kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация технологий деятельностного типа на уроках русского языка и литературы (проблемное обучение) Система конспектов уроков в 5,8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка-помощник при создании конспекта к уроку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация технологий деятельностного типа на уроках русского языка и литературы (проблемное обучение) Система конспектов уроков в 5,8 классе»
















Курсовая работа

Тема: Эволюция жанра элегия в русской литературе.

«Цветок» В.А. Жуковского и «Цветок» А.С. Пушкина»
















Содержание

  1. Введение

  2. Глава1. Эволюция жанра «элегия» в русской литературе конца XVIII – начала IX веков.

  3. Выводы по 1 главе.

  4. Глава2. Анализ элегии «Цеток» В.А.Жуковского.

  5. Выводы по 2 главе.

  6. Глава 3.Сопоставительный анализ стихотворения «Цветок» А.С.Пушкина.

  7. Заключение

  8. Список литературы























Введение


Каждый писатель, приступая к написанию своей очередной гениальной работе, всегда подбирает определенный жанр, наполняет своё творчество определенной тематикой. Так мы никогда не встретим в романе-эпопее повесть, роман будет наделен характерными чертами выбранного жанра (любовная тема, масштабность событий и другое).

Как видим, изучение жанров является одной из актуальнейших проблем. В данной работе мы подробно остановимся на рассмотрении жанра элегия.

Элегия была ведущим жанром в эпоху карамзинистской реформы языка и литературы (1800—1810-е годы). Само слово элегия (греч. elegeia) - жалобная песня. Первоначально элегия была распространена в ионийской Малой Азии возникнув из поминального плача. Элегии исполняли на похоронах сопровождая пение игрой на флейте. Позднее элегии стали просто декламировать а жалобная песнь тростника - как иногда расшифровывается этот термин - приобрела совершенно другую направленность: в VII-V веках до н.э. элегии стали исполняться на пирах. Соответственно изменилось и содержание элегий - в них зазвучали политические философские темы и просто житейские размышления. Существенные изменения элегия претерпевает в эллинистическую эпоху: в элегию проникает любовная тематика. Творцом элегии как жанра считается Гай Корнелий Галл (69-68 до н.э. - 26 до н.э.) [13].

Если обратим внимание на изучение данного жанра, то встретим мало работ, посвященных исследованию: Л.Г.Фризман «Жизнь лирического жанра», К.Н.Григорьян «Ультраромантический род поэзии» (Из истории русской элегии)». В них исследователи пытаются определить жанровые границы элегии, раскрывают пути становления русской элегии, но полного анализа жанра в данных работах не обнаруживается.

Особое место среди изучения данного жанра занимают работы, посвященные пушкинской элегии: Д.Д.Благого, В.Э.Ваиуро, Л.Я.Гинзбург, В.А.Грехнева, Е.А.Маймина, И.Н.Медведевой, МД.Нольмана, Л.С.Сидякова, Л.Г.Фризмана, Г.М.Фридлендера.

Изучение данного жанра актуально, так в творчестве любого писателя можем встретим переплетение элегических черт с романтическими.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы описать эволюцию русской элегии первой половины XIX века в аспекте влияния на нее поэтического творчества Жуковского и Пушкина.

Научная ценность состоит в том, что при подходе к исследованию жанров в творчестве писателей, рассмотрении эволюции жанра путем сопоставительного анализа, позволяет выделить не только особенности каждого писателя, но и позволяет проследить изменения данного жанра. Таким образом, каждый жанр становится более ясным, запоминающимся при обращении к нему, ведь сухая терминология, переложенная на яркие примеры, привносит ясность и красоту читающему.

Объект исследования — элегия «Цветок».

Данная цель предполагает постановку ряда задач:

1.Проследить историю развития жанра элегия в литературе XVIII -IX веков/

2.Рассмотреть особенности эволюции элегии в стихотворении «Цветок» А.С.Пушкина и В.А.Жуковского.

3.Рассмотреть стихотворение «Цветок» А.С.Пушкина в аспекте сопоставительного анализа.











Глава1. Эволюция жанра «элегия» в русской литературе конца XVIII – начала IX веков.



Как уже отмечали ранее, элегия ведет свою родословную с античности; элегия (греч. elegeia) — жалобная. Существует шутливое предположение о том, как возникла элегия: когда влюбленный поэт оказался перед закрытой дверью той, которую он боготворил, он выразил свою боль в элегии [13].

Как известно, характерной особенностью развития жанров в литературе XIX века является их интеграция. Появляется возможность их взаимопроникновения и взаимоперехода. Элегия, являясь доминирующим жанром эпохи романтизма, продолжает свое развитие внутри этих жанров в тот момент, когда с ней получают распространение смежные, тесно соприкасающиеся жанры [13].

Современники Пушкина определяли элегию именно по жанровому содержанию. Так, А.И.Галич выделяет следующие признаки элегии: она «как тоскливое и веселое пение»; это «пение возбуждено воспоминанием», относится «к былым и минувшим страдательным состоянием души». Данные особенности подчеркивают в элегии личное, субъективное начало [12; 7].

П.А.Вяземский назвал элегию «листком из бытописания души», «выпечаток минувшего ощущения души».

н.Ф.Остолопов акцентирует свое внимание на грусти, относя к элегии умение не только «плакать над урною милого прарс ха», но и «оплакивать несчастия от любовной страсти» [12; 7].

В.К.Кюхельбекер также подчеркивает, что «в элегии - новейшей и древней стихотворец говорит об самом себе, об своих скорбях и наслаждениях» [12; 9].

Следует отметить, что современники Пушкина относили свои определения элегического жанра к романтической элегии. Их внимание сосредоточено на «скорби и страдании», которые, по признанию В.Г.Белинского, были одним «из главнейших элементов всякой романтической поэзии» [2; 151].

Элегия — один из интереснейших поэтических жанров, сочетающий в себе целую гамму человеческих чувств и переживаний: печаль и безумную радость, лирические раздумья. Русской литературе, с ее пристальным вниманием к внутреннему миру человека и глубокими нравственными поисками, этот жанр оказался удивительно близок. Элегии отдали свою дань почти все русские поэты. И немалую роль в ее развитии сыграли Г.Р. Державин и М.Н. Муравьев.

Элегические мотивы, соединяющие лирику и нравственную философию, были присущи уже древнерусской литературе. Г.А. Гуковский, например, увидел истоки русской элегии в торжественно-печальных панегириках Симеона Полоцкого и в монологах героев школьных драм). Все это подготавливало благодатную почву для расцвета жанра в Новое время [8;54].

Первые опыты русской элегии появились у В.К. Тредиаковского. Ему принадлежит первая классификация нового жанра: «Она есть, которая описывает особливо вещи плачевные и любовные жалобы» [8;52]. Элегия разделяется на Треническую и Эротическую. В Тренической описывается печаль и нещастие; а в Эротической любовь и все из нее воспоследствования» [8; 52].

Н.Ф. Остолопов в своем «Словаре древней и новой поэзии» скажет: как «элегия «эротическая» связана лишь с любовной тематикой, так «треническая элегия отличается большим разнообразием мотивов: описывает печаль, болезнь и всякое несчастливое приключение» [13]. Тредиаковский, получается, что разрабатывал второй принцип - «эротическую».

Далее к данному жанру обращается А.П. Сумароков. Он вводит в русскую литературу понятие «элегия творчества». В ней находятся глубоко личные раздумья поэта о себе и своем творчестве, о своем предназначении.

Характер послесумароковской элегии постепенно начинает изменяться: в нее входят размышления, поучения, оттесняется лирическое начало. К этой новой, «философско-нравоучительной», элегии принадлежат элегии М.М. Хераскова.

Рождение жанра русской элегии обычно датируется 1802 годом и связывается с созданием В.А. Жуковским «Сельского кладбища» и «Элегии» («Угрюмой осени мертвящая рука...»). Позже элегия появятся у А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, Ф.И. Тютчева..

В последней четверти XVIII столетия русская элегия выходит на новые горизонты — и связано это прежде всего с именами Г.Р. Державина и М.Н. Муравьева. Идея о связи этих поэтов не только личностной, но и творческой, уже высказывалась исследователями. В.А. Западов отметил: «Поэтические достижения Муравьева предшествовали выдающимся успехам Державина в тех же областях поэзии и поэтики... оба поэта наметили новые пути развития новой русской поэзии XIX в.: Муравьев явился учителем Батюшкова и Жуковского, Державин положил начало так называемому «философскому реализму». Заметен их вклад и в развитие русской элегии [11].

Державин, помимо своих блестящих од, пишет и элегии. Некоторые его произведения могут быть отнесены и к жанру оды, и к жанру элегии. Прежде всего это относится к знаменитой оде «На смерть князя А.И. Мещерского». С философской одой ее связывает сама проблематика произведения, выходящая на уровень общечеловеческих и даже космических абстракций и обобщений: «Как в море льются быстры воды, так в вечность льются дни и годы; 
глотает царства алчна смерть». Элегическое звучание придают ей прямое скорбно-патетическое обращение автора к умершему адресату и лирическая зарисовка в конце: «Как сон, как сладкая мечта, исчезла и моя уж младость; не сильно нежит красота, не столько восхищает радость, не столько легкомыслен ум, не столько я благополучен...» [11].

М.Ю. Лермонтов лишь двум стихотворениям дал название «Элегия» («О! если дни мои текли...» «Дробись дробись волна ночная...»). Первое написано в 1829 г. второе - в 1830. Но у Лермонтова можем обнаружить стихотворения, которые близки к жанру элегия: «Дума» (1838) и «Как часто пестрою толпою окружен» (1840), «И скучно и грустно» (1840).

Практически у любого поэта можно найти немало стихотворений приближающихся к жанру элегии но остающихся элегическим стихотворением. Элегия продолжает жить в XIX веке: причина кроется в способности жанра к саморазвитию и возможности веления диалога с читателем. Со времен Пушкина происходило философское обогащение жанра. Н.А.Некрасов внес в элегию приближение к жизненным обстоятельствам, постановку в ней социальных слоев насеения. Характерно что автор «Последних песен» трактует биографию как судьбу в жанре элегия. «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...») - своего рода антология жанра, ибо Некрасову удалось вместить в одном стихотворении и образную систему и проблематику всей отечественной истории элегии [4; 123].

Остановимся на подробном изучении данного жанра в творчестве Пушкина и Жуковского. В частности, проанализируем стихотворения авторов «Цветок».




















Выводы по 1 главе.












































Глава 2. Анализ элегии «Цеток» В.А.Жуковского.



Началом своей поэзии» сам поэт считал перевод «Элегии, написанной на «сельском кладбище» (1751) английского предромантика Томаса Грея. В этом переводе, как в фокусе, сошлось воедино множество элементов, из совокупности которых родилось новое и оригинальное явление русской поэзии — «Сельское кладбище» (1802) Жуковского. При работе над элегией сказались и изучение западноевропейской поэзии, и опыт переводчика (приобретенный Жуковским еще в годы учения), и литературные вкусы времени, и личные художественные пристрастия автора, и споры о назначении человека в кругу сверстников-друзей (участников «Дружеского литературного общества»), и, наконец, его собственный жизненный опыт. Следуя за Греем в развитии поэтической мысли, Жуковский вносит в свой перевод идеи и настроения, выражающие его собственное мировосприятие. Картина скромного сельского кладбища (описание которого опирается на впечатления от окрестностей села Мишенского — родины поэта), настраивает поэта на размышления о печальной и вместе с тем завидной участи бедных «поселян». В утверждении идеала природного, естественного равенства людей Жуковский близок Ж.-Ж. Руссо, с творчеством которого он познакомился еще в пансионе и которым, подобно всей передовой молодежи своего времени, сильно увлекался.[4; 321].

Появление в 1802 года «Сельского кладбища» на страницах издаваемого Карамзиным журнала «Вестник Европы» принесло Жуковскому известность. Стало очевидно, что в русской поэзии появился значительный поэт. Пора ученичества для Жуковского миновала. Начинался новый этап его творческой деятельности, имеющий уже не личное, биографическое, а общелитературное значение [13].

Преодоление карамзинизма началось у Жуковского с нового обращения к элегическим жанрам. «Несмотря на то, что слово «элегия» взято из античной поэтики, — писал Б.В.Томашевский о литературе начала XIX века, — в те годы этот род поэзии был новым во всех отношениях. Именно элегия являлась средством выражения чувствований нового человека». Жанровая форма элегии — лирической медитации, окрашенной настроениями грусти и меланхолии, особенно соответствовала строю чувств человека эпохи конца XVIII — начала XIX века. Поэтические размышления облекаются в элегии в лирическую форму, служат способами выражения внутреннего мира личности. Поэтому по мере творческого созревания Жуковского элегия выдвигается в его творчестве на первый план. Прежде, однако, чем создать свою первую оригинальную элегию, Жуковский обращается к широкому изучению опыта европейской элегической поэзии [13].

Сохранившийся среди бумаг Жуковского перечень задуманных элегий (по времени относящийся к 1804 года —1805 года) показывает, что поэт намеревался дать серию поэтических изображений душевных состояний личности, показав разные стороны и грани ее внутреннего мира («Отсутствие», «Первое впечатление», «Присутствие», «Уединение», «Мечты», «Музыка», «Ручей»). Выполнение этого замысла ограничилось созданием лишь одной элегии, озаглавленной в перечне «Ручей», в окончательном виде получившей название «Вечер» (1806), которая синтезирует все самое ценное из обширных замыслов поэта. [13].














Выводы по 2 главе.











































Глава 3.Сопоставительный анализ стихотворения «Цветок» А.С.Пушкина.


В антологии «Русская элегия XVII - начала XX века» помещен цикл из пятнадцати элегий А.С. Пушкина, означенный автором в перечне начала 1817 года. Большинство из этих элегий при жизни поэта не печатались .

В этих элегиях отсутствует философское осмысление раннего жизненного опыта, которое придет к А.С. Пушкину в более поздних элегиях. Пройдет не более семи лет, и Пушкин в «Евгении Онегине» создаст предсмертную элегию Ленского (глава шестая, строфа XXI-XXII), в значительной мере пародирующую образцы элегического творчества посредственных авторов М.В. Милонова, В.И. Туманского и др., перепевающих известные мотивы увядания и обреченность чувствительной поэтической души. [4; 130].

В начале двадцатых годов одна за другой появляются пушкинские элегии, каждая из которых являет собой шедевр жанра. Это «Погасло дневное светило...» (1820), «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Простишь ли мне ревнивые мечты...» (1823), «К морю» (1824), «Андрей Шенье» (1825), «Желание славы» (1825) и ряд других.

На смену лицейской «унылой элегии» приходит элегия философская, принимающая жизнь как дар, ниспосланный свыше. В элегиях Пушкина возникает и тема смерти, они посвящены Д.Г.Н. Байрону и А. Шенье, в них угадываются тени декабристов. В элегиях двадцать восьмого года и последующих лет («Когда для смертного умолкнет шумный день...», «Дар напрасный, дар случайный...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...») возникает предчувствие собственной не столь отдаленной кончины. Элегии Пушкина сосредоточены на постижении законов бытия, смысл которых открывается лирическому герою в неизбежности потерь и необратимости перемен [6; 5].

Элегия Пушкина была ориентирована на традиции Байрона, а не Ламартина. Отсюда проистекает не меланхолическая расслабленность, а мужественный стоицизм. Элегия Пушкина в одних случаях откровенно биографична («Выздоровление»), в других - личностное зашифровано, передано опосредовано («Андрей Шенье»), но необычно интенсивное обращение к жанру элегии было, очевидно, внутренне мотивировано переменой мест: ссылка и открытие южной природы и, прежде всего, моря. Расставание с близкими побуждало ссыльного поэта к подведению первых жизненных итогов. Ссылка - рубеж, но за ней последовали новые впечатления. Поэт в конкретных проявлениях постигал важнейшую жизненную закономерность - ее изменчивое постоянство, а элегия предоставляла адекватные формы для ее выражения. Впрочем, нельзя не заметить, что Пушкин раздвигал жанровые рамки элегии [6;8].

Пушкин ощутил потребность выразить самого себя, в конкретных и многообразных связях с реальным миром. Этой потребности соответствовало и его понимание жанра, при котором последний становится «пригодным для изображения целостного, живого человека, хотя и взятого в определенный момент в определенных, конкретных условиях места и времени». Элегия становится в творчестве Пушкина школой, посредством которой поэт овладевает искусством постижения индивидуальной психологии человека. При этом лирическое «я», воспроизведенное в контексте, проецируется на биографические реалии самого автора элегического произведения. Элегия из романтической переходит в новое качество - реалистическую . Соответственно из нее уходит «лирический герой», на смену ему приходит «образ автора» [6; 7].


А. С. Пушкин в своем творчестве явился достойным продолжателем первых русских романтиков. Он не скрывал своих пристрастий и того факта, что вырос на этой литературе. Неоднократно он называл Жуковского - главу русского элегического романтизма - своим учителем. Особенно четко прослеживается влияние Жуковского на молодого поэта в начальный период творчества, в лицейские годы, в период становления жанра элегии в творчестве Пушкина.

В элегиях этого времени преобладает любовная тематика. Слезы, печаль, меланхолия, воспоминания - все это неразрывно связано с этим чувством.

Во время южной ссылки элегия становится основным жанром в творчестве А. С. Пушкина. Возникают постоянные поэтические образы: море, волны, небо, звезды. Многие из стихотворений, которые Пушкин причислял к элегиям, получали подзаголовок «отрывок». Этим поэт хотел подчеркнуть отступление от традиционной жанровой принадлежности, указать на открытость лирического замысла, фрагментарность и жанровую незавершенность стихотворения. Лирический фрагмент дает максимальную свободу, демонстрируя отказ автора от всякого жанра.

Эволюция жанра определяется эволюцией творческого метода поэта -воплощением в произведении характерных черт того или иного направления. В элегию Жуковский и Пушкин добавляли те особенности которые были им очень близко — то, в чем они жили (любовная линия, например, элегия подобна оде).































Выводы по 3 главе.

Наблюдения над поэтикой элегии, ее эволюцией показали, что развитие ее в творчестве Пушкина проходило не как история "чистого жанра", а в комплексе с лиро-эпическими жанрами,тесно соприкасающимися с ней. При этом элегия, обогащая поэтику стихотворного эпоса Пушкина, сама видоизменялась, трансформировалась, обогащалась.

сочетание в пределах одного произведения различных жанров. Такое взаимообогащение и взаимопроникновение жанров вело к расширению тематики и идейного смысла стихотворений, но при этом уничтожало строгую жанровую систему. Стихотворение становилось просто текстом, содержащим черты многих жанров, и потому его нельзя отнести строго ни к одному их них.

Отступление от традиционного канона жанра




































Заключение

































Список литературы


  1. Альми И.Л. Элегии Е.А.Баратынского I8I9-I824 гг (К вопросу об эволюции жанра). — 1961, — Т.219. С.29-47.

  2. Белинский В.Г. Собр. соч. в 9-ти т. — М.: Худож. лит., I976-1982.

  3. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. — М.: Наука, 1974. 206 с.

  4. Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л., 1974, 407с.

  5. Городецкий Б.П. Русские лирики. Историко-литературные очерки. Л.: Наука, 1974, 158 с.

  6. Григорьян К.Н. Об эволюции пушкинской элегии. — Львов, 1974. С.3-13.

  7. Григорьян К.Н. Из элегической поэзии Пушкина начала 1820-х годов. — Л.: Наука, 1974. С.36-46.

  8. Гуковский ГЛ. Русская поэзия XVIII в. — Л., 1927. С. 48-102.

  9. Жуковский В.А. Собр. соч. в 4-х. — Л., 1960. 557 с. Т.4.

  10. Москвичева Г.В. Жанрово-композиционные особенности русской элегии XVIII — первых десятилетий XIX века //Вопросы сюжета и композиции: Межвуз. сб. Горький, 1985. С. 33-50.

  11. А.Л. Пашкуров. Русская элегия XVIII — начала XIX века: Г.Р. Державин и М.Н. Муравьев. — http://www.derzhavin-poetry.ru

  12. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 10-ти т. — Л.: Наука,1979.

  13. Фридлендер Г.М. о некоторых проблемах поэтики сегодня. — Л.: Наука, 1972.С. 5-36.

  14. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор.—http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl2/rl2-1042.htm.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: хисматулина юлия калимулловна

Дата: 15.09.2019

Номер свидетельства: 519734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Реализация технологий деятельностного типа на уроках русского языка и литературы (проблемное обучение) Система конспектов уроков в 5,8 классе"
    ["seo_title"] => string(80) "riealizatsiia_tiekhnologhii_dieiatiel_nostnogho_tipa_na_urokakh_russkogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "406948"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491405669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства