Роль проектного метода в формировании речевой культуры студентов на уроках русского языка и культуры речи в системе СПО
Роль проектного метода в формировании речевой культуры студентов на уроках русского языка и культуры речи в системе СПО
В данной статье содержится материал, который указывает на значение проектного метода в формировании речевой культуры студентов. Автор обоснованно указывает на то,как это происходит в системе СПО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль проектного метода в формировании речевой культуры студентов на уроках русского языка и культуры речи в системе СПО»
РОЛЬ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ФОРМИРОВАНИИ
РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В СИСТЕМЕ СПО
Л.Н.Лунева
ОБПОУ «Курский государственный
политехнический колледж», г.Курск
Образовательное пространство ОБПОУ «КГПК» нацелено на достижение успеха в профессиональной деятельности каждого студента. Подготовка конкурентоспособных на региональном рынке труда специалистов, умеющих своевременно обеспечить позитивные изменения в своей профессиональной деятельности - основные приоритеты нашего многопрофильного колледжа. Здесь под профессиональной культурой будущего специалиста понимают не только владение специальными умениями и навыками трудовой деятельности, но и культуру профессионального общения, поведения и речи.
Знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения; владение терминологией и стилем профессиональной речи; четкое выполнение правил речевого этикета - вот те обязательные качества, на основе которых и формируются лингвистическая, коммуникативная и поведенческая компетенции в профессиональном общении.
Отметим лишь некоторые вопросы, предусмотренные программами для средних специальных учебных заведений по дисциплинам «Русский язык» и «Русский язык и культура речи», целенаправленная работа над которыми помогает значительно совершенствовать речевую культуру студентов в неразрывной связи с профессиональной направленностью обучения : различные виды информационной переработки источника студентами, самостоятельное построение ими текстов различной типологической структуры с учётом нормативных требований; основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового и художественного стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом в программе для СПО обозначено предпочтительное привлечение в качестве дидактического материала текстов, профессионально необходимых и значимых для студентов данного образовательного учреждения.
Основным направлением этой работы является акцент на
совершенствование навыков связной устной и письменной речи.
Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.
Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки акта речи, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на него, умение создать благоприятную для общения атмосферу и поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста.
В арсенале каждого преподавателя всегда есть свой комплекс методических приемов и форм их реализации для формирования у студента разных компетенций. Хотелось бы обратить внимание лишь на некоторые, которые, с нашей точки зрения, целесообразны не только для совершенствования речевой культуры будущих специалистов, но и способствующие решению других образовательных задач: умения самостоятельно добывать и использовать новые знания, приобретение личностного и профессионального опыта нестандартными средствами.
Ведущим методическим приемом для успешного достижения обозначенных выше целей является сегодня метод проектов, позволяющий решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития студентов.
Для системы среднего профессионального образования он актуален вдвойне как эффективное средство получения современного образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной. Приобретение коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, выполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.), сегодня особенно актуально.
Выполнение мини - проектов на учебных занятиях по русскому языку и культуре речи дает возможность студенту с любыми индивидуально-психологическими способностями почувствовать себя «на плаву», быть непосредственным участником процесса обучения. Такая форма работы кратковременна, достаточно мобильна и способствует саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации студентов в учебном процессе.
Результативными мини-проектами, помогающими решать перечисленные выше образовательные задачи, в практике нашей работы оказались следующие:
Индивидуальные словари профессиональной лексики и терминов (личный орфоэпический минимум, мини - словари терминов и профессиональных понятий); презентации «Тайны привычных фраз», «Орфографический калейдоскоп» и «Синтаксический калейдоскоп» на основе работы со словарями и справочной литературой.
Составление речевых формул и клише, презентаций в творческой форме (книги, альбомы, буклеты, инсценировки и т. д.) по двум ведущим направлениям.
Речевой этикет делового общения:
«Разрешите представиться...» (инсценирование знакомства и ситуаций общения с мало знакомыми людьми);
Речевые клише приветствия в официальной и неофициальной обстановке, их практическое использование в жизненных ситуациях;
Формулы просьбы или отказа, уместные в общении с клиентом фирмы, коллегой, вышестоящим лицом;
Кодекс Мисс Безупречных Манер;
«Какой должна быть благодарность...» (этикетные формулы речевого поведения);
Стратегия речевого поведения с людьми различного социального статуса или отклонений в поведении («Капризный клиент», весельчак, «франт», неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама и т. д.)
3. Создание текстов профессиональной направленности различной типологической структуры:
Текст выступления перед аудиторией (повествование, описание и рассуждение ; социальная и личностная ориентированность);
Монологи и диалоги на заданную тему («Однажды в мастерской...», «Мой клиент - мой лучший друг...», «В магазине...», «Особенности студенческой жизни», «Все профессии хороши, но...» и др.);
«Язык без костей...» Буклет «Тактика ведения спора»;
Вопросно - ответный комплекс, тезисы, аргументы к дискуссии на заданную тему («Современный профессионал. Кто он?», «Легко ли быть знаменитым кутюрье (дизайнером, стилистом)?», «Современные тенденции
моды. Плюсы и минусы», «Когда поступок диктует чувство...», «Можно ли нарушать гармонию природы?» и др.);
«Всегда ли по одежке встречают...» Размышление о себе;
«В человеке все должно быть прекрасно...» Размышление о роли знаков препинания в данном выражении.
4. Создание текстов профессиональной направленности разной жанровой принадлежности в устной и письменной форме:
Интервью на заданную тему с соблюдением определенной речевой тактики (поведение на радио; телевидении и др.);
Инструкция по ведению деловых переговоров;
Правила для оратора: «Умеете ли вы выступать?»;
Презентации в жанре рекламы (в соответствии с профессиональной принадлежностью : «Мой колледж», « Вы - парикмахер -стилист», «Вы - способный, начинающий дизайнер», «Вы талантливый модельер - конструктор », «Вы - дилетант в своем деле» и т. д.);
«Письмо самому себе - любимому... »
5. Выполнение творческих работ с уместным использованием заданных грамматических конструкций:
Создание перечня инструкций «Как прослыть приятным собеседником» (использование в речи различных видов сложных предложений);
Разработка модели речевого поведения «Если ваш собеседник иностранец...» (особенности построения сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными);
«Я к Вам (вам) пишу...» (письмо личного и делового характера с соответствующими синтаксическими особенностями);
«Позвони мне, позвони...» (создание текстов с использованием односоставных и неполных синтаксических конструкций);
Культура речи в картинках : «Ах, комплименты, комплименты ...» (составление удачных, но не «безумных» комплиментов с использованием обособленных определений и сложных предложений с придаточными определительными);
«Государство вашего душевного мира» или «Учитесь властвовать собой!» (составление кодекса речевого поведения с использованием односоставных предложений);
Эссе « Во многословии не без пустословия ...»;
Долгосрочные творческие проекты — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно ориенти-
рованного обучения и самостоятельной работы студентов. Проект является действенным средством вовлечения в работу большинства студентов, так как работа над таким проектом предполагает развитие интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка и культуры речи путём чтения научно-популярной и художественной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в исследовательской работе.
Актуальной формой долгосрочного творческого проекта является презентация. В практике нашей работы были созданы следующие виды презентаций:
Садово-парковое и ландшафтное строительство:
«Мой прекрасный сад»;
«Роль пейзажа в раскрытии идейного содержания художественного произведения»;
Садово-парковое строительство. Словарь терминов;
Словарь дизайнера;
Дизайн рекламы товара.
3. Парикмахер:
Словарь парикмахера;
«Роль выразительных средств языка в создании портрета (характеристики героя художественного произведения»;
4. Творческие работы для всех профессий и специальностей:
Эссе «Все профессии хороши, а я выбираю...»;
«Сказка о смысле и уме жизни»;
На заключительном этапе результатом работы над проектом могут быть следующие виды презентаций проектных работ:
Презентация проекта внутри группы .
Презентация проекта на научно - практической конференции отделения.
Презентация лучших проектов на научно - практической конференции колледжа.
Презентация лучших проектов колледжа на городских и региональных научно - практических конференциях.
Самый драматический и психологически напряжённый этап проектной деятельности - его публичная защита, где эксперты и преподаватель (либо группа преподавателей) оценивают выполненные проекты и
содержательную сторону доклада продолжительностью 5-7 минут, ответы на вопросы.
Студенты отстаивают творческую работу, убеждают комиссию в значимости проекта; показывают свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся его, но и раскрывают значение проекта с различных точек зрения. В процессе всей работы у будущих специалистов формируется целостное представление о проекте, происходит осознание законченности и значимости своей деятельности.
Результативность выполнения творческих проектов определяется также наличием обратной связи. Как вознаграждение для преподавателя и экспертов осознанно звучат слова студента, приводимые им в качестве аргументации собственной позиции. В качестве примеров можно привести следующие фрагменты из творческих работ студентов: «Профессия портного наверняка такая же древняя, как желание человека прикрыть наготу. Шли столетия, менялись эпохи, мода, нравы, но желание носить отличную одежду оставалось неизменным. Кто-то портняжничал самостоятельно, кто-то обшивался в дорогих мастерских. И сегодня кто-то покупает одежду в магазине, а кто-то одевается от кутюр. Но задумывались ли вы, что за каждой детской распашонкой, подвенечным платьем, смокингом, шубой или фуфайкой стоит труд человека? Человека, который на ощупь знает все нюансы тканевых текстур. Человека, который с закрытыми глазами вдевает нитку в иголку. Человека, который просто работает, отдает много сил для того, чтобы вам было тепло, комфортно, красиво. Имя этому человеку -Портной. » (Татьяна П., 1 курс). Или: «С самого детства люди начинают думать о том, кем они станут и какую профессию получат в будущем. Кто-то мечтает стать космонавтом, кто-то врачом, а кто-то просто суперменом. Но я к их числу не отношусь, предпочитаю жить сегодняшним днем... Профессию «Портной» я выбрала не случайно. Моя прабабка занималась рукоделием и шила разные вещи. И у меня, кажется, с самого раннего детства проявились способности к этому ремеслу. Еще одна причина -востребованность на рынке труда. В современном мире мода стала неким фетишем. Даже отрицание самой моды сейчас как никогда модно... Я не сторонница образования «лишь бы было». Я хочу иметь прочную опору под ногами - жить нужно здесь и сейчас, а не призрачным будущим.» (Ксения М., 2 курс). «Все профессии хороши, а я выбрала «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Я считаю, что эта специальность походит тем, кто не утратил тягу к прекрасному и для кого любовь к природе -главное в жизни. Ландшафтный дизайн - для тех людей, кто любит и умеет рисовать, кто хочет изменить мир к лучшему. Ведь свое воображение можно реализовать сначала на бумаге, а потом создавать потрясающие проекты, которые рано или поздно украсят не один город мира. » ( Гвоздева Д., 1 курс, СПО). «Сердцу не прикажешь любить кого-то, а разум человека не настроишь на длительное выполнение ненужного и неинтересного для него дела, ведь оно не будет приносить удовлетворение и отдачу. Мне нравится моя профессия, потому что я знаю, что она очень нужна обществу.Ведь
ландшафтный дизайнер способен превратить даже самый заурядный дачный участок в удивительный оазис.»( Костюченко Н., 1 курс, СПО).
Таким образом, проектная деятельность на уроках русского языка и культуры речи способствует формированию у студентов следующих умений и навыков: менеджерских - проектировать и планировать собственную деятельность, распределять ресурсы, принимать решения и анализировать работу; коммуникативных - вступать в диалог, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, находить компромисс; презентационных - уметь уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы.
Приобретенные в проектной деятельности умения и навыки, опыт, коммуникативная направленность и творческий подход повышает качество подготовки специалистов начального и среднего звена, их профессиональную мобильность и конкурентоспособность, и как следствие, развивает их речевую культуру. Практика подтверждает, что для студентов -это интересный вид работы, а для педагога - путь профессионального роста.
Библиографический список
Власова, Л.В.; Сементовская, В.К. Деловое общение. - М., 2010.
Джугит Мартин. Язык делового общения. Искусство коммуникации с помощью электронных средств связи. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2008. -272 с.
3. Русский язык и культура речи. Под редакцией профессора В.И.Максимова.- М.: Гардарики, 2012, 408 с.
4. Смирнова, Л.Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи..- М.: «ООО ТИД «Русское слово - PC», 2010.- 336 с.