kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разноуровневая дифференциация учащихся на уроках русского языка в вечерней школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается определение разноуровневой дифференциации учащихся и приводятся примеры из уроков русского языка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разноуровневая дифференциация учащихся на уроках русского языка в вечерней школе.»

РАЗНОУРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ

(Из опыта работы)



Я работаю в вечерней школе более 10 лет и хочу поделиться с коллегами особенностями работы в данной школе. Контингент обучающихся нашей школы в основном очень сложный. У нас обучаются учащиеся, которые длительно не посещали дневные школы, оставались на повторное обучение, у которых не сложились отношения с одноклассниками и учителями, которые лишены внимания и заботы со стороны родителей. Они предоставлены сами себе и не защищены. Каждый из них нуждается в педагогической поддержке .

В организации учебной деятельности тоже есть свои особенности. Здесь необходим обязательный индивидуальный подход. Бывает даже , разрешаем ученику ничего не делать на уроке , если видим, что у него что – то случилось и ему нужно это пережить. А некоторых наоборот загружаем по полной. т.к. они не могут не нарушать дисциплину, если у них появляется свободная минутка. Есть , конечно, ученики очень сложные, практически неуправляемые. Здесь самые большие сложности. Помимо индивидуального подхода на уроках используем и дифференцированный подход, т.к. знания у всех детей разные. Очень часто используем игровую деятельность на уроке, это дает возможность вовлекать всех в образовательный процесс. Ученики хорошо на это откликаются, несмотря на то, что взрослые. Стараемся как можно больше дать знаний и закрепить их в течение урока, оставляя на домашнее задание минимум. Потому что далеко не все его выполняют и порой не по своей вине. Причины разные : работа , плохие условия .Думаю, что педагоги нашей школы, учитывая специфику учащихся, делают для них очень много . Ребята делятся с учителями проблемами, просят совета.

В вечерней школе уделяется большое внимание обучению русскому языку. От того, как ученики овладеют навыками письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.

Считается, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ученика, т.е. дифференцированное обучение.

Не все ученики в одинаковой степени овладевают необходимыми навыками письма. Дифференцированный и индивидуальный подходы помогают и при реализации другой важной задачи обучения русскому языку – выработке навыков грамотного письма.

Требование учитывать индивидуальные способности учащихся в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.


Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности учащегося, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.


Разноуровневое обучение подразумевает учет личных способностей и возможностей учащихся, которые гарантирует усвоение базисного ядра школьной программы.

Трудность занятий должна возрастать постепенно по мере возрастания возможности .

Задания не должны быть растянуты во времени, ученик должен видеть результаты работы. Важна и значимость заданий, поэтому не помешает дополнительная стимуляция учащихся (похвала, словесное стимулирование.)

Поэтому при построении своих уроков я учитываю:

- индивидуальные особенности (темперамент, характер, способности);

- развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, воли, чувств, эмоций);

- опыт, включающий знания, умения, привычки.

Класс условно делю на группы по возможностям учащихся усваивать материал, однородностью возникающих трудностей и причинами, лежащими в основе этих трудностей. Количество групп может быть различно, обычно 2-3.

На уроках русского языка для организации дифференцированного подхода применяю дифференциацию учащихся.


Способы дифференциации предполагают дифференциацию содержания учебных заданий:

- по уровню творчества;

- по уровню трудности;

- по объёму;

- использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется;

- по степени самостоятельности;

- по степени и характеру помощи учащимся;

- по характеру учебных действий;

- по образовательным целям;

- по времени выполнения задания;

- по подходам к обучению;

- по видам учебной деятельности;

- по оценке деятельности.


Обычно использую различные способы дифференциации в сочетании друг с другом.

Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Нужна ли на уроке дифференцированная работа, я определяю, учитывая тип урока, его цели и содержание.

На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциацию использую гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.

Выбор способа дифференциации определяю характером заданий, уровнем сформированности навыков и умений.


РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания.

Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных первой группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и третьей групп.


Дифференциация выражается также в использовании разных вариантов однотипных заданий, применении заданий разной степени сложности, оказании различной помощи уч-ся при выполнении одного и того же задания, различных количествах повторений для выполнения одного и того же задания, использование карточек для самостоятельной работы, применении разных видов ключей, опор.

Грамматические упражнения на уроке даются учащимся дифференцированно, исходя из того, к какой группе они относятся.

Например, на тему «Изменение существительных по падежам».

1 группа

2 группа

3 группа

Впишите существительные по смыслу, ставя в нужном падеже:
Ухаживали (за кем?) .... Кормили (кого?) ... . Полюбили (кого?)... . Понравилось (кому?)....

Впишите существительные в нужном падеже:
Ухаживали (за кем?) ...(лосенок). Кормили (чем?)... (молоко). Полюбили (кого?)... (лосенок). Понравилось (кому?) ...(лосенок).

Допишите окончания существительных:
Ухаживали (за кем?) за лосенк... . Кормили (чем?) молок... . Полюбили (кого?) лосенк... . Понравилось (кому?) лосенк... .


При выполнении письменной работы учащихся по изложению текста.

1 группа

2 группа

3 группа

Самостоятельно. Учитель оказывает помощь по мере необходимости.

Можно пользоваться словами и составленными предложениями.

Вставить нужные слова в основу рассказа: 
Однажды ребята нашли (кого?) ... и принесли его (куда?)... . Ребята назвали его... . Дети (что делали?)... за лосенк... . Красавчик полюбил (кого?)... . Дети тоже полюбили (кого?)... и не хотели с ним ... .


Наиболее ярко выражен разноуровневый подход при выполнении домашней работы, на этапе закрепления изученного материала, и во время контроля за усвоенностью учебной программы.

Домашнее задание с использованием дифференцированного подхода позволяет каждому ученику выполнить задание и стимулирует работу по закреплению знаний. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребёнка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком столь необходимого для успешного обучения в дальнейшем. Разноуровневое домашнее задание, предполагающее выполнение в виде небольшой письменной, устной работы в полном соответствии с чёткой установкой учителя, независимо от сложности, оценивается самой высокой отметкой. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые в свою очередь, влияют на формирование познавательных качеств учащихся, в том числе на совершенствование навыков.

Дифференцированный подход необходим при проведении контрольной работы. Учащимся I группы диктую полностью весь диктант, учащимся II группы - диктант дается на карточке для списывания с пропущенными буквами, III группе дается полный текст на карточке для списывания. Грамматические задания также дифференцируются по степени сложности. Если учащиеся I группы могут выполнить самостоятельно 2 задания, то ученикам III группы дается самое простое задание по теме, оказывается индивидуальная помощь.


Из опыта своей работы я вывела несколько вариантов работ:

Задания в нескольких вариантах, по количеству групп: облегчённый, средний и повышенный (на выбор учащемуся);

Задание общее для всего класса, но с системой дополнительных заданий разной трудности;

Индивидуальные задания;

Задания, разные для разных групп, по выбору учителя.

Задания в двух равноценных вариантах, с дополнительными заданиями возрастающей сложности.

Например –

Объяснение домашнего задания.

Ребята из второй группы получают дозированное несложное задание, дети из первой группы нагружены интенсивнее.

Пример упражнений:

Для II группы: Найди лишнее существительное ночь, дочь, мышь, кирпич.

Для I группы: Найди лишнее существительное конь, рожь, мышь, тишь.

Нужно найти существительное второго склонения, в задании для более слабых учащихся его отыскать легче.

Дифференцированный (разноуровневый) подход предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома» и в которой качество образования повышается.

Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учет выполнения работы учащимися (фиксация ошибок, затруднений), определяется динамика развития.

В соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий.

Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперед.

Дифференцированный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Дифференцированное обучение русскому языку, ориентированное на развитие мышления и речи учащихся, создаёт возможности для совершенствования общепредметных умений и навыков, повышает интерес к учёбе, воспитывает положительное к ней отношение.

Организованное на дифференцированной основе уровневое обучение русскому языку даёт возможность повысить эффективность каждого отдельно взятого урока. Происходит активное развитие мышления учеников, их речи. Учащиеся приобретают ряд умений и навыков, развить которые без специальной работы сложно: умение самостоятельно использовать полученные знания на практике; навык монологической и диалогической правильной учебной речи (как письменной, так и устной); умение самостоятельно находить необходимую информацию.

Данный подход к организации учебного процесса развивает в учащихся навыки самоконтроля, повышает степень их самостоятельности, ответственности, творческой активности.

Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому учащемуся работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Но все это требует знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и учащихся.

Уровневая организация процесса обучения позволяет успешно решать задачу повышения качества знаний учащихся по русскому языку, а также формировать и укреплять общепредметные умения и навыки, повышать активность и интерес к обучению в школе.


Вывод: дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения с целью учета особенностей учащихся. Он является комплексом методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах. Учащиеся вечерней школы представляют собой довольно разнородную группу. В их обучении наблюдаются различного рода трудности разной степени. Соответственно, для обучения таких учащихся реализация дифференцированного подхода является необходимой как в общем образовательном процессе, так и конкретно при обучении их русскому языку.

Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разноуровневая дифференциация учащихся на уроках русского языка в вечерней школе.

Автор: Шингарева Елена Васильевна

Дата: 03.10.2018

Номер свидетельства: 479596


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства