В процессе изучения Программы второго (основного) уровня у меня сложилось представление о коучинге как о креативном, активном и созидательном взаимодействии коллег, направленном на развитие и совершенствование имеющихся знаний, навыков и опыта.
И во время прохождения практики одним из заданий, которое мне предстояло выполнить — это проведение коучинг - сессии в контексте идей семи модулей Программы второго уровня в школе, в которой работают учителя, заинтересованные во внесении изменении в свою практическую деятельность и открытые ко всему новому.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлективные отчеты по двум занятиям коучинга»
Адылханова Жанар Акановна Портфолио учителя Отчет В 1.
Группа 2 2 (основной) уровень
г.Семей 05.12.2014
Рефлективные отчеты по двум занятиям коучинга
Отчет В 1.1
В процессе изучения Программы второго (основного) уровня у меня сложилось представление о коучинге как о креативном, активном и созидательном взаимодействии коллег, направленном на развитие и совершенствование имеющихся знаний, навыков и опыта.
И во время прохождения практики одним из заданий, которое мне предстояло выполнить — это проведение коучинг - сессии в контексте идей семи модулей Программы второго уровня в школе, в которой работают учителя, заинтересованные во внесении изменении в свою практическую деятельность и открытые ко всему новому.
В моей школе на данный момент работают 49 учителей: 3 из которых являются педагогами высшей категории, 11- первой категории, 25-второй категории, 10 - без категории. Средний возраст наших учителей это 31 лет, т.е. время педагогического опыта плюс желание совершенствования своего профессионального мастерства.
Методическая проблема, над которой работает наш коллектив: «Повышение качества образования в условиях дифференцированного обучения. Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного мира». Поэтому ключевым вопросом для учителей нашей школы является обучение ученика, востребованного и успешного. Для формирования современного ученика 21 века направлены идеи Программы.
Целью программы является «удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников в получении дополнительного объема знаний навыков; содействие инновационным процессам в образовании; подготовка опытных учителей, имеющих высокий уровень теоретико - практической профессиональной компетентности к сотрудничеству» (Руководство для учителя с.147).
Этап «Практики в школе» я начала с беседы с администрацией школы. Я ознакомила их с поставленными задачами курсов второго (основного) уровня и предложила провести беседу с учителями об идеях Программы курсов повышения квалификации.
Свою беседу я провела на тему «Почему учителям надо меняться?» Для начала предложила коллегам разработать правила работы в группе. После просмотра видеофильма «Меняется мир, меняемся мы», я рассказала об идеях семи модулей Программы второго (основного) уровня и её приоритетных направлениях.
После осмысления своей беседы - я получила неоценимый опыт работы с коллегами, сознание необходимости таких занятий. В этом мне помогал мой анализ проведения беседы. Предложила учителям составить кластер «Современный ученик 21 века». Здесь учителя обсуждали каждый в своей группе. Сама старалась в этот процесс обсуждения не вмешиваться, а лишь помочь своими наводящими вопросами. После индивидуального осмысления в качестве рефлексии предложила написать эссе «Мои убеждения: до и после».
В конце беседы я провела анкетирование с целью выявления потребностей учителей в контексте идей семи модулей Программы второго уровня (Приложение 1).
Данные опроса среди коллег привели меня к такому выводу: знание и понимание темы не требует от них больших умственных усилий,так как в традиционной системе образования не предусмотрены дальнейшии шаги-применение того, что дети знают, проведение анализа с формулировкой выводов по информации, аргументирование своих идей,приведение доказательства, и подтверждающие проблему своего исследования, учитывая ее важность в контексте своей школы .
С целью определения темы коучинг-сессии я раздала перечень, где предложила коллегам выбрать те темы, которые интересуют их в первую очередь. Предложив выбрать тему коучинга, я получила такой рейтинг:
критериальное оценивание -26,3% учителей, обучение талантливых и одаренных – 7,8% учителя, преподавание в соответствии с возрастными особенностями – 2.6% учитель, обучение критического мышления – 21% учителей, диалоговое обучение – 34.2% учителей, групповое обучение – 7,8% учителя.
Анализ анкетирования помог мне в определении темы коучинг - сессии. Тема первой коучинг - сессии был сформулирован как « Развитие познавательной деятельности учащихся через диалогическое обучение». Осознание того, сколько неизведанного и не опробованного ждет впереди, подталкивает учителей на путь освоения новых подходов в обучении. Но не каждый учитель может сам найти, понять и применять новые, более эффективные технологии. А роль коуча как раз и состоит в том, чтобы помочь учителю разобраться в этом.
Фокусом коучинг - сессии №1 было: содействовать внедрению в практику работы коллег диалогового обучения, способствующего мотивации учащихся к предмету.
Для реализации цели коучинг - сессии №1 по теме: «Развитие познавательной деятельности учащихся через диалогическое обучение» поставила решение следующих задач:
- оказать помощь коллегам в освещении теоретических знаний о диалоговом обучении и применений их в практике своей работы с целью получения максимально эффективного результата,
- содействовать умениям в использовании стратегий диалогового обучения,
- развитие навыков организации совместной работы учащихся.
В начале своей первой коучинг - сессии для создания благоприятного психологического климата провела игру «Солнце светит для тех, кто…». После игры учителям было предложено выбрать конфету «SUPER» или «SPRINT», тем самым одноимённо были сформированы две группы.
По признанию коллег это деление на группы развеяли имеющиеся сомнения, между ними возникли чувства доверия и непринуждённости.
Для вовлечения в процесс обучения коллег на стадии вызова я использовала проблемное видео («Диалог двух младенцев») с целью выхода на тему и цели коучинг занятия. Затем коллегам было предложено составить кластер на тему «Диалог» и на основе ассоциаций написать эссе. Эссе были зачитаны и обсуждены в парах и в группе. После я предложила разыграть ситуации в парах. Ситуации представлены на карточках по разным темам. Например, показать разговор врача с пациентом; разговор продавца с покупателем; разговор матери с дочерью и т.п. и ответить на вопрос: « Что общего между этими ситуациями »? После анализа ситуаций коллеги пришли к выводу, что во всех ситуациях наблюдали диалог между разными людьми.
Для обобщения и закрепления этого задания я посредством демонстрации слайдов представила научные понятия диалога.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.
Л.С. Выготский в своей работе «Мышление и речь» (1934г) утверждал важность использования беседы. Речь является главным инструментом обучения. Модель обучения Л.С. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Роль учитель в поддержки социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. (Руководство для учителя, с. 251).
Анализ рефлексии учителей и мои наблюдения показали, что выбранная тема коучинг - сессии помогла коллегам применять типы диалогового обучения на своих уроках, для того чтобы:
- вовлечь всех обучающихся в учебный процесс для повышения интереса.
- способствовать совместному исследованию
- получить, обработать и анализировать информацию
- принимать обдуманные решения
- развивать коммуникативные способности
- обеспечить успешность каждого учащегося в процессе обучения.
Используя раздаточный материал (вторая неделя, второй день.): «Три типа беседы» Нила Мерсера, предложила коллегам определить к какому типу беседы они относятся. Здесь нужно отметить интерес учителей к самому процессу обсуждения, в группах появлялись лидеры.
Защищая постеры коллеги пришли к общему мнению, что именно исследовательская беседа формирует коллективное понимание.
Для достижения поставленной цели коллегам было предложено заполнить диаграмму «факторы, влияющие на использование беседы в классе». (Раздаточный материал вторая неделя, второй день). В помощь заполнения диаграммы предлагаю рассмотреть сопоставление «Активный и пассивный класс» и вопросы к нему. В конце коучинг - сессии учителя пришли к мнению, что диалогическое преподавание применимо на разных этапах урока, знание и применение типов диалогического обучения повысит мотивацию к предмету, поможет детям в развитии речи, это, в свою очередь скажется на мотивации к обучению. Хочу отметить, что коллегам понравился прием формативного оценивания «Две звезды, одно пожелание».
Во время занятия учителя, отвечая на вопросы, стараясь выполнить все задания, шли к поставленной мною цели. Все это время я наблюдала и поощряла каждого участника и старалась вовлечь в обсуждение наиболее пассивных коллег
На этапе рефлексии, с целью получения обратной связи, я предложила коллегам обвести левую руку на бумаге и с позиции каждого пальца высказать свое мнение. Анализируя обратную связь, я пришла к выводу, что коллеги получили интересную объемную информацию об активном классе. В процессе коучинг-сессии был благоприятный, доброжелательный климат, получили позитив. Коллегам понравилось сотрудничество, работать в группе. В качестве новой информации коллеги отметили «Беседа. Виды бесед ».
Анализируя коучинг - сессию, пришла к выводу, что мне удалось помочь своим коллегам расширить знания о диалоговом обучении. В этом мне помог анализ анкетирования (Приложение 2).
Многие из учителей, которые присутствовали на коучинг - сессии, впервые узнали о новых подходах в обучении, и именно на этих занятиях увидели, как можно на практике использовать те из них, наиболее актуальные. Конечно же, не обошлось без трудностей: в первую очередь это нехватка запланированного времени, занятость учителей, отсутствие навыков в проведении коучинг - сессии. Роль наблюдателя, консультанта давалась с трудом, вместо направления хотелось разложить по «полочкам», сразу рассказать, сделать самой, как это мы делали на занятиях 1 этапа.
Подводя итоги данной коучинг - сессии, уверена в том, что коллеги заинтересовались методом диалогового обучения, приобрели для себя что - то новое, убедились в эффективности его использования, предложили создать инновационную группу для изучения и внедрения диалогового обучения, решили внести изменения в собственную практику. Я наблюдала, чтобы и у других моих коллег произошли изменения в их педагогической деятельности, чтобы и у них появилась мотивация к новшествам, так как «Стрежневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является личность учителя» (Руководство для учителя, с.149). Особенно эта проблема актуальна для моих молодых коллег, которые только начинают свою профессиональную карьеру.
Проанализировав обратную связь, я убедилась, что коллеги хотят применять на практике диалоговое обучение.
ФИО учителя/тренера: Адылханова Жанар Акановна
Стаж работы: 23 года
Место работы: КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Должность: учитель русского языка и литературы
Категория: высшая
План коучинг- сессии
Тема: «Развитие познавательной деятельности учащихся через диалогическое обучение».
Цель: содействовать внедрению в практику работы коллег диалогового обучения, способствующего мотивации учащихся к предмету.
Задачи:
Дать знания о новых подходах в обучении: «Диалоговое обучение».
оказать помощь коллегам в освещении теоретических знаний о диалоговом обучении c целью применения их в практике своей работы с целью получения максимально эффективного результата,
содействовать росту мастерства и самореализации творческого потенциала своих коллег.
Ожидаемые результаты: участники коучинг занятия познакомятся с одним из семи модулей программы второго (среднего) уровня «диалоговое обучение» и поймут важность применения данного модуля в учебном процессе
«Развитие познавательной деятельности учащихся через диалогическое обучение».
Цель:
Содействовать внедрению в практику работы коллег диалогового обучения, способствующего мотивации учащихся к предмету.
Иметь представление о новых подходах в обучении: «Диалоговое обучение».
Результаты изучения:
Учителя будут информированны о новых подходах в обучении: «Диалоговое обучение».
Ключевые идеи:
- диалоговое обучение – подход в преподавании и обучении построенный с учетом определенных регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы, с целью объяснения учебного материала учителем и усвоения его учащимися. Диалоговое обучение предполагает побуждение учащихся к участию в постановке проблем и их решении, активизацию их учебной деятельности;
-учителя сосредоточат усилия и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться;
-образовательная среда способствует активному участию в учебном процессе, а не пассивному восприятию информации.
Создание коллаборативной среды и деление на группы.
Задания:
Всем участникам раздаются салфетки. Предлагается сложить салфетки и сделать из них красивые снежинки. У участников получаются разные узоры. Коуч говорит о том, что вы такие разные и у вас не может быть одинаковых мнений, как и не получилось одинаковых снежинок.
Каждый участник коучинг сессии получает по конфетке разного цвета. Группы формируются по цвету конфеты.
Ознакомление с правилами работы в группах.
Распределение ролей в группе:
Лидер – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы.
Генератор идей – разрабатывает варианты решения любых стоящих перед ним проблем.
Оформитель – секретарь – записывает идеи и результаты работы, следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько ещё осталось.
Оратор (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всем остальным
Контролер – проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения
Связист («Хранитель связи») – устанавливает связи с другими группами
Наблюдатель – наблюдает работу других групп, обобщает, сравнивает со своей работой, дополняет. (приложение А).
Задание 1. «Мозговой штурм». Перечислите основные подходы, формы и методы обучения на современном и традиционном уроках? Заполните таблицу (Время выполнения 6 мин.)
Приложение В. (Сравнительная таблица современный и традиционный урок)
Традиционный урок
Современный урок
подходы
формы
методы
подходы
формы
методы
Вывод: новые подхолы в обучении: «Обучение тому, как учиться», «Диалоговое обучение».
Задание 2. Работа в группах. Что составляет основу новых подходов в обучении: «Обучение тому, как обучаться», «Диалоговое обучение»? Заполните таблицу (Время выполнения 10 мин.) Приложение С.
Обучение тому, как учиться
Диалоговое обучение
Вывод: основу подхода «Обучение тому, как обучаться» составляет - метапознание, а подхода «Диалоговое обучение» - три типа беседы по Мерсеру.
Задание 3. Разработать критерии оценки урока учителя с использованием подходов «Обучение тому, как обучаться», «Диалоговое обучение».
Вывод:
Критерии оценки урока:
Тема, цель и проблема урока формулируется учеником.
Формы работы: в группах. Правила работы, распределение ролей в группах.
Использование стратегий при выполнении заданий
Использование правил организации и проведения одной из типов бесед: беседа - дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа.
Формативное, суммативное оценивание.
Рефлексия.
Рефлексия.
Обведите левую руку на бумаге. Каждый палец это какая то позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было важным и интересным….
Указательный – по этому вопросу я получил (а) конкретную информацию….
Цель: Выявить потребность учителей в контексте идей семи модулей
Программы второго уровня.
1.Часто ли Вам удается организовать работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно добывали информацию?
А) да
В) нет
С) иногда
2. Используете ли вы ИКТ на уроке?
А) да
В) нет
С) иногда
3. Дифференцируете ли вы задания?
А) да
В) нет
С) иногда
4. Используете ли вы на уроке групповую работу?
А) да
В) нет
С) иногда
5. Хотели бы вы внести изменения в преподавании и обучении?
А) да
В) нет
С) иногда
Приложение 2.
Анкета
1.Были, ли понятны цели коучинг- сессии?
А) да
В) нет
2. Признаете ли вы, что данные цели соответствуют Вашим потребностям?
А) да
В) нет
3.Были ли вам продемонстрированы новые подходы в обучении?
А) да
В) нет
4.Осознали ли вы свою вовлеченность в данном занятии?
А) да
В) нет
5.Изучили ли вы что-то новое при проведении данного занятия?
А) да
В) нет
6.Утвердилась ли Ваша уверенность об эффективности новых подходов?
А) да
В) нет
7. Вдохновило ли Вас данное занятие на внесение изменений в практику и какие именно?
А) да
В) нет
Приложение А.
Лидер – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы.
Генератор идей – разрабатывает варианты решения любых стоящих перед ним проблем.
Оформитель – секретарь – записывает идеи и результаты работы, следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько ещё осталось.
Оратор (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всем остальным
Контролер – проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения
Связист («Хранитель связи») – устанавливает связи с другими группам
Наблюдатель – наблюдает работу других групп, обобщает, сравнивает со своей работой, дополняет.