kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами.

 «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка»                               А.В. Текучев

Задачи, которые я поставила перед собой:

  • Повышение орфографической грамотности учащихся;
  • Обогащение словарного запаса учащихся;
  • Обучение самостоятельному добыванию знаний;
  • Развитие логического и нестандартного мышления;
  • Привитие интереса к русскому языку.

Этапы работы со словом.

  • Предъявление слова.
  • Работа над «слуховым» образом слова.
  • Запись слова с «окошком».
  • Работа над «зрительным» образом слова.
  • Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями.
  • Использование игровых приёмов.
  • Закрепление умения правильно писать изученное слово в письменной работе.

Предъявление слова.

  • Чтение загадки, отгадывание её учащимися;
  • Отгадывание ребуса;
  • Рассматривание предметной картинки;
  • Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

Работа над «слуховым» образом слова.

  • Учащиеся проговаривают слово хором;
  • Учащиеся проговаривают слово по одному орфоэпически;

Определяют «трудное» место в слове

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами. »


Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами.

«Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» А.В. Текучев


Задачи, которые я поставила перед собой:

  • Повышение орфографической грамотности учащихся;

  • Обогащение словарного запаса учащихся;

  • Обучение самостоятельному добыванию знаний;

  • Развитие логического и нестандартного мышления;

  • Привитие интереса к русскому языку.

Этапы работы со словом.

  • Предъявление слова.

  • Работа над «слуховым» образом слова.

  • Запись слова с «окошком».

  • Работа над «зрительным» образом слова.

  • Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями.

  • Использование игровых приёмов.

  • Закрепление умения правильно писать изученное слово в письменной работе.

Предъявление слова.

  • Чтение загадки, отгадывание её учащимися;

  • Отгадывание ребуса;

  • Рассматривание предметной картинки;

  • Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.




Работа над «слуховым» образом слова.

  • Учащиеся проговаривают слово хором;

  • Учащиеся проговаривают слово по одному орфоэпически;

  • Определяют «трудное» место в слове.

Запись слова с «окошком».

  • Дети определяют ударный и безударный слоги;

  • Показывают "трудное" место пропуском буквы ;

  • Записывают слово, пропустив, трудное место, обозначив его точкой, и ставят ударение;

  • Подбор проверочного слова, чтобы определить нужную букву;

  • Обращение к орфографическому словарю.

Работа над «зрительным» образом слова.

  • Работа с орфографическим словарём;

  • Обращение к этимологическому словарю;

  • Использование мнемонических приёмов (к мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово)

Использование «Этимологического словарика».

  • Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном варианте - этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например, "М _А .ЛИНА"-в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово "малина" образовано от слова "малый" - "маленький".

  • "Малина" - "малый" - "состоящая из маленьких частей".




Этимологическую справку сообщаю детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке:

  • 1. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы.

  • 2. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.

  • 3. Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся.

  • 4. Подбор однокоренных слов.

  • 5. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

Использование игровых приёмов.

Именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности.

  • -лото

  • -ребусы

  • -кроссворды

  • -шуточные вопросы, загадки

  • -шарады

Закрепление умения правильно писать изученное слово в письменной работе.

  • 1) написать все словарные слова, используя сюжетную картинку;

  • 2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все "словарные" слова, например:

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

(однажды, мороз.)

  • 3) Написание словарных диктантов.

Виды работ со словарными словами.

  • Составь предложение со словарным словом (словами)
    Учащимся предлагается придумать предложение, в котором есть изученное слово. Усложняя задание, предлогаю составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок.

  • Комментатор (вставь пропущенную орфограмму, объясни)
    Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, объяснить свой выбор. При этом очень важно научить учащихся классифицировать орфограммы.

  • «Немой» словарик
    Учитель или ведущий ученик, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные ученики угадывают слово, затем также беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ученик пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв.

  • «Толковый» словарь
    Учитель или ученик, не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.

  • «Картинный» словарь
    Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Это вид работы можно усложнить: учащиеся должны выбрать или нарисовать сюжетную картинку, на которой будут изображены предметы, называемые словарными словами. На сюжетной картинке необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подобрать к этим словам признаки, действия. Итогом станет небольшое сочинение по данной картинке с использованием отработанных заготовок.

  • Выборочный диктант
    Учитель читает предложение или текст. Ученики на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В данном случае необходимо определить временные границы выполнения работы и затем выявить, кто из учащихся нашёл больше слов. В этой работе важно не просто списывание словарных слов, а работа со словом( выделение орфограмм).

  • Схемы-угадайки
    На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
    ____О____О____(воробей, молоко,…)
    _______СС_____(касса., масса,…)
    __Е____ДЬ (медведь, тетрадь,…)

  • Копилка-минутка
    На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные и т. д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчёркивание орфограммы).

  • « Лишнее» слово

  • «Шифровки»

Шифровка «Алфавит»
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
Например: 1,13,13,6,33 – (АЛЛЕЯ).

Шифровка «Слоговое сложение»
Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь ударение, выдели орфограмму.

ВЕС НА +ГО РОД=НА РОД

ТРА ВА+ У ГОН= ВА ГОН

ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН=ТЕ ЛЕ ФОН


Шифровка «Убери лишнее»
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К,Б,П,Е,С,Р,Ё,Т,З,К,А,Ш

Шифровка «Добавь гласные»
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ(КАПУСТА)

Шифровка «Части слова»
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень- как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс- как у слова БЕРЁЗКА.
Окончание- как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ

  • Кроссворды
    Этот вид работы используется во внеклассной работе или в качестве домашнего задания.

  • « «Проба пера»
    Школьникам предлагается написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:

    • на одну букву (использовать все словарные слова на определённую букву);

    • на наличие в словарных словах буквосочетаний –оро-,-оло-;

    • словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму;

    • можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно использовать задание описать квартиру, используя как можно больше словарных слов.

  • «Тематическое меню»
    1. Образуй родственные слова ( в теме «Однокоренные слова»)
    2. Подбери к данным словам признаки, измени их по числам, по родам и т.д.(в теме « Имя прилагательное», «Правописание окончаний имён прилагательных»)
    3. Измени форму числа, падеж ( в теме «Изменение имён существительных по числам, по падежам»)
    4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы. Или, наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы - словарные слова ( в темах «Антонимы»,»Синонимы»).
    5. Подбери к данным словарным словам родственные слова, одушевлённые имена существительные.
    Например: М_ШИНА-М АШИНИСТ, Р_БОТА-РАБОЧИЙ.
    Или наоборот: С_ПОЖНИК-САПОГИ, ФУ_БОЛИСТ- ФУТБОЛ.
    6.Допиши к словарным словам имена собственные («Заглавная буква в именах собственных»)
    7. Образуй от данного словарного слова слово другой части речи («Части речи»)
    Например: Р_БОТА-РАБОТАТЬ, УЖ_Н-УЖИНАТЬ

  • Загадки-шутки(игры)
    В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ,…)
    В каких словарных словах спряталась –ель-? (УЧИТ ЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК,…)
    Слог потерялся. (___ЛЮТ,___БАКА, ___ВЕДЬ,…)

  • Игра «чей это голос?».
    Мычит (кто?)-_______(корова)
    Поёт (кто?) -_____(соловей, девочка,…)

  • Собери слоги:
    -жур-,-ный-,-де- (ДЕЖУРНЫЙ)
    -ки-,-ва-,-лен- (ВАЛЕНКИ)


  • Вопрос-ответ:
    Чем рубят дрова?_______
    Первый день недели?_______и т.д.


  • «Мудрый словарик»
    При работе со словарными словами полезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы.
    Например, надо дописать словарные слова:
    Как об стенку_______(ГОРОХ)
    Береги нос в большой _______(МОРОЗ)

  • Метод графических ассоциаций
    Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например в слове шофёр вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, которые по очертанию похожи на букву о.

  • Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание- нарисовать словарное слово в словариках.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами.

Автор: Мерзлякова Лариса Николаевна

Дата: 17.06.2015

Номер свидетельства: 220299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Развитие орфографической зоркости. "
    ["seo_title"] => string(37) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti"
    ["file_id"] => string(6) "135446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416923554"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы. Работа со словарными словами."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_orfograficheskoi_zorkosti_u_uchashchikhsia_nachalnoi_shkoly_rabota_"
    ["file_id"] => string(6) "529085"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574879992"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Виды работ со словарными словами. "
    ["seo_title"] => string(32) "vidy-rabot-so-slovarnymi-slovami"
    ["file_id"] => string(6) "218493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433806345"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Тренажер "Словарные слова""
    ["seo_title"] => string(25) "trenazher_slovarnye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "482299"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540651653"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Тренажёр "Словарные слова" (овощи, ягоды)"
    ["seo_title"] => string(45) "trienazhior_slovarnyie_slova_ovoshchi_iaghody"
    ["file_id"] => string(6) "429418"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506187476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства