Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Самостоятельный поиск на уроках позволяет ученикам более осознано усвоить изучаемый материал и быть активным участником урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.»
Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка
С внедрением ФГОС проблема развития интеллектуальных способностей учащихся
становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающий интеллектуальные способности младших школьников. Мы,учителя, прекрасно знаем, что однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Программа начального обучения по системе академика Л.В. Занкова, по которой я работаю уже более 20 лет, впрямую направлена на развитие младшего школьника, предоставляет прекрасные возможности учителю для эффективного развития интеллектуальной сферы детей. Причем задача по развитию интеллекта каждого ребенка должна решаться постоянно и через всю систему работы педагога (через целеполагание, содержание, используемые технологии, формы, методы, взаимоотношения).
Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображения и др., а как общее развитие личности. Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли, чувств, т.е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу.
Система отличается верой в каждого ребенка, в его силы. При этом учитывается, что развитие каждого ребенка идет неравномерно – то замедленно, то скачкообразно – в зависимости от его индивидуальных особенностей, от особенностей высшей нервной системы, его опыта. Система принимает ребенка таким, каков он есть, видя в каждом взрослого человека со своими особенностями, складом ума и характера.
Данная система строится по принципам:
Принципы обучения.
Принцип более высокого уровня трудности в обучении
Принцип ведущей роли теоретических знаний.
Принцип осознания процесса учения.
Принцип прохождения материала более быстрым темпом.
5. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых.
Методическая система представлена типическими свойствами системы:
Многогранность (методы направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены к пробуждению не только ума, но и эмоциональной сферы.
Вариантность – найти такие пути и средства реализации методической системы, которые бы позволили проявиться индивидуальным особенностям учителя, школьников.
Коллизии – проблемность. Они возникают тогда, когда:
- ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения.
- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.
И вот такие коллизии и возникают на каждом уроке. Введение в новую тему всегда происходит через проблему, которую учащиеся под руководством учителя всегда решают.
Рассказывать можно много, т.к. каждый урок насыщен проблемами, но я остановлюсь на уроках русского языка.
Обучение русскому языку предоставляет большие возможности в работе над развитием мышления школьников. Развивая пытливость ума, приучая ребёнка к осмыслению нового материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений, закладываю основы успешной мыслительной деятельности учащихся.
Чтобы в процессе обучения получить больше информации о продвижении учеников в развитии мышления, разрабатываю и ввожу в урок свои задания повышенной трудности на сравнение и группировку на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Почему отдаю предпочтение именно этим заданиям? Во-первых, данные задания требуют от учащихся самостоятельного поиска, во-вторых, включают элементы проблемности, в-третьих, будят мысль ученика. При коллективном выполнении заданий выявляю, кто, как предлагает разделить и почему. В работу вовлекаю всех, начинаю опрос с более слабых учеников, выслушиваю всех учеников, подвожу к верному решению. По ходу урока подмечаю разные уровни ответов учеников, выявляю, на каком уровне каждый ученик способен выполнить задание, замечаю продвижение в развитии мышления детей.
Как можно вызвать самостоятельное размышление ребёнка при введении нового материала путём самостоятельного поиска. Приведу фрагменты урока. Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Третье склонение имён существительных
Урок строю исходя из триединых дидактических целей:
1.Образовательная:
а) путём самостоятельного поиска подвести детей к выводу о том, что существительные женского рода, с нулевым окончанием ( и мягким знаком на конце) относятся к третьему склонению,
б) в целях развития интеллектуальных способностей и мыслительных умений, через задания повышенной трудности: на сравнение и группировку, развивать умение делить слова на 3 группы по составу, по орфограмме, по роду, по склонению .
2.Воспитательная задача: в ходе урока осуществить нравственное воспитание, обеспечить этнические нормы поведения; толерантность: учить детей слушать друг друга, вести диалог, доказывать своё мнение: в целях предупреждения профилактики утомления использовать здоровье - сберегающий фактор.
3.Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через деловое сотрудничество и коллективный поиск, чтобы вовлечь в сферу учения не только эмоции, но и другие стороны личности. В ходе урока предусматривала психологический настрой. Для этого начало урока построила так, чтобы он “обрушился” на детей. Урок вела на высоком, но доступном для детей уровне трудности; а именно: были предложены задания на сравнение и группировку.
На доске дан ряд слов:
пова.ка, уло., разбе., ст.кло, похо.ка, прору.ь
скла.ка, оз.ро, гн.здо.
Учитель читает слова и задаёт вопрос:
-Чем похожи данные слова?
(Дети отвечают, что это имена существительные, т.к. отвечают на вопрос (что?) и обозначают предмет; в единственном числе, неодушевлённые, нарицательные)
-Даю цифру 3. Какое задание можете предложить?
(Урок идёт от детей. Дети сами предложили виды группировок: разделить слова по составу, по роду, по орфограмме)
-Поддерживаю идею…Разделите слова на 3 группы по составу.
(Дети самостоятельно делят и записывают слова в три группы).
-Кто еще предложит нам разделение?
повязка улов гнездо
складка разбег стекло
походка прорубь озеро
- По какому принципу разделили?
(Дети разбирают слова по составу, объясняют орфограммы, замечают ещё один вид группировки по орфограммам: парный согласный в средине слова, парный согласный на конце слова, безударные гласные, проверяемые ударением).
Слова каких столбиков вы бы объединили и почему?
Опрос начинаю со слабого ученика, так как во втором столбике “лишнее” слово прорубь по роду, которое ребёнок не замечает и предлагает объединить слова 2 и 3 столбика по склонению. Таким образом, чтобы подвести детей к самостоятельному выводу, создала проблемную ситуацию, возникла коллизия.
Убираем “лишнее” слово. А теперь можно разделить слова на 2 группы по склонению и почему?
( Дети группируют по склонению – слова 1 столбика - 1 склонение, слова 2 и 3 столбика относятся ко 2 склонению) Возникает спор.
А теперь вернёмся к “лишнему” слову и попробуем раскрыть “секрет”. А для этого нужно разрешить спор и доказать, кто из учеников прав: первый - считает, что слово прорубь 1 склонения, так как женского рода. Второй - доказывает, что данное слово 2 склонения, т.к. имеет нулевое окончание. Третий - утверждает, что слово прорубь нельзя отнести ни к 1 склонению, ни ко второму склонению. Кто из них прав и почему?
(В ходе урока использовала принцип “слоёного пирога”, когда знания (дети знакомы с 1 и 2 склонением существительных), накладываются на незнание (не знакомы с 3 склонением существительных). Дети высказывают своё мнение, спорят и приходят к выводу, что первый ученик не прав, так как слово прорубь хоть и женского рода, но окончание нулевое, а не а,я. Второй не прав тоже, так как слово прорубь хоть и имеет нулевое окончание, но не обратил внимание на то, что оно женского рода, а не мужского).
Восстановите на наборном полотне памятку определения склонений, используя карточки, чтобы 1 и 2 наглядно убедились в своей ошибке.
( Работают у доски 2 человека, остальные дети с индивидуальными карточками работают в паре).
К какому же склонению отнесёте слово прорубь?
( В результате коллективного поиска дети вели наблюдения, группировали, сравнивали и применили знания в новой для них ситуации: заметив, что слово прорубь не относится ни к 1 склонению (т.к. имеет нулевое окончание, хотя и женского рода). Ни ко 2 склонению, (хотя имеет нулевое окончание, но женского рода), сделали правильный вывод: дети предложили отнести его к 3 склонению.
На доске даны слова: ель, моль, дочь.
Можно ли слово прорубь объединить с данными словами и почему? Чем они похожи?
( Дети сравнивают слова и приходят к выводу, что можно объединить данные слова, так как они все женского рода, имеют нулевое окончание, у всех на конце мягкий знак).
Так какие же существительные относятся к 3 склонению? (Дети самостоятельно делают вывод).
Сравнение вывода с учебником
Откройте учебники , прочитайте вывод и скажите были ли вы правы.
Чтобы определить склонение на что же нужно обращать внимание?
Составляем алгоритм памятки:
Определить род.
Выделить окончание.
По роду и окончанию определить склонение.
Через самостоятельную работу по учебнику путём организации познавательной деятельности старалась вызвать у учеников творческие усилия , вовлечь в творческую ситуацию каждого ученика. Дети на уроке слушали друг друга, высказывали своё согласие или несогласие, для этого опрос начинала со слабого ученика).
Разрабатываю и такие задания, которые помогают “обрушить” урок на детей. Данные задания имеют установку:
1) вызови удивление;
2) посей сомнение;
3) заставь ошибаться;
4) помоги раскрыть секрет.
Такой подход позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал, они оказываются не пассивными слушателями, а активными участниками урока. Урок помогает и мне, как учителю ,определить на каком уровне каждый ученик способен выполнить задания, заметить затруднения каждого ребёнка, своевременно похвалить, оказать помощь, а также заметить продвижение в развитии мышления детей.