kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие и формирование УУД обучающихся средствами тематических зачетов по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В метариале представлен практический опыт реализации тематических зачетов на уроках русского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие и формирование УУД обучающихся средствами тематических зачетов по русскому языку»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»










Развитие и формирование

универсальных учебных действий обучающихся

средствами тематических зачетов по русскому языку















Учитель русского языка и литературы

Гинятуллина Маргарита Рашитовна












г. Нижневартовск


Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Развитие общества сегодня характеризуется резким возрастанием объёма информации, ускорением информационного обмена между её производителями и потребителями, сокращением времени внедрения результатов научных исследований в производство. Выделенные тенденции являются долговременными, поэтому они будут оказывать значительное влияние на все сферы жизни, связанные с деятельностью человека, включая и систему образования, которая должна своевременно реагировать на изменившиеся запросы общества.

В этих условиях очевидным становится тот факт, что необходимо решать комплекс дидактических проблем, связанных с конкретизацией целей, отбором содержания, поиском методов, форм и средств обучения, которые позволили бы подготовить выпускников школ к профессиональной деятельности в условиях непрерывного обновления профессионально значимой информации, развития и самостоятельного овладения требуемыми профессиональными умениями. Актуальность данного опыта связана с недостатком комплекса дидактических материалов, обеспечивающих учебный и воспитательный процесс в  школе, позволяющий учителю действовать, реализуя новую парадигму образования. Выявленное противоречие между социально-образовательным заказом общества к школе, потребностью школьной педагогической практики, выражаемое в концепции федеральных государственных образовательных стандартов и недостаточной разработанностью конкретных механизмов достижения личностных, метапредметных, предметных результатов образования в школе актуализируют направленность педагогического опыта учителя.

А наличие противоречия между потребностью в формировании универсальных учебных действий у обучающихся средствами русского языка и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов и средств обучения русскому языку актуализируют тему: «Развитие и формирование универсальных учебных действий обучающихся средствами тематических зачетов по русскому языку».

Важно пополнить знания и развить умения, которые позволят школьникам в будущем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни. Данная методика отвечает требованиям времени, отражает социально-образовательный  заказ.

 Обучающимся предлагаются на уроке конкретные инструменты, обеспечивающие переход от пассивной позиции слушателя к активной позиции деятеля:

  • через изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный;

  • через изменение оценки результатов обучения (оценка,  прежде всего, метапредметных и личностных результатов,  не исключая, а дополняя оценку предметных ЗУН).

Такие особенности педагогического опыта обеспечивают  востребованность разработки в практике. 

  Данный педагогический опыт можно рассматривать как методическую основу реализации федеральных государственных образовательных стандартов. В проекте наглядно видно, как структура организации и проведения тематического зачета могут оказывать влияние на формирование универсальных учебных действий обучающихся: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. Положительным, на мой взгляд, является тот факт, что зачет рассматривается обучающимися как часть общей работы в коллективе. Кроме того, при подготовке и проведении зачета обучение рассматривается как целенаправленный процесс. Задача учителя в этот момент состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.

В данном опыте прослеживается последовательность осознания учеником цели предстоящей деятельности: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия (самоанализ собственной деятельности).

Возможность организации дифференцированной работы с обучающимися дает в результате повышение общего уровня успеваемости класса, стремление учеников к своевременной сдаче зачета. Кроме того, происходит развитие личностных качеств учащихся, меняется отношение к учебе у тех ребят, кому трудно дается русский язык. Развивается их самостоятельность, уверенность в собственных силах, они выглядят более успешными, иначе говоря, происходит формирование познавательных универсальных учебных действий. 

Данный опыт показывает то, что одним из самых важных и непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в их освоении обучающимися.

  Результатом внедрения инновационного педагогического опыта являются качество сформированности у обучающихся универсальных учебных действий, их личностные и предметные результаты, востребованность применения данного опыта другими учителями нашей школы в своей работе.

Инновационная направленность данного педагогического опыта заключается в следующих факторах:

  • учебная деятельность обучающихся основывается на реализации деятельностного подхода в процессе подготовки, проведения и рефлексии тематических зачетов по русскому языку;

  • механизм внедрения данного опыта в виде разработанного методического пособия проведения тематических зачетов по русскому языку;

  • качественные изменения в ожидаемых результатах, связанных с качеством обучения школьников через развитие у них личностных, предметных и метапредметных результатов. 

Методологической основой данного опыта являются    концептуальные положения федеральных государственных образовательных стандартов (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.С.Лазарев, А.А.Кузнецов, А.Г. Асмолов и др.); общие основы современной дидактики, проблемного и развивающего обучения (С.Я. Батышев, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Е.Н. Шиянов и др.);   теоретические положения педагогической инноватики (В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, и др.)

Содержательную основу опыта составляют следующие понятия:

  • универсальные учебные действия (регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества; познавательные: работа с информацией и учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

  • Функции универсальных учебных действий:

  1. Регуляция учебной деятельности: принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция  процесса и результатов учебной деятельности.

  2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности.

  3. Обеспечение успешности обучения.

К особенностям, формируемым универсальными учебными действиями, относят принцип универсальности. Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

В основу проектирования педагогического опыта положен деятельностный подход, обеспечивающий направленность русского языка как изучаемого учебного предмета на личностные, метапредметные и предметные результаты.

Основным элементом опыта является его направленность в большей степени на формирование универсальных учебных действий, которые называют способностью личности к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта, что обозначено в федеральных государственных образовательных стандартах.

Цель проекта – методическая поддержка по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка средствами тематического зачета.

Задачи:

  • изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;

  •  осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию универсальных учебных действий;

  •  разработать систему тематических зачетных занятий для обучающихся в 5-11 классах;

  •  определить способы диагностики и показателей достижения результатов;

  • разработать методические рекомендации для учителей по организации тематических зачетов по русскому языку.

Объект исследования – универсальных учебных действий школьника.

Предмет исследования – тематический зачет по русскому языку.

Содержательные элементы опыта полностью соответствуют требованиям науки, так как  опираются на теоретические исследования ученых, педагогов и методистов, обосновавших формирование универсальных учебных действий.

Основными участниками данного педагогического опыта являются

  • его разработчик, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Маргарита Рашитовна Гинятуллина;

  • обучающиеся 5-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Нижневартовска;

  • учителя МБОУ «СШ №19»,

  • педагоги школьного методического объединения учителей русского языка и литературы.

Опыт создан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а именно потребности: в самореализации, самооценке, успешности, признании и развитии.

Работая над педагогическим опытом «Развитие и формирование универсальных учебных действий обучающихся средствами тематических зачетов по русскому языку», разработала систему тематических уроков-зачетов по русскому языку, комплекс презентаций к урокам, рекомендации для обучающихся при подготовке к тематическому зачету, разработала методические рекомендации для педагогов, которые успешно используются педагогами школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, а также учителями других образовательных областей.

Опыт работы по теме «Развитие и формирование универсальных учебных действий обучающихся средствами тематических зачетов по русскому языку», был представлен на заседаниях школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, на официальном сайте МБОУ «СОШ №19».

Мною проводены практические занятия для молодых специалистов МБОУ «СОШ №19», а также студентов Нижневартовского государственного университета. В ходе такой работы происходит анализ педагогической деятельности, распространение опыта.

Учебный процесс обеспечен современными техническими средствами обучения. В рабочем кабинете учителя имеется компьютер, принтер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера. Эти средства обеспечивают

  • доступ к ресурсам сети Интернет и внутренней локальной сети;

  • возможность интерактивной образовательной деятельности;

  • использование различных цифровых образовательных ресурсов.

Учебный процесс обеспечен современной учебно-методической литературой, включающей необходимое методическое обеспечение для учителя (нормативно-правовая документация, программа УМК, методические рекомендации для учителя), справочники, словари и художественную литературу. Учебно-методическая литература обеспечивает

  • освоение предметного содержания;

  • организацию учебной деятельности обучающихся;

  • развитие творческих способностей школьников.

Кабинет соответствует санитарно-гигеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя. Условия кабинета позволяют реализовывать здоровьесберегающие технологии в обучении.

 В ходе учебной деятельности у обучающихся происходит осознание личностного понимания и принятия роли русского языка в их настоящей и будущей жизни, появляется внутренний мотив к изучению курса русского языка, появляется понимание его роли как средства личностного развития.

Стабильные показатели свидетельствуют о высокой учебной мотивации обучающихся к изучению русского языка. Мои ученики – активные участники олимпиад, интеллектуальных конкурсов, фестивалей и слетов различных уровней. Среди них

  • участники всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку для 5-11 классов;

  • призеры международного конкурса по языкознанию «Русский медвежонок. Языкознание для всех»;

  • участники всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по журналистике «Эйдос»;

  • призеры всероссийского конкурса по русскому языку и литературе «Родное слово»,

  • участники III Всероссийской олимпиады «Летописец»;

  • дипломанты муниципального открытого конкурса художественной декламации «Во весь голос».

Разработаны, апробированы элективные курсы: «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку», «Обучение деловому письму», «Практическая стилистика русского языка».

  Принимаю активное участие в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы. Являюсь организатором на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №19» г. Нижневартовска

  • всероссийского конкурса по русскому языку и литературе «Родное слово»;

  • всероссийской олимпиады «Летописец»;

  • всероссийского игрового конкурса по литературе «Пегас».

На протяжении ряда лет делюсь опытом работы со студентами Нижневартовского государственного университета и Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа. 

Принимаю участие в научно-практических и научно-методических конференциях Нижневартовского государственного университета. Участвовала в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы. Выступая на педагогических советах, педагогических совещаниях, методических семинарах делюсь с коллегами опытом работы. Регулярно провожу мастер-классы в рамках недели русского языка и литературы и других школьных мероприятий.

Активно участвую в научно-практических конференциях, семинарах по актуальным вопросам образования.

Мониторинговые данные по результативности педагогического опыта показывают, что произошел качественные и количественные изменения в развитии творческих способностей обучающихся. Даже те ученики, которые остались на низком уровне, улучшили свои качественные показатели, что подтверждают результаты тематических зачетов по русскому языку.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гинятуллина Маргарита Рашитовна

Дата: 24.02.2019

Номер свидетельства: 501099


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства