Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-9 классов по комиксам Х. Бидструпа.»
Ушакова Ольга Юрьевна
учитель русского языка и литературы
Развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-9 классов по комиксам Х. Бидструпа.
Цель работы – описать инновационные линии в развитии речи учащихся на уроках русского языка, на примере комиксов Х. Бидструпа.
Задачи работы:
Диагностика знаний, умений и навыков учащихся в сфере речевой деятельности.
Формирование и развитие основных компетенций:
1) коммуникативной:
овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
формирование осмысленных умений и речевых навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам и психологическим особенностям обучающихся.
2) языковой и лингвистической:
овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
3) культуроведческой:
овладение нормами русского речевого этикета;
совершенствование владения различными видами речевой деятельности, повышение уровня грамотности учащихся.
В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой общественностью. Этой теме посвящаются радио- и телепередачи, статьи в газетах и журналах. Речь наших современников многими воспринимается и оценивается как сниженная, ненормативная. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи, проникновение в него просторечных слов, жаргонизмов; немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскому языку интонирование и т. п.
В настоящее время говорится о риторизации школьного образования в целом. В Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования введено понятие «коммуникативной компетентности».
Коммуникативная компетенция – способность личности к речевому общению и умению слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них; внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы; комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку; аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию; адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного события.
Поэтому одна из основных задач школы – развитие речевых умений и коммуникативных компетенций учащихся.
В школьной практике последних лет сложилось так, что на уроках русского языка очень часто вне поля зрения оказывается одна из его важнейших сторон – коммуникативная функция. Нововведения в сдаче ОГЭ (устная часть по русскому языку) направляют внимание учителей русского языка и литературы именно на коммуникативное развитие обучающихся. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается в определенной системе, целенаправленно, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Поэтому наиболее актуальной остается задача «учителя – языковеда» подбирать задания, которые развивают не только лингвистическую грамотность, но и коммуникативную (речевую) компетентность.
Для успешной социализации выпускников школ необходимо систематизировать работу по развитию связной речи.
Рассматривая тему: «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-9 классов по комиксам Х. Бидструпа», прежде стоит сказать о понятии «короткий рассказ», что оно в себя включает и назвать характерные признаки.
Короткий рассказ - это небольшое произведение повествовательного характера, в котором речь идёт, как правило, об одном, но важном событии. В построении рассказа выделяются части, связанные с развитием этого события: завязка, кульминация, развязка.
Основные характерные признаки рассказа заключаются в следующем:
- малый объем;
- изображение одного или нескольких событий;
- четкий конфликт;
- краткость изложения;
- закон выделения главного героя из среды персонажей;
- раскрытие одной, доминирующей черты характера;
- одна проблема и вытекающее из этого единство построения;
- ограниченное количество персонажей;
- полнота и законченность повествования.
Предлагаю работу со зрительной опорой на уроках русского языка, в качестве тренинга построения устного и письменного сюжетного рассказа использовать комиксы Х. Бидструпа. Комиксы дают необходимый «костяк», на который можно наращивать самое разное содержание.
Существует много определений комикса, однако все они, в целом, сводятся к тому, что комикс представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Согласно большинству исследователей, комикс — это единство повествования и визуального действия. Скотт Мак Клауд, автор книги «Суть комикса» (англ. Understandingcomics), предлагает краткое определение «последовательные изображения», и более полное — «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности». Жорж Садуль определяет комиксы, как «рассказы в картинках». Мы опираемся на следующее определение «Комикс (от англ. comic — смешной) — рисованные истории, рассказы в картинках».
Комиксы Бидструпа можно увидеть в учебнике русского языка для 5-ого класса под редакцией Т. А. Ладыженской.
Простые рисунки задают тему разговора и сюжет. Рисунки должны соответствовать возрасту детей, быть живыми и интересными, не содержать сложных деталей, число персонажей должно быть ограничено, события понятны, но не тривиальны.
Предлагаю следующие виды работ с комиксами в 5–9 классах.
Драматизация. Устный диалог.Основная цель этого вида работы - научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Каждый участвующий играет роль одного из персонажей комикса. Суть работы: кто-то из детей рассказывает (но не читает), остальные слушают его рассказ. При этом работа может оцениваться в соответствии со следующими критериями: сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать речевыми средствами его характер; являются ли его реплики психологически достоверными: может ли человек так мыслить и говорить в подобной ситуации; насколько интересно, ярко, остроумно, лаконично он говорит; насколько разнообразную лексику использует.
Методика устного диалога по комиксам следующая:
1. Рассматривание комиксов с устным комментированием: основная цель этого этапа – понять тему и сюжет, замысел художника, заметить как можно больше деталей, которые служат для воплощения замысла и характеризуют персонажей, высказать на основании этих деталей какие-то психологические догадки (какие люди изображены, что они чувствуют).
2. Второй этап работы: дети импровизируют устные диалоги.
3. Оценивание устных диалогов – дети оценивают услышанное, отмечая достоинства и недостатки.
Письменный рассказ по комиксу. В этом случае дети не рассказывают, а читают свои истории.
Составление письменных текстов:
По опорным словам. Составьте рассказ, опираясь на приведенные ниже опорные слова / словосочетания.(Н-р: по комиксу «Бацилла смеха»: смех; хохот; книга; мужчина; скамья;женщина; бацилла смеха; смеяться; хохотать; солнечный день и т.д.)
Составление диалогов по репликам. Можно предложить задание следующего вида: озвучьте комикс по уже имеющимся репликам добавляя свои фразы. Разыгранные диалоги способствуют развитию диалогической речи учащихся.
Обсуждение вариантов композиции текстов по комиксам.
Комиксы можно выдать ребятам в «разобранном» виде, т.е. в разрезанном. Активизации мышления будут способствовать следующие вопросы и задания, направленные на выявление причинно-следственных и пространственно-временных связей (по комиксу «Криминальный роман»): расположите все элементы с учетом причинно-следственных связей (какое событие послужило завязкой, какое - кульминацией, какое – развязкой?), сравните с тем, в какой последовательности расположил все события художник; как вы думаете, сколько времени читал книгу любитель детективов? Проследите, как книга подчинила себе человека. Как изменяются его действия? Как изменяется при этом его внешний вид?
Составление заголовков к серии комиксов и к соответствующим текстам.
Озаглавьте каждый рисунок.Что получилось в результате? (получился план сочинения)
Редактирование текстов. Детям дается готовый текст. Отредактируйте имеющиеся слова автора, исправив в них речевые ошибки.
Например, текст Даши 5 класс по комиксу «Юный художник».
«Однажды я сидела дома и делала уроки. Вдруг пришел мой брат и говорит: «Давай я тебя нарисую». Я сначала даже не хотела, а потом он меня уговорил. Мне было интересно, какая я получусь. И я согласилась. Он меня рисовал-рисовал, я даже устала, чуть не заснула. Наконец, он закончил. Я посмотрела и глазам своим не поверила. И что это он такое нарисовал? Даже не похоже на человека: голова как колесо, ноги как бревна, вместо волос мочалка, а рук вообще нет. Разве это я? Ну кто бы тут не психанул. Конечно, я немножко обиделась. И его немножечко ударила. И ушла. А что… так ему и надо! Тоже мне художник, подумаешь!»
Загляни в словарь. Комикс «Бацилла смеха» наглядно демонстрирует слова с лексическим значением «смеяться». Один из этапов урока – работа со словарями (выяснить значение слова «бацилла» по толковому словарю и определить, в каком значении это слово употреблено в заголовке, объяснить орфограммы в этом слове; найти синонимы к слову «смеяться» (хохотать, заливаться, покатываться, хихикать, фыркать и др.).
Активизация фразеологических оборотов.
Данное задание также направлено на обогащение словарного запаса учащихся: выберите из предложенного перечня фразеологизмов такие, которые, на ваш взгляд, отражают состояния героев (поднимать на смех, валяться со смеху, не до смеху, умирать со смеху, смешинка в рот попала, до смешного, кататься от смеха, помереть со смеху, курам на смех).
Соответствие содержания комикса русской пословице. В конце обсуждения предлагается вопрос: какой русской пословицей можно передать содержание комиксов? (у страха глаза велики). («Криминальный роман»)
Таким образом, задания с опорой на вид визуальной наглядности способствует развитию связной устной и письменной речи учащихся, обогащают словарный запас, учат внимательно относиться к слову, выбирать из ряда слов, такое, которое наиболее соответствуют ситуации, развивают память и мышление, творческие способности, способствует формированию общей культуры и являются опорой для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ.
Список используемой литературы
Бабкина М.В.О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка.// Русский язык в школе. – 2004. -№ 2
Методика преподавания русского языка в школе./ под ред. Т.М. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
Сборник нормативных документов. Русский язык в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения. – М., 2004