kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картин (доклад)

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ   КОММУНИКАТИВНО – РЕЧЕВЫХ  УМЕНИЙ

НА  ОСНОВЕ  ВОСПРИЯТИЯ  КАРТИН

           Систематическая работа по развитию речи младших школьников, содержание которой строится на основе восприятия картин, может формировать у детей сложное учебное умение, объем которого включает в себя как наиболее общие коммуникативно-речевые умения, так и специальные, связанные именно с анализом живописного произведения.

           Все коммуникативно-речевые умения, направленные как на восприятие готового текста, так и на создание собственного, можно объединить в несколько групп в соответствии с такими сторонами текста, как его содержание, структура и языковые средства.

     Первая группа включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения. Среди них можно назвать следующие умения:

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;                                                                                                    

1.  понимать тему текста и определять его границы;                                                                                               

2. понимать основную мысль текста и выражать её в собственном речевом          высказывании;

3. понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание,а также озаглавить текст в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания;

4. выделять в данной теме микротемы;

5. выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста;

догадываться по контексту о значении незнакомых слов;

формировать вопросы  по созданию текста и в связи с ним.

Вторая группа – это умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры, например такие, как:    

1.делить текст на логически законченные части;  

2.составлять план готового текста, то есть определять главную мысль каждой части и выражать ее одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания;

3.составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте;

определять и устанавливать основные средства связи в данном тексте;

перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами.      

Третья  группа – это умения, связанные с языковыми средствами. Здесь выделим следующие умения:

1.пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;

2.отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи.

  Четвертая группа – включает умения, связанные  с текстом в целом, со всеми его сторонами, например следующие умения;

1.совершенствовать собственный текст. Это самое сложное умение, овладение которым свидетельствует о быстром продвижении ребенка в речевом развитии;

2.прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы  их преодоления;

3.прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью;

4.организовать индивидуальную ( самостоятельную ) работу в соответствии с предложенным образцом ( моделью, алгоритмом );

5.организовать парную и групповую работу по решению задач.

К специальным коммуникативно-речевым с умениям, связанные  с анализом содержания и изобразительно-выразительных средств  картины, можно, по нашему мнению, отнести  следующие:  

1.использовать искусствоведческие термины в беседе и в сочинении по картине;

2.анализировать и выражать подтекст картины, ее эмоциональное воздействие с помощью графического и лексического словаря настроений;

3.определять тип и стиль речи в будущем сочинении по картине;

4.понимать замысел художника и строить свое речевое высказывание на его основе;

5.устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном, музыкальном и живописном произведениях.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картин (доклад) »

РАЗВИТИЕ   КОММУНИКАТИВНО – РЕЧЕВЫХ  УМЕНИЙ

НА  ОСНОВЕ  ВОСПРИЯТИЯ  КАРТИН


           Систематическая работа по развитию речи младших школьников, содержание которой строится на основе восприятия картин, может формировать у детей сложное учебное умение, объем которого включает в себя как наиболее общие коммуникативно-речевые умения, так и специальные, связанные именно с анализом живописного произведения.

           Все коммуникативно-речевые умения, направленные как на восприятие готового текста, так и на создание собственного, можно объединить в несколько групп в соответствии с такими сторонами текста, как его содержание, структура и языковые средства.

     Первая группа включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения. Среди них можно назвать следующие умения:

отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;                                                                                                    

1.  понимать тему текста и определять его границы;                                                                                               

2. понимать основную мысль текста и выражать её в собственном речевом          высказывании;

3. понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание,а также озаглавить текст в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания;

4. выделять в данной теме микротемы;

5. выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста;

догадываться по контексту о значении незнакомых слов;

формировать вопросы  по созданию текста и в связи с ним.

        

Вторая группа – это умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры, например такие, как:    

1.делить текст на логически законченные части;  

2.составлять план готового текста, то есть определять главную мысль каждой части и выражать ее одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания;

3.составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте;

определять и устанавливать основные средства связи в данном тексте;

перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами.      

     

Третья  группа – это умения, связанные с языковыми средствами. Здесь выделим следующие умения:

1.пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;

2.отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи.

  Четвертая группа – включает умения, связанные  с текстом в целом, со всеми его сторонами, например следующие умения;

1.совершенствовать собственный текст. Это самое сложное умение, овладение которым свидетельствует о быстром продвижении ребенка в речевом развитии;

2.прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы  их преодоления;

3.прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью;

4.организовать индивидуальную ( самостоятельную ) работу в соответствии с предложенным образцом ( моделью, алгоритмом );

5.организовать парную и групповую работу по решению задач.

                      

К специальным коммуникативно-речевым с умениям, связанные  с анализом содержания и изобразительно-выразительных средств  картины, можно, по нашему мнению, отнести  следующие:  


1.использовать искусствоведческие термины в беседе и в сочинении по картине;

2.анализировать и выражать подтекст картины, ее эмоциональное воздействие с помощью графического и лексического словаря настроений;

3.определять тип и стиль речи в будущем сочинении по картине;

4.понимать замысел художника и строить свое речевое высказывание на его основе;

5.устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном, музыкальном и живописном произведениях.    



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картин (доклад)

Автор: Ыбраева Рауана Куанышкызы

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202650


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства