Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» А.В. Текучев Задачи, которые я поставила перед собой: Повышение орфографической грамотности учащихся; Обогащение словарного запаса учащихся; Обучение самостоятельному добыванию знаний; Развитие логического и нестандартного мышления; Привитие интереса к русскому языку. Этапы работы со словом. Предъявление слова. Работа над «слуховым» образом слова. Запись слова с «окошком». Работа над «зрительным» образом слова. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями. Использование игровых приёмов. Закрепление умения правильно писать изученное слово в письменной работе. Предъявление слова. Чтение загадки, отгадывание её учащимися; Отгадывание ребуса; Рассматривание предметной картинки; Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима. Работа над «слуховым» образом слова. Учащиеся проговаривают слово хором; Учащиеся проговаривают слово по одному орфоэпически; Определяют «трудное» место в слове. Запись слова с «окошком». Дети определяют ударный и безударный слоги; Показывают "трудное" место пропуском буквы ; Записывают слово, пропустив, трудное место, обозначив его точкой, и ставят ударение; Подбор проверочного слова, чтобы определить нужную букву; Обращение к орфографическому словарю. Работа над «зрительным» образом слова. Работа с орфографическим словарём; Обращение к этимологическому словарю; Использование мнемонических приёмов (к мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово) Использование «Этимологического словарика». Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном варианте - этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например, "М _А .ЛИНА"-в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово "малина" образовано от слова "малый" - "маленький". "Малина" - "малый" - "состоящая из маленьких частей". Этимологическую справку сообщаю детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке: 1. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы. 2. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове. 3. Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся. 4. Подбор однокоренных слов. 5. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания. Использование игровых приёмов. Именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Закрепление умения правильно писать изученное слово в письменной работе. 1) написать все словарные слова, используя сюжетную картинку; 2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все "словарные" слова, например: Однажды, в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. (однажды, мороз.) Виды работ со словарными словами. Составь предложение со словарным словом (словами) Учащимся предлагается придумать предложение, в котором есть изученное слово. Усложняя задание, предлогаю составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок. Комментатор (вставь пропущенную орфограмму, объясни) Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, объяснить свой выбор. При этом очень важно научить учащихся классифицировать орфограммы. «Немой» словарик Учитель или ведущий ученик, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные ученики угадывают слово, затем также беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ученик пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв. «Толковый» словарь Учитель или ученик, не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений. «Картинный» словарь Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Это вид работы можно усложнить: учащиеся должны выбрать или нарисовать сюжетную картинку, на которой будут изображены предметы, называемые словарными словами. На сюжетной картинке необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подобрать к этим словам признаки, действия. Итогом станет небольшое сочинение по данной картинке с использованием отработанных заготовок. Выборочный диктант Учитель читает предложение или текст. Ученики на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В данном случае необходимо определить временные границы выполнения работы и затем выявить, кто из учащихся нашёл больше слов. В этой работе важно не просто списывание словарных слов, а работа со словом( выделение орфограмм). Схемы-угадайки На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. ____О____О____(воробей, молоко,…) _______СС_____(касса., масса,…) __Е____ДЬ (медведь, тетрадь,…) Копилка-минутка На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные и т. д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчёркивание орфограммы). « Лишнее» слово Шифровка «Алфавит» Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. Например: 1,13,13,6,33 – (АЛЛЕЯ). Шифровка «Слоговое сложение» Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь ударение, выдели орфограмму. ВЕС НА +ГО РОД=НА РОД ТРА ВА+ У ГОН= ВА ГОН ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН=ТЕ ЛЕ ФОН Шифровка «Убери лишнее» Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К,Б,П,Е,С,Р,Ё,Т,З,К,А,Ш Шифровка «Добавь гласные» Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ(КАПУСТА) Шифровка «Части слова» Например: Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ. Корень- как у слова МОРОЗИЛКА. Суффикс- как у слова БЕРЁЗКА. Окончание- как у слова КОНЬКИ. В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ « «Проба пера» Школьникам предлагается написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору: на одну букву (использовать все словарные слова на определённую букву); на наличие в словарных словах буквосочетаний –оро-,-оло-; словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму; можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно использовать задание описать квартиру, используя как можно больше словарных слов. «Тематическое меню» 1. Образуй родственные слова ( в теме «Однокоренные слова») 2. Подбери к данным словам признаки, измени их по числам, по родам и т.д.(в теме « Имя прилагательное», «Правописание окончаний имён прилагательных») 3. Измени форму числа, падеж ( в теме «Изменение имён существительных по числам, по падежам») 4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы. Или, наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы - словарные слова ( в темах «Антонимы»,»Синонимы»). 5. Подбери к данным словарным словам родственные слова, одушевлённые имена существительные. Например: М_ШИНА-М АШИНИСТ, Р_БОТА-РАБОЧИЙ. Или наоборот: С_ПОЖНИК-САПОГИ, ФУ_БОЛИСТ- ФУТБОЛ. 6.Допиши к словарным словам имена собственные («Заглавная буква в именах собственных») 7. Образуй от данного словарного слова слово другой части речи («Части речи») Например: Р_БОТА-РАБОТАТЬ, УЖ_Н-УЖИНАТЬ Загадки-шутки(игры) В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ,…) В каких словарных словах спряталась –ель-? (УЧИТ ЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК,…) Слог потерялся. (___ЛЮТ,___БАКА, ___ВЕДЬ,…) Игра «чей это голос?». Мычит (кто?)-_______(корова) Поёт (кто?) -_____(соловей, девочка,…) Собери слоги: -жур-,-ный-,-де- (ДЕЖУРНЫЙ) -ки-,-ва-,-лен- (ВАЛЕНКИ)
Вопрос-ответ: Чем рубят дрова?_______ Первый день недели?_______и т.д.
«Мудрый словарик» При работе со словарными словами полезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы. Например, надо дописать словарные слова: Как об стенку_______(ГОРОХ) Береги нос в большой _______(МОРОЗ) Метод графических ассоциаций Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например в слове шофёр вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, которые по очертанию похожи на букву о. Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание- нарисовать словарное слово в словариках. |