Просмотр содержимого документа
«Разарботка урока по родному русскому языку»
Методическая разработка урока в 10 классе
родного (русского) языка.
Тема урока: «Русский язык в современном мире»
Цель: Развитие познавательной деятельности учащихся (вовлечь весь класс
в творческий поиск).
Задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку, продолжить работу по развитию речи учащихся.
Звучат стихи о русском языке
Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей планетою знаком
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ход урока:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о месте и назначении русского языка в современном мире. Но сначала мы с вами повторим материал прошлого урока.
1)Учитель: Какова тема прошлого урока?
Ученик: Периоды в истории развития русского языка.
2) Учитель: Назовите мне периоды в истории развития русского языка.
Ученик: Существуют следующие периоды в истории развития русского языка:
А) 10-14 вв. - выделение языков восточных славян (связано с крещением Руси в 988 г.). К этому периоду можно отнести следующие произведения: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве».
Б) 15-17 вв. - распад единого восточно-славянского языка и образование великорусской народности (связано с распадом Киевской Руси, монголо-татарским нашествием). «Хождение за три моря».
В) 18-21 вв. - развитие русского литературного языка (связано с заимствованиями, развитием науки).
Учитель: Одним из самых активных процессов, происходящих в современном русском языке является заимствование. Очень много появилось слов - названий профессий.
Бизнесмен, -а, м.[англ. businessman] - человек, занимавшийся бизнесом, предприниматель; делец.
Джоббер [англ. jobber .
Бренд - менеджер {англ. Brand-manager] - специалист по продвижению на рынок какой-либо марки товара или услуг.
Сейлз - менеджер (англ. - salesman - продавец) ходит по палаткам и предлагает торговцам продукты фирмы.
Менеджер Промоутер Супервайзер
- Зачитайте. Все ли слова вам понятны? Давайте выясним их значения по словарю. К какому словарю нам следует обратиться?
(Предлагаю на выбор словари: Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Школьный словарь иностранных слов (1983 года издания)
Помогут ли эти словари в нашей работе? Почему?
Ответы учеников:
- Они уже устарели или имеют другую направленность.
Работу выполняет весь класс. Слова записываются на доске.
Задание:
- Найти в электронном словаре значения следующих слов:
Менеджер
Промоутер
Супервайзер
3) Учитель: Что было задано на дом?
Ученик: Выписать 10 цитат известных писателей и поэтов о языке. (Ученики по цепочке зачитывают по одной цитате). Например:
«Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык… (С. Я.Маршак)
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Г.Паустовский)
«Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем» (Н.Рерих)
Учитель: Запишем несколько тезисов по теме урока:
Русский язык является одним из восточно - славянских языков.
Литературный язык - высшая форма национального языка.
Язык - единственное средство человеческого общения.
Русский язык выполняет три функции:
А) национального языка русского народа;
Б) языка межнационального общения русского народа;
В) одного из международных языков.
5) Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН.
6) Русский язык является гордостью русских писателей.
7) Русский литературный язык делится на 5 стилей.
8) Литературный язык - это язык радио и телевидения, газет и журналов, государственных и культурных учреждений.
Учитель: Доказать правомерность этих цитат (на доске цитаты).
1. Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время ( и оно не за горами), - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара (А.Н. Толстой)
2. Чужой язык распространяется не пожарами и саблею, а собственными обилием и превосходством (А.С. Пушкин)
3. Учитель: Русский язык издавна считается одним из важнейших и богатейших языков мира. В настоящее время в мире им владеют около полумиллиарда человек. Знание только русского языка или английского языка открывает доступ к 75-80% всей информации, существующей в мире. Как известно, русский язык является рабочим языком международных съездов, конгрессов, конференций. Еще в 1945 году ООН объявила пять официальных (рабочих) языков: английский, русский, французский, испанский и китайский. В 1973 году ООН признала шестым официальным языком арабский. На русском языке написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Русский язык изучается в средних и высших учебных заведениях десятков стран мира. В некоторых из них он является предметом школьного изучения. Кроме того, во всех странах созданы курсы по изучению русского языка. Мотивом свободного выбора русского языка в настоящее время становится нечто иное, чем просто отвлеченный интерес к русскому языку, - его изучение приобретают конкретные цели. Это и работа в совместных предприятиях, участие в тысячекратно увеличившихся обменах, это и желание самому следить за русскоязычными общественно - политическими публикациями, за научной информацией, за дипломатией. Вопросу изучения русского языка посвящен обзор политической карты мира – «Планета изучает русский язык».
4. Делегаты разных стран» читают подготовленные ими сообщения об изучении русского языка в странах мира.
Ученик:Русский язык в Польше. Изучение русского языка во всех вузах и школах в качестве первого иностранного языка датируется 1944-1946 гг. Он был введен как обязательный в школах Польши с 1 сентября 1944 года.
На сегодняшний день картина такова, что в начальной школе 61,1% учеников в качестве иностранного изучают русский язык. Что касается общеобразовательных лицеев, то там русский язык изучают 55,5% лицеистов. Подготовка специалистов в области русского языка ведется в 11 университетах и в высших педагогических школах страны. Преподавание русского языка в начальных школах начинается с 5 класса и продолжается в лицеях и профессиональных школах. Распространение русского языка в странах Европы и Азии прослеживается с 11 века.
Ученик:Русский язык в Китае. Русский язык, наряду с другими иностранными языками, как один из обязательных предметов изучается в средней школе Китая. С развитием экономических и культурных связей. КНР с зарубежными странами за последние 10 лет интерес у китайских школьников к русскому языку непрерывно растет. В Шанхае среди десятков академий, университетов, институтов есть такие вузы, выпускающие русистов – филологов. Русский язык как специальность изучается в двух вузах: Хуадинском педагогическом университете и Шанхайском институте иностранных языков.
Практикуются разные курсы русского языка. Кроме аудиторских занятий, существуют радиозанятия, которые более эффективны в деле популяризации русского языка. В назначенное время у радиоприемников сидят свыше 10 тысяч слушателей. Для желающих дополнительно организованы очное обучение (три академических часа в неделю) и консультация (раз в месяц).
Учитель: Почему изучают русский язык люди мира?
Русский язык отличается звучностью, мелодичностью. Это один из самых музыкальных языков. Еще в 1973 году известный немецкий правовед Рюдигер писал: «Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский».
«Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно и разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии».(Проспер Мериме)
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…»(А. Куприн)
Читается отрывок из 10 главы повести Н. В. Гоголя «Страшная месть».
Чуден Днепр (при такой погоде), когда вольно и плавно (мчит сквозь леса и горы) полные воды свои…
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах.
Далее читается стихотворение А. С. Пушкина.
Мороз и солнце, день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Скопление сонорных звуков [р] и [л] создает определенную инструментовку текста, его гармоничное «равновесие». Здесь главным образом, звонкий дрожащий и упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением торжественного звона, с радостью, хорошим настроением, вызванным солнечным морозным утром.
Звучат стихи о русском языке И. С. Тургенева
Русский язык
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины – ты один мне поддержка и опора,
о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что
совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не
был дан великому народу!
Сообщение ученика о Федеральном законе «О русском языке как государственном языке Российской Федерации».
Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.
Законопроект ставит следующие цели:
усилить консолидирующую роль русского языка как государственного языка;
укрепить правовую основу использования русского языка как государственного язык Российской Федерации.
4.Учитель: А теперь мы с вами напишем небольшой диктант, связанный с темой урока:
1) Запишите под диктовку текст.
Русский язык — один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,— народ великий»,— говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Учитель: А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте грамотность написания диктанта с вынесением на поля ошибок и выставлением отметок. При проверке тетрадей я пересмотрю ваши работы.
2) Очень многие писатели восхищались русским языком, отмечая его красоту и особенности. Кратко проанализируйте высказывания, высказав своё согласие или несогласие, приведите аргументы в защиту своего мнения.
Запишите в тетрадь высказывания, используя прямую или косвенную речь.
«Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись». (С.Я. Маршак)
«В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине…». (К.Д. Ушинский)
«Язык живет вместе с жизнью народа». (В.Г. Белинский)
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К.Г. Паустовский)
«Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем». (Н. Рерих)
Учитель: Замените словосочетания одним словом с приставкой.
1. Лишённый смысла. 2. Находящийся за пределами школы. 3. Никогда не умирающий. 4. Расположенный у берега, вдоль берега. 5. Относящийся ко времени перед восходом солнца. 6. Не имеющий определённой формы. 7. Очень некрасивый, уродливый. 8. Не дающий результата, напрасный.
Учитель: Ну Вот и подошел к концу наш урок (заключительное слово учителя).
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в челе которых блистает опять – таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
7.Д.з. - Написать сочинение-миниатюру на тему «Язык - лучший посредник установления дружбы и согласия».