kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разарботка урока по родному русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательной деятельности учащихся (вовлечь весь класс

в творческий поиск).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разарботка урока по родному русскому языку»


Методическая разработка урока в 10 классе

родного (русского) языка.

Тема урока: «Русский язык в современном мире»

Цель: Развитие познавательной деятельности учащихся (вовлечь весь класс

в творческий поиск).

Задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку, продолжить работу по развитию речи учащихся.

  1. Звучат стихи о русском языке

Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей планетою знаком

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Ход урока:

  1. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о месте и назначении русского языка в современном мире. Но сначала мы с вами повторим материал прошлого урока.

  2. 1)Учитель: Какова тема прошлого урока?

Ученик: Периоды в истории развития русского языка.

2) Учитель: Назовите мне периоды в истории развития русского языка.

Ученик: Существуют следующие периоды в истории развития русского языка:

А) 10-14 вв. - выделение языков восточных славян (связано с крещением Руси в 988 г.). К этому периоду можно отнести следующие произведения: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве».

Б) 15-17 вв. - распад единого восточно-славянского языка и образование великорусской народности (связано с распадом Киевской Руси, монголо-татарским нашествием). «Хождение за три моря».

В) 18-21 вв. - развитие русского литературного языка (связано с заимствованиями, развитием науки).

Учитель: Одним из самых активных процессов, происходящих в современном русском языке является заимствование. Очень много появилось слов - названий профессий.

Бизнесмен, -а, м.[англ. businessman] - человек, занимавшийся бизнесом, предприниматель; делец.

Джоббер [англ. jobber .

Бренд - менеджер {англ. Brand-manager] - специалист по продвижению на рынок какой-либо марки товара или услуг.

Сейлз - менеджер (англ. - salesman - продавец) ходит по палаткам и предлагает торговцам продукты фирмы.

Менеджер Промоутер Супервайзер

- Зачитайте. Все ли слова вам понятны? Давайте выясним их значения по словарю. К какому словарю нам следует обратиться?

(Предлагаю на выбор словари: Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Школьный словарь иностранных слов (1983 года издания)

Помогут ли эти словари в нашей работе? Почему?

Ответы учеников:

- Они уже устарели или имеют другую направленность.

Работу выполняет весь класс. Слова записываются на доске.

Задание:

- Найти в электронном словаре значения следующих слов:

    1. Менеджер

    2. Промоутер

    3. Супервайзер

3) Учитель: Что было задано на дом?

Ученик: Выписать 10 цитат известных писателей и поэтов о языке. (Ученики по цепочке зачитывают по одной цитате). Например:

«Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык… (С. Я.Маршак)

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Г.Паустовский)

«Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем» (Н.Рерих)

Учитель: Запишем несколько тезисов по теме урока:

  1. Русский язык является одним из восточно - славянских языков.

  2. Литературный язык - высшая форма национального языка.

  3. Язык - единственное средство человеческого общения.

  4. Русский язык выполняет три функции:

А) национального языка русского народа;

Б) языка межнационального общения русского народа;

В) одного из международных языков.

5) Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН.

6) Русский язык является гордостью русских писателей.

7) Русский литературный язык делится на 5 стилей.

8) Литературный язык - это язык радио и телевидения, газет и журналов, государственных и культурных учреждений.

Учитель: Доказать правомерность этих цитат (на доске цитаты).

1. Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время ( и оно не за горами), - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара (А.Н. Толстой)

2. Чужой язык распространяется не пожарами и саблею, а собственными обилием и превосходством (А.С. Пушкин)

3. Учитель: Русский язык издавна считается одним из важнейших и богатейших языков мира. В настоящее время в мире им владеют около полумиллиарда человек. Знание только русского языка или английского языка открывает доступ к 75-80% всей информации, существующей в мире. Как известно, русский язык является рабочим языком международных съездов, конгрессов, конференций. Еще в 1945 году ООН объявила пять официальных (рабочих) языков: английский, русский, французский, испанский и китайский. В 1973 году ООН признала шестым официальным языком арабский. На русском языке написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Русский язык изучается в средних и высших учебных заведениях десятков стран мира. В некоторых из них он является предметом школьного изучения. Кроме того, во всех странах созданы курсы по изучению русского языка. Мотивом свободного выбора русского языка в настоящее время становится нечто иное, чем просто отвлеченный интерес к русскому языку, - его изучение приобретают конкретные цели. Это и работа в совместных предприятиях, участие в тысячекратно увеличившихся обменах, это и желание самому следить за русскоязычными общественно - политическими публикациями, за научной информацией, за дипломатией. Вопросу изучения русского языка посвящен обзор политической карты мира – «Планета изучает русский язык».

4. Делегаты разных стран» читают подготовленные ими сообщения об изучении русского языка в странах мира.

Ученик: Русский язык в Польше. Изучение русского языка во всех вузах и школах в качестве первого иностранного языка датируется 1944-1946 гг. Он был введен как обязательный в школах Польши с 1 сентября 1944 года.

На сегодняшний день картина такова, что в начальной школе 61,1% учеников в качестве иностранного изучают русский язык. Что касается общеобразовательных лицеев, то там русский язык изучают 55,5% лицеистов. Подготовка специалистов в области русского языка ведется в 11 университетах и в высших педагогических школах страны. Преподавание русского языка в начальных школах начинается с 5 класса и продолжается в лицеях и профессиональных школах. Распространение русского языка в странах Европы и Азии прослеживается с 11 века.

Ученик: Русский язык в Китае. Русский язык, наряду с другими иностранными языками, как один из обязательных предметов изучается в средней школе Китая. С развитием экономических и культурных связей. КНР с зарубежными странами за последние 10 лет интерес у китайских школьников к русскому языку непрерывно растет. В Шанхае среди десятков академий, университетов, институтов есть такие вузы, выпускающие русистов – филологов. Русский язык как специальность изучается в двух вузах: Хуадинском педагогическом университете и Шанхайском институте иностранных языков.

Практикуются разные курсы русского языка. Кроме аудиторских занятий, существуют радиозанятия, которые более эффективны в деле популяризации русского языка. В назначенное время у радиоприемников сидят свыше 10 тысяч слушателей. Для желающих дополнительно организованы очное обучение (три академических часа в неделю) и консультация (раз в месяц).

Учитель: Почему изучают русский язык люди мира?

Русский язык отличается звучностью, мелодичностью. Это один из самых музыкальных языков. Еще в 1973 году известный немецкий правовед Рюдигер писал: «Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский».

«Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно и разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии». (Проспер Мериме)

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…» (А. Куприн)

Читается отрывок из 10 главы повести Н. В. Гоголя «Страшная месть».

Чуден Днепр (при такой погоде), когда вольно и плавно (мчит сквозь леса и горы) полные воды свои…

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах.


Далее читается стихотворение А. С. Пушкина.

Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Скопление сонорных звуков [р] и [л] создает определенную инструментовку текста, его гармоничное «равновесие». Здесь главным образом, звонкий дрожащий и упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением торжественного звона, с радостью, хорошим настроением, вызванным солнечным морозным утром.


Звучат стихи о русском языке И. С. Тургенева

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах

моей родины – ты один мне поддержка и опора,

о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что

совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не

был дан великому народу!

Сообщение ученика о Федеральном законе «О русском языке как государственном языке Российской Федерации».

Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

Законопроект ставит следующие цели:

  • усилить консолидирующую роль русского языка как государственного языка;

  • укрепить правовую основу использования русского языка как государственного язык Российской Федерации.

4. Учитель: А теперь мы с вами напишем небольшой диктант, связанный с темой урока:

1) Запишите под диктовку текст.

Русский язык — один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,— народ великий»,— говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Учитель: А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте грамотность написания диктанта с вынесением на поля ошибок и выставлением отметок. При проверке тетрадей я пересмотрю ваши работы.

2) Очень многие писатели восхищались русским языком, отмечая его красоту и особенности. Кратко проанализируйте высказывания, высказав своё согласие или несогласие, приведите аргументы в защиту своего мнения.

Запишите в тетрадь высказывания, используя прямую или косвенную речь.

 «Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись». (С.Я. Маршак)

«В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине…». (К.Д. Ушинский)

«Язык живет вместе с жизнью народа». (В.Г. Белинский)

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К.Г. Паустовский)

«Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем». (Н. Рерих)

Учитель: Замените словосочетания одним словом с приставкой.

1. Лишённый смысла.
2. Находящийся за пределами школы.
3. Никогда не умирающий.
4. Расположенный у берега, вдоль берега.
5. Относящийся ко времени перед восходом солнца.
6. Не имеющий определённой формы.
7. Очень некрасивый, уродливый.
8. Не дающий результата, напрасный.

Ответ:

бессмысленный,
бессмертный,
внешкольный,
прибрежный,
предрассветный,
бесформенный,
безобразный,
безрезультатный (бессмысленный).

Учитель: Ну Вот и подошел к концу наш урок (заключительное слово учителя).

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в челе которых блистает опять – таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

7.Д.з. - Написать сочинение-миниатюру на тему «Язык - лучший посредник установления дружбы и согласия».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разарботка урока по родному русскому языку

Автор: Айрумова Марина Ахмедовна

Дата: 07.12.2023

Номер свидетельства: 641567


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства