kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа по предупреждению недочетов в употреблении полных и кратких прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предпринемается попытка по предупреждению недочетов в употреблении  полных и кратких прилагательных при изучении темы "Имя прилагательное" на уроках русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа по предупреждению недочетов в употреблении полных и кратких прилагательных»


Работа по предупреждению недочетов в употреблении

полных и кратких прилагательных


Род прилагательных представляет собой категорию синтаксическую, он определен родом соответствующего существительного, и прямо указывает на связь между существительным и прилагательным. Род прилагательного формирует номинативную ценность тогда, когда прилагательное соединяется с существительным общего рода типа неряха, грязнуля, соня. В этом случае мужской род имени прилагательного указывает на мужской пол обозначенного существительным лица, женский род прилагательного указывает соответственно на женский пол. Будучи обусловленной категорией рода существительных, категория рода имен прилагательных принимает четыре значения: мужской, женский, средний и парный. Последний совпадает по форме с множественным числом.

Категория числа у имен прилагательных принято считать и морфологической. Как правило, эта категория в большинстве своем синтаксическая, благодаря ей, как и благодаря категории рода, происходит связь между существительным и прилагательным. Но при неизменяемых существительных мужского, женского и среднего рода форма числа прилагательного дает указание на единичность или неединичность предмета, представленного существительными: старая леди и старые леди, молодой кенгуру и молодые кенгуру, новое пальто и новые пальто. При существительных парного рода – изменяемых и неизменяемых – прилагательные таким свойством не обладают по причине омонимии форм прилагательных парного рода единственного числа: новые бигуди, брюки, ворота оставляют вопрос о числе бигуди, брюк и ворот неясным [1, с.78].

Категория одушевленности-неодушевленности есть у прилагательных, кроме типа беж, в форме винительного падежа единственного числа мужского рода или в форме винительного падежа множественного числа и парного рода. Выбор формы прилагательного обусловлен значением категории одушевленности или неодушевленности соответствующего существительного. Неодушевленные существительные требуют формы прилагательного, равной именительному: вижу новый дом, красивые заборы, железные крыши, красивые окна. Одушевленные существительные требуют формы прилагательного, равной родительному: вижу старого сторожа, красивых плотников, молодых доярок и ужасных насекомых. Становится ясным, что категория одушевленности-неодушевленности у прилагательных выступает как синтаксическая, то есть фиксирует отсутствие собственной номинативной значимости, а обусловленная связью с соответствующими существительными. В ограниченной сфере своего применения категория эта выступает у прилагательных как обязательная и как регулярная. Ограниченность сферы применения является значительным отличием как морфологической категории прилагательных от категории рода, числа и падежа. Падеж у всех прилагательных, кроме типа беж, также является категорией строго обязательной. Он, так же как род, число и одушевленность, не обладает в большинстве случаев собственной номинативной значимостью, а всего лишь указывает на связь с подходящим существительным, то есть показывает синтаксический элемент значения [2, с.7]. Тем не менее, соединяясь с неизменяемыми существительными, прилагательные лишь формально выражают принадлежность к тому или другому падежу: студент МГУ и студент университета. В последнем случае родительный падеж представлен флексией прилагательного -а, в случае студент МГУ родительный падеж не обладает формальным выражением. В словосочетании студент всемирно известного МГУ флексия прилагательного -ого, показывает на форму родительного падежа, который, кроме этого прилагательного, с формальной точки зрения никак не выражен. Склонение прилагательных в отличие от существительных, изменяется не только по числам и падежам, но и по родам в единственном числе. В русском языке выделяют два типа склонения прилагательных: продуктивный и непродуктивный [3, с.78]. По продуктивному типу склоняются полные качественные и относительные прилагательные. Второй тип непродуктивный. По нему склоняются притяжательные прилагательные с суффиксами -ов(-ев), -ин(-ын). В зависимости от конечного согласного основы в склонении основного (продуктивного) типа прилагательных выделяется три разновидности: твердая, мягкая и смешанная. Различия в склонении этих прилагательных незначительны.

Являясь грамматической категорией, формирующей и объединяющей слова, формируют признак предмета, имена прилагательные являются «определяющими имена существительные и обычно согласуемыми с ними в роде, числе и падеже». Система склонения имен прилагательных, так же как и существительных, основана на совмещении в окончании признаков рода, числа и падежа, но в формах множественного числа родовые различия отсутствуют [4, с.70].

В процессе изучения имени прилагательного в 6 классе продолжается работа по предупреждению речевых ошибок, связанных с согласованием слов. Этому вопросу уделяют должное внимание учебник и учителя. Оправдали себя упражнения с такими заданиями:

– выписать прилагательные вместе с теми существительными, к которым они относятся, и подчеркнуть окончания;

– вставить пропущенные буквы в падежные окончания прилагательных;

– поставить в нужных падежах прилагательные, заключенные в скобки.

Обращать внимание учащихся на согласование прилагательных с существительными надо с самого начала изучения темы, т.е. задолго до изучения темы «Склонения полных прилагательных». Например, при закреплении знаний о связи прилагательного с существительными и об изменении прилагательного обращается внимание на то, какие падежные окончание приобретают прилагательные в результате согласования с существительными [5, с. 23].

В учебнике в упражнении требуется указать прилагательные и существительные, к которым они относятся; задание усложняется тем, что учащимся предлагается подчеркнуть падежные окончания прилагательных и поставить вопрос, на который они отвечают [6, с.93].

В ходе изучения темы «Прилагательные качественные и относительные» проводится та же дополнительная работа. В упражнении предлагается сначала выписать притяжательные прилагательные вместе с определяемыми существительными, затем – относительные прилагательные. Очень уместно в таком задании подчеркнуть падежные окончания прилагательных и поставить вопрос, на который они отвечают.

При прохождении темы «Склонение качественных и относительных прилагательных» прилагательные склоняются вместе с определяемыми существительными. Это дает возможность еще раз подчеркнуть связь прилагательных с существительными [7, с.78].

В дальнейшем, в период изучения темы: «Правописание падежных окончаний прилагательных», все внимание, естественно, сосредоточивается на особенно трудных случаях согласования прилагательных с существительными. Учитель включает в упражнения такие предложения, в которых прилагательные удалены от определяемых существительных.

В связи с изучением подтем «Прилагательные полные и краткие», «Роль прилагательных в предложении» предупреждаются недочеты, заключающиеся в неуместном употреблении полных прилагательных в роли сказуемого [8, с.90].

С этой целью во время объяснения домашнего задания и проверки его обращается внимание учащегося на то, что полные прилагательные в предложении чаще всего являются определениями, краткие – сказуемыми. Это уместно сделать при выполнении и разборе упражнений.

Такая же работа проводится и в ходе изучения подтемы «Правописание кратких качественных прилагательных ».

Так проводится работа по предупреждению недочетов в употреблении полных и кратких прилагательных во время изучения раздела «Имя прилагательное».

Литература:

  1. Пылеева И., Организация учебного процесса преподавателя русского языка: практ.пособие.– М.: Педагогика, 2021. – 148 с.

  2. Граудина А.А. Культура русской речи: Учебник для вузов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020. – 323 с.

  3. Федоренко Л.П. Русский язык: Методическое пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2021. – 295 с.

  4. Сергеев И.В. Русский язык: Учебник.– М.: Педагогика, 2020. – 290 с.

  5. Мировая А. Русская эволюция в языке: Основные этапы. – М.: Руссо, 2021. – 240 с.

  6. Паленко Н. Методика преподавания русского языка: практ.пособие.– М.: Педагогика, 2019. – 277 с.

  7. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5-9 классах // Педагогика в средней школе. – 2017. – № 1. – С. 165-169.

  8. Власенков А.И.Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020. – 323 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Работа по предупреждению недочетов в употреблении полных и кратких прилагательных

Автор: Дузенова Лейла Амирхановна

Дата: 10.02.2022

Номер свидетельства: 599994


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства