Развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картин (доклад)
Развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картин (доклад)
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО – РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ КАРТИН
Систематическая работа по развитию речи младших школьников, содержание которой строится на основе восприятия картин, может формировать у детей сложное учебное умение, объем которого включает в себя как наиболее общие коммуникативно-речевые умения, так и специальные, связанные именно с анализом живописного произведения.
Все коммуникативно-речевые умения, направленные как на восприятие готового текста, так и на создание собственного, можно объединить в несколько групп в соответствии с такими сторонами текста, как его содержание, структура и языковые средства.
Первая группа включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения. Среди них можно назвать следующие умения:
отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;
1. понимать тему текста и определять его границы;
2. понимать основную мысль текста и выражать её в собственном речевом высказывании;
3. понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание,а также озаглавить текст в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания;
4. выделять в данной теме микротемы;
5. выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста;
догадываться по контексту о значении незнакомых слов;
формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним.
Вторая группа – это умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры, например такие, как:
1.делить текст на логически законченные части;
2.составлять план готового текста, то есть определять главную мысль каждой части и выражать ее одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания;
3.составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте;
определять и устанавливать основные средства связи в данном тексте;
перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами.
Третья группа – это умения, связанные с языковыми средствами. Здесь выделим следующие умения:
2.отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи.
Четвертая группа – включает умения, связанные с текстом в целом, со всеми его сторонами, например следующие умения;
1.совершенствовать собственный текст. Это самое сложное умение, овладение которым свидетельствует о быстром продвижении ребенка в речевом развитии;
2.прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
3.прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью;
4.организовать индивидуальную ( самостоятельную ) работу в соответствии с предложенным образцом ( моделью, алгоритмом );
5.организовать парную и групповую работу по решению задач.
К специальным коммуникативно-речевым с умениям, связанные с анализом содержания и изобразительно-выразительных средств картины, можно, по нашему мнению, отнести следующие:
1.использовать искусствоведческие термины в беседе и в сочинении по картине;
2.анализировать и выражать подтекст картины, ее эмоциональное воздействие с помощью графического и лексического словаря настроений;
3.определять тип и стиль речи в будущем сочинении по картине;
4.понимать замысел художника и строить свое речевое высказывание на его основе;
5.устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном, музыкальном и живописном произведениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картин (доклад) »
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО – РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ КАРТИН
Систематическая работа по развитию речи младших школьников, содержание которой строится на основе восприятия картин, может формировать у детей сложное учебное умение, объем которого включает в себя как наиболее общие коммуникативно-речевые умения, так и специальные, связанные именно с анализом живописного произведения.
Все коммуникативно-речевые умения, направленные как на восприятие готового текста, так и на создание собственного, можно объединить в несколько групп в соответствии с такими сторонами текста, как его содержание, структура и языковые средства.
Первая группа включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения. Среди них можно назвать следующие умения:
отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;
1. понимать тему текста и определять его границы;
2. понимать основную мысль текста и выражать её в собственном речевом высказывании;
3. понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание,а также озаглавить текст в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания;
4. выделять в данной теме микротемы;
5. выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста;
догадываться по контексту о значении незнакомых слов;
формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним.
Вторая группа – это умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры, например такие, как:
1.делить текст на логически законченные части;
2.составлять план готового текста, то есть определять главную мысль каждой части и выражать ее одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания;
3.составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте;
определять и устанавливать основные средства связи в данном тексте;
перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами.
Третья группа – это умения, связанные с языковыми средствами. Здесь выделим следующие умения:
2.отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи.
Четвертая группа – включает умения, связанные с текстом в целом, со всеми его сторонами, например следующие умения;
1.совершенствовать собственный текст. Это самое сложное умение, овладение которым свидетельствует о быстром продвижении ребенка в речевом развитии;
2.прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
3.прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью;
4.организовать индивидуальную ( самостоятельную ) работу в соответствии с предложенным образцом ( моделью, алгоритмом );
5.организовать парную и групповую работу по решению задач.
К специальным коммуникативно-речевым с умениям, связанные с анализом содержания и изобразительно-выразительных средств картины, можно, по нашему мнению, отнести следующие:
1.использовать искусствоведческие термины в беседе и в сочинении по картине;
2.анализировать и выражать подтекст картины, ее эмоциональное воздействие с помощью графического и лексического словаря настроений;
3.определять тип и стиль речи в будущем сочинении по картине;
4.понимать замысел художника и строить свое речевое высказывание на его основе;
5.устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном, музыкальном и живописном произведениях.