Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.Занкова
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.Занкова
Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка - значит, затормозить его личностное развитие и взросление, создать трудности на последующих ступенях обучения. Успешность решения этих задач зависит от того, насколько умело может использовать педагог важнейший инструмент своей педагогической деятельности – технологию обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.Занкова »
Перминова Ирина Юрьевна,
учитель высшей категории
Лицея №9 г.Слободского
Кировской области
Развитие интеллектуальных умений младших школьников
на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Начальная школа является самой важной и значимой ступенью в системе школьного образования, поскольку впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание, и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.
Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка - значит, затормозить его личностное развитие и взросление, создать трудности на последующих ступенях обучения. Успешность решения этих задач зависит от того, насколько умело может использовать педагог важнейший инструмент своей педагогической деятельности – технологию обучения.
Термин интеллект появился в глубокой древности. Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память. К 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 годам – наполовину, а к 12 годам - на три четверти.
Научные исследования свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.
Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы – все это дает возможность создать систему комплексного интеллектуального развития учащихся на уроках иво внеурочной деятельности в начальной школе.
Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта так определяет цели обучения: развитие интеллектуальной и в целом познавательной активности учащихся, развитие речи, мышления, воображения школьников. Учащиеся должны осуществлять группировку, классификацию явлений по заданным признакам, восполнять недостающие данные, выявлять избыточные данные, научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.
Решить поставленные задачи возможно путем совершенствования организации процесса обучения на уроке. В основе данного процесса - реализация новых принципов проведения уроков, существенное изменение методики проведения каждого структурного этапа урока во всех классах начальной школы, в основе которой – включение учащихся в активную поисковую деятельность, включающую в себя самостоятельное наблюдение, анализ материала с целью добывания знаний, совместной обсуждение различных вариантов ответов, поиск оптимальных решений поставленных задач.
Ребенок 7 – 8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Ребенок, обучаясь в начальной школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предмета, отличать существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие, от несущественных.
Учащиеся 1 – 2 класса отмечают, прежде всего, наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действия объекта или его назначение. Они часто подменяют аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опираются на аналогию, далеко не всегда правомерную.
В 3 – 4 классе школьники уже больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения. Они должны уметь устанавливать иерархию понятий, дать обоснованное доказательство или развернуть аргументацию, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. Аналитическая деятельность учащихся 3 – 4 классов основывается на представлениях и понятиях. Ученик идет в своем развитии и от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Особые трудности возникают у учащихся при установлении и понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине, т.к. от причины к следствию устанавливается прямая связь, а от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана. Младшему школьнику значительно легче ответить на вопрос: «Что произойдет, если растение не поливать?», чем на вопрос: «Почему засохло растение?». К окончанию начальной школы учащиеся должны научиться выявлять и другие связи между явлениями и понятиями: порядок следования, рядоположенность, наличие функциональных отношений, часть и целое.
Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая преображает познавательную деятельность и характер отношений к другим людям и самим себе, самопознанию своих внутренних актов и состояний. Учитывая выше названные проблемы, моя работа призвана решить противоречия между:
фактическим уровнем развития интеллектуальных умений младших школьников и предъявляемыми требованиями к интеллектуальному и личностному развитию их в среднем и в старшем звене;
необходимостью повышать уровень интеллектуального развития учащихся и недостаточной технологической разработанностью этого процесса в условиях обучения;
между ростом значимости интеллектуального развития младших школьников и недостаточной педагогической компетентностью, необходимой для его развития;
уровнем развития эмоциональной сферы младших школьников и уровнем сформированности основных приемов умственной деятельности.
Решить выявленные противоречия возможно путем совершенствования организации процесса обучения на уроке. В основе данного процесса - реализация новых принципов проведения уроков, существенное изменение методики проведения каждого структурного этапа урока во всех классах начальной школы, в основе которой – включение учащихся в активную поисковую деятельность, включающую в себя самостоятельное наблюдение, анализ материала с целью добывания знаний, совместной обсуждение различных вариантов ответов, поиск оптимальных решений поставленных задач.
Интеллектуальное развитие, — это развитие определенных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций), обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямопротивоположной точки зрения и т.д.), автоматизированность (непроизвольность применения), сокращенность (свернутость отдельных звеньев, "мгновенность" актуализации).
В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать. Развитием этих качеств необходимо начать заниматься как можно раньше. Уже в начальной школе учащиеся должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, операций выделения признаков предметов, искать аналоги и различия.
Поэтому, система работы учителя по интеллектуальному развитию учащихся на основе совершенствования технологии организации урока должна включать в себя следующие компоненты:
диагностику уровня интеллектуального развития младших школьников;
создание психолого-педагогических условий для реализации интеллектуального потенциала младших школьников;
организацию учебно-познавательной деятельности школьников по их интеллектуальному развитию через использование различных комбинаций способов практической деятельности.
Новые принципы проведения урока:
Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка предполагает использование учителем таких методов и приемов, такого рода упражнений, при выполнении которых у учащихся одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, например: развитие словесно–логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей.
Принцип действенного подхода к обучению предполагает поиск детьми собственных неординарных путей решения заданий.
Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполнения ими упражнений.
Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам одноклассников.
Для реализации системы мер по интеллектуальному развитию младших школьников используются и традиционные типы уроков (изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов. Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать на каждом уроке и во внеурочной деятельности упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию интеллектуальных возможностей учащихся.
Поэтому первый этап в развитии теоретического мышления учащихся можно назвать знакомством с признаками понятий.
На втором этапе нужно сформировать умение оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественного – формирование операции абстрагирования.
На третьем этапе необходимо обратить внимание на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений – поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов, явлений.
Первые три этапа реализуются в первом и во втором классах начальной школы.
На четвертом этапе (3класс) – школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия. Это и формирование умения давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки. Например, корт (видовое понятие) – это площадка (родовое понятие) для игры в теннис (видовой отличительный признак)
Пятый этап предполагает развитие аналитической деятельности - умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, рядоположенность, противоположность, причина и следствие).
Эффективное стимулирование интеллектуального развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового материала.
В начальных классах при изучении нового материала я использую частично-поисковый метод – совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новыми понятиями или правилом. Четко сформулированные учителем вопросы чередуются с ответами учеников таким образом, что в конце рассуждения – поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу.
Тема урока: «О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».(3 класс)
1. Запиши группы слов. Выпиши четвертое «лишнее».
1. ч_чело, свеч_, ц_рк, щ_паль_ца
2. плащ_, ноч_, (много) туч_, ч_вство
3. ц_ган, птиц_, ш_на, ц_фра
Какие правила потребовались, чтобы выполнить это задание? Дайте характеристику шипящим звукам и звуку [ц].
(Нахождение четвертого «лишнего» слова поможет детям актуализировать ранее изученные правила, в которых и фиксируется отступление от основного закона русского письма (и, у, а после шипящих; и–ы после ц; ь после шипящих на конце существительных).
2. – Какая буква гласного пишется на месте пропуска в слове чу_чело? (Буква у).
– После буквы какого согласного написана эта буква? (После буквы шипящего мягкого ч).
– А какие буквы гласных должны писаться после букв мягких согласных? (ю, ё, е, я, и).
– В чем же заключается противоречие данного написания с основным законом русского письма? (После буквы мягкого согласного должна писаться буква ю, а пишется буква у).
– Назовите другие слова из упражнения, написание которых противоречит основному закону русского письма. Прокомментируйте обнаруженное вами противоречие.
3. На слайде слова: саранчой, плащом, ключом, лапшой.
– Что общего в написании этих четырех слов? (Во всех словах: 1) написана буква о; 2) после букв шипящих; 3) в окончаниях; 4) существительных; 5) под ударением.)
– Какое слово является четвертым «лишним»? (Лапшой.)
– Почему? (В первых трех словах буква о написана после мягкого шипящего, а в слове лапшой – после твердого шипящего.)
– В каких из данных слов написание буквы о соответствует закону русского письма? (Лапшой) А в каких противоречит? (Саранчой, плащом, ключом.)
– А в слове овцой? (Соответствует; после буквы твердого согласного ц.)
– Итак, какая буква пишется после шипящих или ц в окончаниях существительных под ударением? (Буква О.) – В каких случаях написание буквы о после шипящих или ц в окончаниях существительных под ударением противоречит основному закону письма? (Если буква о находится после букв мягких шипящих: ключом, плечом, плащом и др.)
К окончанию начальной школы у учащихся должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез.
Для введения новых слов, кроме уже известных приемов работы над ними, использую, основываясь на методику Бакулиной Г.И., активные способы введения новых слов.
Тема урока: «Склонение имён прилагательных во множественном числе».(3 класс)
- Новое слово из «Справочника правописания», с которым вы познакомитесь на уроке, назовёте, если правильно определите смысловую связь между данными словами левого и правого столбика:
Магазин – покупатели
Театр – зрители
Транспорт - ?
- Что означает слово пассажир?(Пассажир – это человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта.)
- Слово пассажир пришло в русский язык из французского, где оно звучало как пассажер и обозначало «прохожий», «путешественник». С развитием транспорта у него появилось значение «проезжающий». Люди, не знакомые с французским языком, воспринимали это слово и даже писали посажир от значения «посадить», «посажу». Получилось, что посажир – это тот, кого сажают куда – либо. В языке нередко встречаются случаи, когда осуществляется звуковое сближение совершенно разных слов. Со временем написание слова пассажир в русском языке приблизилось к его написанию во французском языке. Запишите слово в тетрадь, разделите на слоги, поставьте ударение, выполните звукобуквенный анализ слова.
- Что можете сказать о написании слова? (В слове пассажир две буквы непроверяемого безударного гласного а, удвоенная с. После согласного ж пишется и, так как жи-ши надо писать с буквой и.)
- Прочитайте написанные на слайде пословицы и поговорки.
Ехал в Казань, заехал в Рязань.
Тише едешь – дальше будешь.
Поехала кума неведомо куда.
Долгие проводы – лишние слёзы.
Рано оседлали, да поздно поскакали.
- Определите, какие из них и каким образом могут быть связаны со словом пассажир. Ответ обоснуйте.
- Найдите среди данных слов фразеологических единиц ту, в которой есть слова, связанные с темой урока. (В пословице Долгие проводы – лишние слёзы есть прилагательные во множественном числе: долгие, лишние.
На этапе – актуализации новых знаний использую упражнения и задания, направленные на самостоятельный поиск знаний.
Этап: Активизация знаний, связанных с существительными 1-го склонения, правописание словарных слов, возврат к составу слов, к грамматическим признакам существительных
- Ребята, мы уже довольно долго занимались темой «Правописание безударных окончаний существительных 1- го склонения». Предлагаю на этом уроке понаблюдать и узнать, как каждый из вас усвоил эту тему. Выполняя задания, запоминайте, что вам будет легко, что не очень, а что вы еще не понимаете или делаете плохо. В конце урока подведем итог. Начнем со словарных слов.
- Прочитайте слова. Что у них общего? (Все слова на букву «м». Во всех словах ударение падает на второй слог. Все они являются именами существительными женского рода.)
- Значит, все эти слова относятся к именам существительным 1-го склонения. (Нет.)
- Почему? (Слово морковь женского рода, но оканчивается на мягкий знак, имеет нулевое окончание, значит, это 3-е склонение.)
- Преобразуйте это слово в существительное 1-го склонения. (Морковка.)
- Вы использовали словоизменение или словообразование? (Слово образовалось с помощью суффикса -к_, корень –морковь-, изменилась основа слова – это словообразование.)
- Проверьте, правильно ли вы написали слова.
Разноуровневые задания, направленные на поиск новых знаний
Высокий уровень
- Внимательно прочитайте написанные слова, найдите разницу в их написании и сформулируйте правило.
Дичь, грач, сторож, молодежь, уж, печь.
Средний уровень
– Внимательно прочитайте написанные столбики слов и объясните принцип их группировки, сформулируйте правило их написания.
дичь грач
молодежь сторож
печь уж
Низкий уровень
- Внимательно прочитайте слова в первом и во втором столбиках :
дичь грач
молодежь сторож
печь уж
Ответьте на следующие вопросы:
К какой части речи относятся все написанные слова?
Определите род имен существительных 1 и 2 столбиков.
Какие согласные буквы стоят в конце имен существительных?
4. На конце каких существительных, и в каком случае пишется ь?
На этапе закрепления и систематизации знаний использую упражнения:
на развитие наблюдательности, внимания, умения сосредотачиваться на нужном объекте;
на умение осуществлять группировку и классификацию;
б) Распредели слова в три группы в зависимости то орфограммы гласного. Обрати внимание: в некоторых словах пропущены две орфограммы. Напиши названия групп.
на умение выделять существенные и несущественные признаки;
на развитие умения строить умозаключения, суждения;
Если бы мех белки зимой и летом был одинаковым, то _________________________.
Белки могут перелетать с дерева на дерево, так как ____________________________.
Грызунов назвали так, потому что __________________________________________ .
Белки запасают орехи, чтобы _______________________________________________.
на развитие мышления, внимания, памяти;
1. Почему их так назвали?
а) Зверь носорог - ________________
б) Рыбка краснопёрка - ___________
в) Птица мухоловка - _____________
г) Насекомое водомерка - _________
д) Жук дровосек - ________________
Подтверди своё мнение, разобрав сложные слова по составу.
на развитие слуховой памяти, речевых способностей, умения быть сосредоточенным;
- Расскажи о том, что любишь ты. Чем тебе нравиться заниматься в свободное время?
- Запиши стихотворение по памяти.
Проверку материала часто провожу с помощью тестов.
Тема «Род имен существительных»
Ф.И. ______________________________________
1.Закончи высказывание.
Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН, - ….
а) женского рода
б)мужского рода
в) среднего рода
2. У имен существительных какого рода не могут быть окончания –о, - е?
а) женского рода
б) мужского рода
в) среднего рода
3. Какое слово может употребляться в речи и как имя существительное женского рода, и как имя существительное мужского рода?
а) задира
б) обманщик
4.Какое словосочетание составлено неверно?
а) яблочный повидло
б) широкое шоссе
в) сладкая карамель
5. На конце, какого слова пишется мягкий знак?
а) глуш….
б) ковш….
в) товарищ…
6. Какому имени существительному подходят указанные признаки?
Неодушевленное, собственное, женского рода, единственного числа, имеет окончание а.
а) Днепр
б) вилка
в) Москва
7. В какой строчке имена существительные записаны в таком порядке:
м.р., ср.р., ж.р.?
а) весло, парус, лодка
б) стакан, тарелка, дупло
в) скворечник, дупло, кормушка
И, конечно, использую этап рефлексии для развития у учащихся умений делать выводы, анализировать происходящее на уроке, выявления пробелов в знаниях, прогнозирования будущих уроков.
Решение заданий требует выражения в виде логического, доказательного, развернутого, последовательного рассуждения вслух, учит с помощью слов воспроизводить ход мысли, называть результат. Данные задания несут в себе ряд занимательности, воспитывая у детей интерес к урокам. Их использование освобождает учителя от необходимости искать другие упражнения для решения важнейших задач - мобилизации и развития внимания школьников. Упражнения, направленные на развитие интеллекта способствуют решению следующей проблемы - создание типа продуктивного учебного взаимодействия в системе «учитель-ученик», при котором активизируется собственная, самостоятельная, творческая деятельность учащегося.
Исходя из сказанного, на уроках как можно чаще следует давать задания творческого характера, и не специально для одаренных детей, а всему классу как дополнительные после выполнения основных заданий каждым учащимся. При выполнении таких заданий следует оценивать только успех оценкой «отлично». Кто не выполнил такие задания, тот не получил отличной оценки, но оценка за выполнение обязательного задания при этом не снижается.
Тема урока: «Что нужно для общения» (3 класс)
РТ часть №1 упр.2 (в)
Начинается новый день. Ты встаёшь и видишь родителей. Напиши, что ты им скажешь прежде всего.
Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в классе, доверие и уважение со стороны учителя, представление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию.
Каким же критериям должен отвечать учитель, работающий с детьми с высокой познавательной мотивацией?
Эта работа требует от педагогов неординарных усилий:
1.Не заниматься наставлениями; помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2.Не делать скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определить сильные и слабые стороны детей, не полагаясь на то, что они уже имеют определенные базовые навыки и знания.
3.Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
4.Научиться не торопиться с вынесением суждения.
5.Научить детей прослеживать межпредметные связи.
6.Приучить детей к навыкам самостоятельного решения проблем.
7.Использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
8. Помочь детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходить ко всему творчески.
10.Самому быть интеллектуально образованным, быть компетентным в вопросах, с которыми придется сталкиваться.
Неверно думать, что во всех случаях, чем раньше чему–либо обучать ребенка, тем лучше. Нервная система ребенка неустойчива, возможности детского мозга ограничены. Перегрузка, чрезмерное утомление могут вызвать изменения в состоянии здоровья ребенка и отрицательно сказаться
на дальнейшем ходе его развития. Нужно также помнить, что натаскивание, чрезмерная настойчивость взрослого, выраженная в желании заставить его выучить как можно больше, могут отбить у ребенка охоту к учению, деформировать его познавательные способности. Поэтому необходимо найти правильный индивидуальный подход к одаренному ученику, основанный на его особенностях.
Итак, систематическая работа над развитием логического мышления учащихся, их памяти, внимания, восприятия, способности к саморегуляции развивает их интеллектуальные способности, содействует в целом развитию у них интереса к предметам и явлениям окружающей жизни.
Анализ изучения результативности обучения моих учеников показал, что систематическая работа над развитием интеллектуальных умений учащихся положительно сказывается на качестве их знаний, умений и навыков.
Я убеждена, что регулярное использование разнообразных форм организации урочной и внеурочной деятельности учащихся служит их интеллектуальному развитию, развитию творческих способностей доставляет детям удовольствие, служит средством организации активного отдыха.
Список использованной литературы
1. Занков Л.В. «Обучение и развитие» Занков Л.В -/ Москва, 1975г.
2. Зверева Н.В. «Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний»/ Зверева Н.В. -Москва, 1983г.
3. Ратанова Т.А. «Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков» /П Ратанова Т.А. – «Психология жизни», 1999г.
5. Бакулина Г.А. «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»/ Бакулина Г.А.- Киров: ВГПУ, 1999г.
6. Нечаева Н.В., Воскресенская Н.Е. «Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс: В 4 ч. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2013
7. Щеглова И.В. «Что я знаю. Что я умею»: Русский язык. 3 класс: Тетрадь проверочных работ: В 2 ч./Под ред. С.Г.Яковлевой. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014.