Просмотр содержимого документа
«Развитие и формирование УУД обучающихся средствами тематических зачетов по русскому языку»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
Развитие и формирование
универсальных учебных действий обучающихся
средствами тематических зачетов по русскому языку
Учитель русского языка и литературы
Гинятуллина Маргарита Рашитовна
г. Нижневартовск
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Развитие общества сегодня характеризуется резким возрастанием объёма информации, ускорением информационного обмена между её производителями и потребителями, сокращением времени внедрения результатов научных исследований в производство. Выделенные тенденции являются долговременными, поэтому они будут оказывать значительное влияние на все сферы жизни, связанные с деятельностью человека, включая и систему образования, которая должна своевременно реагировать на изменившиеся запросы общества.
В этих условиях очевидным становится тот факт, что необходимо решать комплекс дидактических проблем, связанных с конкретизацией целей, отбором содержания, поиском методов, форм и средств обучения, которые позволили бы подготовить выпускников школ к профессиональной деятельности в условиях непрерывного обновления профессионально значимой информации, развития и самостоятельного овладения требуемыми профессиональными умениями. Актуальность данного опыта связана с недостатком комплекса дидактических материалов, обеспечивающих учебный и воспитательный процесс в школе, позволяющий учителю действовать, реализуя новую парадигму образования. Выявленное противоречие между социально-образовательным заказом общества к школе, потребностью школьной педагогической практики, выражаемое в концепции федеральных государственных образовательных стандартов и недостаточной разработанностью конкретных механизмов достижения личностных, метапредметных, предметных результатов образования в школе актуализируют направленность педагогического опыта учителя.
А наличие противоречия между потребностью в формировании универсальных учебных действий у обучающихся средствами русского языка и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов и средств обучения русскому языку актуализируют тему: «Развитие и формирование универсальных учебных действий обучающихся средствами тематических зачетов по русскому языку».
Важно пополнить знания и развить умения, которые позволят школьникам в будущем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни. Данная методика отвечает требованиям времени, отражает социально-образовательный заказ.
Обучающимся предлагаются на уроке конкретные инструменты, обеспечивающие переход от пассивной позиции слушателя к активной позиции деятеля:
через изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный;
через изменение оценки результатов обучения (оценка, прежде всего, метапредметных и личностных результатов, не исключая, а дополняя оценку предметных ЗУН).
Такие особенности педагогического опыта обеспечивают востребованность разработки в практике.
Данный педагогический опыт можно рассматривать как методическую основу реализации федеральных государственных образовательных стандартов. В проекте наглядно видно, как структура организации и проведения тематического зачета могут оказывать влияние на формирование универсальных учебных действий обучающихся: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. Положительным, на мой взгляд, является тот факт, что зачет рассматривается обучающимися как часть общей работы в коллективе. Кроме того, при подготовке и проведении зачета обучение рассматривается как целенаправленный процесс. Задача учителя в этот момент состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.
В данном опыте прослеживается последовательность осознания учеником цели предстоящей деятельности: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия (самоанализ собственной деятельности).
Возможность организации дифференцированной работы с обучающимися дает в результате повышение общего уровня успеваемости класса, стремление учеников к своевременной сдаче зачета. Кроме того, происходит развитие личностных качеств учащихся, меняется отношение к учебе у тех ребят, кому трудно дается русский язык. Развивается их самостоятельность, уверенность в собственных силах, они выглядят более успешными, иначе говоря, происходит формирование познавательных универсальных учебных действий.
Данный опыт показывает то, что одним из самых важных и непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в их освоении обучающимися.
Результатом внедрения инновационного педагогического опыта являются качество сформированности у обучающихся универсальных учебных действий, их личностные и предметные результаты, востребованность применения данного опыта другими учителями нашей школы в своей работе.
Инновационная направленность данного педагогического опыта заключается в следующих факторах:
учебная деятельность обучающихся основывается на реализации деятельностного подхода в процессе подготовки, проведения и рефлексии тематических зачетов по русскому языку;
механизм внедрения данного опыта в виде разработанного методического пособия проведения тематических зачетов по русскому языку;
качественные изменения в ожидаемых результатах, связанных с качеством обучения школьников через развитие у них личностных, предметных и метапредметных результатов.
Методологической основой данного опыта являются концептуальные положения федеральных государственных образовательных стандартов (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.С.Лазарев, А.А.Кузнецов, А.Г. Асмолов и др.); общие основы современной дидактики, проблемного и развивающего обучения (С.Я. Батышев, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Е.Н. Шиянов и др.); теоретические положения педагогической инноватики (В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, и др.)
Содержательную основу опыта составляют следующие понятия:
универсальные учебные действия (регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества; познавательные: работа с информацией и учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Функции универсальных учебных действий:
Регуляция учебной деятельности: принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности.
Создание условий для саморазвития и самореализации личности.
Обеспечение успешности обучения.
К особенностям, формируемым универсальными учебными действиями, относят принцип универсальности.Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
В основу проектирования педагогического опыта положен деятельностный подход, обеспечивающий направленность русского языка как изучаемого учебного предмета на личностные, метапредметные и предметные результаты.
Основным элементом опыта является его направленность в большей степени на формирование универсальных учебных действий, которые называют способностью личности к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта, что обозначено в федеральных государственных образовательных стандартах.
Цель проекта – методическая поддержка по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка средствами тематического зачета.
Задачи:
изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию универсальных учебных действий;
разработать систему тематических зачетных занятий для обучающихся в 5-11 классах;
определить способы диагностики и показателей достижения результатов;
разработать методические рекомендации для учителей по организации тематических зачетов по русскому языку.
Объект исследования – универсальных учебных действий школьника.
Предмет исследования – тематический зачет по русскому языку.
Содержательные элементы опыта полностью соответствуют требованиям науки, так как опираются на теоретические исследования ученых, педагогов и методистов, обосновавших формирование универсальных учебных действий.
Основными участниками данного педагогического опыта являются
его разработчик, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Маргарита Рашитовна Гинятуллина;
обучающиеся 5-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Нижневартовска;
учителя МБОУ «СШ №19»,
педагоги школьного методического объединения учителей русского языка и литературы.
Опыт создан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а именно потребности: в самореализации, самооценке, успешности, признании и развитии.
Работая над педагогическим опытом «Развитие и формирование универсальных учебных действий обучающихся средствами тематических зачетов по русскому языку», разработала систему тематических уроков-зачетов по русскому языку, комплекс презентаций к урокам, рекомендации для обучающихся при подготовке к тематическому зачету, разработала методические рекомендации для педагогов, которые успешно используются педагогами школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, а также учителями других образовательных областей.
Опыт работы по теме «Развитие и формирование универсальных учебных действий обучающихся средствами тематических зачетов по русскому языку», был представлен на заседаниях школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, на официальном сайте МБОУ «СОШ №19».
Мною проводены практические занятия для молодых специалистов МБОУ «СОШ №19», а также студентов Нижневартовского государственного университета. В ходе такой работы происходит анализ педагогической деятельности, распространение опыта.
Учебный процесс обеспечен современными техническими средствами обучения. В рабочем кабинете учителя имеется компьютер, принтер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера. Эти средства обеспечивают
доступ к ресурсам сети Интернет и внутренней локальной сети;
возможность интерактивной образовательной деятельности;
использование различных цифровых образовательных ресурсов.
Учебный процесс обеспечен современной учебно-методической литературой, включающей необходимое методическое обеспечение для учителя (нормативно-правовая документация, программа УМК, методические рекомендации для учителя), справочники, словари и художественную литературу. Учебно-методическая литература обеспечивает
освоение предметного содержания;
организацию учебной деятельности обучающихся;
развитие творческих способностей школьников.
Кабинет соответствует санитарно-гигеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя. Условия кабинета позволяют реализовывать здоровьесберегающие технологии в обучении.
В ходе учебной деятельности у обучающихся происходит осознание личностного понимания и принятия роли русского языка в их настоящей и будущей жизни, появляется внутренний мотив к изучению курса русского языка, появляется понимание его роли как средства личностного развития.
Стабильные показатели свидетельствуют о высокой учебной мотивации обучающихся к изучению русского языка. Мои ученики – активные участники олимпиад, интеллектуальных конкурсов, фестивалей и слетов различных уровней. Среди них
участники всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку для 5-11 классов;
призеры международного конкурса по языкознанию «Русский медвежонок. Языкознание для всех»;
участники всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по журналистике «Эйдос»;
призеры всероссийского конкурса по русскому языку и литературе «Родное слово»,
участники III Всероссийской олимпиады «Летописец»;
дипломанты муниципального открытого конкурса художественной декламации «Во весь голос».
Разработаны, апробированы элективные курсы: «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку», «Обучение деловому письму», «Практическая стилистика русского языка».
Принимаю активное участие в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы. Являюсь организатором на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №19» г. Нижневартовска
всероссийского конкурса по русскому языку и литературе «Родное слово»;
всероссийской олимпиады «Летописец»;
всероссийского игрового конкурса по литературе «Пегас».
На протяжении ряда лет делюсь опытом работы со студентами Нижневартовского государственного университета и Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа.
Принимаю участие в научно-практических и научно-методических конференциях Нижневартовского государственного университета. Участвовала в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы. Выступая на педагогических советах, педагогических совещаниях, методических семинарах делюсь с коллегами опытом работы. Регулярно провожу мастер-классы в рамках недели русского языка и литературы и других школьных мероприятий.
Активно участвую в научно-практических конференциях, семинарах по актуальным вопросам образования.
Мониторинговые данные по результативности педагогического опыта показывают, что произошел качественные и количественные изменения в развитии творческих способностей обучающихся. Даже те ученики, которые остались на низком уровне, улучшили свои качественные показатели, что подтверждают результаты тематических зачетов по русскому языку.