Роль минуток чистописания в интеллектуальном развитии учащихся начальных классов
Роль минуток чистописания в интеллектуальном развитии учащихся начальных классов
Именно на ранних этапах становления личности происходит интеллектуальное развитие. Из урока в урок мы с учениками пишем, повторяем написание букв, элементов, соединений. С целью повышения интереса учащихся к работе по чистописанию и активизации всего учебного процесса необходимо создавать игровые ситуации. Вопрос ставится не просто о занимательности, а о том, чтобы она сочеталась с серьезным, напряженным трудом, то есть, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала активизации умственной работы, делала ее более привлекательной. Каллиграфическое письмо – навык ,вырабатываемый в начальных классах. Для закрепления этого навыка учителя проводят «минутки чистописания», во время которых происходит отработка написания букв, элементов, соединений букв. Увы, но в методических пособиях внимание этому почти не уделяется, а структура урока требует этого этапа. Механическое написание элементов и букв или их сочетаний неприемлемо. Эта работа должна проводиться творчески, должна стать частью процесса интеллектуального развития учеников.В докладе рассмотрены некоторые варианты заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль минуток чистописания в интеллектуальном развитии учащихся начальных классов »
Роль минуток чистописания в интеллектуальном развитии учащихся начальных классов
Акмарал Заманбековна Тойтиева
учитель начальных классов КГУ «СОШ№19»
Альмира Киноятовна Юсбекова
учитель начальных классов КГУ «СОШ№19»
ВКО, г. Семей
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Василий Ключевский
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир. Как известно, понятие «школа» происходит от латинского «shola» - лестница. И на первой ступеньке этой длинной лестницы, долгого пути по стране знаний ребёнка встречает учитель начальных классов. И от того, какова его профессиональная подготовка, внутренняя и внешняя культура, степень любви к работе и детям, будет зависеть успешность всего жизненного пути ребенка. Потому так важна в общеобразовательной школе личность учителя начальных классов! Имени первого учителя ребёнок не забывает никогда!
Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным. Свою задачу вижу в том, чтобы воспитывать жизнелюбивых, честных, активных и добрых в своей жизни людей. Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя.
Свою педагогическую деятельность строю, ориентируясь на все самое лучшее и ценное в педагогике. Одновременно с этим я веду постоянный поиск новых путей реализации поставленных задач. В последние годы проблема интеллектуального развития детей оказалась в центре внимания педагогов и психологов. Проблема развития интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с теми изменениями, которые происходят в образовании. Модернизация казахстанского образования в качестве одной из основных целей школы предполагает воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью .Новизна опыта состоит в системном использовании занимательных различных упражнений в процессе обучения на современном уровне. С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент, как эрудиция, представляющая собой определенную сумму знаний из различных областей науки и искусства.
Термин «интеллект» появился в глубокой древности. Интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Интеллект (лат. разумение, понимание, постижение, рассудок) – способность справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь. Интеллект – это психическая адаптация к новым условиям. Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество.
Именно на ранних этапах становления личности происходит интеллектуальное развитие. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8-наполовину, а к 12-на три четверти. Некоторые авторы называют ещё более ранние сроки и соответственно большую роль детства, младших школьников в умственном развитии. Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку (легко усваивают новые слова, обороты речи, без особого труда формируются речевой слух, артикуляция). Однако это явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Возрастные особенности развития детского интеллекта, новейшие исследования в области педагогики и психологии, опыт практической педагогической работы- всё это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения русскому языку. Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств личности. Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.
Из урока в урок мы с учениками пишем, повторяем написание букв, элементов, соединений. С целью повышения интереса учащихся к работе по чистописанию и активизации всего учебного процесса необходимо создавать игровые ситуации. Еще К. Д. Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения». Учителю необходимо иметь ясное понимание роли дидактической игры в обучении. Вопрос ставится не просто о занимательности, а о том, чтобы она сочеталась с серьезным, напряженным трудом, то есть, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала активизации умственной работы, делала ее более привлекательной. Каллиграфическое письмо – навык ,вырабатываемый в начальных классах. Для закрепления этого навыка учителя проводят «минутки чистописания», во время которых происходит отработка написания букв, элементов, соединений букв. Увы, но в методических пособиях внимание этому почти не уделяется, а структура урока требует этого этапа. Механическое написание элементов и букв или их сочетаний неприемлемо. Эта работа должна проводиться творчески, должна стать частью процесса интеллектуального развития учеников
Рассмотрим некоторые варианты заданий.
Вариант 1: выявление закономерности в подборе букв.
1)Например, на доске оформляется запись и предлагается детям определить на ее основе тему минутки чистописания.
а ----------- в ж ---------- и о ------------р
б з ?
Вариант ответа обучающихся: «В первых двух примерах написано по три буквы: две вверху, одна внизу. Буква, находящаяся внизу стоит в алфавите между двумя верхними.
Буква б между а и в. Буква з между ж и и. Между буквами о и р стоит п. Значит, мы сегодня будем писать букву п».
2) б 0 бб 0 ббб 0 … (закономерность: строчные буквы б , количество которых при каждом повторе увеличивается на одну, чередуются с овалом);
3) ра рб рв …(закономерность: строчная буква р чередуется с идущими по порядку буквами алфавита);
Вариант 2.Найдите «лишнюю» букву. Объясните свой выбор:
т н к е р (гласная буква «е», остальные – согласные);
е ё и я ю ь (буква «ь», остальные –гласные, обозначающие мягкость со4
гласных на письме);
б в г д н ж з (буква «н», остальные тоже обозначают звонкие, но парные
согласные);
х ш ч щ ц (буква «ш», так как звук[ш] имеет звонкую пару);
н л м ж р (буква «ж» обозначает парный звук, остальные – нет).
Вариант 3: выявление закономерности в подборе слов.
Например, предлагается задание: «Внимательно посмотрите на данную
запись: Доктор - врач
Рёв - …? …
Зов - … ? …
Ураган - … ? …
Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания».
Вариант ответа обучающихся: «К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву ч. Доктор – врач, рёв – плач, зов – клич, ураган - смерч.
Во всех словах правого столбика имеется согласная ч. Значит, сегодня на
минутке чистописания мы будем писать букву ч».
Вариант 4: на доске записаны слова стар…сть, п…шёл, н…винки, заварн…й и предлагается детям задание: «Назовите буквы, которые мы сегодня будем писать на минутке чистописания.
1. Первая буква находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного. Какая это буква?
Сегодня мы будем писать букву о. Она имеется в приставке по- глагола пошёл, в корне нов- существительного новинки во множественном числе, в суффиксе –ость существительного старость в единственном числе и окончании –ой прилагательного заварной.
Вариант5: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, ориентируясь на данный ряд: П, В, С, Ч, П, С …. Ответ обоснуйте».
Возможный ответ: «В этом ряду написаны первые буквы названий дней недели: понедельник – П , вторник – В и т. д. После субботы идет воскресенье. Слово воскресенье начинается на букву В . Значит, сегодня мы будем писать букву В ». Равным образом можно зашифровывать названия цифр, месяцев, составлять ряды, состоящие только из гласных букв в прямом алфавитном порядке и обратном; состоящие из согласных букв в прямом и обратном алфавитном порядке; состоящие из букв алфавита, идущих через одну, две, три и т. д.; состоящие из букв алфавита, идущих то с его начала, то с конца и т. д.
Вариант 6 :На доске слова: шумный, робко, захочу, цапля.
– Определите букву, которую мы будем писать. Она находится в корне глагола и обозначает твердый глухой непарный звук. Как называется эта буква? (х)
Хх Хх ах ох ух Хл Хв Хо
Запись словосочетаний с комментированием
На заседании МО Тойтиева Акмарал Заманбековна ознакомила с методикой Бакулиной Г.А.
Я стала изучать и применять на своих уроках. В третьем классе на минутках чистописания провожу следующие виды работ:
1.Составление характеристики искомой буквы и звуков, которые она обозначает. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов (на доске написаны слова: енот, сетка, ежиха, пенал) и может разделить их на две равные группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова?» Примерный ответ: «Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву е. Она имеется в каждом из данных слов. Но в словах сетка, пенал она обозначает звук [э]. Это первая группа. В словах енот, ежиха – два звука [й], [э] – это вторая группа».
2.Осуществление неполного фонетического разбора. Пример задания: «Прочитайте написанные на доске слова (бумага, гиря, ряд). Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву г. Она находится в слове гиря и обозначает в нем парный звонкий мягкий согласный звук».
Выполнение подобного рода заданий начинается с поиска буквы в одном слове, состоящем не более чем из трех-четырех букв. Постепенно учащиеся переходят к нахождению буквы в слове, состоящем из большего количества букв. Дальнейшее усложнение осуществляется за счет постепенного увеличения количества исходных слов, в одном из которых находится искомая буква. Слова подбираются с таким расчетом, чтобы в каждом из них присутствовала буква, которая обозначала бы звук, отличающийся от искомого всего по одному показателю.
3. Осуществление разбора слова по составу. Пример задания: «Определите букву, которую мы напишем на минутке чистописания. Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква?» Исходные слова: закваска, подголосок, мясистый.
Примерный ответ: «Сегодня мы будем писать букву с. Она имеется в корне квас слова закваска; в корне голос слова подголосок; в корне мяс слова мясистый». Подбор слов в упражнениях данной группы начинается с двух единиц, каждая из которых имеет одну-две составные части. Постепенно увеличивается количество слов и усложняется их состав.
4.Проведение словарного диктанта в нетрадиционной форме. Пример задания: «Прочитайте вслух данные слова. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда: детский, тростник, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный. Какая это буква?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву т. Во всех существительных данного ряда: тростник, лестница, вестник, местность она является непроизносимой согласной». Подбор слов в упражнениях этой группы начинается с двух-трех единиц одной части речи. Постепенно увеличивается количество исходных слов и разнообразие частей речи.
5.Проведение словарного диктанта в нетрадиционной форме усложненного характера. На доске написаны слова с пропущенными орфограммами: праз…ник, ст…лица, сер…це, ур…жай, ч…нил, с…бака, н…зина, звез…ный, л…цо . Задание: «Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы. Какие это буквы? По какому признаку вы разделили слова на группы?» Предполагаемый ответ: «Сегодня мы будем писать три буквы: д, о, и. Буква д является непроизносимой согласной в словах праздник, сердце, звездный. Буква о представляет собой непроверяемую безударную гласную в словах столица, урожай, собака. Буква и является безударной гласной в корнях слов лицо, чинил, низина. Слова разделены на три равные группы по орфограммам».
6.Осуществление неполного фонетического разбора и разбора слов по составу. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов (резинка, закрыл, кит) и обозначает в нем парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Условия составления и выполнения упражнений данной группы такие же, как во второй.
7.Осуществление неполного фонетического разбора, анализа слова по составу, морфологического разбора в нетрадиционной форме. На доске написаны слова: лампа, лесной, отлетел . Задание учителя: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?»
Работа в упражнениях данной группы начинается с двух слов разных частей речи и однотипного их состава. Затем подбираются два слова разных частей речи и разного состава. Далее постепенно увеличивается количество слов разных частей речи с усложненным составом и количество искомых букв. Пример такого усложненного упражнения. На доске написаны слова: юн…сть, п…ехал,кр…вати , городской. Задание: «Прочитайте написанные на доске слова. Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Их две. Первая находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного. Вторая буква обозначает парный звонкий твердый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части. Какие это буквы?»
Для такого рода упражнений сначала подбирается группа слов, которые можно разделить на две равные части, в каждой из которых находится по два слова. Постепенно увеличивается количество предназначенных для группировки слов и количество частей, на которое их можно разделить.
Усложненной разновидностью этой группы выступают упражнения на повышение орфографической зоркости с элементами шифра, кода и т. д. Пример задания. На доске написаны слова: суббота, беда, пальто, лес, собака, береза, песок, глаз, работа, окно и шифр к ним: 1-4-1. Учитель предлагает детям: «Расшифруйте данные цифры (1-4-1), используя только слова из словарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде имен существительных. Если вы правильно сгруппируете слова в соответствии с шифром, то в каждом слове второй группы найдете искомую букву. Какая это буква? В каких словах она встречается?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву б. Она есть во всех словах второй группы, которую составляют существительные женского рода: береза, суббота, собака, работа. К первой группе относится существительное мужского рода песок, к третьей – существительное среднего рода пальто. Отсюда шифр: 1-4-1».
Следующий виток усложнения осуществляется за счет выполнения заданий, где дети вначале выявляют закономерность (механизм) определения намеченной педагогом буквы, а затем самостоятельно осуществляют ее поиск. Эта интеллектуальная работа сопровождается не менее важной и более напряженной (чем в предыдущих группах упражнения) речевой деятельностью, поскольку учащиеся не только должны обосновывать свои действия по поиску буквы, но и предварительно сформулировать программу этих действий.
8.Подбор синонимов.
-Подбери синонимы к слову храбрый (смелый, отважный,мужественный,доблестный)
-Кто угадал какие буквы мы будем писать на минутке чистописания?(ый)
9.Подбор антонимов. Пример задания: «Внимательно посмотрите на данную запись:
большой – маленький
сухой – ?
война – ?
глубокий– ?
старый – ?
гладить – ?
твердый – ?
Если правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания». Предполагаемый ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м: большой – маленький, сухой – мокрый, война – мир, глубокий – мелкий, старый – молодой, гладить – мять, твердый – мягкий. Значит, мы сегодня будем писать букву м». При необходимости можно увеличивать орфографическую значимость в упражнениях восьмой и девятой группы. Для этого на месте орфограммы в исходных словах ставится многоточие и осуществляется проверка их записи. Для проверки желательно выбрать способ, также предусматривающий речемыслительную деятельность. Например, предложить школьникам рассказать о написании данных слов, предварительно сгруппировав их по орфограммам.
От урока к уроку степень трудности заданий в каждой группе упражнений постепенно возрастает.
Содержание упражнений связывается с изучаемыми темами русского языка, что позволяет повысить эффективность их усвоения.
Каждое задание предусматривает активную речемыслительную деятельность школьников, в процессе которой ими создается рассказ-рассуждение, рассказ-умозаключение, дающие представление о предпринятых учеником действиях по нахождению буквы, предназначенной для письма. Развивает логику, память,
Так же такие задания повышают интерес у учащихся. Некоторые учащиеся стали сами составлять задания и предлагать на уроке.
Есенов Даниал предложил найти «лишнюю букву»
п,т,ш,к,р (р- не имеет парной глухой);
е,ю,я,и (и-лишняя);
и,а,е,ю,ь(а- не обозначает мягкость)
Шидербаева Камилла предложила определить последовательность в данном ряду: Ааб Аав Ааг …(заглавная А, строчная а чередуются с согласными буквами алфавита).
Таким образом, постепенно минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время её проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слова по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта, и всё это на фоне увеличения роли учащихся в осуществлении учебного процесса. У ребят повышается интерес к русскому языку и усиливается эмоциональный настрой ,который в свою очередь, способствует актуализации познавательной деятельности.
Обобщая опыт работы мы отметили следующие параметры результативности:
Повышение качества обучаемости;
Создание сплочённого коллектива учащихся;
Личностный рост учащихся
Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Использованная литература:
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на ур.русск.яз. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
2. Бакулина Г.А., Дембицкая Н.В. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка М.: Гуманит. изд.центр Владос, 2006.
3. Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. - М.:
4.СОЛОВЬЕВА.Т.А. “Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе” - Журнал “Начальная школа” № 12, 1997 г.