поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей науки;

- умение формулировать цель и ставить задачи;

- умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение формулировать проблемы и ставить задачи, вытекающие из этой проблемы.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- навыки коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- навыки взаимопомощи в группе при решении общих задач;

- навыки делового партнерства общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников проекта.

4. Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- умение принимать решение и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов);

- умения по практическому применению знаний в различных и нетипичных ситуациях;

- умение по освоению и использованию, адекватных технологий при изготовлении продуктов проектирования.

5. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования.

6. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Все вышесказанное позволяет сформулировать примерные требования к учителю, решившему заниматься проектной и исследовательской деятельностью:

- отказ от авторитарного стиля обучения.

- Владение необходимым арсеналом исследовательских, поисковых методических приемов.

- Умение организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом.

- Владение приемами интеграции знаний из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

- Умение устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом делового эмоционального настроя, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы.

Следует напомнить, что реальные знания и умения остаются у человека тогда, когда он учится с интересом, когда понимает, зачем ему эти самые знания и умения, чем они лично для него значимы и для чего нужны.

Таким образом, участвуя в проектной деятельности, я смогла создать условия для того, чтобы учащиеся овладели новыми знаниями и умениями.

Как реализуется учебный проект?

Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые «проживает» педагог по ходу реализации учебного проекта:

- энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение поставленной цели;

- специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких предметных областях;

- консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе и другим специалистам;

- руководитель и координатор, умеющий четко наладить взаимодействие членов группы и определить задачу каждому;

- эксперт, обладающий способностью задавать косвенные и наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки.

Наиболее сложным для меня как учителя-предметника является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом.

Какие задачи, возникающие перед проектной группой, должен решать учитель, а какие разрешимы через их сотрудничество?

Я думаю, степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта, сложности изучаемой темы, характера отношений между школьниками в группе и др.

Советский ученый А.В. Леонтович считает что, в типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель - ученик».

Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной системы.

При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знаний, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, часто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Все это предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.

Я, являясь учителем-предметником, определила структуру педагогического управления ученическим объединением в ходе проектной работы, включающей следующие действия:

  1. Анализ интересов, способностей и потенциальных возможностей членов группы;

  2. Определение целей, задач действий и средств развития индивидуальных и групповых способностей;

  3. Усвоение содержания проектных заданий, задач учебной, общественной и профессионально-ориентационной работы;

  4. Подготовку членов группы к выполнению проекта, плана общественной работы и профориентации;

  5. Использование наиболее эффективных принципов и методов управления проектной группой;

  6. Организацию взаимодействия внутри группы;

  7. Включение учителей и родителей в работу группы;

  8. Рефлексивный анализ деятельности группы и полученных результатов;

  9. Подведение итогов выполнения поставленных задач.

Ряд составляющих этого типа мыследеятельности: проектное мышление, проектное мыследействование, проектную коммуникацию, проектную рефлексию и проектное понимание.

Образовательное проектирование школьников в таком случае имеет сверхзадачей создание условий для овладения проектной мыследеятельностью, а следовательно, и всеми перечисленными выше ее составляющими. Реализация содержания образования, построенного на такой основе, возможна при условии, когда сам педагог обладает проектной культурой, может проектировать свою профессиональную деятельность и организует проектное движение детей.

Я считаю, что учитель не должен выступать в роли постоянного опекуна, а по отношению к ученику выполнять функции консультанта и научного руководителя, так как это происходит в большой науке.

Юный исследователь должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы лежит на нем. Ученик должен думать о сроках выполнения, добросовестности и научной достоверности своих исследований.

Дело учителя - напомнить об этом, показать направление, в котором следует искать, отредактировать текст, если это необходимо.

Реализующий в образовательном процессе развивающий и социализирующий потенциал предметного содержания, становится для учеников настоящим партнером в познании мира средствами школьного предмета.

Учебная деятельность ученика становится осмысленной для него самого, он понимает как лично ему удобнее действовать, чтобы усвоить содержание. Ученик действительно начинает учить-ся, т.е. учить самого себя.

На уроках русского языка и литературы я прежде всего развиваю познавательные возможности ученика, которые он сможет реализовать в любой момент своей жизни.

Я считаю, что учитель должен помочь ученику в его процессе самопознания и саморазвития, помочь ему найти и присвоить для этого адекватные приемы и способы.

А вот как видит педагог А.В. Хуторской образ учителя-инноватора личностно-ориентированной школы:

1) диагностирует индивидуальный личностный потенциал учеников;

  1. выявляет личностные особенности учеников в каждой конкретной

образовательной области;

3) уточняет фундаментальные образовательные объекты, связанные с ними проблемы и другие элементы образовательной программы личностно ориентированного типа;

4) отбирает культурные аналоги предполагаемым продуктам ученической образовательной деятельности;

5) обеспечивает реализацию индивидуального набора личностных качеств и ролей каждого ученика в обучении;

6) организует и отслеживает технологию движения учеников по их индивидуальным образовательным траекториям;

7) фиксирует изменения в личностных качествах учеников и степень реализации их внутреннего потенциала, а также внешнюю образовательную продукцию учащихся (портфолио).

Интересен и образ ученика школы личностной ориентации - инновационной по отношению к массовой школе. По мнению А.В. Хуторского такой ученик характеризуется следующими параметрами:

1) знает свои индивидуальные особенности, черты характера, наиболее оптимальные темпы и формы занятий каждым из учебных предметов;

2) имеет опыт реализации своих наиболее творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, проведения конкурсов, праздников, олимпиад и т.д.

3) осознает и умеет пояснить цели занятий тем или иным предметом, отчетливо понимая, зачем он ходит в школу и в чем себя реализует;

4) умеет поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности; составить план ее достижения; выполнить план, исходя из своих индивидуальных особенностей; получить и осознать свое результат; сравнить его с аналогичными результатами одноклассников; произвести рефлексию и самооценку своей деятельности;

5) имеет личностное понимание смысла каждого из изучаемых предметов; владеет базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентируется в основных учебных предметах, проблемах соответствующих наук и искусств;

6) имеет личностные результаты образования, отличающиеся от федеральных и региональных образовательных стандартов глубиной, тематикой, наличием мнения, отличного от общепринятого;

7) способен обозначить свое понимание (или непонимание) по любым возникающим вопросам; умеет понять и оценить иную точку зрения, вести диалог или спор;

8) является носителем культурных норм и традиций, прожитых и усвоенных им; умеет аргументировать свои знания и полученные результаты;

9) умеет определять свои действия в ситуациях выбора; обладает раскованностью мыслей, чувств и движений, одновременно умеет выдерживать нормы поведения, которые задаются в школе и (или) семье;

10) имеет достойную цель в жизни, умеет выстроить свои дальнейшие планы обучения на перспективу.

Бесспорно, с этим трудно не согласиться!

Ведь целью общего среднего образования является «формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники укрепление исторической преемственности поколений)».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль учителя-предметника при организации проектной работы ученика

Автор: Авсанова Бэла Анатольевна

Дата: 18.04.2019

Номер свидетельства: 507541

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства