kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие информационно-коммуникационной культуры учащихся через реализацию предметов гуманитарного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся. Научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. 

     Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детская природа требует наглядности»



Развитие


информационно-коммуникационной


культуры учащихся


через реализацию предметов


гуманитарного цикла





Подготовила

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Гимназии № 5

г. Морозовска»

Матвеева Ольга Ивановна






«Детская природа требует наглядности», - писал русский педагог К. Д. Ушинский. И это требование может быть легко удовлетворено средствами компьютерных технологий, незаменимых в создании и проведении нестан- дартных, ярких, интересных уроков.

Научить грамотному языку неизмеримо сложнее, чем научить любой математической, химической или физической системе условных знаков. Язык охватывает все без исключения области человеческих знаний, и сами эти знания без него невозможны. Язык – оформитель и выразитель нашего мышления, а мышление – самое сложное из всего, что только известно нам, во всяком случае, до сегодняшнего дня. Компьютеры всё шире вторгаются в гуманитарные области, и использование компьютера на уроках гуманитарного цикла помогает более творчески подходить к проведению уроков русского языка и литературы.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся. Научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.


Я работаю по следующим направлениям:

-работа с программами Microsoft Office (Word, Power Point, Microsoft

Publisher),

-работа с ресурсами Интернет,

-создание мной и моими учениками презентаций к урокам.


На уроках русского языка с помощью компьютера я могу организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:

-словарную работу (Слайд №2),

-задания на зрительное восприятие (схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации) (Слайд № 3),

-задания на слитное или раздельное написание, вставку букв (при изучении орфографии) (Слайд №4 ),

-выполнение тестовых заданий и их быструю самопроверку (Слайд № 5 ),

-работу с текстом.


Хорошим помощником выступает компьютер во время работы в сотрудничестве, когда класс делится на группы, которым даётся задание.

Например, на уроке по теме «Диалог» это выглядело так. ( Слайд № 6, № 7, № 8).


Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Представляю вашему вниманию фрагмент урока «Культура общения», на одном из этапов которого я использовала серию из киножурнала «Ералаш».

(Слайд №9).


Но достоинство ИКТ не может быть сведено только к привлечению иллюстративного материала. Использование этих информационно-коммуникационных технологий позволяет, прежде всего, реализовать принцип личностно ориентированного обучения, то есть обучения в деятельности. Так, мои ученики сами готовят презентации к урокам. А это, согласитесь, нелегко: найти информацию в Интернете, отобрать нужную и поделиться ею с классом, сопроводив свой рассказ презентацией в Power point. В процессе демонстрации презентации учащиеся выступают в роли учителя и таким образом приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится им в их будущей профессиональной деятельности.



Готовятся ребята к роли ораторов и на впервые введённом в нашей гимназии курсе риторики, основной задачей которой является обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Такой речи, при которой реализуется коммуникативное намерение как практического, так и духовного плана. Например, я прошу о чём-то и получаю то, что прошу. Я хочу поднять собеседнику настроение, делая ему комплимент, и мне это удаётся.

Уроки риторики требуют особого оснащения. Чтобы можно было проанализировать промахи общающихся, результативным будет как раз использование ИКТ. В качестве иллюстрации предлагаю вам посмотреть отрывки урока риторики на тему «Комплимент», где я использую видеозарисовку и аудиофайл. (Слайд №10, № 11).


Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, запоминающимися, эмоциональными, с привлечением иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование компьютера даёт возможность увидеть мир глазами многих живописцев. Услышать актёрское прочтение стихов на фоне классической музыки. (Слайд №12) .Это может быть урок-экскурсия в музей или на родину писателя. (Слайд № 13, № 14, № 15). Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.


При объяснении нового материала на уроке я использую фотографии, портреты, таблицы, схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране.


Таким образом, применение компьютерных технологий позволяет мне наполнять уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, формировать элементы информационной культуры и самой идти в ногу со временем.



4



Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Развитие информационно-коммуникационной культуры учащихся через реализацию предметов гуманитарного цикла Подготовила учитель МОУ гимназии №5 г. Морозовска  Матвеева Ольга Ивановна

Развитие информационно-коммуникационной культуры учащихся через реализацию предметов гуманитарного цикла

Подготовила учитель

МОУ гимназии №5

г. Морозовска

Матвеева Ольга Ивановна

Словарная работа   Диалог – от греч. dialogos ,       dia – два , logos - речь.  Диалог – это разговор    двух или нескольких лиц.   Монолог – от греч .   monos – один, logos – речь. Монолог – это речь  одного лица.

Словарная работа

  • Диалог – от греч. dialogos , dia – два , logos - речь.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Монолог от греч .

monos один, logos речь.

Монолог – это речь

одного лица.

Не с существительными  Алгоритм  Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом а  (не правда, а ложь) (невежда) (говорить неправду (ложь))  НЕТ ДА Употребляется ли без не Пиши раздельно НЕТ ДА Можно заменить синонимом или близким по значению выражением Пиши слитно ДА  Пиши слитно

Не с существительными

Алгоритм

Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом а

(не правда, а ложь)

(невежда)

(говорить неправду (ложь))

НЕТ

ДА

Употребляется ли без не

Пиши раздельно

НЕТ

ДА

Можно заменить синонимом или

близким по значению выражением

Пиши слитно

ДА

Пиши слитно

Устный распределительный диктант  Не годовать,  не вежа, не вежда, не правда, не внимание, не выучить, не расслышать ЛОВИ ОШИБКУ!  НЕГОДОВАТЬ

Устный распределительный диктант

Не годовать, не вежа, не вежда, не правда, не внимание, не выучить, не расслышать

ЛОВИ ОШИБКУ!

НЕГОДОВАТЬ

Ответы к тесту      А1 - 2      А2 - 2      А3 - 3      Б - 2      В - 1

Ответы к тесту

А1 - 2

А2 - 2

А3 - 3

Б - 2

В - 1

Исследовательская работа  на тему  «Основные правила общения»

Исследовательская работа на тему «Основные правила общения»

  • 1 группа : выработать правила речевого поведения для говорящего;
  • 2 группа : выработать правила поведения для слушающего;
  • 3 группа : выяснить, какими должны быть жесты, мимика, поза участников диалога;
  • 4 группа : составить словарик «волшебных слов».
Жесты, мимика и поза  участников диалога

Жесты, мимика и поза участников диалога

  • Не нарушай личное пространство собеседника.
  • Не забывай, что универсальным средством несловесного общения является улыбка.
  • Знай, что наиболее «сильным» орудием является контакт глазами.
  • Запомни, что твои жесты должны быть на уровне груди и пояса.
Словарь «волшебных слов»    Приветствие:  Добрый день. Доброе утро. Добрый вечер. Здравствуйте. Приветствую вас. Привет, я рад тебя видеть! Сколько лет, сколько зим !  Прощание : До свидания. До скорого свидания. Пока! Увидимся.  Просьба:  Прошу тебя (вас), … Пожалуйста. Будь добр, … Будьте так любезны, … Если тебе не трудно, … Если можешь, …  Благодарность:  Спасибо! Благодарю! Большое спасибо!  Извинение:  Извините. Простите, пожалуйста.  Вежливый отказ: Я бы с удовольствием, но… Я бы охотно, но… Я бы с радостью, но… Мне бы очень хотелось , но… Жаль, но…

Словарь «волшебных слов»

Приветствие: Добрый день. Доброе утро. Добрый вечер. Здравствуйте. Приветствую вас. Привет, я рад тебя видеть! Сколько лет, сколько зим !

Прощание : До свидания. До скорого свидания. Пока! Увидимся.

Просьба: Прошу тебя (вас), … Пожалуйста. Будь добр, … Будьте так любезны, … Если тебе не трудно, … Если можешь, …

Благодарность: Спасибо! Благодарю! Большое спасибо!

Извинение: Извините. Простите, пожалуйста.

Вежливый отказ: Я бы с удовольствием, но… Я бы охотно, но… Я бы с радостью, но… Мне бы очень хотелось , но… Жаль, но…

Фрагмент урока на тему  «Культура общения»

Фрагмент урока на тему «Культура общения»

Эпизод урока риторики  на тему «Комплимент»

Эпизод урока риторики на тему «Комплимент»

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ  ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ…»

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ…»

«Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов… (И.А. Гончаров)

«Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов… (И.А. Гончаров)

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

Государственный Лермонтовский  музей-заповедник «Тарханы»

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

Кабинет М. Лермонтова

Кабинет М. Лермонтова

Благодарю  за внимание!

Благодарю за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Матвеева Ольга Ивановна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231265


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства