kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Реализация модуля "Школьный урок" в рамках уроков русского языка и литературы с привлечением краеведческого материала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал  будет полезен учителям, которые используют в обучении русского языка и литературы региональный компонент.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Реализация модуля "Школьный урок" в рамках уроков русского языка и литературы с привлечением краеведческого материала"»

Реализация регионального компонента в образовательной деятельности СОШ №27 через разнообразные формы методической работы на уроках русского языка и литературы

Любовь к своей Родине – это
не нечто отвлеченное, это любовь
к своему городу, к своей местности,
к памятникам культуры,
гордость своей историей.
Д.Лихачев.



Вопросам регионализации системы образования (Регионализа́ция — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от государственного на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях) особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов 20 столетия, хотя важность изучения родного края, использование местного материала в обучении и воспитании подчеркивали ещё в своих трудах Я.А. Коменский, Ж.-Ж .Руссо, Г .Песталлоцци. К.Д. Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности».

Современные философы считают, что, в наше время «образованный человек – это не столько “человек знающий”, сколько приготовленный к жизни. Для того чтобы подготовить такого человека, современная школа пробует вводить новые, интеграционные предметы, среди которых ученые называют краеведение.

Реализация регионального компонента имеет целью формирование функциональной культурной грамотности. В связи с чем ставятся следующие задачи:

- дать основы знаний о регионе;

- раскрыть значимость окружающего мира для жизнедеятельности человека;

- пробудить познавательный интерес к родному краю;

- сформировать культурологический потенциал;

- сформировать адаптивный тип жизнедеятельности.

Перед нашим МО объединением уже несколько лет назад (начало столетия) обозначилась задача: как вводить РК, какие произведения отбирать…? Проанализировав теоретические аспекты данной проблемы, пришли к выводу, что программ и учебно – методических пособий нет (или выпущены были небольшим кол-вом КРИПКиПРО и МАОУ ДПО ИПК г.Новокузнецка). Содержание образовательной деятельности, направленной на реализацию регионального компонента предстояло каждому образовательному учреждению определять и разрабатывать самостоятельно, связав его с обязательной частью образовательной программы.

В результате кропотливой работы коллективом учителей русского языка и литературы (в течение года?) был разработан Проект программы по реализации РК на уроках литературы с 5-11 классы с учетом возрастных особенностей школьников. Проделанная работа в свое время получила высокую оценку и рецензирована членом Союза писателей России Никоновой Л.А.

Были намечены пути реализации программы:

  1. Спецкурс для учителей «Литература Кузбасса сегодня». Руководитель Никонова Л.А.

  2. Уроки литературы и русского языка с использование краеведческого материала

  3. Внеклассная работа:

  • Литературные встречи, экскурсии;

  • Литературные гостиные;

  • Литературная студия;

  • Исследовательская деятельность учащихся;

Позднее добавились:

  • Библиотечные уроки;

  • Знакомство с репертуаром Новокузнецкого Драматического театра и театра «Синтезис»

  • Ежегодное участие в Большом этнографическом диктанте  сайте miretno.ru.

Пройдя определенные этапы по внедрению материалов по краеведению, можно выделить следующие формы работы:

  • проведение вводных уроков по одной из тем в начале учебного года;

  • включение местного материала в уроки по лексике, фонетике, словообразованию.

  • изучение особенностей быта в данном населенном пункте;

  • организация исследовательской работы учащихся, как групповой, так и индивидуальной.

  • сбор материала по разным тематическим группам.

  • подготовка сообщений по материалам произведений, авторы которых — наши земляки.

  • сбор материала по топонимике.

  • словарная работа с привлечением краеведческого материала.

  • выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием «Познай и полюби свой край».

  • самостоятельная работа с книгой и документом;

  • заочные экскурсии по родному краю;

  • осмотр памятников истории и культуры;

  • проектная деятельность;

  • беседы и встречи с интересными людьми;

  • научно-практические конференции;

  • создание видеофильма;

  • фольклорные праздники;


Таким образом, наряду с традиционными формами и методами реализации регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности могут использоваться современные технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технологии проектного обучения;

  • технология воспитания духовной культуры молодого поколения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технологии экологического воспитания


Денис Евгеньевич Грибов (Заместитель Министра просвещения России) отмечает: «В системе образования сформировать единое образовательное пространство позволяют единые образовательные программы, единые программы воспитания, единые, но разнообразные подходы к организации дополнительного образования. В том числе высокую востребованность демонстрируют школьные театры, школьные хОры и школьные музеи».


В СОШ №27 работает театр «Арлекин». Ядром школьного театрального коллектива является 7А класс, которым руководит Проценко А. Д., учитель русского яз и лит. В текущем году представлена сказка Т .Яковлевой, поющей сказочницы г Новокузнецка. Участие в школьных постановках обладает мощным терапевтическим эффектом в преодолении многих детских комплексов, сохранения их психологического здоровья.

В Народном музее истории школы «Слава» имени А.Г. Колесникова имеются постоянные экскурсии:

История школы (история школы с 1938 г. до настоящего времени);

Ветераны войны (учителя и выпускники школы, прошедшие ВОВ);

Тыл и фронт в годы войны (ученики школы в годы войны);

Родину славим трудом (фотографии всех директоров школы-лицея);

Вспомним всех поименно (ученики и учителя школы погибшие в войну);

Учительские династии (Востриковы, Колесниковы, Дружинины);

Лучшие люди (Л.А. Никонова – член союза писателей РФ, П.Н. Дорофеев – председатель Кемеровского обкома партии);

Ими гордится школа (семья Клименко, В.М. Козловский, И.Д. Смолькин, А.Г. Колесников);

Вечная слава сынам Родины (ученики лицея погибшие в локальных войнах).


Материалы школьного музея широко используются педагогами для проведения уроков и внеклассных мероприятий. На его базе проходят школьные методические объединения, конференции, встречи с интересными людьми. Организация музейно-образовательного процесса не подменяет, а дополняет школу, особенно в реализации РК.


Развивающее обучение должно быть и воспитывающим. Доказано, что классные часы, воспитательные мероприятия и общение с подростками составляет не более 3% времени общения учащихся с педагогом.

Поэтому воспитательная работа должна проводиться именно на уроке. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление личности учащегося. Именно художественное произведение становится основным средством воздействия на душу и разум подрастающего поколения.

На уроках литературы краеведческий материал возможно изучать в нескольких вариантах:

  • во время учебных занятий;

  • на занятиях элективного курса;

  • во внеурочной деятельности

Урок, построенный на педагогически оформленном материале истории Кемеровской области, связанный с известными писателями, поэтами, композиторами, позволяет создавать положительный эмоциональный эффект развивать общечеловеческие ценности учащихся.

Анализ текста или отрывка произведения – самый распространенный вид работы в этом направлении.

Остановлюсь на самых интересных мероприятиях за последние несколько лет.

  • Встречи с известными людьми, писателями, поэтами:

  • Литературные гостиные (на базе филиала ЦБ им .Гоголя – библиотеки им. Никоновой Кузбасской Духовной семинарии)

- Вечер памяти, прошедши й в Кузбасской Духовной семинарии, «Не умирают звуки никогда…», посвященный творчеству Л.А .Никоновой

- Литературный вечер, посвященный 400-летию Новокузнецка «Город славы, огня и металла»

- «Лики любви, надежды и веры» по материалам поэтов Кузбасса.

Продолжая традиции Л.А. Никоновой, в ОУ оказывается помощь начинающим поэтам. Дробышева Е.П., учитель русского языка и литературы, редактирует поэтические и прозаические тексты творческих учеников. Под её руководством вышел сборник стихотворений «Серебряный ключ».

Учащиеся нашего ОУ участвовали в научно-практических конференциях в секции «Литературное краеведение со следующими темами

«Жить среди других» (по рассказам Е.Г. Гришковца)

«Дети и война в произведениях кузбасского прозаика Владимира Мазаева»

«Война покоя не дает солдату. Тема исторической памяти в рассказе А. Яброва «Житие солдата»

Особое место занимает исследовательская работа, с результатами которой учащиеся выступают на школьнных- практических конференциях

«Человек и природа в лирике Игоря Киселева»

«Творчество Владимира Чивилихина»

«Тема любви в творчестве Бориса Бурмистрова»

«Поэтическое творчество М. Небогатова»

Формирование у школьников чувства патриотизма, сознательности активного гражданина – одна из главных задач краеведческой работы на уроках русского языка.


  Приемы и формы краеведческой работы на уроке русского языка самые разнообразные: составление и разбор предложений, анализ текстов, чтение и анализ стихов, сообщения учащихся, выступления на публицистическую тему,

Два десятилетия назад был составлен Проект программы по литературному краеведению. Реализация же регионального компонента предполагала и уроки русского языка. Хотелось бы поделиться своим своим опытом по фрагментарному внедрению РК на уроках русского языка.

Изучая в 5 классе тему «Тире между подлежащим и сказуемым», даю такое задание:

- составьте предложения со словами: Кемерово, Шерегеш, Томь (Например, Кемерово - столица Кузбасса. Шерегеш – горнолыжный курорт.)

При изучении темы «Знаки препинания при обобщающих словах» (5,8 классы) предлагаю следующее задание:

составьте предложения с однородными членами, ответив на вопросы:

  • Какие города есть в нашей области?

  • Какие реки протекают на территории Кузбасса?

  • Сколько районов в Новокузнецке? Назовите их.

  • Какие животные обитают в лесах области?

Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс длительный, требующий постоянного поиска, но творческий. Разные классы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое

6 класс «Употребление числительных в речи»

Напишите числительные правильно, укажите их падеж, выделите окончания.

  1. Небольшой деревянный домик, расположенный недалеко от Советской площади. Он находится на улице Водопадная и носит название «Дом купца Фонарева». 150 лет назад это было одно из немногих элитных строений города.

Дом был построен в середине XIX века. Первый его этаж каменный, второй — деревянный. Первый этаж сохранился до наших дней почти без изменений, а второй этаж пострадал после пожара в 1884 году и был заново отстроен. В 1906 году в доме купца Фонарева была организована подпольная типография, в которой изготавливались революционные листовки. В конце 20 века здание передали «Кузнецкой крепости», там находилась администрация музея. В 2011 году в дом Фонарёва переехал «Городской центр культуры и творчества».



  1. При обобщении однородных членов предложения можно предложить следующую работу с текстом.

Коренные народы Кузбасса: кто они, чем занимались? Расставьте знаки препинания и объясните пропущенные буквы, найдите эпитеты, Какие еще коренные народы проживают на территории Кемеровской области?



Коренные народы Кузбасса - телеуты, проживающие преимущественно в южных районах Кузбасса в живописной местности.

Ведущей формой религии у телеутов был шаманизм. Телеуты по своим религиозным убеждениям обожествляли землю, солнце, горы, реки и т. д., верили в добрых и злых духов, которым приносили в жертву домашних животных. Шаманы камлали над больными, принимали активное участие во многих общинных, родовых и семейных обрядах.

Телеуты занимались полукочевым скотоводством, охотой, собирательством и рыбной ловлей.

Фольклор занимает существенное место в духовной культуре телеутов. Наиболее монументальный жанр их фольклора – героический эпос.

Проанализировав результаты работы с краеведческим текстом на уроках, убеждаемся в том, что это действительно эффективный материал. Умелый отбор позволяет создать благоприятную речевую среду, которая способствует совершенствованию чувства языка, развивает творческие способности школьников.



6 класс «Степени сравнения прилагательных»

Составление предложений на тему «Реки (или города) Кузбасса»

  • Сравните реки и озёра по ширине, длине, глубине. Используйте прилагательные в различных степенях сравнения

Для различных видов работ, в том числе для синтаксического и пунктуационного разбора предложений можно использовать пословицы, поговорки, приметы из «Народного календаря» (много такого материала в книге С. Тотыша «Сын тайги»)

Отдельно нужно сказать о темах сочинений, их можно предложить великое множество:

«Любимый уголок природы», «Мой поселок», «Моя улица», «Мой край – Кузбасс», «За что я люблю свой край», «Береги родную природу». Кроме того, «Моя фамилия», «Почему меня так назвали», «Топонимический словарь моей семьи», «Когда мой дедушка был молодым» и т.д.

Такие темы стимулируют общение ребенка в семье, учат его ценить то, что составляет историю его жизни, историю его семьи, школы, улицы.

Можно использовать следующие задания:

  1. Продолжи сочинение по его началу (8 класс сочинение-рассуждение)

С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий – горы. А что представляется мне при слове «Родина»?

  1. Сравни два стихотворения. Какая тема их объединяет (например, тема Родины). Какие изобразительно-выразительные средства используют авторы?

  2. Запишите словосочетание, распределяя их по способам подчинительной связи:

каменноугольный бассейн, река Кондома, сосновый бор, школьный музей, поэт Никонова, верховья Томи, почти по-шахтерски, героический эпос

  1. Выступление на публицистическую тему (9 класс)

Как в названиях улиц отражена история города? Что ты знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы?

Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?

Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для него? Чем ты поможешь ему?

Мои замечательные земляки.

Материалы о малой родине помогают общению, так как они привлекают учащихся больше, чем абстрактные примеры из учебника.

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

СОШ №27 старается идти в ногу со временем и создает все условия для творческого развития личности, любящей свой город, край, Родину.



Библиотечные уроки с привлечением регионального компонента.

Современная школа переживает сложный процесс поиска нового содержания обучения и воспитания. Библиотека является активным участником инновационных преобразований.

На сегодняшний день накоплен опыт интегрированных библиотечных уроков как в среднем звене, так и в старших классах.

Успешность и востребованность библиотечных уроков обусловлена следующими факторами:

- они увеличивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности;

- активное участие в мероприятии повышает познавательный интерес;

- нестандартная форма проведения уроков дает возможность для самовыражения, самореализации.

Интегрированные библиотечные уроки позволяют проводить даже традиционные мероприятия ярче, динамичнее, зрелищнее. Оформление и демонстрация книжных выставок, обзор новинок, дополненные яркой визуальной аннотацией, включают музыкальное сопровождение.

Сотрудничая с районной библиотекой «Веста», которая носит имя Любови Алексеевны Никоновой, в первую очередь, привлекаем региональный компонент. Учащиеся знакомятся с творчеством талантливых писателей и поэтов, узнают историю родного края, учатся ценить и уважать подвиги тех, кто защищал Родину на фронтах и в тылу.

На уроке мужества семиклассники узнали о нашем земляке, почетном гражданине города Новокузнецка, Иване Ивановиче Рогинцеве, ветеране Великой Отечественной войны. Его книга «Ленинград-Берлин. Записки гвардейского минометчика» - это мемуары фронтовика, честное талантливо написанное произведение. Недаром он был принят в члены «Союза писателей Кузбасса» и «Союза российских писателей» посмертно. Ребята не остались равнодушными, эмоциональный накал усилили песни «Эх, дороги», «И все-таки мы победили» в исполнении новокузнецкого барда Геннадия Бурлакова.

9 декабря – день Героев Отечества надолго запомнится школьникам. На библиотечном уроке они узнали о книге, которая занимает особое место. Это книга Михаила Федорова «Герои СВО – символы российского мужества». Эта книга – лишь малая толика той огромной книги Памяти, которую напишут потомки. Работники библиотеки собирают материалы о современниках, участниках СВО. Ребята на этот урок пришли не только в качестве слушателей, но и приготовили материал об учащемся нашей школы, Никите Старикове, погибшем на СВО. Этот урок прошел в виде диспута, стал прекрасным примером патриотического воспитания.

Библиотека находится на улице Рихарда Зорге, прославленного разведчика. Многие ребята проживают на этой улице. Библиотечный урок о легендарном разведчике соединил разные формы: виртуальную экскурсию, работу с книгой, выразительное чтение отрывков из прозы и поэзии, музыкальное сопровождение.

Учащихся 10 класса впечатлил урок, посвященный памяти

Ф.М. Достоевского и М.Д. Исаевой. На этом уроке были совмещены и краеведение, и судьба всемирно известного и любимого писателя.

«Она была свет моей жизни. Она явилась мне в самую грустную пору моей судьбы и воскресила мою душу. Но если б вы знали, что это за ангел! Что это за душа! Что за сердце!» Из письма Достоевского

Несколько строк из стихотворения Любови Никоновой

Он к ней в Кузнецк, как в лету канувшей,

спешит, дорогой утомлен,

Да, это он, вчерашний каторжник

И гений завтрашних времен.

Учащиеся не только посещают уроки, но и принимают активное участие в различного рода мероприятиях, конкурсах, организованных работниками библиотеки.

Например, в областных громких чтениях «Дни Любови Никоновой». В литературно-мемориальном музее имени Ф.М. Достоевского прошли громкие чтения онлайн, посвященные 73летию поэтессы. Подготовка к конкурсу проводилась в библиотеке.

Много уроков посвящены праздничным датам «Международному дню родного языка». «Дню ручного письма, или дню почерка», христианским праздникам «Посиделки на Святки», юбилеям писателей и отдельных книг, встречам с известными людьми нашего края, знакомству с творчеством кузбасских литераторов, например, шорской поэтессы Тайаны Васильевны Тудегешевой

В 2019 году в России началась масштабная модернизация библиотек. В Кузбассе создано 20 модельных библиотек. В январе нам посчастливилось побывать на выставке-форуме на ВДНХ в Москве и увидеть проект нововведений. Арт-холлы для презентаций, мультимедийные коворкинг-зоны (современное пространство для работы и обучения), зоны виртуальной реальности, роботы-библиотекари, устройства, позволяющие самостоятельно брать и возвращать книги и тд. Для нас – это пока только проект.

Главной ценностью библиотечного урока остается живое слово, встречи с людьми, конечно же, книга.

«Открывая книгу, вы открываете для себя дверь в волшебный мир, в который иначе ни за что не попасть», - писал Олег Рой.













9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Малых И. Г., Бесчетнова В.В.

Дата: 04.06.2024

Номер свидетельства: 652024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства