kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлективный отчет на основе внедрения модуля «ИКТ» на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе отражены плюсы и минусы ИКТ на уроках русского языка и литературы. Сегодня необходимо, чтобы учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь педагогу представилась возможность  сделать урок более ярким и увлекательным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчет на основе внедрения модуля «ИКТ» на уроках русского языка и литературы»



Молдагалиева Замира Тулегеновна Портфолио учителя Отчет А

Группа № 2 3-го уровня

Город Уральск 02.06.2013год

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рефлективный отчет, отражающий обоснованность и методику использования одного из модулей Программы в серию последовательных уроков.

На основе внедрения модуля « ИКТ».


Педагогическая технология-это продуманная

во всех деталях модель совместной

педагогической деятельности по проектированию,

организации и проведению учебного процесса

с безусловным обеспечением комфортных условий

для учащихся и учителя.

( В. М. Монахов)


Обучение должно носить развивающий характер, чтобы обогащать учащихся знаниями и способами интеллектуальной деятельности, формировать у них познавательные интересы, расширять кругозор и развивать в каждом из них способности.

Мы, педагоги, не раз задавали себе вопрос о том, как добиться на уроке качества знания. Каждому учителю хотелось бы, чтобы его урок был увлекательным, насыщенным, творческим и, конечно же, соответствовал современным стандартам. И я немало прикладываю к этому сил: посещаю семинары, уроки своих коллег, читаю методическую литературу. И часто наталкиваюсь на мысль, что в детях необходимо стремиться развивать их творческие способности. На сегодня очень много внимания уделяется использованию информационных технологий в школе. В наш век – век информатизации общества, использование информационно - коммуникативных технологий в преподавании и обучении намного облегчает труд учителя, если раньше нам приходилось до глубокой ночи сидеть и готовить наглядность, то с появлением интерактивной доски, все выглядит иначе. Очень важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании для того, чтобы это было эффективным и помогло учащимся лучше усвоить материал.

Интерактивная доска – это новый инструмент в работе современного учителя, позволяющая создавать наглядные и информационно насыщенные уроки. Благодаря интерактивной доске, благотворно совмещается творческая работа учителя и ученика, экономится время на уроке, повышается эффективность подачи материала. Моим ученикам нравятся ИКТ, и они хотят, чтобы каждый учитель применял их на своих уроках. В нашей школе их всего две. Когда случается так, что мультимедийный класс занят, я использую персональный ноутбук. Классы у нас малокомплектные и для того, чтобы хотя бы познакомить с творчеством писателя можно показать презентацию.

Сегодня необходимо, чтобы учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь педагогу представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. К сожалению, очень часто в сельских школах кабинеты мало оснащены, на уроке в качестве наглядности и дополнительного материала учителя используют – рабочие тетради, иллюстрации, вырезанные из старых пособий, тексты, учебники. Но теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин. Опасаются того, что ИКТ затмит силу и красоту слова. Я полагаю, что эти опасения напрасны. Если правильно и удачно сочетать применяемые технологии и формы проведения уроков, то такие занятия оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

Сегодня, имея компьютер, учитель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. На своих уроках я печатаю тестовые задания, карточки-задания, вопросы к олимпиаде и так далее. Эффективность урока, в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также прочно закрепить его, отработать свои практические навыки. Возможно кто – то возразит, что нельзя урок сводить лишь к общению с компьютером, но об этом не идет речь. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно превышать более 15-20 минут урока.

Я применяю компьютер на уроках, для того, чтобы формировать знания, умения и навыки грамотного письма, пунктуационное чутье, орфографическую зоркость, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов для того, чтобы рационально использовать время, повысить мотивацию учащихся к предмету. При составлении презентаций к своим урокам я применяю разные формы наглядности: схемы, таблицы, опорные конспекты и т.д.
Упражнения с последующей проверкой и самопроверкой помогают активизировать внимание обучающихся. Для того, чтобы разнообразить урок и повысить интерес учеников, использую игровые моменты: кроссворды, шарады, различные грамматические игры, например, в начале урока, чтобы вовлечь учащихся проводила «Футбол», где ученики, используя интерактивную доску, выполняли такие задания: допиши определение, подбери морфологический признак предлога, выдели предлог и т.д.

Применение компьютера на уроках русского языка может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с новой темой, интересными фактами, электронные учебники, иллюстрации, тесты и др.)

В своей практике я использую следующие формы работы с интерактивной доской:



В серии своих последовательных уроков я применяла ИКТ на всех уроках. Я всегда стараюсь проводить свои уроки с использование ИКТ – это может быть фронтальный опрос, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, рефлексия. Конечно же, использовать все возможности ИКТ в моей п000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000рактике невозможно, так как в нашем учебном заведении нет вайфая, но у учащихся есть сотовые телефоны, которые имеют доступ к интернету.

Всем известно, что не все ученики в наше время любят читать. И для того, чтобы заинтересовать их я показываю небольшой отрывок из произведения. Это мотивирует многих учащихся к прочтению. Также можно просмотреть отдельные эпизоды, и сравнить их с авторским творением. Благодаря этому, в урок включаются даже слабоуспевающие ребята. В последующем задаю дома просмотреть этот фильм до конца. На следующем уроке бурно обсуждаем прочитанное и то, что просмотрели.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же.

Например, если анализировать мои уроки русского языка по среднесрочному планированию, построенные по семимодульной методике на тему «Предлог», можно проследить то, что я стараюсь применять интерактивную доску на каждом уроке. На каждый урок составляю презентации для изучения новой темы. Также в своей работе я использую картинки, показанные в презентации. Это не только формирует интерес к предмету, но и способствует запоминанию, развитию воображения. Таким образом, использование картинок рассчитано не только на фронтальную работу учителя со всем классом, но и носит создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Во время первого урока, по ССП, я начала использовать на этапе закрепления прошлых материалов в начале урока. Ребятам нужно было вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы. После выполнения задания, восьмиклассники смогли себя проверить самостоятельно, так как на доске в словах появились правильные буквы. Опираясь на новые подходы в преподавании, ученикам на последующих уроках показывала притчи «Все в твоих руках», «О дружбе», после чего мы с ребятами смогли проанализировать притчи, и узнали много о ценностях жизни. Словарная работа на уроках русского языка для учащихся с нерусским языком обучения очень важна и является неотъемлемой частью. Пополнение словарного запаса является также и преодолением языкового барьера. Для этого на своих уроках я отвожу определенное время, поэтому необходимо правильно и грамотно организовать ее. Для того чтобы учащиеся запомнили значение слова, я считаю, что необходимо так преподнести, чтобы это слово у них с чем-то ассоциировалась. Поэтому здесь также не обойтись без ИКТ. При подготовке к домашней работе, я предлагаю найти дополнительный материал в интернет ресурсах, самим составить презентацию, тесты по изученной теме, найти определение слова «перчатка» для обогащения словарного запаса.


При проведении тестовых работ на уроке, каждый ученик самостоятельно отвечает на вопросы, после чего видит свои неправильные ответы. Это помогает объективно оценить знания учащихся без вмешательства учителя, так как после проверки высвечивается их суммативная оценка за тестовое задание. При изучении темы «Правописание производных предлогов», в начале урока на флипчарте были написаны различные предлоги, задача учащихся заключалась в том, чтобы в группах распределить их на две части – производные и непроизводные. После самостоятельной работы, перешли к совместной проверке упражнения. Ученики поочереди при помощи указки перетаскивали предлоги на свои места. Если же они неправильно их распределяли, то предлоги обратно возвращались на место. Эта процедура также помогла увидеть ученикам не только свои ошибки, но и учатся работать с электронной доской. Зачастую на уроках литературы я вставляю фрагменты видеороликов, музыкальные композиции, созданные на слова стихотворений выдающихся поэтов, произведения которых изучается на уроках. Так, например, на четвертом уроке в серии своих последовательных, при написании сказки по цепочке, задание выполнялось под музыкальное сопровождение

Очень эффективно применение компьютера для закрепления знаний и навыков грамотного письма. Я прививаю в своих учащихся навыки самостоятельной работы с ПК для орфографической зоркости. Например, одну страницу текста учитель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Также использую зрительные диктанты Федоренко. Принцип следующий: на интерактивной доске записаны предложения. Каждое предложение на 2-3 знака длиннее предыдущего. Предложения закрыты. Каждое предложение демонстрируется 8-10 секунд, затем убирается. Дети должны записать предложения как запомнили.

Прилетели птички.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учится.

15

16

16

16

16

17

Благодаря этому диктанту развивается зрительная память учеников с помощью виртуальных образов. Они также направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написания. С помощью этого задания учащиеся развили свои навыки как пользователи компьютера и увидели его новые возможности. Выполнение этого задания на интерактивной доске дает такие преимущества как экономие времени.

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Кроме этого, использование компьютерных информационных технологий позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности.

Хорошо использовать интерактивную доску на уроках по развитию речи. Не нужно переписывать слова, отвлекаться на смене действия между учебником и доской. Всё просто. Ученик выходит и выполняет задание с помощью перетаскивания объекта. Используя интерактивную доску можно выполнить больше заданий, чем при обучении в обычном режиме. При работе в группах на первом уроке, я дала задание составить на флипчартах проект на тему «Предлог», где ученики могли пользоваться сотовыми телефонами и брать дополнительную информацию из интернет ресурсов. И здесь можно проследить то, что ученики свободно владеют им. Соглашусь с коллегами из университета Кембриджа с тем, что результаты применения показали - ИКТ позволяет более гладко и размеренно представить содержание учебных программ, нежели раньше. Конечно же, ИКТ не изменили первичные формы взаимодействия в классе. Это средство направлено на укрепление традиционного стиля преподавания, при котором учитель находится в центре внимания для интеракции с классом; изменившийся стиль преподавания и использование практических заданий вызвано желанием переходу к более эффективному обучение.

Посетив трехмесячные курсы, я расширила свои возможности в применении ИКТ на своих уроках. Поэтому свои уроки вижу в новом формате. В дальнейшем я планирую широко использовать ИКТ ресурсы на своих уроках.

Также, в дальнейшем, в своей практике, по возможности, когда образовательные учреждения будут полностью оснащены информационно компьютерными технологиями, хочу вместе со своими учениками создать подкаст. Это полезно тем, что создаст им тысячную аудиторию для демонстрации своей работы. Также создание подкастов помогает совершенствовать навыки грамотности (при написании сценариев, интервью и т.д.) и позволяет детям практиковать свои навыки разговорной речи и аудирования, а также получать определенные навыки по использованию ИКТ. Создание подкастов является также большим плюсом для развития навыков работы в команде. Дети стараются сотрудничать друг с другом, поскольку всегда стремятся сделать нечто «выдающееся».(Руководство,стр.112)

В будущем хочу обогатить методику проведения уроков использованием электронных учебников. Это будут - «Энциклопедия русской литературы», «Русский язык. Репетитор», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и др..), «Русская литература XVIII-XXI век» и многие другие.

Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я хочу использовать на своих уроках не только для того, чтобы ознакомить уч-ся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов, а также оригинальные записи голосов поэтов и писателей. Стремление читать так же, стремление к совершенству - это тоже необходимый и очень нужный урок.

Я поняла, что при помощи этого средства можно пропустить и реализовать все оставшиеся модули.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, думаю, что владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» – эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.



Список литературы:

1. «Руководство для учителя» , стр. 171;

2. Журнал «Русский язык и литература в национальной школе». Статья «Применение инновационных технологий на уроках русского языка»

3. Интернет ресурсы. Яндекс, http://www.doal.ru/

4. .Интернет ресурсы . Google, http://www.school.1370014.ru

5. Материалы сайта ЦПМ KZ.

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Молдагалиева Замира Тулегеновна

Дата: 24.04.2016

Номер свидетельства: 322021


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства