Развитие
информационно-коммуникационной
культуры учащихся
через реализацию предметов
гуманитарного цикла
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Гимназии № 5
г. Морозовска»
Матвеева Ольга Ивановна
«Детская природа требует наглядности», - писал русский педагог К. Д. Ушинский. И это требование может быть легко удовлетворено средствами компьютерных технологий, незаменимых в создании и проведении нестан- дартных, ярких, интересных уроков.
Научить грамотному языку неизмеримо сложнее, чем научить любой математической, химической или физической системе условных знаков. Язык охватывает все без исключения области человеческих знаний, и сами эти знания без него невозможны. Язык – оформитель и выразитель нашего мышления, а мышление – самое сложное из всего, что только известно нам, во всяком случае, до сегодняшнего дня. Компьютеры всё шире вторгаются в гуманитарные области, и использование компьютера на уроках гуманитарного цикла помогает более творчески подходить к проведению уроков русского языка и литературы.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся. Научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Я работаю по следующим направлениям:
-работа с программами Microsoft Office (Word, Power Point, Microsoft
Publisher),
-работа с ресурсами Интернет,
-создание мной и моими учениками презентаций к урокам.
На уроках русского языка с помощью компьютера я могу организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:
-словарную работу (Слайд №2),
-задания на зрительное восприятие (схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации) (Слайд № 3),
-задания на слитное или раздельное написание, вставку букв (при изучении орфографии) (Слайд №4 ),
-выполнение тестовых заданий и их быструю самопроверку (Слайд № 5 ),
-работу с текстом.
Хорошим помощником выступает компьютер во время работы в сотрудничестве, когда класс делится на группы, которым даётся задание.
Например, на уроке по теме «Диалог» это выглядело так. ( Слайд № 6, № 7, № 8).
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Представляю вашему вниманию фрагмент урока «Культура общения», на одном из этапов которого я использовала серию из киножурнала «Ералаш».
(Слайд №9).
Но достоинство ИКТ не может быть сведено только к привлечению иллюстративного материала. Использование этих информационно-коммуникационных технологий позволяет, прежде всего, реализовать принцип личностно ориентированного обучения, то есть обучения в деятельности. Так, мои ученики сами готовят презентации к урокам. А это, согласитесь, нелегко: найти информацию в Интернете, отобрать нужную и поделиться ею с классом, сопроводив свой рассказ презентацией в Power point. В процессе демонстрации презентации учащиеся выступают в роли учителя и таким образом приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится им в их будущей профессиональной деятельности.
Готовятся ребята к роли ораторов и на впервые введённом в нашей гимназии курсе риторики, основной задачей которой является обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Такой речи, при которой реализуется коммуникативное намерение как практического, так и духовного плана. Например, я прошу о чём-то и получаю то, что прошу. Я хочу поднять собеседнику настроение, делая ему комплимент, и мне это удаётся.
Уроки риторики требуют особого оснащения. Чтобы можно было проанализировать промахи общающихся, результативным будет как раз использование ИКТ. В качестве иллюстрации предлагаю вам посмотреть отрывки урока риторики на тему «Комплимент», где я использую видеозарисовку и аудиофайл. (Слайд №10, № 11).
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, запоминающимися, эмоциональными, с привлечением иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование компьютера даёт возможность увидеть мир глазами многих живописцев. Услышать актёрское прочтение стихов на фоне классической музыки. (Слайд №12) .Это может быть урок-экскурсия в музей или на родину писателя. (Слайд № 13, № 14, № 15). Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.
При объяснении нового материала на уроке я использую фотографии, портреты, таблицы, схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране.
Таким образом, применение компьютерных технологий позволяет мне наполнять уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, формировать элементы информационной культуры и самой идти в ногу со временем.
4