Развитие интереса личности к этнической и национальной культуре и формирование способности общения в рамках программы «Рухани жаңғыру» в школе
Развитие интереса личности к этнической и национальной культуре и формирование способности общения в рамках программы «Рухани жаңғыру» в школе
Доклад на тему Развитие интереса личности к этнической и национальной культуре и формирование способности общенияв рамках программы «Рухани жаңғыру» в школе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса личности к этнической и национальной культуре и формирование способности общения в рамках программы «Рухани жаңғыру» в школе»
Кудерина Шынарай Шалабаевна
заместитель директора по ВР
КГУ«Общеобразовательная школа села Гастелло отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»
Доклад
Развитие интереса личности к этнической и национальной культуре и формирование способности общенияв рамках программы «Рухани жаңғыру» в школе
Сегодня мы, современное поколение, являемся свидетелями зарождения нового этапа в истории Казахстана. В рамках реализации программы «Рухани Жанғыру» воспитание чувства истинного патриотизма, который выражается в любви, гордости и преданности своему аулу, городу, краю, его истории, культуре, традициям и быту, нравственном долге перед Родиной. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении.
Развитие интереса личности к этнической и национальной культуре является достаточно емким. Оно включает в себя чувства, развивающие в человеке духовно-моральные высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, родному языку и культуре. Проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям. Выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, «малой родине», и к привычному укладу жизни.
Школьный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Учитель должен научить ребенка не только правильно говорить и грамотно писать, но и донести до них много нового о своей Родине, многонациональном Казахстане, научить понимать величие и красоту родной природы, чувствовать свою сопричастность к проблемам своей республики, области, казахского района, села и иметь страстное желание их решать.
Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. В Гастелловской средней школе направления воспитательной работы выстраивается на восьми направлениях: воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание; духовно-нравственноевоспитание; национальное воспитание; семейное воспитание; трудовое, экономическое и экологическое воспитание;поликультурное и художественно-эстетическое воспитание; интеллектуальное воспитание,воспитание информационной культуры; физическое воспитание, здоровый образ жизни. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и, самое важное, эффективным.
Согласно направлениям воспитательной работы я определила для себя приоритетное направление - национальное воспитание.
Цель: ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному и государственному языкам, культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.
Задачи: формировать этническое самосознание; формировать знание культурного наследия своего народа; развивать интерес личности к этнической и национальной культуре; формировать способность общения, основанного на гуманистических началах; формировать представление о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого общества; формировать позитивный опыт общения с представителями различных национальностей.
В формировании уважительного отношения у детей к культурному наследию казахского народа является патриотическое воспитание, так как знание культуры и обычаев способствует пробуждению чувства долга, любви и ответственности перед Родиной:
- через развитие умении анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- через стимулирования детской активности в игровой деятельности, используя национальные подвижные игры.
- изучения творчества писателей, уроки – викторины, обобщающие уроки. Также проводя уроки внеклассного чтения. На примере литературных героев учить детей быть гуманными, милосердными, добрыми, честными, справедливыми, отзывчивыми, правдивыми. Чтение казахских народных сказок «Лиса и ворона», «Что вкуснее?», «Алдар Косе», ознакомление с казахскими народными инструментами. Использование регионального компонента, включение в программу изучения казахского фальклора, произведений народного творчества, великих мыслителей, поэтов, писателей, композиторов способствует формированию уважительного отношения к культурному наследию и языку казахского народа. Данные этапы способствуют формированию уважительного отношения к культуре своего народа у детей школьного возраста, становлению этнокультурной компетентности воспитанников. Эта работа должна вестись на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.
Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым, эффективным.
В КГУ «Общеобразовательная школа села Гастелло» был составлен план, согласно которому были проведены следующие мероприятия:
1)Учителями истории и классными руководителями были проведены дебаты «Ценности Мәңгілік Ел» среди учащихся 1-8 классов.
2) Классными руководителями были проведены классные часы «Государственный язык- мой язык», «Уважение к родному языку».
3) В рамках реализации спецпроекта «Сохранение национальной идентичности» программной статьи Главы государства «Рухани жаңғыру» библиотекарем Елькеевой Ж.Т. оформлены стенды «Аманкелді Иманов», «Язык- богатство каждого народа»,«Бес арыс», где учащиеся могли найти дополнительный материал,который повышает интерес к произведениям казахских писателей.
4) Учителями - языковедами проведены конкурс сочинений на темы: « Единство языка- единство народа», «Государственный язык – мой язык», « Чистый, глубокий, широкий, сильный, острый язык», конкурс чтецов «Язык предков потомкам в наследство», торжественная линейка, посвящённая Дню языков народов Казахстана, конкурс рисунков «Язык, объединяющий народы» , проведен фестиваль дружбы народов Казахстана «Казахстан-любимая страна, Казахстан-Республика моя».
В нашей школе действует этнографический музей, в котором благодаря детям, педагогам, жителям села собраны архивные материалы, старинная утварь, предметы быта, национальная одежда. По реализации программы в школьном музее, воспитывая уважение к историческим традициям, культуре родной земли, духовной культуре, организаторами совместно с учителями истории, казахского языка, географии, музыки и художественного труда проводятся уроки и внеклассные мероприятия. Учителя истории провели уроки по темам: «Археологическая находка и Золотой человек», «Алтын адам», «Ерте металл дәуіріндегі тайпалардың шаруашылығы», «Материальная культура казахов в первой половине XIX века», «Ұлы Жібек жолы». Учащиеся 5 класса защищали проекты по музыке по разделу долгосрочного плана «Казахские традиционные обрядово-бытовые песни и современная музыка» по теме «Обрядово-бытовые песни казахского народа». Ребята представляли казахские народные обряды: «Бесікжыры», «Тұсаукесер», «Жар-жар», инсценировали их. В честь празднования Наурыз - мейрамы поведен утренник «Здравствуй, здравствуй, Наурыз!» , классные часы «Наурыз – праздник мира и добра», праздничный концерт «Здравствуй, Наурыз!» и спортивные соревнования.
Подводя итоги за данный период воспитательной работы, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремится успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним воспитательные задачи. Результатом проводимой работы является участие учащихся в конкурсах и олимпиадах и награждение их почетными грамотами, ценными призами.