kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа со словарными словами при помощи мнемосистемы «связей»/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество нуждается в гражданах с активной гражданской позицией, грамотных, обладающих развитой речью, имеющих богатый словарный запас. Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя - словесники прилагают большие усилия, однако грамотность продолжает оставаться низкой. Это связано, в первую очередь, с тем, что у обучающихся отсутствует мотивация к занятиям русским языком. Использование учителем однообразных форм и приемов работы на уроке, отсутствие системы в работе делают его скучным и непривлекательным для школьников.

    При этом возникают противоречия между

- потребностью общества в гражданах с богатым словарным запасом, способных ориентироваться в сложных ситуациях и несовершенством образовательной системы, которая должна готовить таких граждан;

- необходимостью формирования у современных школьников культуры устной и письменной речи и отсутствием системы в работе учителя по решению этой проблемы.

    В связи с этим возникает проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность.

    Цель: организация работы со словарными словами на уроке русского языка для развития орфографической грамотности обучающихся.

    Объект исследования: процесс развития орфографической грамотности обучающихся на уроках русского языка.

    Предмет исследования: методы и приемы работы со словарными словами.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа со словарными словами при помощи мнемосистемы «связей»/ »

Работа со словарными словами при помощи мнемосистемы «связей».


Словарные слова учащиеся запоминают при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем:

  1. Запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;

  2. Объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Словарные слова распределены на группы, каждая группа имеет свой сюжет. Например: рабочий

работа

сапоги

пальто

машина

завод

Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.

однажды

осина

орех

Однажды на осине вырос орех. (Буква О - широко раскрытые от удивления глаза).

хорошо

быстро

весело

скоро

Как кататься на велосипеде? Хорошо, быстро, весело, скоро. (Буква О - колеса велосипеда).

погода

дорога

город

овощи

горох

морковь

огурец

помидор

но:

капуста

картофель

Стояла хорошая погода, мы ехали по дороге на огород сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры. (Семена у них круглые или овальные, они напоминают букву О. но есть на нашем огороде и «неправильные» овощи. Семена у них круглые, а пишем в словах букву А: капуста, картофель).

сорока

ворона

молоко

корова

город

мороз

воробей

Сорока - ворона кашку варила, кашку на молоке, на молоке от коровы. В городе был сильный мороз, прилетел голодный воробей и всю кашку съел.

деревня

ребята

ученик

дежурный

тетрадь

пенал

В деревне стоит школа. В 1 классе учатся ребята. Дежурный ученик проверяет тетради и пенал.

месяц

заяц

язык

земляника

Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику.

класс

суббота

русский

В нашем классе в субботу русский язык.

отец

обед

молоток

топор

Наступило время обеда, отец отложил молоток, топор и пошел домой. (Голова человечка и часы, показывающие обеденное время, напоминают букву О.)

пассажир

аккуратно

аллея

расстояние

Пассажир аккуратно прошёл по аллее большое расстояние.

вчера

везде

беседа

интересный

путешествие

инженер

сегодня

телефон

прекрасный

семена

Вчера везде была беседа об интересном путешествии инженера, сегодня по телефону говорили о прекрасных семенах.

Для проверки знания словарных слов используют карточки, покрытые скотчем. На каждой карточке около 20 слов. Ученики фломастером зачеркивают ненужную букву, после проверки учитель стирает написанное фломастером, и карточка снова готова к использованию. На выполнение задания отводится одна минута.

Таким образом, словарные слова запоминаются легче при использовании мнемосистемы, то есть, слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, но также вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его.

Итак, повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка. В качестве основной причины низкой грамотности учеников авторы выделяют отсутствие у учителей системы работы со словарными словами.

Запоминание при помощи «мнемосистемы» как прием повышения орфографической грамотности является одним из самых эффективных при работе с детьми на уроках русского языка.


2.2 Этимологический анализ слова как прием работы со словарными словами


В области обучения русскому языку перед учителями стоят две задачи в их единстве: развитие орфографического навыка и развитие устной и письменной речи, то есть развитие умения толково излагать мысли. Одной из причин недостаточной грамотности школьников является разрыв между орфографическими занятиями и культурой речи детей. При обучении орфографии обязательно нужно использовать активные методы работы, которые возбуждали бы самостоятельную мысль и речевую деятельность ребенка.

Одним из средств решения этих задач является использование этимологического анализа слов на уроках. Этимология–раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в его структуре и значениях.

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить и об отношении человека к его Родине»,- писал К. Г. Паустовский. На каждом уроке русского языка необходимо приучать ребенка рассуждать, почему то или иное слово так называется, пишется, произносится; каких “родственников” имеет данное слово в прошлом и настоящем нашего языка.

Элементы этимологического анализа слов должны быть использованы, прежде всего, в работе над словами с непроверяемым написанием, которые даются в программе по русскому языку на каждом году обучения.

Правописание таких слов остается у многих детей неосвоенным, если в их обучении исключалась активная мыслительная деятельность. Известно, что учащихся привлекает все новое, неожиданное. Неожиданность, необычность в работе со словами становится тем раздражителем, который рождает осмысленный интерес у ребенка к явлениям языка.

Основу этимологических изысканий составляет сравнительно-исторический метод, который опирается на законы фонетических изменений, на закономерности и тенденции изменения морфологического, словообразовательного, синтаксического и лексического уровней языка. Анализируемое слово сопоставляется с потенциально родственными словами того же языка или родственных языков. Большую помощь при выяснении исторического значения слова может оказать диалектология, поскольку лексика говоров сохраняет обширный фонд архаичных по форме или значениям слов, которые являются исторически связующими звеньями между литературной лексикой и ее истоками.

С точки зрения этимологического анализа слова «неделя», «береза» и «медведь» – производные, поскольку имели в прошлом состоянии языка производящие основы: слово «неделя» было образовано от сочетания «не делать» и обозначало «день, свободный от работы»; существительное «береза» было суффиксальным производным от корня «бе-« (как и прилагательное «белый») и означало «дерево с корой белого цвета». Соответственно слово «медведь» рассматривалось как сложное слово, состоящее из двух коней: «мед» и «ед», т.е. медведь – это зверь, который ест мед.

Восстановление первоначального значения слова всегда тесно связано с выяснением его исторической словообразовательной структуры. Прибегая к этимологическому анализу, учитель должен четко разграничивать современный и исторический состав слова. Например, существительные «сутки», «победа», «коньки» с точки зрения современного языка обладают нечленимой непроизводной основой, состоящей только из корня. Однако их исторический состав иной: «су-тк-и», «по-бед-а», «конь-к-и».

Приведем примеры использования этимологического анализа на уроках в работе по развитию орфографической грамотности обучающихся.

При знакомстве с новым словарным словом дается его лексическое значение (по толковому словарю) и объяснение его происхождения (по этимологическому словарю). В некоторых случаях написание гласных в корне, не проверяемых с точки зрения современного русского языка, можно проверить при знакомстве с этимологией слова.

АЛЬБОМ – книга или тетрадь с чистыми листами для рисования, наклеивания марок, хранения фотоснимков.

Слово заимствовано в начале ХIХ века из французского языка; восходит к лат. – альбум – «белая доска для объявлений, распоряжений ко всеобщему сведению», альбус – «белый».

Альбом – альбус = «белый».

АЛЛЕЯ – дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, дорожка в парке или саду.

Это слово заимствовано в XVIII веке из польского языка; восходит из французского алле – «проход, дорога», аллер – «идти».

Аллея – алле, аллер = «проход, идти».

АГРОНОМ – специалист в области сельского хозяйства.

Заимствовано из французского языка в начале XIX века; восходит к греческому агро – «поле, пашня» и номос – «закон», буквально «полезаконник», человек, эти законы знающий,

Агроном – агро, номос = «знающий поле, землю».

Этимологическому анализу могут быть подвергнуты все слова лексической системы языка, словообразовательный анализ которых не дает ответа на то, каково их происхождение. Это и заимствованные слова, не являющиеся исконными в лексической системе русского языка, и собственно русские слова, которые деэтимологизировались и изменили свой морфемный состав.

Не требуют этимологического анализа лишь слова, о происхождении которых ясно говорит их словообразовательный анализ. Это чаще всего слова с «прозрачной» словообразовательной структурой, созданные по активно действующим в современном языке словообразовательным моделям (пришкольный, соавтор, артистка, львица, космонавтика и др.).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Работа со словарными словами при помощи мнемосистемы «связей»/

Автор: Федяева Людмила Ивановна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153944


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства