kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие «soft skills» на уроках русского языка и литературы в 5-6-х классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ «SOFT SKILLS» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-6-Х КЛАССАХ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие «soft skills» на уроках русского языка и литературы в 5-6-х классах.»



РАЗВИТИЕ «SOFT SKILLS» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-6-Х КЛАССАХ.



В настоящее время успех человека во многом зависит от его коммуникативных способностей, поэтому эти навыки получили отражение в стандартах ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты разрабатываются для всех ступеней образования, начиная с начальной школы, заканчивая высшими учебными заведениями. Это связано с тем, что современному обществу необходим человек с новым мышлением и новыми умениями и навыками. В свете новой образовательной программы многие требования к учащимся претерпели существенные изменения, кроме того, появились новые понятия и стандарты.

Если все навыки, формируемые системой образования, разделить на две большие категории, то мы получим: (hard skills) - твёрдые навыки и (soft skills) – мягкие, гибкие навыки. Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать или продемонстрировать. Например, умение читать, владение русским языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Мягкие навыки – это социальные навыки, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других. К наиболее значимым «гибким навыкам» следует отнести: способность работать в команде, способность принимать решения и решать проблемы (лидерство), способность общаться с людьми (учителями и одноклассниками) в организации (школе) и вне её, способность планировать, организовывать и выделять приоритеты, способность искать и обрабатывать информацию. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.

При работе над мягкими навыками формируются 4 основных навыка, которые помогают обучающимся лучше ориентироваться в современном мире: навык критического мышления, креативности, коллаборации, презентации. База этой группы навыков формируется еще в раннем детстве и развивается в течение всей жизни. Но прогресс в зрелом возрасте будет более медленным и сложным, чем в школьный и дошкольный период. Поэтому особенно важно выстроить прочный фундамент для «soft skills» у обучающихся. Чтобы развивать гибкие навыки, нужно поощрять активное участие школьников в дискуссии, внедрять в практику дискуссионные формы работы, отдавать предпочтение таким формам работы, где учащиеся находятся в окружении сверстников, совместно реализуют предметные проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам, играют в командные игры - настольные, интеллектуальные, разгадывают головоломки, делают проекты совместно с одноклассниками.

На уроках русского языка и литературы в 5-6 классах эффективными приемами развития гибких навыков являются интеллектуальные игры, лингвистические филворды, игры-квизы (викторины), дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, мастер-классы, круглые столы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся. В ходе урока ученики не только получают знания по предметам русский язык и литература, но и учатся работать с информацией: нешаблонно мыслить, общаться и доносить свою мысль, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения, работать в команде. Представленные ниже методические разработки составлены на основе образовательной модели «4К» - четырёх ключевых компетенций. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы лучше ориентироваться в современном мире.

Одной из форм для развития гибких навыков представляют собой дидактические рабочие листы, каждый из которых условно можно поделить на две части: в верхней части листа находится заголовок, состоящий из имени писателя, и филворд (Прил. 1). Филворд имеет поле без пустых клеток и нумерации. Все поле заполнено только буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не перекрещиваются. В филворде зашифровано до 10 слов, так или иначе связанных с личностью указанного писателя. В нижней части листа располагаются 10 пустых прямоугольных областей, в которые учащимся необходимо внести найденные слова и указать, каким образом это слово связано с личностью писателя. Важный момент: области никак не пронумерованы и не связаны между собой. На первом этапе обучающимся необходимо найти в филворде слова. Все слова как-то связаны с определенной тематикой. Игровой приём вхождения в урок вызывает у учеников интерес к занятию, пробуждает активность и включает в последующее небольшое исследование. На втором этапе перед учащимися встаёт задача связать каждое из найденных слов с темой. Решение данной задачи способствует развитию у учащихся исследовательских навыков: они учатся искать информацию в учебниках или других источниках, сопоставлять ее. На этом же этапе учащимся предлагается каким-либо образом установить связи между областями (соединить, пронумеровать, противопоставить). Первые три этапа предполагают самостоятельную работу обучающихся в парах или группах. На последнем этапе происходит условная «проверка» - озвучивание результатов. Организовать ее можно по-разному: например, обучающийся называет один найденный по ключевому слову факт, далее передаёт очередь другому. Но главное условие- использование одного из приемов, способствующего развитию «soft skills»: ученик должен продолжить рассказ либо со слов «Да, но…» / «Да, и…» / «Да, а именно…». Таким образом, обучающиеся развивают навык критического мышления: качественно работать с информацией, нестандартно мыслить и генерировать свои идеи.

На уроках литературы эффективным приемом для развития гибких навыков являются интеллектуальные игры. Одной из таких игр является литературное домино (Прил.2). Домино - это настольная игра, в ходе которой выстраивается цепь костяшек, соприкасающихся половинками с одинаковым количеством точек. Если у игрока нет нужной костяшки, нужно взять дополнительные. Побеждает тот, кто первым освободится от всех костяшек. В «Литературном домино» участники играют по тем же правилам, только вместо точек на костяшках размещены изображения персонажей произведений, которые изучаются в 5-6 классах, и их авторы. Делим класс на группы (играем в классическую версию внутри групп) или даем задание собрать непрерывную цепочку, для усложнения задачи можно провести игру на время. В ходе игры участникам необходимо будет правильно сопоставить героев из прочитанных произведений. Домино поможет вспомнить учащимся произведения предыдущего учебного года или прочитанное за лето, внесет в первые уроки элемент игры и красочности. Таким образом, ученики развивают навык критического мышления, способность решать возникающие трудности и проблемы через возможность подходить к решению с разных сторон, а не только стандартными способами.

Ролевые игры помогут смоделировать реальную жизненную ситуацию и обогатят учащихся опытом в новой деятельности: смена ролей ученика и учителя, погружение в какую-то интересную профессию (экскурсовод, аудитор, специалист смм и др.). Например, можно провести урок-интервью «Интервью с…», также это отличный способ повторить что-то в конце урока или разобраться с новой темой. Реквизит для интервью: микрофон, дубль и рабочие листы для вопросов и ответов (Прил.3). Основная задача в интервью – составить вопросы. Выбираем топ-5 интересных личностей для интервью, составляем тонкие и толстые вопросы для интервью. Класс делится на четыре команды: герои, две соревнующиеся команды интервьюеров и жюри. Соревнующиеся команды могут знать или не знать, кому им придется задавать вопросы. Один из «героев» выходит, и ему по очереди задают вопросы то от одной, то от другой команды. Выигрывает команда, придумавшая больше интересных вопросов.

Варианты идей для ролевых игр могут быть различные: «Подготовка и проведение занятия за учителя», «Инсценирование и отработка разных сценариев конфликтных ситуаций», «Игра-собеседование о приеме на работу мечты», «Озвучивание сюжета, разыгрываемого без слов», «Разыгрывание известных сцен из фильмов или книг с измененными условиями». Таким образом, ученики развивают навык коллаборации- умение взаимодействовать и работать в команде, коллективно сотрудничать.

Умение коммуницировать о своих идеях и созданных продуктах помогут развить публичные выступления и презентации. Смысл научиться демонстрировать уверенные навыки подготовки к публичному выступлению, вовлечения аудитории и удержания внимания участников, умение создавать и проводить динамичные, эффективные и конструктивные выступления. Эффективными приемами на уроках являются формы дискуссии, диалоги и монологи, мозговые штурмы. Темы для дискуссий должны соответствовать знаниям, жизненному опыту и интересам школьников, например: «Совместное или раздельное обучение девочек и мальчиков», «Обязательное музыкальное образование», «Домашние задания обязательны», «Мобильные телефоны в школе запрещены», «Жизнь на других планетах существует», «Компьютерные игры вредны», «Искусственный интеллект опасен», «Колонизация других планет реальна», «Детский и подростковый труд: за и против» и др. Таким образом, формируется важный навык презентации и публичных выступлений, также это необходимо при подготовке к итоговому устному собеседованию в 9-м классе.

Система навыков XXI века предполагает, что ученики будут выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление; следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика; учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации; применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни; получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут. Гибкие навыки или модель «4К»это те четыре ключевые компетенции, которые необходимы каждому обучающемуся. Главная цель педагога сегодня - обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни.











Список используемой литературы:

  1. «Soft skills – навыки XXI века. Формирование и развитие в дошкольном возрасте» И.Борзова.

  2. «Перечень навыков soft-skills и способы их развития» Владислав Шипилов.

  3. https://uchtochka.ru/.

  4. Soft skills URL:https://annatubten.livejournal.com/555062.html.

  5. Soft Skills –Развитие мягких навыков у детей URL: https://oysterkit.ru/soft-skills.

  6. Soft skills что это? Примеры софт скиллс и зачем они нужны URL:https://www.jcat.ru/job_vacancy/blog/chto-takoe-soft-skills/.

  7. Что такое hard и soft skills? URL: https://enjoy-job.ru/edu/business-edu/chto-takoe-hard-soft-skills/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие «soft skills» на уроках русского языка и литературы в 5-6-х классах.

Автор: Калашникова Инга Игоревна

Дата: 25.08.2023

Номер свидетельства: 635942


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства